БИЛЕТ 7. Религия Древнего Рима



 

Религия этрусков (древняя цивилизация, создавшая развитую культуру, предшествовавшую римской и оказавшую на неё большое влияние). Системой верований этрусков был политеизм. Все видимые явления считались проявлением божественной силы, и эта сила была сведена к богам, которые действовали непрерывно в мире людей и могли быть разубеждены и уговорены в пользу человеческих дел. Этруски верят, что их религия была открыта им в древности провидцами из которых двумя главными были Тагет и Вегойя.

Пантеон римских богов. Отождествление главных богов Рима с двенадцатью эллинскими божествами. Богини, олицетворяющие абстрактные понятия.

Сложный состав римского пантеона был порожден в значительной мере пестротой и сложностью происхождения самой римской общины. В состав этого пантеона вошли многие божества тех племен и родов, чьими покровителями они прежде считались. Начиная с III в до н. э, еще до конца второй пунической войны сенат узаконил отождествление главных богов республики с двенадцатью эллинскими, в результате чего римские боги были уподоблены греческим, сохранив лишь свои имена. Функции римских богов становятся такими же, как и у их греческих двойников.

Поэт Энней (II в. до н. э.) (Позже этот список подтвердил и Тит Ливий). упоминает 12 главных богов Рима, которые составляли Совет богов и приписывает им греческие аналоги:

Юнона (Гера) – брак и рождение

Веста (Гестия) – семейный очаг и жертвенный огонь

Минерва (Афина) – мудрость и искусство

Церера (Деметра) – урожай и плодородие

Диана (Артемида) – растительный и животный мир

Венера (Афродита) – красота и плотская любовь

Марс (Арес) – война

Меркурий (Гермес) – торговля и прибыль

Юпитер (Зевс) - гром

Нептун (Посейдон) – водные объекты

Вулкан (Гефест) - огонь

Аполлон (Аполлон) – Солнце

Греческое влияние на развитие религиозных представлений в Риме. Римляне легко воспринимали чужих богов. Признавая, что все вокруг него полно богов, римлянин не мог отрицать, что есть боги и вне его владений. Он только не знает этих богов, но боги эти заслуживают поклонения. Ведь даже в своих владениях римлянин не знает всех богов, он часто даже в молитве призывает бога или богиню, даже ставит жертвенник, посвящая его богу или богине, не зная, кому же следует посвятить его. Римлянин в случае нужды обращался к иноземным богам и призывал их перейти в Рим, стать богами Рима.

Духи. Первоначальная религия римлян включала в себя поклонение ларам – божествам дома или отдельной семьи; это были своеобразные духи-хранители, призванные блюсти семейный очаг и беречь членов семьи от возможных опасностей. Были и гении покровители семейства, рода, народа. Очень важен был для государства гений императора. Когда поклонялись императору как божеству, то поклонялись его гению. Ещё при жизни Юлия Цезаря Октавиана Августа развился культ Гения Августа. Во всех частях Рима создавались храмы Гения Августа, избирались служащие, которые организовывали божественные празднества и церемонии, сооружались святилища, алтари. Считалось, что после смерти Август станет богом. После того как Август умер, его официально причислили к богам, его культ получил ещё более широкое распространение. Фактически после смерти Августа римляне стали поклонятся Лару Августа.

Гением называют божественную сущность человека, его божественную искру, божественность человеческой души, родственной богам. После смерти, люди, проявившие свою божественную сущность, становились Ларами, аналогично греческим Героями. Сохранилось древняя запись, в которой сын говорит, что его отец умер и стал Богом, то есть он стал Ларой. Прослеживается связь между культом Ларов с Культом предком, так как легендарные первопредки воспринимались как Лары.

В день своего рождения римляне приносили своему гению жертвы – цветы, плоды, воскурения и возлияния. Все значимые события в жизни римлянина отмечались жертвоприношениями гению. виде крылатых существ, похожих на ангелов, изображали древние римляне гениев, а так же принятых в свой пантеон греческих богов Эрота, Гименея и богиню Нику.

 

Храмы и жречество. Материальными символами отдельных божеств служили те или иные предметы, вероятно бывшие некогда простыми фетишами. Марс символизировался копьем, Юпитер - камнем. Символом Весты был неугасимый огонь. Делать статуи своих богов римляне начали уже позже, в подражание грекам.

Напротив, изображения умерших делались у римлян издавна. Эти изображения имели вид посмертных масок или бюстов, которые хранились в каждой семье. Этот обычай, по-видимому, перешел к римлянам от этрусков.

Римский храм вначале был просто огороженным местом для гаданий, прежде всего для наблюдений за небом. Это освященное место служило и для важных общественных действий, собраний сената и пр. Одним из древнейших и главнейших храмов был Капитолийский храм, посвященный Юпитеру. Позже римляне стали, опять-таки подражая грекам, строить храмы-святилища для своих богов.

