Все реальные отношения сводимы к сочетаниям трех независимых элементов, оказывающих друг на друга утверждающее, согласующее и отрицающее влияние.



Отношение само по себе – не целое, и это также не качество целых, которые оно связывает. Следовательно, принцип соотнесенности не может быть достигнут только лишь соединением целостности и полярности. Поскольку логика, основывается на этих двух принципах, соотнесенность выходит за пределы логики. Поэтому попытка изучать соотнесенность посредством диады "терминов и отношений" оказывается безуспешной.[16]

Если отношение не может возникнуть из двух терминов как таковых или из чего-либо, образованного из одного из них, то оно должно требовать, по меньшей мере, трех терминов; мы обнаруживаем, что это как раз то свойство, которое входит в опыт посредством триады. Наиболее важная, и в некотором смысле наиболее трудная идея, которую надо охватить, состоит в том, что триада отношения образуется лишь в той мере, в какой все три наличествующих термина независимы. Если хоть один из трех терминов может быть выведен из остальных двух, то мы имеем дело не с отношением, а с целостностью или полярностью. Например, холод-тепло-железо не образуют отношения, потому что тепло и холод не являются независимыми факторами. Если же мы возьмем огонь-тепло-железо, то мы полагаем отношение, в котором огонь и железо соотнесены посредством тепла, тепло и железо посредством огня, тепло и огонь посредством железа. В предыдущем случае мы имели лишь представление о силе, возникающей между теплом и холодом, противопоставлении их в куске железа, но не отношение. Требование независимости вносит элемент порядка, которого мы не находим в принципах целостности и полярности. Отношение не характеризуется всего лишь фактом, что три члена присутствуют, ибо необходимо также принимать в расчет тот способ, каким они сводятся воедино. Например, триада ребенок-мать-отец, обозначающая заключенную в ребенке память об отношениях мужчины и женщины, совершенно отлична от триады отец-мать-сын, представляющей порождающее действие мужского принципа, противопоставленное женскому.[17]

Необходимо далее заметить, что каждый из трех членов триады вносит свой специфический вклад в характер отношения. Один из членов всегда будет иметь характер утверждения, /affirmation/ или активности; второй – отрицания /denial/; третий не является ни активным, ни пассивным, но выступает как их согласование /reconciliation/. Может показаться трудным распознать эти свойства в каждой ситуации из-за большого разнообразия форм, в которых они могут проявиться. Утверждение всегда позитивно и активно, но оно может иметь много разных оттенков, отрицание может простираться от интенсивного противопоставления до инертности и пассивности; в пределах этого ряда можно обнаружить такие характеристики, как восприимчивость, реактивность и сотрудничество. Третий фактор может быть не более чем результатом встречи активной и пассивной сил, или он может явиться актом свободы, вызывающим к существованию ситуацию, которая без него вообще не могла бы возникнуть. Вышеупомянутые триады различаются значимостью ребенка как третьего термина. В первой триаде ребенок — чистая потенциальность, то есть свобода, в то время как во второй это актуализация во времени, то есть результат.

Благодаря различным градациям значения, которые могут быть принимаемы тремя первичными факторами, отношения могут иметь бесконечное разнообразие, но все они могут быть сведены к триадам. Отношение типа: "А купил В у С за D шиллингов" реально состоит из двух триад: триады "покупки" и триады "платы". Более того, она не является истинной тетрадой, поскольку термины В и D не независимы, ибо плата D не имеет смысла без отнесения к объекту В. Равным образом, расселовское пятеричное отношение – "А полагает, что любовь В к С больше, чем ненависть D к Е" – состоит из четырех триад с отношениями "любовь", "ненависть", "полагание" и "больше чем".

 

1.2.6. СУБСИСТЕНЦИЯ[18]

 

Субсистенция – ограничение существования рамками, требующими для своего определения не менее четырех независимых терминов.

Мы переходим от отношения к субсистенции посредством признания, что существование всегда, предстает нам как "таковость". Это требует четырехчленной системы. Тетрада есть, очевидным образом, сочетание отношения и соотнесенных объектов, следовательно, она означает ситуацию более конкретную, чем одна лишь триада.

 Когда Платон употребляет выражение "устойчивый четырехугольник", он обнаруживает интуицию, что трехчленная система некоторым образом неполна и неустойчива.

