ПОЛЯРНОЕ ИЛИ РАЗЛИЧАЮЩЕЕ ЗНАНИЕ



 

Неразличающее знание означает функциональный порядок, который может возникать только как автоматическое поведение. Только там, где есть различение качества, может быть отбор и адаптация. Способность распознавать различия качества требует разделения сознания. Без этого не может быть сравнения двух функциональных упорядоченностей с тем взвешиванием суждения, которое является предшественником выбора. Ступень знания, на которой две функциональных упорядоченности одновременно схватываются и сравниваются, может быть названа полярным или различающим знанием.

В соответствии с принципом полярности, простое разделение двух упорядоченностей может породить силу, но не отношение. В целом, когда сравниваются две упорядоченности, одна представляет большую степень активности, чем другая, и выступает, следовательно, по отношению к другой, как утверждение по отношению к отрицанию. Таким образом возникает "да или нет", являющееся одним из элементов выбора. Нет, однако, истинного "да или нет", пока нет разницы качества, узнаваемой и схватываемой в один момент в сознании. Это различение, посредством которого знание переходит от автоматической адаптации к избирательному реагированию.

Поскольку пассивная адаптация – это растительное состояние, мы можем и к неразличающему знанию применить термин "растительное", чтобы отличить его от различающего или "животного" знания. В целом весь опыт животных полярен, поскольку здесь имеет место взаимодействие причинных и целенаправленных факторов, всюду дающее себя знать.[62]

Животное есть в одно и то же время причинно детерминированный физико-химический механизм и живое существо, стремящееся – сознательно или бессознательно – реализовать цель или придти к какому-то результату. Вся подлинно животная деятельность, следовательно, требует второго рода знания так же как и первого.

Переведенное в человеческую сферу, полярное знание в основном касается приспособления средств к целям, что соответствует определению Дьюи знания как "убеждения, способствующего успеху". Тем не менее, полярное знание не соотносит эффективно его обладателя с объектом, здесь остается полярное различение знающего и знаемого, равно как и полярное противопоставление утверждения и отрицания.

В этой связи стоит отметить одно последствие отсутствия соотнесенности в полярном знании. Это опыт комического и трагического. В нашей человеческой  жизни мы обнаруживаем случаи, когда есть разделение сил без возможности соответствующего ответа. Утверждение и отрицание остаются как бы взвешенными, и мы испытываем состояние напряжения, которое может быть смягчено лишь искусственно, смехом или слезами. Это форма поведения, которая возникает как согласующая сила, когда мы встречаемся с комическими событиями, требующими от нас отрицания, которое было бы абсурдным. С другой стороны, в трагической ситуации также есть взвешивание сил, где утверждение оказывается невозможным из-за отсутствия согласующей или соотносящей силы.

В обычных условиях жизни полярное знание может быть эффективным, поскольку обычно имеется доступный способ действия, способный согласовать противоположные силы, как например, в случае, когда мы должны выбирать между сиюминутным страданием и будущим удовольствием или наоборот. Тем не менее, полярному знанию всегда недостает объективной отнесенности, то есть средств самоверификации.

2.5.5. ОТНОСИТЕЛЬНОЕ ЗНАНИЕ[63]

 

Появление относительного знания совпадает с рождением понимания. Оно может возникнуть лишь в опыте, в котором одна внутренняя функциональная упорядоченность может согласовать две других, внешних или внутренних. Посредством знания такого рода несоотносимые иным путем факты могут быть соединены в связную систему. Более того, его влияние на поведение состоит в порождении не примитивной адаптации типа "да или нет", а различающего выбора.

Триадическое отношение может преодолеть полярный барьер, который разделяет субъективный и объективный опыт человека. Относительное знание стоит посредине между знающим и знаемым, участвуя в характере обоих. Ему могут быть причастны те, кто владеет соответствующими средствами коммуникации в одной из форм подлинного языка. С другой стороны, неразличающее знание имеет мало значимости за пределами того частного целого, в котором оно присутствует. Оно не может быть коммуницировано или разделяемо. Полярное знание тоже некоммуницируемо, потому что оно зависит от частного случая, представляющего третью силу,. Даже будучи очевидно общим по своему характеру, полярное знание не может избежать непосредственной субъективности существа, в котором оно присутствует.

Связь между относительным знанием и пониманием можно увидеть, если мы рассмотрим способ, которым оно приобретается. В то время, как более примитивные формы развиваются путем простого увеличения опыта – чувственных впечатлений или внутренних ассоциаций – относительное знание требует предварительного возникновения полярности. Посредством этого старое и новое противопоставляются. Есть момент критики – взвешенного суждения – которому наличествующий уже опыт, требующий своего места в триаде, не дает перейти в автоматическую реакцию. Следовательно, взвешивание суждения не автоматично, а сознательно, и в этом взвешивании присутствуют не только упорядочение функции, но также и акт воли.

Относительное знание должно быть нормальным для человека, наделенного троичной природой, каждая составляющая которой может быть проводником одной из трех сил триады. Оно, однако, не может возникнуть спонтанно, как в случае знания второго рода. Следовательно, оно может появиться только в тех существах, которые уже обладают некоторой мерой понимания. Отношение в истинном смысле подобно золоту алхимиков, которое не может быть произведено, если уже не присутствует хотя бы незначительное количество его.

Человек, стремящийся приобрести относительное знание, должен соблюдать два правила: первое состоит во взвешивании суждения так долго, пока остается возможность сомнения; второе требует, чтобы стремление к согласованию противоположностей было неуклонным, сколь бы трудной или даже невозможной ни казалась задача.

Ограничение относительного знания состоит в его субъективности. Триада сама по себе не устанавливает существование события. Шаг от косвенного к прямому знанию может быть сделан только тогда, когда есть способность участия, посредством которой знающий не только соотнесен, но действительно слит со знаемым. Это ведет к четвертой ступени – знанию, относящемуся к существованию.

 


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 241; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!