БИЛЕТ 8. Иудаизм: общая характеристика, основы вероучения, священные тексты. Течения в современном иудаизме.



Общая характеристика религии: примерная численность последователей, территория распространения. Иудаизм — древнейшая монотеистическая религия, сыгравшая огромную роль в духовном развитии человечества. Будучи религией национальной, она сформировалась как религия евреев, что при водит к отождествлению понятий «еврей» и «иудей». Однако на сегодняшний день такое отождествление абсолютно неправомерно. Таким образом, понятие «иудей» сегодня чаще употребляется лишь для определения религиозной, а не этнической принадлежности. В численность иудеев по всему миру включают так же людей, которые были рождены евреями и тех, кто обратился совершил «гиюр». В 2018 году численность иудеев во всём мире оценивалась в около 15-16 миллиона.

История возникновения: время, место. Начало истории еврейского народа уходит в столь глубокую древность, что, в силу отсутствия внебиблейских источников, реконструкция ее представляется затруднительной. Библейская же традиция связывает возникновение иудаизма с именем Авраама, главы племенного союза. Ему же приписывается и открытие факта существования единого Бога, Творца и управителя Вселенной. Как бы там ни было, но не вызывает сомнений тот факт, что именно понятие единого бога и стало той основой, на которой начался процесс формирования новой этнической общности.

Как считают историки, до VII в. до н.э. у евреев была другая религия. Её называют древнееврейской религией. Она возникла в XI в до н.э. вместе с возникновением классов и государства у еврейского народа. Древнееврейская религия, как и все другие национальные религии, была политеистической. Историки считают, что монотеистические представления у евреев сформировались в религию только в VII в. до н.э. во время правления в Иудее (Южной части Палестины) царя Иосии. По мнению историков, из источников известен не только век, но и год начала перехода евреев от древнееврейской религии к иудаизму. Это был 621-й год до н.э. В этом году царь Иудеи Иосия издал указ, запрещающий почитание всех богов, кроме одного. Власти начали решительно истреблять следы многобожия: изображения других богов уничтожались; святилища, посвящённые им, разрушались; евреи, приносившие жертвы другим богам, сурово наказывались, вплоть до смертной казни.

 

Основы вероучения. Концепция богоизбранности.

Основу вероучения иудаизма составляет вера:

- в единого бога Яхве,

- в «богоизбранность» еврейского народа,

- в приход Мессии,

- в бессмертите души,

- в существование загробного царства, в святость Танаха и Талмуда.

Центральный догмат. Это монотеистическое учение о боге Яхве. «Этот непостижимый Бог и является создателем и правителем всех творений. Именно он, он один, совершал, совершает и будет совершать все деяния. Как таковой он также творец и мира невидимого, мира сверхъестественных существ.»

Большое внимание уделяется тезису о том, что как творец и управитель мира Яхве не является Богом исключительно иудеев. «Он единственный Бог всей Вселенной и всего человечества. Он Бог всех людей мира».

Догмат о богоизбранности иудейского народа. (Концепция богоизбранности) Эта избранность мифологически обосновывается в Танахе сказанием о заключении завета (договора) между Авраамом и Яхве и имеет следствием утверждение, что Бог предопределил всем народам мира определенные роли. Святой народ должен привести всех людей мира, каковы бы ни были на данный момент их верования, к признанию господства Яхве и принятию основных ценностей Торы. Тем самым через обоснование святости избранного народа проводится мысль о необходимости неукоснительного повиновения Богу.

Основополагающий догмат. Идея о Мошиахе. Вера в пришествие Мессии, имеет в иудаизме длительную историю. Первоначально в Танахе термин «мошиах» означает «помазанный» (оливковым маслом на царство) и используется в совершенно бытийном, историческом плане. Мошиах Танаха — это или цари, или первосвященники Иерусалимского храма. Только в исторически более поздних книгах пророков Мошиах начинает приобретать сакральные, сверхъестественные характеристики. В условиях потери национальной независимости, ностальгии по временам царя Давида (первого богоугодного царя «народа божьего») начинает постепенно формироваться облик справедливого царя-освободителя. Мошиах постепенно превращается в эсхатологического спасителя, избранного и посланного Богом, являющегося при этом потомком царя Давида.

