Позволительно ли в одной купели крестить одновременно нескольких младенцев?



Такой вопрос уместен в виду того, что вода, после погружения перваго младенца, не всегда может остаться чистою, но определением Святейшего Синода было дозволено крестить нескольких младенцев в одной купели, без указания относительно перемены воды (Син. ук. 1733 г., 18 Июл., гл. 2).

В ответ на этот вопрос читаем в Иосифовском требнике (1655 г.) следующее наставление: «аще случится младенца два или три крестити и множае, то глаголем молитвы обще всем и все последование святого крещения, точию имя глаголати коемуждо свое; а во единой купели не крестити, но изменяти воду в купели – коемуждо вода своя» (л. 504); поэтому предлагается, освятив воду в большом сосуде (молитвою, положенною в чине крещения), вливать ее в купель при перемене воды в купели (Руков. для сел. паст. 1863 г. т. I стр. 329).

Можно ли отсутствующее лицо допустить в восприемники крещаемому младенцу? При крещении мальчика, по указанию требника, «довлеет один восприемник, а при крещении девочки – одна восприемница»; поэтому лица, не безусловно нужные при крещении, т.е. восприемница при крещении мальчика, и восприемник – при крещении девочки, согласно воле родителей, могут быть избраны заочно (Вор. Еп. вед. 1870 г. №22).

Восприемник, или восприемница должна носить младенца во время хождения вокруг купели? На основании того же правила, что при крещении «довлеет один восприемник» или восприемница, – дан на этот вопрос такой ответ: «при крещении девочки носить ее вокруг купели должна воприемница, равно и давать за нее обеты; при крещении же мальчика – все это исполняет восприемник» (Тулъск. Еп. вед. 1873 г. №4).

Следует ли православному священнику крестить детей у неправославных родителей, если они не желают, чтобы дитя их было православнаго исповедания? Нет. – Он исполнил уже свое дело, если употребил все усилия убедить родителей, чтобы они, прибегая к православному священнику – с просьбою крестить их младенца, и воспитали бы его впоследствии в православном духе; но когда родители не согласятся дать в том обязательства письменного (уст. д. Конс. ст. 29), то он может указать им на то, что, в случае крайности, они и сами или кто бы то ни был из мирян могут крестить свое дитя, так как последнее правило допускается во всей христианской церкви (Рук. для сельск. паст. 1865 г. т. II стр. 224).

Последствия неисполнения правил

– Священник, по нерадению допустивший младенца умереть без крещения, отрешается от места служения и низводится на церковнослужительскую должность, для очищения совести и раскаяния (Уст. Дух. Консист. от 183).

– Мирянин, сделавший такое упущение, подвергается отлучению от святых тайн и церковному покаянию на три года (Номок. при бол. Треб. пр. 68).

– Священник, совершающий крещение не по Господню учреждению – «во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа», или не чрез троекратное, а единое погружение, да будет извержен (Ап. пр. 49 и 50).

Тому же наказанию подвергается повторяющий крещение, правильно совершенное, как посмеевающий Кресту и смерти Господней, и не различающий священников от лжесвященников (Там же, 47).– Препятствующие желающим присоединиться к вере православной подлежат ответственности, на основании 209 ст. Улож. о наказаниях (т.е. заключению в тюрьму от 3 до 6 мес., а в более важных случаях, – в смирительном доме от 2 до 3 лет, с лишением некоторых прав и преимуществ) (Св. зак. т. XIV уст. о пред. и пресеч. прост. ст. 102).

Миропомазание

Обрядовый порядок

Тотчас после крещения и облачения крещаемого в одежду, священник читает молитву: Благословен еси Господи Боже Вседержителю.., которою испрашивается дарование крещаемому печати дара Духа Святого.

Затем омокает кисточку в сосуд с миром и крестообразно помазует новокрещенного «на челе, очах, ноздрях, устах, обоих ушах, на груди, обеих руках и обеих ногах», произнося при каждом знамении креста, совершаемом кисточкою, слова: Печать дара Духа Святаго. Аминь.

Вслед затем обходит три раза вокруг купели с восприемниками и новокрещенным, (впереди идет священник, за ним в ряд идут восприемник с младенцем и восприемница). При каждом круге поется по разу стих: Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуйя. Обхождение начинается с правой стороны, т.е. идут на восток, чтобы быть лицом к востоку солнца, а не посолонь (Деян. Моск.соб. 1667 г. Пск. 1874 г. л. 63).

Потом читается Апостол и Евангелие и возглашается ектения. Отпуста здесь не бывает, но тотчас читаются следующие за сим в требнике молитвы наомовение и пострижение (Пособ. к изуч. Уст. Богосл. С.К. Николъск. 665 стр. и о св. Таинствах в прав. церк. СВ. Михайлов. 14 стр.).

