БИЛЕТ 14. Основные направления в буддизме



Основные направления в буддизме

Вероучение распадается на множество школ – в среднем их насчитывается 18. Кратко об основных направлениях буддизма:

Тхеравада (Хинаяна). Старейшее направление, второе по численности. В XXI веке насчитывает почти 40% приверженцев. Временем оформления Хинаяны можно с полным основанием считать 80 г. до н. э., когда на Ланке впервые происходит письменная фиксация тхеравадинского Канона — палийской Типитаки. Хинаяна является сугубо монашеской формой буддизма. На долю мирян остается только улучшение своей кармы через совершение добрых дел и накопление заслуг, обретенных благодаря поддержке и содержанию сангхи. И благодаря этим заслугам и миряне в одной из последующих жизней смогут стать достойными принятия монашеских обетов, после чего и они вступят на Благородный Восьмеричный Путь.

Махаяна или «Великая колесница». Приверженцы составляют основную массу – более 50% всех буддистов мира. Центры сосредоточены в Японии, Монголии, Китае, Корее, Тибете.

Ваджраяна – «Алмазная колесница». Тантрическое направление, образовавшееся внутри Махаяны (тантра – древнейшая система самосовершенствования, помогающая оздоровлению организма, продлению жизни, развитию духовности).

Тибетская ветка (сформирована на основе махаяны и ваджраяны), самая малочисленная – 6%. Центры находятся в Монголии, Бурятии, Тыве, Калмыкии, Манчжурии и Северном Китае.

 

Тхеравада существенно отличается от Махаяны – «Великой колесницы». Если первая акцентирует внимание на том, что сам человек должен пройти путь Будды и достичь нирваны, то вторая говорит, что нужно помогать другим людям в достижении просветления, а о себе думать в последнюю очередь, так как помощь другим уже сама по себе является частью пути к пробуждению. Основное отличие махаяны от тхеравады – восприятие образа Будды не как исторического первоучителя, а как существа, обладающего божественной природой и “космическом телом Будды” – божественной субстанцией, способной принимать разнообразные земные формы ради спасения живых существ.

Монашество. Начало буддийскому монашеству было положено самим основателем буддизма Гаутамой Буддой, жившим в V — IV веках до нашей эры. Многое в образе жизни буддийских монахов заимствовано у странствующих аскетов более ранних религий, некоторые из которых были учителями Будды. Буддийское монашество— одна из самых ранних форм организованного религиозного монашества, сохранившихся до наших дней. Это также один из фундаментальных институтов буддизма. На монахов и монахинь возлагается ответственность за сохранение и распространение учения Будды, наставление мирских буддистов. Мирская и монашеская часть буддийской Сангхи довольно тесно взаимодействуют: миряне дарят монахам еду, одежду и другие необходимые вещи, и получают взамен наставление в Дхарме. Буддийские монахи и монахини обычно живут небольшими группами: например, учитель и его ученики или несколько монахов-друзей, путешествующих вместе. Чаще всего поселяются неподалёку от поселений мирских буддистов. Обычно буддийские монахи и монахини стараются обходиться необходимым минимумом вещей, пожертвованных им мирянами. Мирские буддисты кормят монахов и предоставляют им укрытие, когда те в нём нуждаются.

От буддийского монаха требуется обходиться простыми и действительно необходимыми в его жизни вещами, чтобы легче было сосредоточиться на главном; притом лишения не являются самоцелью, слишком строгий аскетизм не требуется и даже не приветствуется. Целибат (безбрачие) является одной из основных ценностей буддийского монашества: это главное, что отделяет монахов от мирских.

Бодхисаттвы. Бодхисаттвы — это любой человек, монах или мирянин, наделенный бодхичиттой, то есть намерением обрести бодхи, пробудиться, стать Буддой. Человек, стремящийся обрести просветление, стать Буддой.

В зрелой Махаяне двумя главными и определяющими качествами бодхисаттвы становятся Мудрость и Сострадание .

Состояния Будды нельзя достичь только при помощи одной лишь мудрости или одних искусных средств: мудрость без средств пассивна, средства без мудрости слепы.

Сострадательная миссия бодхисаттв — освобождение страдающих существ от уз циклического существования чередующихся рождений-смертей со всеми его муками и скорбями.

Иногда тексты выделяют три типа бодхисаттв:

1) бодхисаттва-царь, который вначале достигает состояния Будды, а потом заботится сразу об освобождении всех существ

2) бодхисаттва-лодочник, «перевозящий» по одному существа на «другой берег» существования

3) бодхисаттва-пастух, который вначале спасает все существа и только потом сам вступает в нирвану По

В своем пути к достижению пробуждения и обретения состояния Будды бодхисаттвы постепенно восходят по десяти ступеням совершенствования. На последней ступени этого пути, называемой дхарма-мегха («облако Дхармы») бодхисаттва обретает пробуждение, не уходя, при этом в нирвану.

Путь бодхисаттвы называется «путем парамит».


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 934; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!