Учение о сотворении человека. Иудаизм учит, что человек сотворен как существо дуалистическое, обладающее телом и бессмертной душой, находящимися в неразрывном единстве. Отвергая концепцию грехопадения первых людей в райском саду Эдеме, в мифе об изгнании он видит не повреждение человеческой природы, а последствия непослушания, результат нарушения Завета. Человек — это вершина творения, отражающая «образ и подобие» Бога. Поэтому человеческая жизнь священна во всех ее проявлениях.

Загробная участь человека. Страшный суд. В собственно Торе загробная участь представляется как полунебытие, без радостей и без острых мучений. Проблема вознаграждения или кары за послушание или нарушение заповедей решается в этой жизни, в реалистических формах (благополучие и бедность, долголетие и ранняя смерть и т. д.). Талмуд разрабатывает представления о загробной жизни, о рае и аде, предлагает систему наказаний в аду. Однако преобладающей вплоть до сегодняшнего дня остается не идея об индивидуальной участи после смерти, а концепция Страшного суда. Основная масса иудеев верит, что в конце времен состоится воскрешение умерших и Страшный суд, на котором и произойдет окончательное воздаяние.

Десять заповедей.

Десять заповедей были дарованы богом Яхве («сущий», тот, кто есть) через пророка Моисея на горе Синай в XIII веке д.н.э.

1. Да не будет у тебя других богов перед ликом моим.

2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, что в воде, ниже воды, не поклоняйся.

3. Не произноси имя Господа Бога твоего напрасно.

4. Помни день субботний, чтобы освятить его, шесть дней работай, а день седьмой субботу посвяти Господу своему.

5. Почитай отца твоего и мать твою.

6. Не убивай.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не кради.

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10. Не желай дома ближнего твоего и ни жены ближнего твоего…

Заповедями закреплялся особый договор- Завет между Богом и еврейским народом.

Скрижали. Две каменные плиты, на которых, согласно Библии, были начертаны Десять заповедей. Согласно Пятикнижию, Скрижали Завета были даны Моисею Богом на горе Синай.

Ковчег Завета. Согласно Библии — ковчег, в котором хранились каменные Скрижали Завета с Десятью заповедями, а также, согласно Посланию к Евреям, сосуд с манной и посох Аарона, — величайшая святыня еврейского народа. Ковчег, согласно Торе, являлся символом союза Бога с народом Израиля и служил свидетельством присутствия Бога в его среде.

Ориентация иудаизма на историческую традицию еврейского народа. Так, завоевание в 711 г. арабами Испании открыло перед евреями уникальные возможности. К X в. туда перемещается центр мирового иудаизма, получает развитие еврейская цивилизация. Однако после изгнания арабов положение начинает меняться в худшую сторону. Особенно тяжелым положение евреев стало в XIII в., когда победившая в Европе западная церковь стала считать иудаизм враждебным христианству учением. На евреев возложили вину за распятие Христа. Как результат была развернута травля нации. Распускались слухи о ритуальных убийствах христианских младенцев иудеями, их изгоняли из тех или иных стран. Положение евреев в Западной и Центральной Европе стало улучшаться только в период буржуазных революций. К 70-м г. XIX в. евреи были фактически эмансипированы, стали рядовыми гражданами в тех государствах, где они проживали. В XX в. им пришлось пережить Холокост, который унес жизни половины евреев Европы и трети всех евреев мира. Трагедия Холокоста разбудила национальное самосознание народа, вызвала сочувствие всех народов мира. В итоге 14 мая 1948 г. на территории Палестины было создано государство Израиль. Сегодня это небольшое независимое государство, которое имеет дипломатические отношения со 120 странами. Важно отметить и тот факт, что прекращение религиозных преследований, развитие процесса секуляризации уже в XIX в. поставило иудейскую мысль перед необходимостью поиска новых форм исповедания веры. Различные подходы к данной проблеме привели к возникновению ряда течений в современном иудаизме.