Церковные правила

Святое миро, по установлению православной церкви, освящается исключительно епископом (Карф. соб. пр. 6).

Совершение миропомазания, как таинства, православная церковь возложила на епископов и священников (Апост. пост. 7. 23).

Мирянину никогда, ни в каком случае, даже и смертном, не дозволяется помазывать кого-либо святым миром (О долж. пресв. §89).

Веществом для миропомазания должно быть благовонное миро, составленное из отборных трав, мастей и елея, и надлежащим образом освященное (О долж. пресв. призе. § 89 Прав. исповед. ч. I вопр. 105).

Святое миро должно храниться в алтаре (на престоле обыкновенно близ ковчега с запасными дарами) с честию и предосторожностию, подобающими святыне, в сосуде серебрянном, или хрустальном (Уст. Дух. Конс. ст. 40. Иностр. благоч. §1).

Таинство миропомазания должно быть совершаемо над всеми крещаемыми, непосредственно после крещения.

26. II Всел. соб. пр. 7, IV пр. 46 и пр. «Поэтому в православной церкви оно не отлагается на неизвестное время, а соединяется с крещением» (Пос. к изучен. уст. Богосл. Никол. 653 стр.).

Оно должно быть совершаемо, во 1-х – над всеми крещаемыми как младенцами, так и взрослыми, во 2-х – над обращающимися к православной церкви еретиками, у которых нет приемственного священства и нет таинства миропомазания, или заменяющего его руковозложения епископов (конфирмации католической), т.е. над лютеранами, реформатами, раскольниками, рожденными и крещенными в расколе, и теми из римских католиков, которые, по какому-либо случаю, не были конфирмованы (Чин принят. инов. л. 47 на об. изд. 1803 г.).

При обращении же к православной церкви католиков или армян, о которых нет достоверных сведений – помазаны ли они святым миром (конфирмованы ли) или нет, должно совершать над ними таинство миропомазания без всякого сомнения (Там же л. 48). (Принимаются по 2-му чину книги Чинопослед.)

Отступившие от церкви в ереси или раскол, также в иные вероисповедания, если в свое время были миропомазаны, по новом обращении к церкви не помазуются снова святым миром, а возсоединяются с него только покаянием и молитвами (О долж. пресв. §89). (Принимаются по 3-му чину кн. Чинопослед.)

Присоединяемые к православной церкви (по второму чину) чрез миропомазание могут иметь восприемников на те случаи, когда они, по болезни, или по незнанию русского языка и пр. не могут давать сами за себя необходимых ответов на вопросы, положенные при совершении сего священнодействия (Чинопослед. прин. инов. л. 48, изд. 1803 г.).

Приходский священник, без предварительного испрашивания разрешения от епархиального архиерея, может сам присоединять иноверцев к православной церкви (по 2-му и по 3-му чину) (Ук. Син. 1865 г. 26 Август. №1985. Уст. Дух. Конс. §25).

Но при замечательных случаях обращения в Православие, равно как и в случаях присоединения к православию вдруг значительного числа людей, церковные причты должны доносить Преосвященному немедленно (Уст. Духов. Консист. ст. 29).

Лица же духовные римско-католического вероисповедания не могут быть присоединяемы к православной церкви без ведома епархиального архиерея, которому они лично заявляют о своем желании подачею просьбы (Уст. Дух. Конс. ст. 30).

Прежде совершения чина присоединения, над католиком, лютеранином или раскольником и т.д., которые должны быть присоединяемы (по 2-му чину) через миропомазание, священник наставляет его и утверждает в учении православной веры; научает символу веры, десяти заповедям, повседневным молитвам и пр. (Там же ст. 25).

Затем берет от него подписку в том, что он имеет твердое намерение присоединиться к православной церкви и навсегда пребудет в послушании ее(Там же ст. 25).

Эта подписка представляется епархиальному Преосвященному однажды в год вместе с ведомостью о присоединившихся, именно – в начале января

следующего года. Ведомость должна быть за подписью всего причта, совершавшего присоединение (Уст. Духов. Консист. ст. 29).

Если бы священник встретил сомнение для принятия ищущего присоединения, то должен, не приступая к присоединению, донести Преосвященному, с изложением причин сомнения, по рассмотрении которых, Преосвященный или разрешает дело лично от себя, или, когда потребуется формальное производство, предписывает консистории (Там же ст. 25).

Порядок присоединения.

