Общие постановления, относящиеся к приходским требоисправленням



Nbsp; священник Н. Сильченков

Практическое руководство при совершении приходских треб

 

Содержание

Общие постановления, относящиеся к приходским требоисправленням Молитвы – в первый день по внегда родити жене отроча и на наречение имени младенцуВремя и местоОбрядовый порядокЦерковные правилаПрактические заметкиРазрешение недоумений Молитва жене, егда извержет младенцаВремя и местоОбрядовый порядокЦерковные правила Молитва жене – родительнице в сороковой деньВремя и местоОбрядовый порядокЦерковные правилаПрактические заметкиРазрешение недоумений КрещениеОглашениеОбрядовый порядокСобственно крещениеОбраз крещенияВремя в местоПодготовительные действияПредметы, необходимые при крещенииОбрядовый порядокМолитва святых крещений вкратце, како младенца крестити страха ради смертногоОбрядовый порядокЦерковные правилаРазрешение недоуменийПоследствия неисполнения правил МиропомазаниеОбрядовый порядокЦерковные правилаПорядок присоединения.Практические заметки Молитвы, следующие за миропомазанием на «омовение и пострижение власов» ВремяОбрядовый порядокЗаключительные действия ИсповедьВремя и местоОбрядовый порядокЗаключительные действияЦерковные правилаПрактические заметкиРазрешение недоуменииПоследствия неисполнения правил Вопросы на исповедь мирянПервая заповедьВторая заповедьТретья заповедьЧетвертая заповедьПятая заповедьШестая заповедьСедьмая заповедьВосьмая заповедьДевятая заповедьДесятая заповедь Вопросы на исповедь священниковКраткая исповедь отроков ПричащениеВремя и местоПодготовительные действияОбрядовый порядок чина, егда вскоре вельми больному дати причастиеЦерковные правилаПрактические заметкиРазрешение недоуменийПоследствия неисполнения правил Брак. Предварительные действия пред совершением бракаБлагословение пред венчаниемОглашение Собственно бракВремя и местоПодготовительные действияОбрядовый порядокОбручениеВенчаниеВенчание второбрачныхЦерковные правила о браках вторичныхГражданские постановления о лицах бракующихсяО браках вторичныхО смешанных бракахРазрешение недоумений РодствоРодство однородноеПримеры родства однородного, или кровногоРодство разнородное, или свойствоРодство трехродноеСчисление степеней между сводными годнымиПримеры счисления степеней сводного родстваЗначение родственных названий в свойстве в сводном родстве, ныне употребляемыхО родстве духовномПеречень степеней родства, в которых браки запрещаются по законамЗаконы вовсе воспрещают брак:В свойстве двоюродном поэтому непозволителен брак:В четвертой степени нельзя вступить в брак:Степени родства, в которых могут разрешать повенчание брака епархиальные архиереи. ЕлеоосвящениеМестоПодготовительные действияОбрядовый порядокЗаключительные действияЦерковные правилаРазрешение недоумений Отходная. ПогребениеПогребение. Чтение Псалтири и Евангелия по умершемПодготовительные действия Лития заупокойнаяВремя и местоОбрядовый порядокВынос умершего в церковь и отпевание Погребение младенцевОбрядовый порядок Погребение священниковПодготовительные действияПроводы телаОбрядовый порядокПогребение О совершении разных чинов погребения в неделю святой ПасхиЦерковные и гражданские постановленияМеста для погребенияПостановления наблюдаемые при отпеванииПрактические заметкиРазрешение недоумений Поминовение усопших. ПанихидаВремяПанихидаОбрядовый порядок (по Октоиху)Порядок отправления панихиды в пасхальную седмицуПрактические заметкиРазрешение недоумений Крестные ходыЦерковные правилаПрактические заметкиРазрешение недоуменений ВодоосвящениеВремя и местоМалое освящениеПодготовительные действияОбрядовый порядокПрактические заметки Молебные пенияВремя и местоМолебны без канонаОбрядовый порядокМолебны с канономПодготовительные действияОбрядовый порядокМолебны, совершаемые в неделю ПасхиОбрядовый порядокПрактические заметкиРазрешение недоуменийПрактические заметки Благословение нового домаПодготовительные действияОбрядовый порядок Освящение икон. О благословении разных предметовО благословении разных предметовПрактические заметки Молитвенные чины на разные случаиОбрядовый порядокПрактические заметки

 

Общие постановления, относящиеся к приходским требоисправленням

Приступая ко всякому богослужению, священник должен в незабвенной памяти содержать Апостольскую заповедь: «очистим себя от всякия скверны плоти и духа, творяще святыню в страсе Божии» (2Кор.7:1–2) (О долж. пресв, приход. §86).

Особенную осторожность внушается иметь пресвитерам, чтобы они всегда, а тем более при совершении таинств, не были в каком грехе тяжком, смертном, неочищенном покаянием (Там же).

Еще строже внушается остерегаться нетрезвости, когда они совершают таинства, ибо если, в помрачении ума, они опустят что-либо, или изменят в словах и действиях, относящихся к сущности таинства, например, в крещении забудут слова; которыя составляют сущность крещения, то подвергнутся суду Божию и Церкви (Там же §87).