Священные тексты: название, структура. Иудеи верят, что Яхве открыл людям истину в Священном писании. Танах – современное название этого Священного писания. Буква «т» - Тора, «закон». Буква «н» - Невиим, «пророки». Буква «х»- Хетувим, «писания».

 

►Танах – Тора является главной и наиболее авторитетной частью Танаха. Она состоит из пяти книг «Пятикнижие». Автором Пятикнижия считается Моисей. Основной сборник священных книг иудаизм (Ветхий Завет по христианской терминологии) и состоит из 24 книг, сгруппированных в три раздела:

> Тора — первые 5 книг, наиболее почитаемая часть Танаха, список которой обязательно хранится в каждой синагоге и активно используется в богослужении. В ее состав входят:

I. Бытие – описание творения мира, изгнания из рая, потопа, история праотца евреев Авраама и его потомков вплоть до их переселения в Египет.

II. Исход — повествует об уходе евреев из Египта до прихода в землю обетованную.

III. Левит — посвящена изложению ритуальных предписаний и норм Закона.

IV. Числа — рассказывает об истории сорокалетних странствий до завоевания Палестины.

V. Второзаконие — содержит повторение Закона и призывы Моисея к его соблюдению.

> Невиим — 8 книг пророков, в которых неразрывно переплетаются исторические описания и моральные поучения.

> Ктувим — 11 книг писания, содержат псалмы, хроники, притчи и ряд философских повествований. Ктувим включает в себя Псалтырь, Притчи Соломоновы, Книга Иова, Песнь Песней, Руфь, Плач Иеремии.

►Талмуд — это сборник обширных комментариев, который стал вторым источником вероучения, фиксирующим традиции, обряды, принципы и правила жизни, единые для всех иудеев. Талмуд включает два компонента- Мишну (Толкование; является кратким «конспектом» Устной Торы) и Гемару (Завершение изучения Мишны).

Основные течения в иудаизме.

1. Ортодоксальное - соблюдение всех мелочей и предписаний Торы и Талмуда. В это входят

гендерные ограничения в обучении детей, строгие пищевые и деятельные посты, в религиозном карьерном росте (женщины не могут стать раввинами). Все ортодоксы ходят в головных уборах. Крупные общества ортодоксальных иудеев существуют в США, Канаде и других странах. 

2. Реформистское - XVIII век- считают, что традиция не является целиком проявлением воли Божьей. Поэтому необходимо её постоянное обновление и адаптация к новым историческим условиям. Допускались послабления в пищевых ограничениях,

молитвы могли проводиться не только на иврите, в молитвах не упоминается приход Мессии, женщины могут стать раввинами. Популярны в Англии, Голландии и т.д. Являются самым популярным течением иудаизма.

3. Консервативные - XIX века- разделяют принципы реформистов, но при этом более осторожно относятся к любым изменениям традиций. Например, почти отсутствуют половые ограничения, но при этом есть строгие правила в одежде и головных уборах.

БИЛЕТ 9. Иудаизм: культ, символика, обряды, праздники.

 

Заповеди. 613 заповедей — перечень основных религиозных предписаний (мицва) в иудаизме. Все заповеди этого списка перечислены в Торе. 613 заповедей делятся на две главные категории: первая содержит 248 заповедей, обязывающих к исполнению определённых вещей, вторая — 365 заповедей, запрещающих определённые действия.

Совершеннолетие у мальчиков начинается в 13 лет, у девочек- в 12. С этого возраста они обязаны соблюдать все обязательства и запреты.