Гаруспики и авгуры. Вера в гадания составляла неотъемлемую часть официальной религиозности. Авгуры — в Древнем Риме жрецы, толковавшие волю богов и предсказывавшие будущее по атмосферным явлениям (грому, молнии, зарницам и другим), по полёту и крику птиц (ауспиция). Согласно легендам, именно таким способом решили установить место строительства города Рима. При ауспициях отдают предпочтения коршунам. Гаруспики – жрец в древней Этрурии, позже – в древнем Риме, гадавший по внутренностям жертвенных животных, особенно часто по печени, также использовали сердце и легкие.

Почитание восточных божеств. Всплеск религиозных инноваций был порожден расширением Римской империи далеко на Восток, что привело к проникновению на территорию Рима культов восточных божеств – Исиды (малоазийская богиня) и Гермеса Трисмегиста (божество смешанного греко-египетского происхождения. Резко отличавшиеся от римской религии по своему облику и содержанию, выросшие на иной социально-политической почве, эти культы, проникнутые мистицизмом, идеями потустороннего воздаяния, встречали довольно подозрительное отношение со стороны римского правительства и аристократии.

В восточных провинциях существовали еще старые религиозные культы; в Европе — древние культы кельтов, друидов, Эпона. Но влияние восточных религий неизбежно. В Риме они получили новое направление и ничто не могло остановить их подъема.

Время и место зарождения христианства в Римской империи. Христианство приходило на смену языческой римской религии и потому, что многие идеи и обряды христиан были уже давно известны в Риме. Христианство в Римской империи поначалу воспринималось большинством народа как ясная и понятная форма социального протеста. Оно пробуждало веру в заступника, способного утвердить идею всеобщего равенства, спасения всех людей, независимо от их этнической, политической и социальной принадлежности.

Для учения ранних христиан были характерны общие идеи о конце мира, о борьбе добра и зла, учение о предопределенности Богом всех событий в мире, резкое осуждение жертвоприношений.

 

Гонения на христиан. Римские императоры, рассматривая христианскую церковь как возможную политическую соперницу в условиях острого кризиса III в., жестоко преследовали христиан: они привлекались по обвинениям в безбожии, т.к. отказывались принимать участие в официальных культах; в оскорблении власти, поскольку не приносили жертв перед статуей императора, а также в тайных преступлениях, приписываемых молвой.

Первое гонение на христиан произошло при императоре Нероне в 64 г. н. э. Страшный пожар в Риме истребил большую часть города. Молва обвиняла в поджоге самого правителя, якобы пытавшегося найти вдохновение для написания поэмы о гибели Трои. Когда стали искать причину бедствия, обвинение было направлено на христиан. Гонения начались по всем областям империи и продолжались около четырех лет. Христиан зашивали в звериные шкуры и бросали на растерзание псам, распинали на крестах, обмазывали смолистым составом и сжигали.

Периоды гонений чередовались со временем относительной веротерпимости. Жестокие преследования христиан в III и в начале IV в. возникали лишь время от времени и открытое следование христианскому культу стало самым распространенным явлением.

Религиозная реформа Константина. Константин оценил силу церковной организации и авторитет христианства среди самых различных слоев населения и армии, понял, что христианство и его мощная церковная организация могут быть прочной опорой абсолютной власти. Константин принимает важное решение о примирении с христианской церковью и о ее решительной поддержке. В 313 г. после побед над своими политическими соперниками Константин в городе Медиолане издали Миланский эдикт. По этому эдикту христианская религия объявлялась равноправной со всеми другими религиозными системами. Конфискованное или разграбленное имущество церкви должно было быть возвращено или за него выплачивалась компенсация. Миланский эдикт явился важным шагом на пути превращения христианства в официальную религию империи.

 Образы римской мифологии в европейской культуре. Римская история, мифологизированная и настоящая, служила для европейского искусства такой же лабораторией сюжетов, как и греческая мифология. Подвиги героев и деятелей древнего Рима легли в основу трагедий Шекспира ("Тит Андроник", "Юлий Цезарь", "Антоний и Клеопатра" и "Кориолан"), романов и повестей писателей различных времен, оживали в скульптурах и на живописных полотнах («туалет Венеры», «Купание Дианы», «Юпитер и Каллисто» Ф. Буше, Иохим фон Зандрарт "Минерва и Сатурн охраняют искусство и науку от зависти и лжи", Питер Пауль Рубенс "Минерва защищает Мир от Марса", Лавиния Фонтана "Минерва одевающаяся", Хендрик ван Бален Старший "Диана превращает Актиона в оленя", «Рождение Венеры» Ботичелли, Аньоло Бронзино «Аллегория с Венерой и Купидоном» ), вдохновляли художников-классицистов. Таким образом гражданский идеал гордого благородства, верности долгу и свободолюбия, возникший в римской мифологии, обрел свое бессмертие в европейской культуре.

У художников Ренессанса обнаженная Венера в противовес одетой символизировала любовь небесную. Боттичелли наделил свою героиню тем целомудрием, которое почитается как высшая добродетель, отсюда и мотив поклонения, присутствующий в картине. Прекрасное лицо героини напоминает лики Мадонн на картинах Боттичелли, и потому в этой работе сквозь античную тему звучит христианская, а соединение античного гуманизма и христианства и дало феномен итальянского Возрождения.

 


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 1503; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!