Наибольшую же осторожность должен иметь священник при произнесении слов, относящихся к существу таинства, которые называются материею илиформою, чтобы они не были опущены, или изменены в чем при совершении таинства (Там же §88).

При совершении таинства священник должен объяснять значение его тем, для кого или над кем оное совершается (Там же §82).Молитвословия по домам прихожан совершаются с благоговением и тишиною, с чтением и пением внятным, без поспешности и замешательства и без произвольных изменений, или нововведений (Уст. Дух. Конс. ст. 35–36).

Пение при богослужении (в церкви ли, или в приходе) не должно походить на безчинный вопль; но петь должно со вниманием и умилением (Трулъск. соб. пр. 85).

Облачение и другие предметы, необходимые при требоисправлениях должны быть целы, честны и чисты (Требн. П. Могилы о действ. Св. Таин).

Вообще, по чину богослужения Православной церкви, священник облачается в фелонь (ризы), когда на богослужении или священнодействии положено чтение Евангелия (Там же и Типик. гл. 2 служ. 24 декабря, Генв. 5 и др.).

Другия же требоисправления совершаются с возложением одной епитрахили, без которой священник не должен совершать никаких треб (Там же), за исключением исповеди больного в крайнем случае, и при очевидной смертной опасности (Требн. П.Могилы о действ. Св. Таин).

При требоотправлениях в приходе, облачаться нужно в священныя одежды, благословив их (как это положено делать и в храме) и целуя на них изображение креста. А облачившись, доколе еще не начиналась служба (в ожидании, например, кадила и проч.), не следует разговаривать о мирском с домашними, или посторонними, а тем более смеяться, шутить. Но стоять должно молчаливо, в молитвенном положении. Кадило, для накладывания и выбрасывания жара, обыкновенно не дается женскому полу. (Писъм. по пастырск. богосл. протоиер. Евг.Попов. ч. II стр. 101).

При подании святых тайн, должно помнить пресвитеру и то, что святая так строго запрещено продавать, что если бы причащающий потребовал хотя бы «медницу едину», подлежит лишению сана (IV всел. пр. 23), а потому всячески должно остерегаться требовать что либо за совершение таинств, но довольствоваться лишь добровольным даянием (О долж. пресв. приходск. §89).

Священно-церковнослужители не должны вводить в домы прихожан, при духовных требах, своих жен и других посторонних лиц (Инстр. Благочин. ст. 29).

Священнослужители, уличенные в вымогательстве незаконной платы за преподание треб, отрешаются от мест и низводятся в причетники до раскаяния и исправления; а церковнослужители – в первый раз посылаются в монастырь, а во второй исключаются из духовного ведомства (Уст. Духов. Конс. ст. 184).

Священно-церковнослужители, которые, по жалобам прихожан, оказываются виновными в неисправности по совершению богослужения и треб, исправляются монастырским подначальством по мере вины; а в тех случаях, когда жалобы сего рода с ясностию не доказаны, но большая часть прихожан просит удалить от церкви подвергшихся таковым жалобам, они переводятся на другие места, с поручением особому надзору (Там же ст. 191).

Если бы кто из духовенства, во время богослужения, нарушил благочиние (в храме, или во время крестных ходов), то, в более важных случаях, о таковых доносится Святейшему Синоду; именно, когда неприличныя слова, или действия, произвели соблазн, или остановку в богослужении, – и обвиняемый немедленно подвергается суду в консистории, а о воспоследовавшем решении вновь доносится Святейшему Синоду (Уст. Дух. Консист. ст. 37).

Вне церкви, в священном облачении дерзнувший совершать богослужение в нетрезвости и обличенный в сем преступлении, в первый раз – отрешается от места и определяется, с запрещением священнослужения, на причетническую должность, впредь до искреннего раскаяния, исправления и очищения совести пред духовником (Там же ст. 181).

Священник имеет и свои права по наблюдению за порядком и тишиною во время службы Божией; о нарушениях благочиния он доносит своему начальству, или непосредственно, может принести жалобу на нарушителей мировому судье, и, таким образом, отослать их к суду (т. XIV уст. о предупр. и пресеч. прест. ст. 12), но насильственно выводить из церкви, брать под стражу, заключать под арест – это не входит в круг его прав и обязанности, – это дело полиции, и, следовательно, составляет превышение власти, или проступок против должности (Уст. Дух. Консист. изъясн. Ливан. стр. 191).

«Во время пения, по возможности, а в литургию весьма запрещать должен священник, чтобы не разговаривал никто, и об этом должен он говорить тотчас же, заметив указанный безпорядок, не обинуяся и не маня никому, какого б сана высокаго ни был». (Духов. регл. стр. 147).

Священники не должны совершать треб в чужом приходе; все же требы у прихожан исполняются приходскими их священнослужителями. Но если бы представилась необходимость немедленно напутствовать больного таинствами, или безотлагательно крестить младенца при опасении за его жизнь, а местный священник почему-либо не мог прибыть в нужной скорости, в таком случае ни один священник не вправе отказываться от исполнения требы (Инстр. благоч. ст. 41. Уст. Дух. Консист. ст. 97).


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 222; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!