БИЛЕТ 13. Канонический текст буддизма. Культовые сооружения.



Канонический текст

Первоначальный буддийский канон был утрачен.

В настоящее время известно три варианта буддийского канона:

ТрипИтака занимает центральное место среди буддийских канонических сборников. Формирование канона охватывает период с VI– II вв. до н.э. (созданных в V—III вв. до н. э. вскоре после просветления Будды Шакьямуни на Первом Буддийском соборе). В полном объеме канон был зафиксирован в V в. В текстах Трипитаки содержится множество сведений, касающихся культурной, экономической и социальной жизни Индии первых веков до нашей эры. Долгое время Трипитака передавалась устно. Около 80 г. до н. э., в связи с угрозой утраты текстов, Трипитака была впервые записана на пальмовых листьях монахами тхеравады на Шри-Ланке.

Буддийский канон Типитака состоит из трех разделов:

* «Виная-питака» («Корзина наставлений») Первый раздел, Виная-питака, содержит тексты, призванные регулировать жизнь сангхи — буддийской монашеской общины.

* «Сутта-питака» («Корзина текстов») Написана прозой и стихами и содержит поучительные диалоги, легенды и притчи, связанные с именами Будды или его учеников.

* «Абидхарма-питака» («Корзина мудрости»)

Сборник философских трактатов, содержащих систематизацию учения Будды и предлагающих глубокий, практически научный, анализ основных доктринальных положений Дхармы. Посвящена теоретической разработке основ учения.

Учение Тхеравады опирается на палийский канон. Тхеравада и другие школы раннего буддизма считают, что каноны содержат непосредственные слова Будды.

Позже появился Канон махаяны, содержащий более 600 сутр по различным линиям передачи. Считается также, что этот канон содержит непосредственно слова Будды и бодхисаттв (это человек (на нашей планете), который достиг просветления, но в отличие от Будды он не покинул этот мир, а остался)

Известные культовые сооружения. Возникновение буддизма с его традицией ритуального обхода по часовой стрелке вокруг «дерева мудрости» продиктовало появление новых архитектурных форм.

Ступа - Основное культовое сооружение буддистов – ступа - возникло в Древней Индии. Ступа первоначально представляла собой холм земли, курган над захоронением. Модель Вселенной: классическая полусферическая форма символизирует небосвод или же гору Меру (по представлениям древних индийцев, центр мироздания); шпиль представляет собой мировую ось; квадратная платформа или ступенчатая терраса вокруг ступы символически приглашают верующего начать восхождение к божественной вершине. Зонтичное навершие - древний символ верховной власти.

Кроме того, ступа призвана выражать идею незавершенности мироздания, связанную с космологическими представлениями народов Востока, которые считают, что окончательное завершение возможно только тогда, когда наступит конец света. Поэтому строительство ступы постоянно продолжается.

Расположенный в пригороде Катманду храм Боднатх известен во всем мире тем, что является самой большой ступой. Его окружают монастыри различных школ и течений буддизма, и все, кто в них проживает, приходят на поклонение в Боднатх. Ступа построена в 6-м веке и с тех пор занимает место главной святыни Непала. Глаз Будды, расположенный на ступе, является одним из самых известных изображений подобного рода. Позолоченная ступа высотой 98 метров расположена в Янгоне, бывшей столице Мьянмы. С чего началась история храма практически неизвестно. Считается, что пагода построена в период Баган, в период 6-10 веков. Помимо основной ступы здесь расположены ступы поменьше, а также храм является местом хранения 4-х артефактов: волос Гаутамы Будды, кусочка ткани из туники Кассапы, посоха Какусандхи и водяного фильтра Конагаманы.

Древний город Паган — столица царства, располагавшегося здесь задолго до Мьянмы. Царство было разрушено монголами в 1287 году, однако от него остались бесчисленные руины и прекрасные храмы, которые сейчас являются популярным местом паломничества верующих со всей Азии. Удивительные храмы содержат статуи Будд, пещеры, фрески. В самых значимых из них, Швезигон и Локананда Чаун, хранятся зубы Будды.

Говоря о буддизме, нельзя не вспомнить Тибет — страну, пронизанную духовной мудростью этого учения. Лхаса — центр не только Тибета, но и всего тибетского буддизма, привлекающий ежегодно тысячи паломников со всего мира. Храм был построен королем Сонгцэн Гампо в 7-м веке. Монголы, напавшие на Лхасу, разоряли его несколько раз, но оставили здание не тронутым. Сегодня храмовый комплекс занимает территорию более 25 000 кв. метров.


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 1017; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!