БИЛЕТ 6. Религия Древней Греции



 

Возникновение собственно греческой религии относят к рубежу II–I тыс. до н.э.. Большое место в их религиозном сознании занимали фетишистские, тотемистические и анимистические представления.

Источник сведений о религиозных представлениях древних греков. История религии Греции изучена всесторонне. Изучены храмы, статуи богов, ритуальные сосуды, сохранившееся до нашего времени. Прежде всего стоит отметить поэмы «Илиада» и «Одиссея» (примерно IXX-VIIIв. до н.э.), автор Гомер, хотя это достоверно утверждать нельзя. Информация была также изучена из произведений Геродота, Гекатея, Фукидида, Платона, Ксенофонта, Аристотеля и других. Важное значение в качестве источника имеют поэмы Гесиода «Теогония» ("Происхождение богов") дает развернутую картину космогонии, генеалогии и иерархии древнегреческих божеств. Он попытался совместить в нечто целое множество племенных верований греков. Гесиод повествует о сотворении мира из Хаоса (первоначального состояния мира), и излагает последовательную генеалогию трех поколений божеств, сменяющих друг друга.

Отличительные черты греческих богов. Религия Древней Греции относится к языческому политеизму. Боги наделялись не только антропоморфным обликом, но и человеческими чертами, были подобны людям своим поведением. Над ними так же властвовала судьба, но они, в отличие от людей, были бессмертны и обладали сверхчеловеческой силой, не знали ответственности за свои дела и поступки. Наряду с богами свое место в мифологии греков отводилось культурным героям (Прометей и др.), полубожественным (Гераклит, Персей и др.) и смертным (Тесей, аргонавты и др.) героям-воителям.

Главными считались боги и богини, принадлежащие к младшему поколению. Старшее поколение, воплощавшее силы вселенной и природные стихии, утратило господство над миром, не устояв под натиском младших. Победив, молодые боги выбрали своим домом гору Олимп. Древние греки из всех божеств выделяли 12 главных олимпийских богов. Греческая мифология выделяла три поколения богов, смена которых знаменовала собой процесс упорядочения космоса. К высшим олимпийским богам греками обычно причислялись:

* Зевс – верховный властитель мира, царь богов и людей;

* Гера – верховная богиня и покровительница брака, сестра и супруга Зевса;

* Посейдон – властитель моря, брат Зевса;

* Деметра – богиня земледелия и плодородия, сестра Зевса и жена Посейдона;

* Гермес – сын Зевса, гонец и исполнитель его воли, покровитель путников, торговли и обмана;

* Афина – богиня мудрости, справедливой войны, наук и искусств, дочь Зевса;

* Гефест – основатель кузнечного дела и покровитель ремесленников; Гестия – богиня огня и домашнего очага, сестра Зевса;

* Арес – бог разрушительных и многострадальных войн, сын Зевса;

* Афродита – богиня красоты, любви и брака, дочь Зевса;

* Аполлон – бог оракулов и покровитель искусств, сын Зевса;

* Артемида – богиня охоты и живой природы, растительности и плодородия, жена Аполлона.

Титаны и Олимпийцы. В Древней Греции выделяются две группы богов: Титаны - боги второго поколения и олимпийские боги, или олимпийцы - боги третьего поколения. Согласно древнейшей космогонии, первопотенциями сущего были Хаос (мировая пустота), Гея (мать-земля), Тартар (недра земли) и Эрос (жизненная сила любви). Гея сама из себя произвела Урана – небо, а от брака с ним – горы, нимф, море Понт, циклопов, сторуких, и второе поколение богов – титанов. Ужасные дети Урана были ему ненавистны, поэтому он не выпускал их из утробы Геи. По наущению матери младший из титанов Крон кастрирует Урана, отстраняя тем самым от продолжения рода богов-чудовищ. Свергнув отца, он занимает место верховного бога. От Крона и титаниды Реи рождаются олимпийцы: Аид, Посейдон, Гестия, Деметра, Гера и Зевс. Желая избежать предсказания о захвате его власти сыном, Крон проглатывал своих детей. Этой участи избежал Зевс, вместо которого Крону подложили запеленатый камень. Возмужав, Зевс выпускает на свет своих братьев и сестер, во главе которых одерживает победу в войне с титанами. Поверженные титаны были сброшены в Тартар, а Зевс разделил с братьями власть над миром. Он стал господствовать на небе, Посейдон – на морях, Аид – в царстве мертвых. Эта борьба, известная как титаномахия, или битва титанов.