Для того чтобы определить событие, мы нуждаемся в четырех независимых терминах. Обычно за таковые берутся три параметра пространства и один времени, но мы не должны ошибочно полагать, что тетрада состоит из двух различных родов терминов. Субсистенция означает для нас сохранение во времени и протяженность в пространстве, но они практически неразделимы. То, что мы в действительности видим - изменения, которые могут быть представлены как система тел в относительном движении. Главное, что необходимо отметить, это что субсистенция относится к определенной частной ситуации. Каждая тетрада уникальна, но она платит за эту уникальность тем, что не может стать иной, чем она есть. Таким образом, принцип субсистенции по существу статичен. Необходимо далее заметить, что четверичная рамка отнесения не обязательно должна быть чувственным опытом в пространстве и времени. Мы можем представить себе паттерн, субсистирующий во вне-временной рамке отнесения пространства, образованной в соединении со свойством обновления. Возможно даже, что есть модусы бытия, субсистирующие в невидимом мире пространства и потенциальности. Следовательно, необходимо сформулировать принцип без явного отнесения к пространству и времени.

Субсистенция завершает первый цикл категорий, которые могут быть названы "категориями простого существования" /bare existence/. В следующем цикле мы как продолжаем, так и повторяем последовательность, чтобы достичь более полного и конкретного опыта субсистенции и индивидуальности.[19]

 

ПОТЕНЦИАЛЬНОСТЬ

 

Потенциальность или множественная субсистенция возникает, когда, по меньшей мере, две сходные триады имеют общий член в начальной позиции. Следовательно, она требует системы из не менее, чем пяти независимых терминов

 

Поскольку мы отождествляем знание с чувственным восприятием, мы вынуждены говорить, что то, что мы воспринимаем, существует, а то, чего мы не можем воспринять, не существует. Тем не менее, статус актуального и потенциального не может быть сведет к простому противопоставлению существования и несуществования, Существование как поле возможных актуализаций – это не "пустое существование" Гегеля, которое есть "абсолютное безразличие", но скорее "бытие определенным".

Утверждать, что В и С потенциально существуют в А, эквивалентно тому, чтобы сказать, что есть две триады ApB и AqC, одинаково реальные, где p и q события, имеющие А своим начальным моментом.

В соответствии с нашими обычными представлениями о пространстве и времени, сочетание АрВ и АqС невозможны, потому что два события В и С должны произойти в одно и то же время в одном и том же месте. Следовательно, если утверждение "В и С потенциально содержатся в А" имеет значение, то это значение должно быть отнесено к рамке более широкой, нежели только пространственно-временная. Эти соображения приводят нас к представлению о пятимерном пространстве, а также к заключению, что потенциальность требует как минимум пяти независимых терминов. Наши чувственные восприятия ограничены актуально представленным. Это может быть, например, триада АрВ. Неактуализированная возможность, данная триадой AqC, остается невоспринятой, и, в соответствии с обычной точкой зрения, должна рассматриваться как несуществующая.

Рассуждение, основанное на предположении, что потенциальное не существует, ведет к серьезным ошибкам. В конце концов, оно приводит нас к тому, что весь наш опыт необъясним. Простого соображения, что неактуализированные потенциальности могут в любой момент стать актуальными, достаточно, чтобы убедить нас, что они не могут рассматриваться как несуществующие. Принципа сохранения энергии можно придерживаться, только если признать, что потенциальная энергия по статусу существования полностью равноправна с энергией движения.

Будучи первым условием независимости, потенциальность наделяет опыт тем, что отсутствовало в предыдущих категориях. Два отношения АрВ и АqС могут, хотя не обязательно должны представлять для А ситуацию выбора, в котором одно или другое становится актуальным посредством того, что есть А, а не как результат предшествующей причины. Из этого следует, что,  чтобы дать значение понятию независимости, необходимо не менее пяти терминов.

Потенциальность – всегда нечто большее, чем субсистенция. Все, что существует, имеет потенциальности для актуализации, выходящие за пределы отношений, которые оно может поддерживать в любой конкретной ситуации. Это справедливо как для неодушевленных объектов, так и для живых существ. Все существование заключено в зерне, несущем в своем генетическом паттерне потенцию разнообразия, которое никогда не может быть полностью реализовано. Бредлиевскую критику "танца бескровных категорий" нельзя считать направленной против потенциальности, ибо в ней течет полнокровный поток существования, все время пополняя источник, которым поддерживается процесс. Потенциальность – вечностный элемент всего опыта.

 

1.2.8. ПОВТОРЕНИЕ[20]

 

Опыт учит нас, что слова "такой же" и "иной" - взаимозависимы в том смысле, что мы не можем говорить ни об одном из них, не привнося значение обоих. В первых пяти принципах нет ничего, что требовало бы связывания "такого же" и "иного" воедино. таким образом, следовательно, мы должны найти новую характеристику нашего опыта. Если мы рассмотрим систему ABCDEF, мы увидим, что она может рассматриваться как две независимые триады ABC и DEF, или как две тетрады ABCD и CDEF, у которых половина членов – общие. Такая система дает возможность установить сочетание сходности и инакости, и, следовательно, может быть названа повторением. Не слишком сильным будет сказать, что принцип повторения – основа эпистемологии, потому что без него не может быть узнавания, и, следовательно, ни знания, ни возможности понимания.

 


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 304; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!