Что слушатели приобретают в итоге? 3 страница



2) Специфические, определяемые содержанием прорабатываемой конкретной психологической проблемы. Методы данной группы существенно разнообразнее, сложнее, и как правило, требуют для реализации квалифицированной помощи со стороны психотерапевта. Сюда относятся, во-первых, «тактические» подходы, направленные на устранение отдельных, частных проблем. Применительно к психотерапии они составляют ее так называемый краткосрочный вариант. Во-вторых, сюда относится и более общий и основательный подход, направлен-

Современный взгляд на психосоматику

11

ный на многостороннюю перестройку личности, начиная с ее основ. Подобная личностная реконструкция более трудоемка, требует, как правило, длительного времени и рассматривается в психотерапии как ее долгосрочный, «стратегический» вариант.

В то же время отдельные шаги в этом направлении могут предприниматься и самостоятельно, преимущественно осуществляться за счет внутренних ресурсов. И здесь среди различных методов психокоррекции пальма первенства также принадлежит техникам телесным - ввиду их доступности для самостоятельного применения (естественно, после предварительного обучения необходимым практическим навыкам). Это и инсайты, достигаемые во время занятий дыхательно-медитативной практикой или телесным самоанализом (известные методы сенсорного осознавания, система Фельденкрайза), и самопрограммирование (метод Александера), и телесно-психологическая мобилизация подсознательных резервов (метод Ретри).

Отдельно необходимо сказать о таком важнейшем для практики направлении психокоррекции, как психологическая самопомощь. В условиях продолжающегося (и ускоряющегося!) роста распространенности стрессовых расстройств именно данное направление, на наш взгляд, представляется наиболее перспективным, наиболее массовым, наименее затратным как для пациентов (и соответственно, доступным), так и для специалистов (в плане затрат труда и времени на отдельно взятого пациента и тем самым потенциальной возможности оказать помощь большему числу людей).

Данный подход исключительно важен с практической точки зрения еще и тем, что, осваивая методы самопомощи, человек перестает перекладывать ответственность за решение своих проблем на чужие плечи (за выздоровление - на врача, за избавление от житейских неурядиц - на психолога). Задача же специалиста сводится к тому, чтобы научить пациента брать ответственность на себя и дать в его руки технологию, пригодную для самостоятельных занятий. В этом русле работают многие современные методы психотерапии, предлагающие самые разные подходы к решению обыденных психологических проблем. Несмотря на многообразие конкретных технических приемов, смысл всех их сводится к следующему.

12

Введение

На диагностическом этапе проводится поиск стереотипно повторяющегося эмоционального дискомфорта, проявления которого - на когнитивном, эмоциональном, телесном и поведенческом уровне - анализируются и описываются максимально подробно и тщательно, во всех деталях. Естественно, этот дискомфорт неразрывно связан с некоторой актуальной для человека психологической проблемой (будь то конкретные страхи или неопределенная, плавающая тревожность, трудности в общении или дефицит самоутверждения) либо определенной жизненной ситуацией (например, затяжным конфликтом, затрагивающим семейные или деловые отношения).

Следующий, терапевтический этап состоит в том, чтобы научить человека прослеживать эти проявления и в момент возникновения негативных состояний предпринимать активные действия, направленные на устранение дискомфорта. Это могут быть приемы сознательного самоконтроля на рациональном уровне -энергичное дискутирование с негативными мыслями (метод раци-онально-эмотивной поведенческой психотерапии по А. Эллису), работа со зрительными образами (например, метод «взмаха» или «замены слайда» в НЛП), повтор привычных действий до угаше-ния их эмоционального сопровождения (в поведенческой психотерапии). И в этом отношении телесно-ориентированные техники, опирающиеся на работу с телесными ощущениями, представляются наиболее удобными для самостоятельного применения пациентом.

Большую часть описываемых в книге методов в международном психотерапевтическом сообществе принято относить к телесной психотерапии. Именно так именуют их специалисты, объединяющиеся в профессиональные Ассоциации телесной психотерапии (см. в интернете www.eabp.org - European Association of Body Psychotherapy или www.usabp.org - United States Association of Body Psychotherapy). В отечественной же традиции в том варианте, как эти методы прижились и пустили корни на российской почве, всегда было принято рассматривать их шире - как телесно-ориентированные, включая в перечень «смежные» направления - от медитативных практик и трансперсональных дыхательных технологий До пластических техник актерского мастерства.

Учитывая же основную тенденцию современной психотерапии к интеграции различных методов (что осуществимо в первую оче-

Современный взгляд на психосоматику

13

редь на естественнонаучной основе), телесный подход в психокоррекции правильнее было бы называть телесно-интегративным.