Самый порядок присоединения чрез миропомазание должен быть таков. Научив истинам православной веры желающего присоединиться и взяв от него подписку, в день присоединения священник исповедует его во всех грехах, какие он помнит от юности своей, но разрешительную молитву после исповеди тотчас не читает. Затем, в притворе храма, совершается «оглашение», на котором присоединяющийся отрицается от прежних заблуждений, отвечая на предлагаемые ему священником вопросы, положенные в Чинопоследовании принятия иноверцев, (особые для католиков и особые для лютеран, раскольников и т.д.). После отрицания, присоединяющийся (также на вопросы священника) исповедует догматы православной церкви. Ответы, даваемые присоединяющимся, должны быть им предварительно заучены, или же он отвечает по книге Чинопоследований принятия иноверцев, или по записке; также могут говорить за него восприемники, или, наконец, он повторяет ответы за псаломщиком (см. Чиноп. прин. инов.) По исповедании веры, присоединяющийся входит за священником в храм.

К этому времени пред алтарным амвоном (среди церкви) ставится стол, покрытый пеленою; около него поставляются в подсвечниках две зажженныя свечи; на нем полагается Святое Евангелие, крест, сосуд с святым миром, кладутся губка и стручец, ставится небольшой сосуд с теплою водою, в котором омочают губку, для отирания мест, помазанных святым миром(Чиноп. соедин. из иноверц. Пос. к изуч. уст. Богосл. стр. 660).

Присоединяемый, вошед в храм, преклоняется пред столом, на котором лежат крест и Евангелие, и священник «присоединяет» его, как указано в Чинопоследовании, читая положенные на ряду молитвы, из коих на первой: О имени Твоем, Господи Боже… говорит, в указанном месте, то имя, какое пожелал носить присоединяющийся, если только его прежнее имя было из неупотребительных в церкви православной. Окончив чин присоединения, священник снова велит стать на колена присоединяющемуся и читает над ним разрешительную молитву, положенную на ряду в Чинопоследовании: Господь и Бог наш. Иисус Христос , ключи царствия небесного апостолом вручивый… (См. Чиноп. соед. из инов. и книгу «Чин, како приимати к православной вере приходящих, иже никакоже быша правовернии… крещение же истинное имущих»…). После сего, присоединяющийся помазуется святым миром по особому чину, имеющемуся и в большом требнике (л. 106 и в книге Чинопослед. соедин. из иновер.). Для тех же из присоединяющихся, кои были помазаны святым миром или конфирмованы, чин присоединения заканчивается чтением разрешительной молитвы.

Для больных, в случае близкой смерти их, чин присоединения сокращается; именно: присоединяемые посредством миропомазания (по 2-му чину) помазуются святым миром на одном только челе; перед помазанием священник читает над ними только две молитвы из Чинопоследования присоединения иноверцев – просительную: Господи Боже Вседержителю, Едине Святе… и разрешительную: Господь и Бог наш Иисус Христос ключи царствия небесного апостолом вручивый… что и удобно сделать (т.е. прочитать эти молитвы) как при чтении молитв к исповеди, так и после исповеди (Ук. Син. 1800 г. Февр. 20). Присоединяемые же посредством одной исповеди принимаются в православную церковь, в случае смертной опасности, без совершения чина присоединения посредством одной только исповеди, с возложением руки священника (на чтении разрешительной молитвы (Указ.Синод. 1800 г. Февр. 20. См. Пособ. к изуч. Прав. Богосл. С.К. Николъск. 660 стр. Практ. излож. церк. граж. пост. св. Паркова стр. 32 изд. 1874 г. Присоединенные, по исполнении обряда, записываются в Метрич. книгу).

Практические заметки

Когда миро вливается в стеклянный сосуд (меньший, – хранящийся в крестильнице) и особенно с холода, – не следует наливать его дополна; потому что в тепле оно увеличивается и в таком случае может разорвать пузырек(Писъм. по Пост. Богосл. протоиер. Ев. Попов, ч. II стр. 66, в извлеч.).

Посторонние руки, при помазании младенца миром, если и могут быть допущены для содействия, то с особенною осторожностию: иначе посторонний может коснуться святыни (Там же).

Из той же предосторожности не следует миропомазанного младенца плотно одевать, а слегка прикрывать его ризками, не давать ему в рот сосать, – и так – до того самого времени, пока он не будет омыт губкой (Письм. по Пост. Богосл. протоиер. Ев. Попов. ч. II стр. 66, в извлеч.).Чтобы не употребить, вместо святого мира елей, или наоборот, для этого на сосудцах с тем и другим нужно иметь надписи полные, или только с заглавными буквами, равно как стручцы при них должны чем-либо между собою отличаться. Некоторые священники, для безошибочности, приобретают стручец для елея серебрянный и полагают его возле сосудца с елеем, для мира же позолоченный, который также полагается возле пузырька с святым миром (Там же и 67 стр. в тексте и сноске).Не должно употреблять вместо пробок для пузырьков с миром и елеем воск, а стручцы заменять перышками: воск тает и, мало-помалу, опускается в святое миро; перышки же не удобны при помазании младенца(Писъм. по Пастырск. Богосл. протоиер. Ев. Попов, ч. II стр. 67).


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 824; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!