Природная среда и особенности мировоззрения населения Древнего Двуречья.
Месопотамия расположена в долине двух рек — Тигра и Евфрата, что в переводе с греческого означает Междуречье. Состояла Месопотамия из двух частей: северного предгорья и южной низменности. В IV тысячелетии до н. э. в южную болотистую часть Месопотамской низменности пришли шумеры, а через несколько столетий северную часть долины заселили пастухи-кочевники аккадцы. Именно там на смену первобытной культуре пришла письменная культура
Именно в IV тысячелетии в Двуречье произошли великие общественные преобразования, которые повлекли за собой первое общественное разделение труда. Скотоводство, земледелие и строительство сооружений (каналов, колодцев и плотин) требовало организационного сотрудничества больших групп людей. Так сельская община пришла на смену родовой. С подъемом сельскохозяйственного производства развивается ремесло и специализация ремесленников по отдельным отраслям производства: гончарное дело, металлургия, строительство, ткачество и т.п. Древнейшая история этой области запечатлена в шумерских легендах и эпосе, в которых встречаются сведения о золотом веке, когда люди жили счастливо, не зная страха и войн, приводится “список царей", легендарных правителей, очередность их правления. Шумерам приписывают изобретение письменности - клинописи. Шумеры приносят с собой в Переднюю Азию не только письменность, но и религиозные представления, в которых нашли отражения миропредставления и те явления природы, сущность и действие которых они не могли объяснить.
|
|
Божества Древнего Шумера. Каждый род, община, город-государство в Шумере имели своих богов-покровителей, иногда считавшихся мифическими предками. Также каждый человек имел своих персональных духов-хранителей – шеду и ламассу. На небе также существовало свое «небесное» царство с советом богов. Главный из них –Энлиль, бог воздуха, повелитель земли, царь всех богов и покровитель земных царей. Его культ отправлялся в особом храме в священном городе Ниппуре, и чтили этого бога по всему Шумеру. Не менее важен был в пантеоне и Ан – бог Неба, а также мудрый и очень благосклонный к людям Энки, божество подземных вод и мирового Океана. Замыкает четверку «великих богов» богиня-мать Нинхурсаг. К сильнейшим богам относились также Уту– бог Солнца, блюститель справедливости, открывающий людям будущее в гаданиях и предсказаниях оракулов; синебородый бог Луны – Нанна; своенравная красавица Иштар – покровительница плотского вожделения и любви, земного плодородия, но и одновременно богиня распрей и раздора и воинственный сын Энлиля – бог войны, покровитель воинов Нинурту. В каждой общине, в каждом «номе» чтили своего местного бога, рассматривая его прежде всего, как божество плодородия.
|
|
Все жители Шумера почитали и четверку «великих. Это были Ан – бог Неба, Энлиль – бог воздуха, Энки – бог подземных вод и, наконец, богиня-мать Нинхурсаг. Именно они создали вселенную, землю, воду, каналы, растительность, животных и людей.
Храмы. В шумерском языке слова «дом» и «храм» звучат одинаково, поэтому древние шумеры не разделяли понятия «построить дом» и «построить храм». Бог - владелец всех богатств города, его хозяин, смертные лишь недостойные его слуги. В Древней Месопотамии все сооружения возводились из кирпича, который формировался из сырой глины с примесью тростника. Такие постройки требовали ежегодной реставрации и ремонта и были крайне недолговечны.
В конце III т. до нашей эры в Древнем Шумере появляется еще один тип храмовой постройки – зиккурат. Он представляет собой многоступенчатую башню, «этажи» которой имеют вид сужающихся кверху пирамид или параллелепипедов, число их могло доходить до семи. На месте древнего города Ура археологи обнаружили храмовый комплекс, построенный царем Ур-Намму из III династии Ура. Это наиболее сохранившийся зиккурат шумеров, дошедший до наших дней.
|
|
Сооружение многоярусных храмов отражает стремление шумеров приблизиться к верхнему миру, как носителю высшего разума, и имеет некий астральный смысл. А число платформ – семь соответствует числу известных шумерам светил.
Владения каждого храма не принадлежали людям, а считались собственностью бога, который ему покровительствует. Прилегающие земли и храм обслуживали тысячи ремесленников, скотоводов, землевладельцев и ткачей. Урожай передавался жрецам, которые часть жертвовали бедным.
Роль жречества. Сословие жрецов занимало одну из высших ступеней среди классовых сословий. Они ненавязчиво правили всем и представляли собой замкнутую касту. Статус жреца передавался по наследству, а мог передаться «по конкурсу». Жрецом мог стать только хорошо образованный мужчина с отменным здоровьем, как бонус к здоровью и образованности нужно было приложить нравственность и хорошее происхождение. Образованным в Шумерской цивилизации считался человек, который владел письмом, умел петь, владел музыкальным инструментом, знал жертвенные ритуалы, богословие и умел принимать законные решения, продиктованные ему разумом.
|
|
Основные занятия: очищение, жертвоприношение, изучение и произнесение заклятий, толкование знамений. Администрация жрецов делилась на писцов и управителей. Первые вели хронологию событий храмовой жизни. Вторая строгий учет доходов, подсчет урожая и налогов, которые уплачивали горожане в пользу церкви. В касту жрецов попадали и женщины, которые служили жрицами, служительницами богинь.
