Глава II.      Натурфилософия в лирике Тютчева



Все во мне, и я во всем!»   Одушевленный взгляд на мироздание в философии,          поэзии,                     музыке    

Севастополь

2019

Междисциплинарный проект

Севастопольской гимназии № 1

Им. А.С.Пушкина

Дипломная работа ученицы 11-А класса

Гришиной Софьи

Руководители

 

Б.М.Бабушкин – русский язык и литература

                 Е.Ф. Степаненко – учитель информатики    

Содержание

Введение……………………………………………...

Глава I . Пантеизм как одушевленность мира…….

Глава II . Натурфилософия в лирике  Ф.И.Тютчева.

Глава III . Пантеизм в поэзии У. Уитмена…………………..

Глава IV. «Лики земли» в творчестве М.А.Волошина….

Глава V . Поэтическая натурфилософия Н.Заболоцкого…

Глава VI. Пантеизм в современном искусстве. Певица Бьорк…

Заключение……………………………………………………..

Введение

Одним из самых ярких моих  переживаний стало чтение сборника Уитмена «Листья травы».

Это случилось прошлой весной в Херсонесе. Синее море, голубое небо, зеленая трава, желтое солнце, свежий ветер и Уитмен:

О счастье моей души, - она вольная, - она прянула молнией!

Мне мало всего шара земного, мне мало любой эпохи,

У меня будут тысячи этих шаров

И все до единой эпохи!

Вместе с автором  я пела   его «Песни радостей» ощущая величие природы и человека. Меня наполняло удивительное чувство единения - все во мне и я во всем.

Меня захватила основная идея творчества поэта единство человека и всего, что его окружает, и я решила более глубоко познакомиться с этим мировоззрением, название которому  пантеизм.

Актуальность темы.

Современный мир состоит из сплошных противоречий: войны, конфликты, техногенные катастрофы, экологические проблемы, размывание понятий  добра и зла – все это негативно отражается на человеке. В технократическом мире человек пытается выстроить свою реальность, заменяя живую природу искусственным виртуальным, цифровым миром, безжалостно эксплуатируя и загрязняя природу, истощая земные ресурсы, оставляя за собой только одно право на потребление. Человек забыл, что он всего лишь часть мироздания, красиво встроенный в божественное бытие, поэтому уметь быть счастливым и радостным возможно только в слиянии с живой природой, в согласии с другим человеком, но не в искусственном  неживом мире.

А каково место человека в космосе, во вселенной? Равнодушная или неравнодушная природа нас окружает? Есть у человека свое предназначение в космосе или космос сам по себе, а человек сам по себе и лучше не смотреть в эту бездну? Или можно обрести равновесие обусловленным нормальным функционированием всех основных элементов вселенной и телесной организацией человека. Найти ответы на эти вопросы помогает мировая культура,  издревле ищущая ответы  на вопросы о системе мироздания, места в этой системе Бога, природы, человека.

Глава I.  Пантеизм как  одушевленность мира.

Пантеизм (греч. pаn – "всё, всякий" и греч. theos – "бог, божество") – религиозно-философское учение, отождествляющее Бога с миром (вселенной, человеком) и рассматривающее природу как воплощение Божества. В пантеизме Бог находится не за пределами природы, а растворяется в ней. Бог полностью имманентен  космосу. Человек, по пантеистическому учению, является частицей божества, лишь на миг земной жизни, осознающий себя, чтобы затем навсегда раствориться в бесконечном океане духа.

Поэтому правильнее было бы говорить, что в этом случае речь идет не столько о Боге, сколько о неком духовном или разумном начале (сущности, принципе) Вселенной.

Греческие философы, как правило, говоря об этом начале, не употребляли термина «Бог».

У Пифагора, например, оно называется Числом, у Ксенофана – Единым, у Гераклита – Логосом, у Аристотеля – Умом. Таким образом, применительно к пантеизму правильнее говорить не о Боге, а о Мировом разуме, Душе Вселенной, Сознании космоса. В пантеизме говорится о таком духовном начале мироздания, которое находится везде и во всем и поэтому нигде конкретно, которое представляет собой абсолютно все, и поэтому – ничто из известного нам и определенного. Это начало ниоткуда не взялось и никуда не может деться, у него нет никакой причины или же, иначе, оно – причина самого себя.