Олимпийские бо́ги (олимпийцы)— боги третьего поколения (после изначальных богов и титанов — богов первого и второго поколений), высшие существа, обитавшие на горе Олимп.

 

Представление о загробном мире. Древние греки верили, что, когда они умрут, их души перейдут в царство Аида, или подземный мир. Находился он глубоко в недрах земли, куда не проникает луч солнца. Греки полагали, что тени умерших попадали в Аид через пещеры, расселины или водные потоки -своеобразные проходы в мрачный загробный мир.

Бог Гермес сопровождал души усопших в царство Аида. Пройдя через проходы и отверстия в земле, они оказывались на берегу Стикса, семь раз опоясывавшего царство мертвых. В рот покойному клали обол – монетку, которой тот расплачивался с Хароном, перевозившим его через реку Ахеронт. Выход из подземного мира стерег трехголовый пес Цербер. В его задачу входило не пускать живых в подземное царство и не допускать побега теней усопших. Затем они достигали перекрестка, где решалась их судьба. Трое судей – Аид, Минос и Радамант -допрашивали прибывших и назначали им пребывать в одном из трех мест: на елисейских полях, асфоделевом лугу или в тартаре. Загробная жизнь могла оказаться блаженной, устрашающей или просто безрадостной. Все зависело от того, каким человеком был умерший при жизни. Немногим счастливцам, которые вели безгрешную жизнь, удавалось попасть на елисейские поля – счастливое место, где всегда ярко светит солнце, тепло и радостно. Злобных, жадных и коварных людей, приговоренных к вечному существованию без солнечного света, радостей и желаний, бросали в тартар -преисподнюю, место страдания и несчастий. Большинство людей оказывалось на асфоделевом лугу — сумрачном туманном месте, заросшем бледными цветами асфодела (дикого тюльпана), где неприкаянные души безрадостно скитаются по своей последней обители.

Хорошо известен греческий миф о двух влюбленных, Орфее и Эвридике, разлученных и затем вновь соединенных смертью. Эвридика умерла от укуса змеи, и Орфей, не в силах примириться с утратой, отправился в подземное царство, чтобы уговорить Аида вернуть ему жену. Орфей прославился по всей Греции как величайший музыкант: своей игрой он зачаровал Харона, и тот перевез его через Ахеронт. И подземного владыку так поразила его игра на кифаре, что он согласился отпутить Эвридиву, но при одном условии: Орфею запрещалось оборачиваться и смотреть на идущую следом Эвридику пока они, ведомые Гермесом, не вернутся на землю. Орфей не выдержал испытания: он оглянулся посмотреть, не отстала ли его возлюбленная, и тень Эвридики исчезла навсегда, воротившись в царство мертвых. А Орфей, проплакав на берегу Стикса семь дней, все же поднялся на землю. Спустя несколько лет Орфей соединился со своей женой. Душа его сошла в Аид и на асфоделевом лугу вновь встретилась с Эвридикой.

Храмы и жречество. В ахейскую эпоху греки не знали храмов и обходились без них: Церемонии ритуалов совершались под открытым небом, рядом с алтарем. Храмовое действие развивалось лишь со временем, в связи с необходимостью дать постоянную обитель богу, но не незримому, а его видимому образу – кумиру. Многие храмы стояли на горах, на акрополях городов. Такое их положение избиралось потому что храмы представлялись в сознании греков религиозными святынями, и потому их старались выделить из всего того, что относилось к обыденному миру. Греческие храмы повсеместно украшались статуями богов. Однако главное предназначение этих статуй состояло не в их эстетической функции, а в функции религиозного поклонения. Также были широко распространены фетиши. Внутри храмовых оград нередко хранились плиты с надписями, относящимися не только к служению культа, но и к политической и экономической стороне жизни древнегреческих полисов. Важнейшей храмовой святыней служил жертвенник, помещенный либо во внутренней части храма, либо возле него. В храме устраивалась комната для бога. Храмы обладали большим хозяйством и богатством за счет обильных пожертвований частных лиц, ростовщических организаций, которыми занимались храмовые служители. В пользу храмов отдавалась часть судебных штрафов, конфискованное во время войн имущество. Чистота здесь была главной обязанностью. В храм не мог вступить ни один преступник. Доступ ко многим святилищам был запрещен или огражден. Храмы не были единственными в своем роде культовыми сооружениями. Помимо них, местами религиозных собраний и ритуалов служили многочисленные алтари, священные рощи, небольшие капища нимф и героев, священные пещеры.