Во-первых, в отечественной практике большинство классических телесных психотехник применяется не в чистом виде, не изолированно, а в сочетании с другими - в составе комплексных, интег-ративных методов. Во-вторых, это тем более справедливо, что и современное понимание сути телесно-психокоррекционного подхода стало более совершенным и физиологичным, чем первоначальное. Главное содержание, квинтэссенцию телесной психокоррекции составляет не только и не столько прямой контакт психотерапевта с телом пациента (то, благодаря чему она исторически отделилась от психоанализа), сколько работа с телесными ощущениями - как с элементарными, так и со сложными кинестетическими образами. В этом состоит ее сильная сторона, ее преимущество по сравнению с теми методами психокоррекции, которые абстрагируются от телесной реальности, забывая о том, что душа и тело неотделимы друг от друга. И именно на этой основе происходит интеграция телесной психокоррекции с другими психотерапевтическими методами. Именно подобная интеграция различных психокоррекционых подходов на основе объективных, психолого-физиологических закономерностей, а также их приложение к технологиям психологической самопомощи и личностного роста составляет основную задачу нашего изложения.

Принято считать, что первым психотерапевтом, предложившим посмотреть на психологическую помощь как на ОБУЧЕНИЕ и тем самым заложившим основы самостоятельного направления -обучения психологической самопомощи (psychoeducation), был А. Адлер (обучавший своих пациентов «науке жизни»). Из числа современных психокоррекционных подходов, находящих применение в форме психологической самопомощи, необходимо упомянуть как рационально-когнитивные методы (А. Эллис, А. Бек), так и телесно-ориентированные (М. Фельденкрайз, А. Лоуэн, Ф.М. Алек-сандер, Ш. Селвер и Ч. Брукс), каждый из которых имеет определенные сильные стороны и практически эффективные технические приемы. До последнего времени все эти разнородные методы развивались изолированно, параллельно друг другу. И как это часто бывает в психокоррекции, где конкуренция разных школ нередко приводит к взаимному отрицанию и неведению относительно достижений друг друга, каждый новый шаг, новая техника не только

14

Введение

становились очередным новаторским вариантом «изобретения велосипеда», но порой и еще более «триумфальной» попыткой повторного изобретения колеса.

Соответственно, актуальной задачей сегодняшнего дня, по нашему мнению, является взгляд на эти методы с различных точек зрения, позволяющий избежать «цеховой» разобщенности (а порой и догматизма) и объединение их в рамках целостного, телесно-ин-тегративного подхода. Подхода, дающего возможность привести разнородные психотерапевтические методы к «общему знаменателю», имея в виду как синтез их теоретических моделей, так и вычленение наиболее эффективных психокоррекционных приемов на общей методологической основе, не оставляющей места для двояких толкований или разногласий. На объективной, физиологической основе.

При этом для психологов и врачей-психотерапевтов могут представлять интерес различные стороны интегративного подхода к психокоррекции, дополняющие то, что им уже известно. Так, для психологов могут быть полезны сведения о физиологических механизмах психологической помощи, в то время как для медиков - психологические аспекты клинико-физиологических представлений. Соответственно в дальнейшем изложении будут сочетаться обе точки зрения на психотерапию - и клиническая, и психологическая.

Глава 1

Телесная психология и личностный рост

Личностный рост, или самоактуализация (по К. Гольдштейну) -исключительно емкое понятие, в общем смысле вбирающее в себя и стремление человека к выявлению и развитию возможностей собственной личности, и сам процесс его «работы над собой» для достижения этих целей, а в конечном счете - еще и результат его движения по пути самосовершенствования («пробуждение», по Г.И. Гурджиеву). Личностный рост - это и самопознание, поиск человеком своего настоящего «Я», движение к достижению подлинности, аутентичности, расширению множества личностных смыслов и обретению «самости» (индивидуация, по К.Г. Юнгу). Это еще и психологическое взросление, стремление к повышению так называемого адаптационного потенциала личности, к самоутверждению, самодостаточности и независимости как от чужого мнения, так и в определенной степени от давления жизненных обстоятельств.

Личностный рост жизненно необходим для каждого человека, вне зависимости от того, отдает он себе в этом отчет или нет. Необходим для того, чтобы удовлетворить глубинную потребность в самоактуализации, занимающую, по А. Маслоу, наиболее высокое место в иерархии потребностей. Необходим для достижения гармонии в отношениях с самим собой и окружающим миром. По большому счету, необходим для поиска своего места в жизни, осо-знавания индивидуального жизненного смысла и предназначения, без понимания которых невозможно обретение счастья и полноты жизни.

