Когда пробьет последний час природы,
Состав частей разрушится земных,
Все зримое опять покроют воды
И Божий лик отобразится в них.
Все явления природы в мире Тютчева находятся в непрестанном движении, выразителем которого зачастую становится шум: весенние воды "бегут", "гласят", будят сонную жизнь, весенний гром "веселится и играет", "грохочет в небе голубом", бушующее ночное море наполняет мир "грохотом и громом", морская волна с ее "бурным бегом" сопоставляется с морским конем.
Человек и природа. Мысль о нерасторжимой связи человека и природы проходит через все творчество Тютчева, являясь одной из самых излюбленных для него натурфилософских идей. Человек у Тютчева включен в единый процесс мирового, космического бытия. Вся жизнь его, по убеждению поэта, - лишь "рифма к природе". Чувствуя родственную близость стихиям Огня, Воздуха, Воды и Земли, человек является их порождением и носителем их свойств. Мир в натурфилософской лирике Тютчева предстает как величавое и торжественное всеединство, звучащее стройным аккордом, и одним из созвучий в этом аккорде должен быть человек. Всякому душевному состоянию, всякому возрасту человека есть отзвук в природе: "Дума за думой, волна за волной – два проявленья стихии одной".
Человек включен в мировой ритм, он живет по природному календарю, и в его жизни есть весна юности, лето зрелости, ранняя осень - собирания плодов, поздняя осень увядания и сковывающая холодом приближающейся смерти зима старости. Эта идея тождества жизни человека и жизни природы явлена во многих стихах Тютчева, на ней строится вся лирическая система поэта и мыслителя.Каждое явление природы имеет для Тютчева свою характерологию, личностную, человеческую.Знойный полдень для него - лень, душное молчание воздуха в преддверии грозы – волнение влюбленной души, гроза - разгул человеческих страстей. Погода для Тютчева - не просто фон, а важное событие общемировой жизни, которое непременно отражается в душе каждого человека:
|
|
Не всё душе болезненное снится:
Пришла весна - и небо прояснится.
Каждое явление природы находит свой отзвук в душе и жизни человека, что выражается в приеме структурного параллелизма. Он зачастую лежит в основе композиции тютчевских лирических миниатюр, когда первая строфа содержит пейзажную зарисовку, а вторая сообщает первой особый философский смысл, соотнося описанное явление природы с человеком. Грань между явлениями природы и жизнью человека стирается, исчезает, одно переходит в другое, и становится понятным, почему природа оказывает на человека сильнейшее воздействие. Так, в стихотворении "Еще земли печален вид" пробуждается к жизни весенняя природа, и просыпается душа человека, открываясь навстречу радости и любви:
|
|
Еще земли печален вид,
А воздух уж весною дышит,
И мертвый в поле стебль колышет,
И елей ветки шевелит.
Еще природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну прослышала она,
И ей невольно улыбнулась…
Душа, душа, спала и ты...
Но что же вдруг тебя волнует.
Твой сон ласкает и целует
И золотит твои мечты?..
Есть в лирике Тютчева и иная мысль, сообщающая раздумьям поэта драматический оттенок - это мысль о разладе между природой и человеком:
Невозмутимый строй во всем,
Созвучье полное в природе, -
Лишь в нашей призрачной свободе
Разлад мы с нею сознаем.
Откуда, как разлад возник?
И отчего же в общем хоре
Душа не то поет, что море,
И ропщет мыслящий тростник?
Человек часто становится дисгармонизирующим началом в природной космической жизни, и в этой разобщенности с природой Тютчев видел главную трагедию человеческого существования. Чтобы победить в себе "злую жизнь", человек должен слиться с природой, раствориться в её "животворном океане", хотя бы на мгновение причаститься "жизни Божески всемирной". Достичь утешения и успокоения можно, лишь исчезнув в великом "ВСЕ" мира, подобно тому, как исчезают реки в море, "смешаться" с "миром дремлющим". Обращаясь к сумеркам, поэт восклицает: "Дай вкусить уничтоженья, с миром дремлющим смешай!". А глядя на волны ночного бушующего моря, поэт восклицает: "О, как охотно бы в их обаянье // Всю потопил бы я душу свою!". С великой простотой и мудростью он роняет: "Бесследно все, и так легко не быть!".
|
|
Разъединение человека с природой мыслится поэтом не только как нечто противоестественное, не соответствующее природному бытию, непонятное, почти необъяснимое. Тютчев пытается ответить на роковой вопрос: "Откуда, как разлад возник?". Тютчев признавал истинное бытие лишь у Мировой Души и отрицал его у индивидуальных "Я". Он верил, что бытие индивидуальное есть призрак, заблуждение, от которого освобождает смерть, возвращая нас в великое "ВСЁ" Вполне определенно говорит об этом одно стихотворение «Смотри, как на речном просторе», в котором жизнь людей сравнивается с речными льдинами, уносимыми потоком "во всеобъемлющее море". Они все там, большие и малые, "утратив прежний образ свой", сливаются с "роковой бездной". Тютчев сам и объясняет свое иносказание:
|
|
О, нашей мысли обольщенье,
Ты - человеческое я:
Не таково ль твое значенье,
Не такова ль судьба твоя!"
"Самый настойчивый мотив всей натурфилософской тютчевской лирики, - писал В. Брюсов, - противоположение вечной и неувядаемой стихийной жизни природы скоротечному, бесследно исчезающему индивидуальному бытию". Проходят века, а природа продолжает сиять "вечной красотой", и так будет всегда:
Веет запахом медовым.
Чудный день! Пройдут века –
Так же будут в вечном строе,
Течь и искриться река
Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 599; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!