Еще во “времена Гомера” у греков имелись профессиональные служители культа – жрецы. Положение жрецов в Греции было почетным, но маловлиятельным. Жрецы не составляли замкнутой касты. Совершение жертвоприношений не было исключительным правом жрецов. Жертвоприношения были не только государственным, но и частным делом граждан. Жрецы в Греции не были ни учителями религии, ни духовниками. Круг их деятельности был ограничен тем отдельным святилищем, к которому они были причислены. Общих жрецов не было, но были жрецы Посейдона, Зевса, Аполлона, Афины и других богов. Жрецы должны были совершать действия от лица государственных учреждений, перед которыми они отчитывались за свою деятельность. Жреческие функции часто бывали тесно связаны с умением предсказывать с помощью гадания, но главным образом они состояли в служении изображению, бывшему предметом культа, которое они наряжали и кормили, в принесении жертв, составляющем центральный пункт культа. Для этого они часто жили в храме и получали свое содержание из храмовой казны. Постепенно сложился институт жречества, и должность жреца стала пожизненной и наследственной; так было преимущественно в тех случаях, когда жреческие функции родового клана переходили в служение государственному культу. Были также и продажные жреческие места. Условиями для занятия жреческой должности были законное рождение, право гражданина и честное имя, а также отсутствие телесных недостатков

Почитание героев.  Культ древнегреческих Героев сложился в ахейскую эпоху. Первым Героем у греков считается Прометей, принесший с божественного Олимпа первый священный огонь человеческой цивилизации. Для этого ему понадобилось превзойти себя и пределы двух миров. Прометей — греческий мифологический герой, двоюродный брат Зевса. Во время битвы Зевса с титанами Прометей вступил в союз с богами. Легенда гласит, что по воле Зевса он вылепил первых людей из земли и воды.

Наиболее популярным Героем у древних греков был Геракл, который почитался как полубог. Принятие его на небе ставило Геракла в ряд Олимпийских богов. Трудно определить, когда был обожествлен Геракл. Первыми, кто стал, поклоняться Гераклу как божеству, были афиняне с марафонцами, от которых этот культ широко распространился на территории Греции. Высшие классы воздавали почести Гераклу как царю. В то же время Геракл выступал и народным Героем. Народу он представлялся как неутомимый работник, защитник простых людей от тиранов и угнетателей. За это, согласно народным представлениям, он и достиг бессмертия.

Другим популярным героем Древней Греции был Тесей. Как отмечают исследователи, по своей популярности в греческом мире Тесей не уступал никому, кроме Геракла, а в Афинах он являлся «бесспорно мифологической фигурой номер один». С Гераклом его связывала прочная дружба. Эта символизировала единство греков, и греческие художники охотно напоминали об этом своим землякам, особенно политикам из враждебных полисов (городов-государств). В качестве примера назовем рельеф Фидия, изображавший совместную борьбу Тесея и Геракла с амазонками; этот рельеф украшал трон статуи Зевса в Олимпии, одного из «семи чудес света». По свидетельству античных историков, были найдены останки Тесея – его кости, которые торжественно перевезли в Афины для всенародного почитания. Плутарх и Павсаний писали о непоколебимой вере греков в то, что во время Марафонского сражения дух Тесея восстал из земли, чтобы воодушевить афинян, и во всеоружии напасть на персов.

Древние греки верили, что Тесей, как и Геракл, и Орфей, и бог Дионис, и многие другие герои, посещали царство смерти и возвращались оттуда живыми и невредимыми.

Священные животные. Многие древнегреческие полисы имели особо почитаемых их жителями животных. Например, священным животным в Дельфах и Афинах считался волк, ампракиоты поклонялись львице, самосцы — овце, критяне — свинье, фессалийцы — змее (впрочем, и на афинском акрополе в храме Эрехтея жила священная змея, которая каждый месяц получала медовую лепешку). Встречались и более необычные объекты поклонения. Например, жители Акарнании почитали мух, а на острове Сериф — морских раков.