Именно наличие этого начала в мироздании, считали древние греки, делает его гармоничным, красивым и упорядоченным. Посмотрим вокруг себя – нас окружает мировой порядок: все части мира строго подогнаны друг к другу, все устроено разумно и целесообразно, будто по некому генеральному плану. День строго сменяется ночью, а весна – летом, из семян вырастают деревья и дают новые семена, планеты и звезды движутся по небосводу с точностью часового механизма. В природе ничего не бывает просто так или неизвестно зачем, наоборот, все существует для чего-то, с какой-то определенной целью. У любого растения есть корни, чтобы оно могло брать из Земли влагу и минеральные вещества, необходимые ему для жизни, у него есть листва, чтобы поглощать энергию Солнца и углекислый газ. А разве есть что-либо лишнее в человеческом организме, разве не разумно и даже гениально он устроен? Глаза у человека для того, чтобы видеть, уши – слышать, ноги – ходить, руки – хватать и так далее. То же самое можно сказать о любом объекте мира. Все в нем продумано до мелочей. Возникает вопрос – могло ли все это мировое разнообразие само собой так грамотно и правильно организоваться, само по себе выстроиться в удивительно стройный порядок? Конечно же, не могло. Значит, надо признать наличие во Вселенной некой разумной силы, которая устроила всю видимую нами красоту и гармонию мира.

Эта сила, по представлениям древних, и является пантеистическим началом, пронизывающим космос.

Первыми историческими формами пантеизма считаются некоторые системы древнеиндийской (брахманизм, индуизм, веданта) и древнекитайской (даосизм) мысли, а также философские концепции древнегреческих философов Фалеса, Анаксимена, Анаксимандра. Философские идеи древнегреческих философов Парменида, Анаксагора, Гераклита, Платона в целом утверждают пантеизм. Пантеизм исповедовали стоики и последователи Плотина. В XVII в. главными представителями пантеизма были Спиноза. Немецкая философия после Канта развилась под сильным влиянием Спинозы, и, вся, она,

может быть названа пантеистической, в особенности Шеллинга и Гегеля.

Немецкий мыслитель Майстер Экхарт раскрывает мистический пантеизм. Согласно Экхарту,  «бытие есть Бог», ведь «...если бытие есть нечто отличное от самого Бога, то Бога или нет или Он не является Богом». И, следовательно, «если бытие есть нечто иное, чем Бог, творцом должен быть кто-то отличный от Бога». И «...если нет Бога, то нет ничего».

Таким образом, «бытие есть Бог в Его сущности. Поэтому от Него, и лишь от Него, получают все вещи свое бытие»; «...будучи бытием, Бог есть первое и последнее, «начало и конец».

В русской православной культуре уже в самых ранних формах просматриваются пантеистические мотивы. Причины этого заложены в особенностях развития христианства в русской культуре, принятие христианства сочеталось с сохранением элементов языческого обожествления природы. Эту черту русского православия и русской культуры хорошо описал Е. Трубецкой, утверждающий, что в русской иконописи периода ее расцвета (XIV- XVI вв.) явно видно стремление к сближению небесного, божественного мира и мира земного, человеческого. Особенно наглядно соответствующие черты проявляются в творчестве Андрея Рублева. Иконы Рублева выражают единство Бога и земной реальности, божественный свет  наполняет все пространство изображения и означает присутствие Бога в каждом элементе бытия, при этом именно человек способен в полной мере воспринять божественный свет и соединится с Богом, раскрывая при этом свое божественное совершенство.

В первой половине XIX в., когда происходило становление самостоятельной философской мысли в России, пантеистические тенденции стали известными благодаря огромному влиянию Шеллинга. Первая самостоятельная система русской философии, система П. Чаадаева, явно тяготеет к пантеизму. Для Чаадаева Бог – это сила единения, действующая во всем мире и ведущая мир к состоянию абсолютного единства. Указанное единство Чаадаев называет «великое всё» и понимает его в качестве абсолютной цели мирового процесса, этой своей концепцией Чаадаев дает начало характерной для русской мысли традиции философии всеединства. Очень похожая по своему смыслу концепция присутствует в философии Владимира Соловьева, его пантеистические идеи явно связаны с влиянием идей Шеллинга, Гегеля и Спинозы. Описывая мировой процесс, Соловьев приходит к выводу, что его целью является состояние всеединства, т.е переход мира совершенное, божественное состояние, в котором мир соединяется с Богом. Чтобы эта цель была достигнута должно произойти превращение человечества в Богочеловечество, человечество должно прийти в неразрывное единство с Богом и превратится в силу, направляющую мир к абсолютному совершенству. Система Соловьева оказала решающее влияние на все последующее развитие русской философии, поэтому от правильных оценок ее смысл зависит понимание основных тенденций русской философии.

