СУБСИСТЕНЦИАЛЬНОЕ ИЛИ ЦЕННОСТНОЕ ЗНАНИЕ



 

Субсистенция – первая категория конкретности. Знать субсистенцию, таким образом – это больше, чем знать отношение. Это начало конкретного знания в противопоставлении абстрактному знанию. Последнее есть знание части, отделенное от знания целого, в то время как первое есть знание любого данного объекта не только в себе и для себя, ню также в более широком целом, в котором он обретает свое место и свою значимость и для него. Знание четвертой ступени требует, таким образом, активного участия, отсутствующего на первых трех, даже в их высших проявлениях.

Вообще говоря, значимость субсистенциального знания недооценивается, поскольку не понимается шаг от абстрактного к конкретному опыту. Часто принимается, что переход от абстрактного к конкретному таков же, как переход от универсального к частному, и что этот шаг может быть сделан без всякой перемены в характере опыта. Это совершенно ошибочное предположение, ибо распознавание существования возможно, только если ты сам существуешь. По большей части люди "знают о" себе таким же образом, каким они "знают о" других вещах, т.е. без вкуса того, что значит существовать. Можно знать субъективно, не зная, что ты знаешь; но объективное знание начинается только когда есть знание себя.

Знание себя значимо тогда, когда оно различает разные уровни опыта в самом существе. Знание себя есть таким образом предварительное условие ценностного знания, ибо без него не может быть нормы для сравнения и следовательно не может быть различения ценностей.

Обнаружить, что можно знать сколько угодно, но это бесполезно, если не знаешь, что существенно, это потрясение, которое делает возможным возникновение субсистенциального знания. Относительное знание имеет качество полноты, отсутствующее у полярного знания, но оно недостаточно для нужд существования. В субъективном состоянии сознания человек закрыт к существованию объекта, о котором он размышляет, будь то его внутренняя жизнь или внешний мир. Субсистенциальное знание может, очевидно, быть разной степени интенсивности, но оно всегда передает чувство ценностей. "Знание о" может оставить нас равнодушными, но знать, что данное целое есть то, что оно есть, всегда трогает душу

Хотя субсистенциальное знание касается бытия своего объекта, это в истинном смысле знание, а не сознание или понимание. Субсистенциальное знание способно приносить упорядоченность в функциях связыванием интеллектуального схватывания, физического постижения и эмоционального отношения. Из этой связи возникает момент знания, посредством которого субъект опыта сам подвергается функциональному изменению. Должно быть далее отмечено, что 12 категорий, описанные во 2-й главе, оказываются неадекватными для выражения ценностного знания.

ПОТЕНЦИАЛЬНОЕ ИЛИ ЭФФЕКТИВНОЕ ЗНАНИЕ

 

Ценностное знание само по себе не обеспечивает правильного действия для достижения того, о чем известно, что оно обладает ценностью. Для этого необходимо вновь отделиться от опыта знания, чтобы противопоставить его фону незнания. Пятая ступень может быть названа знанием потенциальностей или эффективным знанием. Она порождает наибольшую интенсивность взаимодействия между функциональными центрами. Хотя на четвертой ступени знающий может правильно оценить представленные ему данные, но он закрыт к скрытым возможностям. Пятая ступень есть раскрытие себя к тому, что может быть, она, следовательно, связана с чувствительностью. Знающий начинает знать неданное так же как данное. В этом знании есть полярность актуального и потенциального, порождающая силу, и, поскольку знание объективно, возникающее в результате действие – эффективно. Пока эта ступень не достигнута, во всем знании есть белое пятно – неспособность видеть скрытые потенциальности, что заставляет субъекта строить либо заключения, либо догадки. На пятой ступени потенциальности становятся не менее очевидными, чем актуальности. Поскольку выбор такого рода включает жертву, состоящую в том, чтобы из многих потенциальностей стало актуальным какое-либо одно событие, пятая ступень знания связана с максимальным напряжением.[67]

Она находится посредине между предельным знанием, доступным только посредством откровения, и примитивным знанием, которое наличествует в каждом целом, независимо от его совершенства или несовершенства. В эффективном знании всегда есть шаг в темноту, поскольку все потенциальности никогда не могут быть знаемы. С другой стороны, там, где нет никакого знания о потенциальностях вообще, всякое действие слепо. В человеческом опыте подлинное действенное знание переживается очень редко, но именно оно, по причине его связанности с чувствительностью лежит в основе любой инновации и всякой творческой деятельности.

Нужно понять, что естественный порядок требует, чтобы действенное знание присутствовало везде, где должна выполняться космическая функция. В питании и воспроизведении есть эффективное знание пищи и пола. В еде есть не только отношение и знание существования, но также функциональная адаптация, которая принимает во внимание все возможные трансформации пищи так же, как и непосредственное переживание процесса. Мы видим, что и на пятой ступени знания есть разные уровни, но качество опыта всюду одно и то же. Действие силы приводит актуальное и потенциальное в резкий контраст друг с другом и порождает акт, который одновременно является и причинно обусловленным и целенаправленным. Рассмотрение условий, необходимых для эффективного действия, показывает, что всегда присутствуют пять различных элементов – три для установления отношения, четвертый – для того, чтобы вести различение ценностей и смысла существования, и пятый фактор, который принимает во внимание скрытые потенциальные возможности.

 


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 256; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!