Зачем же нужен столь сложный и тернистый путь поиска «сермяжной правды жизни» и разгадывания сокровенного смысла собственного существования? Неужели не существует ответов на эти главные в жизни вопросы - ответов, которые можно было бы найти в готовом виде и принять как руководство к действию? Неужели

16

Глава 1

для этого недостаточно той информации, которую можно почерпнуть в солидных, научно-обоснованных справочниках и учебных пособиях? Разве нельзя, в конце концов, обратиться к помощи дипломированных всезнающих экспертов или просто попросить совета у достойных и уважаемых вами людей, чья мудрость и богатый жизненный опыт лично вам достоверно известны? И да, и нет. Все дело в заложенном в сами вопросы скрытом противоречии. Противоречии, устранение или разрешение которого равносильно ответу на сам вопрос. И поэтому тот ответ, который предлагается в готовом виде, - не добывается собственными самоотверженными усилиями искателя истины, а приходит откуда-то со стороны (и порой очевиден), - не будет, по всей видимости, воспринят самим страждущим.

Человеку свойственно заблуждаться - «homo errare est», как говорили древние римляне. Пожалуй, в наибольшей мере ему свойственно заблуждаться на свой собственный счет. И хотя он обычно думает, что живет рассудком - своими логическими, словесно-оформленными мыслями, на самом же деле живет он образами, генерируемыми подсознанием и лежащими в основе устойчивой, глубинной (правополушарной) мотивации. Задача психологической саморегуляции и личностного самосовершенствования - сделать этот процесс максимально осознанным и управляемым. Исходя из этого, главная задача телесно-ориентированных (впрочем, как и многих других) методов личностного роста - решение основного вопроса практической психологии (по аналогии с основным вопросом философии): что важнее - сознание или подсознание? Как разрешить противоречия между ними, преодолеть внутреннюю двойственность, устранить источники внутрипсихического конфликта? Иными словами, как научить человека вести осознанный диалог с собственным подсознанием, чтобы обрести гармонию в себе самом?

Опыт позволяет утверждать, что при использовании современных психотехнологий, методов психологической самопомощи это реально достижимо - естественно, при условии целенаправленной работы человека над собой. Именно тогда человек становится способен выполнить свою главную задачу. Задачу, которую некогда пытался решить еще Диоген, который бродил при свете дня с зажженным фонарем в руках. На недоуменные вопросы своих сограждан о том, что же он ищет «днем с огнем», древнегреческий философ отвечал: «Ищу Человека». Эту притчу нередко упоминают современные психотерапевты (сошлемся, к примеру, на А.Б. Добровича), умалчи-

Телесная психология и личностный рост

17

вая, однако, о том, где же Человека искать. И ответ на самом деле прост: нужно заглянуть в зеркало, ибо по большому счету всю свою жизнь человек ищет... самого себя. Найти себя как другого, найти свое второе «Я» - значит, найти и научиться поддерживать контакт с собственным подсознанием. А это, в свою очередь, означает открытие сознательного доступа к своим глубинным внутренним ресурсам и творческим способностям, к интуитивной мудрости и ощущению смысла жизни.

В то же время мы считаем нелишним предостеречь читателя от односторонности подхода к практической психологии, от чрезмерного усердия и неоправданного энтузиазма по отношению к технологиям личностного роста. Говоря о естественном желании человека улучшить собственную жизнь и начать этот процесс с улучшения самого себя, всегда необходимо соблюдать разумный скептицизм и умеренный консерватизм. Желательно помнить, как учит известный афоризм, о взвешенном отношении к благим намерениям (которые в последнее время становятся все более модным материалом для дорожного строительства, широко пропагандируемым в популярной психологической и духовно-философской литературе). Человеку, которого интересуют проблемы личностного роста, самоактуализации, нужно в первую очередь стремиться оградить себя от проявлений известного в психологии феномена «сдвига мотива на цель», являющегося нередким следствием чрезмерной увлеченности, граничащей с фанатизмом, когда деятельность (в данном случае - овладение прикладными психотехнологиями) становится самоцелью. Иными словами, когда человека привлекает деятельность не ради результата, а ради самой деятельности. И самое главное - когда психологическое самосовершенствование начинает служить не лучшему приспособлению к жизни, а напротив, уходу от нее, отгораживанию от повседневной реальности, когда активная жизненная позиция сменяется пассивной безропотностью, а разрешение реальных жизненных проблем подменяется искусственным девальвированием их значимости и оправданием собственного бездействия.