 

Символика.

►Звезда Давида – эмблема в форме шестиконечной звезды, в которой два равносторонних треугольника наложены друг на друга – верхний концом вверх, нижний концом вниз, образуя структуру из шести равносторонних треугольников, присоединенных к сторонам шестиугольника.

►Печать Соломона – это шестиконечная звезда (гексаграмма), образованная двумя треугольниками, которая, согласно легенде, украшала перстень легендарного правителя.

►Менора – золотой семиствольный светильник (семисвечник), который, согласно Библии, находился в Скинии Собрания во время скитания евреев по пустыне, а затем и в Иерусалимском Храме, вплоть до разрушения Второго Храма. Считается, что менора была создана чудесным образом Самим Всевышним, поскольку люди, даже получив указания от Бога, не смогли сделать этот предмет самостоятельно. В современном мире ее изображение является наиболее распространенной национальной и религиозной еврейской эмблемой. Менора изображена и на гербе государства Израиль.

►Число 7 в еврейской культуре обозначает разнообразие и гармонию естественных сил мироздания. Это полнота и законченность, проявившиеся в семи днях творения. Огонь семисвечника также служил символом того, что миру недостаточно Божественного света «сверху», нужен еще «свет снизу», создаваемый человеком.

 

Еврейский дом и семья. Дом является священным местом присутствия Бога у иудеев, а не просто местом проживания. Мезуза- свиток пергамента из кожи ритуально чистого (кошерного) животного, содержащий часть молитвы Шма, прикрепляемый к внешнему косяку двери. В Иудаизме семья- необходимое условие в служении Богу. Но люди часто не могут ужиться друг с другом, В иудаизме развод не поощряется, но и не запрещается.

Пищевые запреты. Существуют определенные пищевые законы (кашрут). Они определяют, что можно есть, как обрабатывать продукты и готовить пищу. Еда бывает кошерной (разрешенной, например, мясо коровы, овцы, птицы) и трефной (неразрешенной). У каждого животного есть какая-то самостоятельная сущность. Чтобы эта сущность не повлияла отрицательно, необходимо соблюдать правила, предписанные Торой. Так, например, Тора запрещает нам есть мясо хищных животных. Разрешено мясо только тех животных, которые жуют жвачку и у которых раздвоены копыта (т.е. копыта не приспособлены для того, чтобы хватать других животных или бить их).

Отправление культа:

- место

Синагога- место собраний для совершения молитв, имеет форму храма. Кроме того, здесь совершается религиозное обучение.

- внутреннее устройство и убранство

«Арон-кадеш» — шкаф или ниша для хранения свитков Торы.

«Нер-тамид» — постоянно горящая лампа, расположенная перед шкафом со свитками.

«Бима» — возвышение перед арон-кадеш, на котором стоит стол, куда кладут Тору во время чтения недельных глав.

«Эзрат нашим» – отделение для женщин в синагоге.

Внутреннее убранство синагоги всегда строго определено, нет никаких изображений животных или людей.

- правила поведения

Мужчины и женщины молятся отдльно. Обычно в любой синагоге проводятся также уроки Торы, поэтому по стенам синагоги, как правило, расставлены книжные полки с молитвенниками и книгами для занятий. Синагога - место, где молятся. Поэтому желательно, чтобы ничто не отвлекало человека от молитвы: в частности, на стенах зала синагоги не вешают ни портретов знаменитых людей, ни картин великих художников. В синагогу всегда надо входить с покрытой головой.

- особенности богослужения

Совершаются 3 службы- утренняя, дневная, вечерняя. Службы проводятся только при условии, что в зале присутствуют 10 совершеннолетних мужчин.

Священная шапочка иудеев - кипа. Считается, что работа с непокрытой головой - неуважение к Богу.