В некоторых случаях в изображениях греческих богов могли содержаться определенные элементы животного. Названия многих жреческих коллегий эллинов («быки», «медведи», «жеребята», «пчелы») указывают на их первоначальную связь с соответствующими животными-фетишами. Часто в греческих храмах содержались животные, посвященные тому богу, в честь которого построен храм. Иногда в особом ритуале подражали повадкам зверей. Например, в храме Артемиды Бравронской (в Аттике) девочки, одетые в шафрановые одежды, имитирующие бурую медвежью шкуру, в обрядовой пляске подражали походке и движениям медведиц.

При этом в Элладе не была распространена древняя традиция возводить историю племени к какому-либо животному. Правда, племя мирмидян, населявшее Северную Грецию, считало своими предками муравьев, а жители Аркадии вели свою историю от внука медведицы, но, пожалуй, это были единственные случаи подобных воззрений.

Дельфы и Дельфийский оракул. Происхождение: Камень-омфал хранился внутри храма, а по бокам от него располагалось два золотых орла — две статуи, напоминающие о происхождении святыни. Омфал был тем самым камнем, который проглотил вместо младенца-Зевса его отец, Кронос, поедавший своих детей из-за пророчества, что одному из них суждено отобрать у него власть над миром и остальными богами.

В каком-то смысле Дельфы действительно стали центром античной Греции. Жрецы Дельфийского оракула были влиятельной силой — сюда приходили спрашивать совета даже государственные деятели перед важными политическими и экономическими решениями. В руках жрецов были сосредоточены многие ниточки управления обществом — ничто не мешало им интерпретировать волю богов согласно собственным желаниям. Согласно мифам Древней Греции, дельфийский оракул был основан самим греческим богом Аполлоном на месте его победы над чудовищным змеем Пифоном. В Древней Греции полагали, что жизнь человека определяется предназначением, роком. Люди верили, что можно приподнять завесу будущего, и обращались в случае необходимости за советом к разного рода оракулам.

Назначение оракула состояло не только в том, чтобы раскрывать будущее, но и в том, чтобы руководить жизнью народа от имени божества в тех исключительных случаях, когда человеческая мудрость оказывалась несостоятельной. Воины шли сюда за советом перед сражением, горожане – за помощью, надеясь решить свои житейские проблемы, поправить здоровье. Номинально главным лицом оракула была жрица (Пифия).

 

Образы греческой мифологии в европейской культуре. Древнегреческая культура, включающая в себя религию, мифологию, философию, литературу, изобразительное и прикладное искусство, архитектуру, оказала огромное, если не первостепенное, влияние на развитие европейской культуры.

Христианство довольно много почерпнуло из греческой культуры, но принятие этих элементов происходило медленно и трудно. В итоге было заимствовано лишь то, что не противоречило религиозным установкам христианства или могло быть с этой целью радикально переосмыслено.

Христиане первых веков с недоверием относились к любому элементу, напоминавшему о языческом культе, даже если сам по себе он не содержал ничего специфически языческого. Под древнегреческим влиянием появились некоторые архитектурные и иконографические приемы, принципы толкования текстов. В то же время греческая культура выдвинула из своей среды религиозную альтернативу христианству в виде герметических и иных синкретических учений, широко распространенных в Европе и переживших расцвет в эпоху Ренессанса.

Писатели, художники различных европейских стран стали брать сюжетами своих произведений эпизоды из древнегреческой мифологии.

Изображению мифических сюжетов и божеств посвящены некоторые произведения выдающихся итальянских художников эпохи Возрождения - Леонардо да Винчи (бюст богини Флоры), Сандро Боттичелли (картины “Рождение Венеры”, “Весна”), Тициана (картина “Венера перед зеркалом”) и др. Из образов древнегреческой мифологии взял сюжет для своей замечательной статуи Персея выдающийся итальянский скульптор Бенвенуто Челлини.

На сюжеты, заимствованные из греческой мифологии, написана пьеса В. Шекспира “Троил и Крессида”, поэма “Венера и Адонис”. Имена мифологических героев встречаются и во многих других произведениях Шекспира. Скульптурными группами, созданными на сюжеты древнегреческой мифологии, украшены многие замечательные здания, построенные в Москве и Петербурге в XVII-XIX вв.


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 1571; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!