Представления о загробном мире. Судьба человека была записана клинописью у богов в «Таблице судеб», и в час смерти за ним приходила «Судьба» – бог Намтар – и уводила обреченного в царство смерти – подземный мир, где правили бог Нергал и богиня Эрешкигаль вместе с советом из семи богов земли – демонов аннунаков. В преисподней душа умершего была обречена на жалкое существование в вечной темноте, голоде и жажде. При мысли о такой безрадостной посмертной судьбе человек мог утешать себя только тем, что сможет пользоваться едой и питьем от тех жертвенных даров, которые приносили ему оставшиеся на земле родственники. Обряд проводов в мир иной был скорбным и торжественным. Жрецы читали молитвы и заклинания.
Главный бог Вавилона. Мардук – верховное божество вавилонян. Считалось, что Мардук пребывает в главном храме Вавилона. Женой Мардука являлась богиня Царпанит, от которой он имел сына – бога мудрости Набу. Первоначально Мардук был сельским божеством вторичного значения, однако затем он вытеснил и заменил собой у аккадцев культ верховного шумерского бога Энлиля, присвоив себе его атрибуты. Символами Мардука были дракон Мушхуш, планета Юпитер и число 50. Вавилонская космогония повествует о победе, одержанной Мардуком в страшной битве над чудовищной богиней Тиамат – воплощением предвечного хаоса и моря. Из тела и головы убитой Тиамат Мардук создал небеса, из её ног и внутренних органов – землю. Из Тиамат поднялись кверху воды, напитавшие облака, а из её слёз разлились реки Тигр и Евфрат. Погиб и сын Тиамат – чудовище Кингу. Из его крови Мардук сотворил первых людей.
Каждый Новый год все боги Вавилоны «приходили» воздать почтение Мардуку. Это происходило на празднестве Акиту, которое длилось 12 суток в весеннее равноденствие. Если праздник Акиту нельзя было отметить из-за войны или внутренних смут, то это считалось страшным бедствием.
Эпос о Гильгамеше – вызов смерти и богам. «Э́пос о Гильгаме́ше— одно из старейших сохранившихся литературных произведений в мире, самое крупное произведение, написанное клинописью. «Эпос» создавался на аккадском языке на основании шумерских сказаний на протяжении полутора тысяч лет, начиная с XVIII—XVII веков до н. э. Его наиболее полная версия была обнаружена в середине XIX века при раскопках клинописной библиотеки царя Ашшурбанипала в Ниневии. В древние времена когда-то существовало в Месопотамии царство Урук, которым правил молодой воитель Гильгамеш. Завоевал он царство в упорной борьбе, поскольку обладал неукротимым нравом и огромной нечеловеческой силой. Власть богов Гильгамеш не признавал, никого не слушал и принимал решения лично. не выдержав правления тирана из-за его жестокости, жители царства обратились к богам за помощью. Боги услышали жалобы людей и решили создать равного по силе человека, способного противостоять Гильгамешу. Так в окрестностях царства появился Энкиду, обладающий чудовищной силой первобытный человек. Энкиду выступил перед грозным царем, и схватились они в жестоком поединке, громя и уничтожая все вокруг. Однако победу никому из воинов удержать не удалось, так как юноши оказались равными по силе и мужеству. Они восхитились друг другом, и с этого дня началась их крепкая совсем не гейская дружба. Царь же, обретя нового товарища, очень изменился, характер смягчился, свирепый гнев исчез, но жажда славы и подвигов не оставила его. Энкиду, живя спокойно и счастливо в царстве под покровительством правителя и не нуждаясь ни в чем, стал постепенно угасать, его мышцы потеряли былую крепость. Гильгамеш понял, что нужно спасать друга всевозможными испытаниями и трудностями. Однако их подвиги разгневали богов и по велению бога справедливости Энкиду смертельно заболел и через двенадцать дней скончался. До этого момента Гильгамеш жил, спокойно принимая смерть как неизбежность, а сейчас, потеряв любимого друга, царь стал безутешен и отказывался осознавать факт смерти друга. Страх смерти стал преследовать его и во сне, и наяву. После долгих безуспешных поисков бессмертия Гильгамеш осознал, что человеческая жизнь не бесконечна, но память о людях переживает века и сохраняется в сознании близких вечно. Это и есть бессмертие. Легенда о бесстрашном царе и его преданном друге несет глубокий философский смысл, заключающийся в понятии верной дружбы, сочувствии, смирении, которые позволяют человеку преодолевать жизненные лишения и познать благородство своей души.
Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 617; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!