- предметы культа

Среди вещей наивысшей святостью обладают свитки Торы. Следующие по уровню святости вещи - мезуза и тфиллин - содержат в себе фрагменты текста Торы, написанные по тем же правилам, что и свитки, на кусочках пергамена. Написанный текст сворачивают в трубочку, помещают в футляр и прикрепляют ко всем дверным косякам в еврейском доме. Все книги, рукописные и печатные, разделяются на священные и "внешние". К священным книгам относятся все произведения традиционной еврейской литературы - Танах, Талмуд, галахические кодексы, средневековые и современные трактаты и комментарии, молитвенники и др. Обращение с этими книгами регламентировано рядом запретов и предписаний, не распространяющихся на "внешние" книги: их, например, нельзя вносить в туалет; подняв случайно упавшую на пол книгу, ее, по обычаю, целуют; на лежащий на столе Танах не принято класть сверху другие книги. Святостью обладают также все вещи, связанные с исполнением заповедей, особенно - изготовленные специально для их исполнения. К ним относятся, помимо уже упомянутых, кисти цицит, которыми, согласно Торе, должны быть снабжены углы четырехугольной одежды. Хотя современная одежда, как правило, не имеет четырех углов, для выполнения этой заповеди изготавливается специальная одежда - талит, четырехугольная накидка, одеваемая во время утренней молитвы.

Наименование служителей.

Раввин - дипломированный знаток религиозной традиции, имеющий право быть духовным наставником общины, входить в состав религиозного суда, преподавать в религиозном училище, занимается чтением молитв на собраниях, психологической помощью, пояснением религиозных моментов иудаизма

Габай – глава общины.

Хазан – руководитель общественной молитвы.

Даян – религиозный судья.

Шамаш – служка.

Главные религиозные праздники. Все праздники сопровождаются особыми, веками выработанными обрядами, ритуалами и молитвами.

Суббота(Шаббат), по преданию, установлена самим Господом в память о шести днях творения, после которых он почил от всех дел и освятил день седьмой. Считается, что в этот день все труды должны быть отставлены. Это радостный семейный праздник, сопровождаемый особыми молитвами и обрядами. Даже самые бедные семьи стараются организовать праздничный стол. Как правило, на субботнем столе имеются две халы – большие пышные белые булки в знак двойной порции манны, полученной иудеями при Исходе из Египта.

Йом-Кипур – День искупления и всепрощения. Соблюдается строгий пост, который начинается за час до праздника и длится 25 часов, причем нельзя даже пить. Исключение делается для больных и беременных женщин. Нельзя купаться, носить кожаную обувь, супругам вступать в интимные отношения. В молитве верующие просят Бога простить им невыполненные клятвы и дать милость на будущий год. Молитва длится весь день. День нерабочий.

Ханука – (ноябрь-декабрь). Установлен в честь освобождения Иерусалимского Храма в 164 до н. э. По преданию, в Храме оказалось священного масла только на один день. Однако случилось чудо, и масла хватило на 8 дней. В память этого события праздник продолжается 8 дней, в каждый из которых зажигается дополнительно одна свеча в восьмисвечнике (ханукии).

Пурим – (февраль-март). Посвящен спасению евреев Персидской империи от коварных замыслов Гамана, фаворита персидского царя. В синагоге читается Книга Эстер. В этот день часто инсценируются эпизоды из Книги Эстер. На Пурим полагается дарить подарки друзьям и оказывать благотворительность всем, даже явным попрошайкам.

Песах (Пасха) – (март-апрель). Посвящен событиям Исхода евреев из Египта под водительством Моисея. После отказа фараона отпустить евреев, Бог подверг страну 10 казням. Во время самой страшной десятой, когда ангел смерти поражал первенцев, жилища евреев он миновал. Праздник длится 8 дней. В этот период евреи едят только пресные лепешки (мацу) вместо хлеба и вообще изделий из дрожжевого теста, запрещены даже спиртные напитки из ферментированного зерна. Первый и восьмой день нерабочие.


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 7574; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!