Понятия личностного роста и самоактуализации подразумевают, что идущий по пути самосовершенствования должен стать в чем-то другим человеком, свободным от прежних проблем. Сохраняя преемственность предшествовавшего жизненного опыта, он должен в то же время превратиться в новую личность или, говоря

18

Глава 1

образно, обрести «второе рождение» (П.Д. Успенский). Причем на этот раз ему приходится самому стать себе родителем - в духовном плане, конечно (вспомним выражение self-made man). (Впрочем, в античных мистериях и других древних инициатических психотехнических традициях метафора «дваждырожденности» понималась буквально, и человек должен был пройти и через символическую «смерть», и через «воскресение»). Методы телесной психокоррекции также предусматривают решение этой задачи. Причем не только дают идущему по этому тернистому пути возможность в буквальном смысле ПОЧУВСТВОВАТЬ себя другим человеком, но подчас и действительно ощутимо измениться телесно.

Материал, используемый для работы в телесно-ориентированных методах психокоррекции и личностного роста - кинестетические ощущения, - представляет собой не что иное, как телесные компоненты эмоций. И так же, как и эмоции в целом, эти ощущения несут две главные функции - сигнальную и регуляторную (Лисен-кова Л.Ф., 1998). Сигнальная функция эмоций в данном случае используется для решения диагностической, или аналитической задачи: телесные ощущения могут рассматриваться как своеобразные «сигналы подсознания», осознавание и осмысление которых создает основу для разрешения внутренних конфликтов. Особая важность для психокоррекции телесной модальности связана также с тем, что именно здесь подобные «сигналы подсознания» проявляются наиболее явственно. Сошлемся на слова Л. Бурбо (2001): «Тело - лучший друг и советчик».

Регулятивная же функция кинестетических ощущений как телесной части эмоций представляет практический интерес в первую очередь в плане саморегуляции, дающей человеку возможность управлять собственным функциональным состоянием - и тем самым способность использовать свои внутренние психофизиологические ресурсы. В терминах гештальт-терапии, это дает человеку возможность при решении разнообразных проблем «найти опору в себе самом», в терминах телесной психотерапии представляет собой так называемый ресурсно-ориентированный подход (по Л.С. Белогород-скому). В сущности, здесь и заложен рецепт телесно-ориентированных методов личностного роста. Для этого необходимо запомнить и научиться вызывать (конечно, с помощью определенных психотехнических приемов) наборы телесных ощущений, ассоциированные с теми или иными состояниями сознания. В дальнейшем же

Телесная психология и личностный рост

19

воспроизведение по собственному желанию заданных ощущений позволяет по принципу обратной связи воссоздать и требуемые функциональные состояния.

Тем самым человек постепенно создает воображаемую, но в то же время реально действующую «панель управления» собственным психическим состоянием («control panel» - термин Р. Бэндлера, используемый в методе DHE). А точнее, панель САМОконтроля, отдельными «кнопками» которой являются связанные с кинестетическим анализатором условные рефлексы, активно используемые как инструменты саморегуляции (разновидность оперантных условных рефлексов, по Б.Ф. Скиннеру). Набор этих условных рефлексов, сконструированных по принципу «сделай сам» и направленных человеком на себя же самого, представляет собой расширение или дополнение его отправного психологического типа. Подобная достройка, позволяющая выйти за узкие рамки исходного типа личности, преодолеть сковывающие барьеры и ограничения, и представляет собой в полном смысле слова личностный рост.

Где же те ориентиры, которые могут быть использованы для выбора правильного направления роста? В представлении А. Мас-лоу, конечная цель личностного роста - самоактуализация - включает следующие психологические характеристики.

А. Составляющие личностной зрелости.

1) Автономия, независимость суждений от общественной культуры, микро- и макросоциального окружения. Это составляет основу самодостаточности человека, его интеллектуальной самостоятельности, объективности, взвешенности и беспристрастности его мнения. Отсюда проистекают высокие морально-этические стандарты личности, а также сопротивление насильственному приобщению к принятым в обществе стереотипам или навязываемым взглядам. Отсюда же гуманизм и широта взглядов, когда человек идентифицирует себя не с какой-либо узкой социальной группой, а со всем человечеством в целом.

2) Центрированность на проблеме, а не на собственном «Я». Способность человека сосредоточиться на решении проблем, отрешиться ради достижения важной цели от своих внутренних проблем и ограничений - важная составная часть личностного роста, основа целеустремленности личности и социальной успешности.


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 257; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!