Функции бога Осириса в древнеегипетском пантеоне.



Первоначально отождествлялся, видимо, с водами разлива Нила, несущими жизнь и плодородие. Позднее Осирис был провозглашен четвертым царем Египта, получившим власть от Геба. По преданию, он научил людей земледелию и ремеслам, т.е. дал им возможность перейти от варварства к цивилизации. Передав Гору власть над Египтом, Осирис становится затем царем подземного царства мертвых.

В Древнем Египте божество представляли в образе человека, закутанного в саван, что добавляло схожесть с мумией. Осирис был правителем загробного мира, поэтому голову всегда венчала корона. Согласно мифологии Древнего Египта, это был первый царь этой страны, поэтому в руках находятся символы власти – плетка и скипетр. Кожа у него черная и этот цвет символизирует возрождение и новую жизнь. Осириса всегда сопровождает растение, например, лотос, виноградная лоза и дерево.

Египетский бог плодородия является многогранным, то есть Осирис выполнял много обязанностей. Его почитали как покровителя растительности и производительных сил природы. Осириса считали главным покровителем и защитником людей, а еще владыкой загробного мира, который судил умерших людей. Осирис научил людей обрабатывать землю, выращивать виноград, лечить разные болезни и выполнять другую важную работу.

Культ фараона.

Особую роль в Древнем Египте играл культ царствующего фараона. Согласно учению жрецов, фараон считался воплощением божества в человеческом облике, т. е. он имел двойную природу — человеческую и божественную. Его рождение было результатом священного брака бога-отца и земной матери фараона.

Как и всякое божество, фараон, как царствующий, так и умерший, имел свой культ: храмы, штат жрецов, жертвоприношения и др. Символическим олицетворением божественной природы фараона был сфинкс, изображавшийся в виде спокойно лежащего могучего льва с головой человека, которому придавали портретное сходство с фараоном. Обожествление фараона, с одной стороны, отражало огромную власть монарха как неограниченного главы египетского государства, с другой стороны, освящало и укрепляло эту власть в интересах господствующего класса.

 

Представления о загробной жизни: культ и священные книги, представления о суде мертвых и судьбе души человека. Книга мертвых в Египте – сборник творений многих поколений жрецов, скрывающий мистический смысл. Благодаря этой книге каждый египтянин мог знать, как вести себя в загробном мире, как вести себя при жизни. В книге подробно описан суд Осириса. Во время суда происходила «исповедь отрицаний», по которой человек произносил специальную речь.

Согласно египетским представлениям у человека есть несколько проявлений: тело, ба (жизненная силы, душа), анх (дух), ка (двойник видящий любое его изображение), рен (имя), тень и т д.

Часть их оставалось с человеком после смерти, участвуя в его посмертном возрождении. Однако, эту возможность получал лишь тот, кто сохранял свое тело (отсюда обычай мумификации), построил «дом вечности» (гробницу), поставил в нее свою статую – ка и обеспечил ее постоянный заупокойной едой – питьем (жертвоприношениями).

Происходило разделение умерших на грешников и праведников, из которых первых в подземном царстве пожирали чудовища, а вторые продолжали существовать в загробном мире, уже приближалось к идее о посмертном воздаянии.

 

Обожествление животных. Большинство исследователей религии древнего Египта сходятся в том, что изначально культ животных в древнем Египте возник как следствие страха и почитания людьми силы и мощи животных, однако далее, с развитием верования, представители фауны стали считаться воплощениями божеств на земле. Об этом свидетельствуют то обстоятельство, что во времена Древнего Царства и Первого переходного периода египтяне изображали своих божеств в образах животных - к примеру, богиня Нут изображалась в виде коровы, Осирис - в виде быка, Ра - в виде сокола и др. В более поздние периоды развития египетской цивилизации тотемизм был несколько вытеснен, и на изображениях и свитках, созданных во втором и первом тысячелетиях до нашей эры, божества изображаются уже как люди с головами животных.

Поклонялись кошкам, коровам, овцам. Для животных даже делали саркофаги.

Храмы, жречество. Более высокая степень централизации древнеегипетского государства способствовала усилению власти жрецов, выполнявших функции чиновников центра, но обычно служивших при этом какому-либо из могущественных местных богов. Богам этим, наследникам древних номовых божеств, приносились обильные жертвы. В их честь строили пышные храмы, а наиболее известные из них, как бог солнца Ра (Амон-Ра), провозглашались отцами правителя. Совмещая функции администраторов и служителей храмов, древнеегипетские жрецы сосредоточили в своих руках практически все руководство страной как в сфере экономики и политики, так и в области духовной культуры, будь то грамотность, знание, образование или иные отрасли культурной традиции.

Вначале строения представляли собой небольшие святилища, которые называли солнечными храмами. Все они способствовали укреплению религии в Древнем Египте и посвящались культу Ра. В центре традиционных правил поклонения древних египтян находился обелиск — олицетворение солнечного диска.

В более поздний период Среднего и Нового царства храм стали считать жилищем для фараона, его многочисленного гарема и детей. Проект строительства архитектурных сооружений строго хранился в тайне жрецами древней цивилизации и не подлежал изменению.

 

Религиозная реформа Аменхотепа IV. В XIV в. до. н. э. Аменхотеп IV попытался реформировать религию, введя культ единого бога Атона. Он хотел заменить всех богов в Египте на одного единого бога. Причины реформы были политическими, Аменхотеп боролся со жречеством и хотел укрепить свою личную власть. Он предлагал восхвалять одного бога – Атона(солнечный диск). Фараон даже переименовался в Эхнатона. Главной идеей, приносимой этим богом, был принцип света как начала мира. Сам Атон изображался в виде диска Солнца. Однако новая религия не принималась большей частью населения и вызвала негодование жрецов, которые семь раз устраивали заговоры против фараона. Заговоры были раскрыты и окончились неудачей, но фараон всегда прощал заговорщиков. После смерти Эхнатона, возможно- насильственной, египтяне возвратились к прежней религии, а культ Атона постарались предать забвению.

 

БИЛЕТ 5. Религия Месопотамии


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 1543; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!