ЦИКЛИЧЕСКОЕ ИЛИ ТРАНСЦЕНДЕНТНОЕ ЗНАНИЕ



 

Шестая категория наделяет существование способностью согласовывать зависимость и независимость. Каждое целое возвращается к себе, завершая свой собственный цикл, и в то же время посредством этого же входит в другие целые и становится связанным с другими целыми, выполняющими и завершающими свои циклы. Переходя от пятой к шестой ступени, знание переходит пределы различия актуального и потенциального, проникая в область, где актуальное и потенциальное непрерывно смешиваются и переплетаются. Знание такого рода должно всегда выходить за пределы ограничений частного опыта, ибо замкнутый цикл не может знать ни себя, ни другого, иначе как путем самотрансценденции.

Трансцендентное знание означает знание, которое не может быть дано лишь в данных чувственного опыта. Чувства не воспринимают возвращение циклов. Несмотря на то, что в соответствии с шестым принципом все, что существует, должно состоять из вибрации, чувства воспринимают либо движение, которое не повторяется – как движение солнца по небу, либо качество, которое не движется – как музыкальный звук или цвет.

Воспринимать во всем возвращение циклов - значит выйти за пределы эффективного знания в область, где предельная реальность уже дает себя почувствовать. В шестой ступени знания, таким образом, доминирует скорее конец, чем начало; но все же оно лишено одного существенного элемента, посредством которого знание становится самоочевидным – т.е. самоверификации. Трансцендентное знание всюду чувствуется во взаимной адаптации циклов в каждом проявлении универсального существования. Только наша обычная человеческая мысль, остающаяся абстрактной и неэффективной, не осведомлена об универсальных ритмах. Даже там, где такое знание, по-видимому, обретается, оно остается, тем не менее, абстрактным и субъективным, в то время как трансцендентное знание есть прямое участие в универсальном возвращении. Это открытие самости во всем, узнавание одного паттерна, лежащего в основе разнообразия феноменов.

 

СТРУКТУРНОЕ ИЛИ ИСТИННОЕ ЗНАНИЕ

 

Знание на седьмой ступени может быть определено как истинное, то есть прямо самоверифицирующееся. На этой ступени знание проникает в саму структуру реальности и видит действие универсальных законов. Здесь дуализм свободы и необходимости гармонизируется; знать – значит знать все, включая место каждой части по отношению к целому, ее актуальную и потенциальную судьбу и средства, благодаря которым может быть выполнена космическая цель в каждом данном случае. Истинное знание эффективно не только для частного целого, в котором оно находится, но и для упорядочения универсального процесса. Обладатели истинного знания сами являются творцами и управителями, способными быть сознательными проводниками всех трех сил триады и порождать на шкале своего существования равновесие структур.

Истинное знание не есть абсолютное знание и не есть также окончательное знание, поскольку оно ограничено уровнем бытия и формой воли, с которыми оно связано. Каждое данное целое может достичь пределов своих возможностей в обретении истинного знания; но поскольку оно имеет силу трансформировать собственное бытие и освобождать собственную волю, оно может прогрессировать за пределы этих ограничений.

Иногда считают, что критерием истинного знания является последовательность и согласованность. Этот взгляд, однако, ведет к многим трудностям, особенно в областях религии и искусства, но также без сомнения и в области философии и науки. Знание может быть истинным, самоочевидным и самоверифицирующимся и все же быть заключенным в пределах данного целого. Когда оно присутствует, функции этого целого полностью гармонизированы и упорядочены. Имеет место полная адаптация внешнего и внутреннего мира. Это приводит к правильному действию и к способностям создавать порядок и распространять его. Тем не менее, знание и эта способность по-прежнему соотносимы с данным частным целым, и перенесение знания в другое целое может вести для него к непоследовательности и даже к противоречиям. В этом состоит принципиальное отличие знания от понимания, ибо знание, будучи упорядочиванием только функции, необходимо ограничено функциями и их способностями. Понимание, будучи свойством воли, никогда не может быть непоследовательным или противоречивым, как внутри данного целого, так и между различными целыми. Это выражено в гурджиевском афоризме: "Понимать значит соглашаться. Там, где нет согласия, нет понимания".

Уместно закончить этот раздел, процитировав гурджиевский афоризм о знании, значение которого помогает уяснить предшествущее обсуждение:

"Знать – значит знать все.

"Знать не все – значит не знать. Знать все – возможно, и в действительности чтобы знать все, нужно знать очень немногое. "

Но чтобы знать это немногое, необходимо сначала знать весьма много."[68]

 


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 197; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!