Предметы, необходимые при крещении



Крещение должно совершаться в купели, нарочито для того устроенной из металла, с изображением внутри, на дне, креста; может быть купель употребляема и из дерева, или иного материала, могущего содержать в себе воду. Купель всегда должна быть чиста и к иному делу не должна быть употребляема (Требн. Петр. Могил. указ. пред крещ.).

Вода для крещения должна быть естественная, как-то: ключевая, речная, также морская, или полученная из снега, льда, росы, дождя и т.п. Священник должен наблюдать при этом, чтобы вода эта была всегда чиста и, кроме того, не была смешана с другою какою-либо жидкостью, как-то: вином, спиртом, духами и т.п. (Прав. Исп. Мог. о крещ.).

Совершать крещение в другой какой-либо жидкости, кроме воды, не дозволяется (Прав. Богосл. Макар. §203 о крещ.).

Подогревать воду холодную во время зимы и вообще для соответствующей теплоты не возбраняется (Инст. Благ. ст. 15).

В случае крайности, можно крестить младенца и переваренною водою, также и водою нечистою из лужи (Требн. Петр. Могил. ук. пред. крещ.).

При крещении также должна быть крестильница, т.е. ящик, в котором хранятся сосуды – один с святым миром, другой с елеем: для того и другого должны быть стручцы – особыя кисточки; в крестильнице же должны быть также губка и ножницы (Инстр. Благ. ст. 1).

Елей, употребляемый при крещении, всегда должен быть чистый, свежий и не смешанный ни с какою другою жидкостью. Нельзя для этого употреблять какое-либо масло, например, льняное, подсолнечное и даже лампадное и т.п. Всего лучше в этом случае приобретать масло прованское или оливу, которое, сообразно своему назначению, освящается молитвою, нарочито для того полагаемою в чинопоследовании крещения. Впрочем, раз освященный, таким образом, елей уже более не освящается, пока не окажется надобности употреблять другой – новый, свежий елей. Употреблять в крещении, без крайней надобности, елей, освященный на всенощном бдении, а тем более – елей, употребляемый в таинстве елеосвящения, или при освящении домов и т.п. не дозволяется (Требн. Петр. Могил. о св. мире, елее и пр.).

Обрядовый порядок

Приступая к крещению, священник облачается в ризы, надевает поручи икадит вокруг купели (См. употреб. требн. чин. крещ.).

Начинает возгласом Благословенно царство. Во время ектении, следующей тотчас за возгласом, если говорит ее диакон (или после ее, когда крещение совершается без диакона), священник читает тайно до конца молитву:Благоутробный и милостивый Боже…, за нею следующую молитву читает вслух, на которой при словах: да сокрушатся под образом знамения креста…,повторяемых трижды, благословляет воду в купели тоже трижды (проводя по ней перстами крестообразно две черты: первый крест делая на поверхности воды, второй немного глубже, а третий в самой глубине (Нов. Скриж. ч. 4, гл. 6, §7) и трижды (крестообразно) дует на нее (Симеон. Солун. гл. 62 (В Нов. скр. ч. 4 гл. 6, §8)).

Этою молитвою освящается вода, следующею освящается елей, держимый в сосуде диаконом (или же держит его сам священник). Над сосудом с елеем священник предварительно трижды творит дуновение (как и над водою), трижды благословляет по верху сосуда и, «преклонив главу», читает молитву елея.

Елей, раз освященный в сосуде, может служить для нескольких случаев крещения, а потому молитва над елеем может быть опускаема, когда освященный елей есть в сосуде. (Пособ. к изуч. Богослуж. Николъск., стр. 647)

После Вонмем и Аллилуиа, поемого трижды, священник, омочив в сосуд с елеем стручец (кисточку)

В требнике о способе помазания елеем говорится: «вземлет от елея двема персты»… способ неудобный и неупотребительный, который везде заменяется на практике помазанием посредством стручца, или кисточки.

, творит им в воде знамение креста трижды и затем сим стручцом крестообразно помазывает крещаемаго на челе, груди и междурамии

«Междурамие» заменено в требнике Петра Могилы словом «плещи». В других требниках – древнейших, кроме сказанных частей, еще указано мазать голову, затылок, на дланях обеих рук – с обеих сторон и на плечах.

, говоря: Помазуется раб Божий… во исцеление души и тела; потом помазывает уши, руки и ноги, произнося при помазании ушей: в слышании веры., – рук: руце Твои сотвористе… – ног: во еже ходити ему (ей) по стопам…

Когда помажется все тело, т.е. указанные части, священник берет младенца нагого (Сим. Солун. гл. 8) (нагим же входит в купель и взрослый крещающийся) и, обратив его лицом на восток, погружает в купель трижды. (Погружая в первый раз, говорит Крещается раб Божий, или раба Божия, во имя Отца, и, возводя из купели, добавляет, обычно – с восприемниками, повторяющими за ним Аминь.

Кирилл Александрийский говорит, что «аминь» после каждого лица Святой Троицы должны произносить восприемники и предстоящие (Толк. на 12 гл. св. Ев. Иоанна). В требниках указано делать это священнику (как можно понять из течения речи требн.). Обычно же, восприемники повторяют слово «аминь» за священником.

Погружая во второй раз, говорит и Сына, и, возводя из купели – Аминь.Погружая в третий раз, говорит и Святаго Духа, и, возводя из купели –Аминь). Потом без восприемников заканчивает слова: Ныне и присно, и вовеки веков. Аминь

Эти слова и по смыслу речи требн., и по историч. указаниям должен говорить священник (Нов. Скр., ч. 4, гл. 6, §16 и Пр. Собес. 1860 г., ч. 1, стр. 86 и 87).

и передает младенца восприемнику, который к этому времени держит на протянутых вперед руках «ризки» – чистый кусок холста, распростертый на обе руки; сам же умывает руки и читает (сам или псаломщик) псалом Блажени ихже.. трижды.

Возрастный сам входит в купель и выходит из нее, святитель же погружает его рукою своею трижды (Филар. Потреб, л. 39).

Вслед за сим священник надевает на крестившегося белую одежду и крестик (Правосл. кат. о крещ.), а псаломщик в это время поет: ризу мне подаждъ светлу…, после чего священник читает молитву о даровании крестившемуся печати дара Духа Святаго, и тотчас приступает к миропомазанию.


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 278; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!