Пантеистическая тенденция присутствует также в философии Ивана Ильина. В своих поздних работах он часто использует как тождественные по содержанию понятия «Бог», «божественная ткань мира», «божественная субстанция мира».  Это приводит к достаточно явному впечатлению, что Бог для Ильина имманентен миру – в полном соответствии с идеями Гегеля, который оказал большое влияние на Ильина.  

Как у человека есть разум и душа, так они есть и у любого предмета, так же они есть у всего мироздания в целом. Мир одушевлен, считали древние, – не только человек наделен разумом, но все вокруг него является и живым и разумным. Поэтому весь мир – это как бы повторение человека в огромных масштабах, а человек – малая копия мироздания. По представлениям древних греков мир – это грандиозный, живой и разумный организм, подобный человеку. Они называли Вселенную макрокосмосом (греч. makros – большой и kosmos – мир) – большим миром, а человека – микрокосмосом (греч. mikros – маленький и kosmos – мир) – малым миром.

Пантеизм представлял собой попытку максимально «приблизить» Бога к миру и природе. "Пантеисты "реабилитировали" материю, отождествив ее с Богом и приписав ей божественную самодеятельность. Как отмечал В.В.Соколов, завершения эта идея достигла в натурфилософии Бруно.. Джордано Бруно писал о единстве микро - и макрокосмоса. "Все вещи находятся во вселенной и вселенная во всех вещах, мы - в ней, она - в нас" [Дж.Бруно 1949: 278]. По мнению Бруно, Бог был растворен в природе, поэтому и природу он назвал божественной. "...Бруно называет бога универсальной всеобъемлющей субстанцией, самой глубокой сущностью природы" Пантеизм входил в миропонимание как философов-богословов (Николай Кузанский), так и ученых-натурфилософов (Бруно, Парацельс, Кампанелла), художников (Леонардо да Винчи), писателей. Все они рассматривали природу как материальную субстанцию, наделенную божественным началом и являющуюся вечно живой и гармоничной. Эти идеи нашли отражение и в исследованиях по философии последующих эпох. Натурфилософы именно природным стихиям уделяют особую роль в построении Космоса. Считалось, что их равновесием обусловлено нормальное функционирование всех основных элементов Вселенной и телесной организации человека.

Глава II.      Натурфилософия в лирике Тютчева

 Ф.И.Тютчев (1803-1873) "самый натурфилософский из русских поэтов: примерно пять шестых его творческого наследия... составляют стихи, посвященные природе" [Эпштейн 1990: 220]. По словам Вл. Соловьева, "ощущаемую им живую красоту он принимал и понимал не как свою фантазию, а как истину" [Соловьев 1991:446]. Именно в природе ключ к истинному бытию, душе мира.  Однако говорить, что природа  занимает в поэзии Тютчева главенствующее положение, неверно потому, что собственно пейзажных стихотворений, в которых был бы представлены просто зарисовки природы, в творчестве поэта нет. Природа лишь в ее внешних проявлениях поэта привлекала мало. Он пытался постичь тайну и глубину ее жизни, за каждым внешним проявлением прозревая душу природы, ее вселенские масштабы и космические глубины. Вот почему лирику Тютчева можно назвать натурфилософской, то есть раскрывающей философию природы - ее жизни, ее смысла и предназначения, ее связи с жизнью человека и космоса. Обладая особым типом сознания, который принято называть космическим, Тютчев воспринимал мироздание в нерасторжимом единстве всех его составляющих: в единстве материального, внешнего и духовного, внутреннего.

 Мироощущение раннего Тютчева можно назвать пантеистическим,так как он утверждал, что природа составляет с Божеством единое целое. Именно природа есть проявление божественного замысла, божественных сил, охватывающих все сущее.

Пантеистические мотивы Тютчева глубоко дуалистичены и уходят своими корнями в древнегреческую мифологию с её противопоставлением земного и небесного, хаоса и космоса, тьмы и света, жизни и смерти. Поэтическим эквивалентом натурфилософской концепции является стихотворение "Не то, что мните вы, природа...":

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 1520; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!