Вопросы на исповедь священников



1) Всегда ли имеешь в твоих желаниях данную тобою пред Богом присягу при вступлении в сан священника? – Заботишься ли, как клятвенно ты обещался пред Богом, проходить священническое твое служение согласно с словом Божиим с правилами церковными и указаниями начальства, и считаешь ли первым и главным твоим делом – попечение о спасении душ, тебе вверенных?

2) Не отказывал ли находящимся в смертной опасности в исповеди, причастии или крещении, из опасения самому подвергнуться опасности, или по нерадению?

3) Во время господствующей заразительной язвы всегда ли готов был, как добрый пастырь, положить душу за овец своих?

4) Не разрешил ли на исповеди и не допустил ли до причастия Святых Таин тех, которые оказывались неверующими, упорными и нераскаянными грешниками?

5) Не обличал ли в проповедях грехи чьи-либо, так что можно узнать в них лице, о котором говорил?

6) Охраняешь ли вверенные твоему попечению души от всех ересей и расколов, и явным корыстолюбием и вымогательством не подал ли довода кому из твоих прихожан уклониться в раскол или ересь?

7) Стараешься ли заблуждающих вразумлять и обращать на путь истины?

8) От твоего нерадения не происходит ли незнания веры и закоснения в грехах в приходе твоем?

9) Не оставлял ли ты, по небрежению, в воскресные и праздничные дни прихожан твоих без поучения в храме?

10) Учение веры сам содержишь и другим преподаешь так ли, как учит святая православная Церковь, и не дозволяешь ли себе в учении веры произвольных толкований и поучений не по разуму святых отцев?

11) Не ищешь ли в твоем проповедании удовлетворения тщеславию, а не пользы ближнего?

12) Занимаешься ли чтением святого писания и святых отцев и других книг душеполезных?

13) Не имеешь ли пристрастия к чтению книг, питающих только любопытство и особенно развращающих сердце, ум и воображение?

14) Всегда ли совершаешь богослужение и таинства со тщанием и благоговением, помня, что проклят всяк, творяй дело Божие с небрежением, и не торопишься ли при совершении их без нужды, и с нарушением благоговения и приличия?

15) Не вводил ли в богослужение каких-либо произвольных изменений?

16) Не совершал ли когда-либо священнослужения в нетрезвом виде и какое именно?

17) Не приступал ли к Божественной литургии без надлежащего приготовления, редко очищая совесть исповедию и не возбуждая в себе сокрушения сердечного, особенно находясь, или другого приведши в гнев?

18) Стараешься ли молитвы во время совершения богослужения и треб, особенно на Божественной литургии, читать со всяким усердием, вниманием и сообразностию?

19) Всегда ли исполняешь молитвенные правила, назначенные Церковию, пред служением литургии?

20) Со всем ли должным вниманием совершаешь заклинательные молитвы при крещении, и не оставляешь ли их почему-либо?

21) По нерадению твоему не умер ли больной без напутствования Святыми Тайнами или младенец без крещения?

22) Не тяготился ли ты исповедью кающихся и не выражал ли ты этого им словом или видом своим?

23) Не нарушал ли тайны исповеди?

24) Не притеснял ли прихожан при исправлении треб, особенно за исповедь и причастие Святых Таин, вымогательством платы от них, и не отказывался ли безвозмездно преподать Святые Таинства бедным, не имеющим что-либо дать, или не отказывался ли без платы погребать бедных умерших?

25) Не выдумывал ли ложных чудес и видений?

26) Не ропщешь ли против властей, над тобою поставленных, и не злословишь ли их, а паче архиерея, не распространяешь ли худых слухов и не осуждаешь ли дел и распоряжений его и не стараешься ли как-нибудь вредить ему?

27) Ради чести или боязни, или ради корысти и других нечистых видов, не нарушал ли своих обязанностей?

28) Стараешься ли в твоей жизни, в твоем семействе, в распоряжении твоими домашними делами устроить так, чтобы служить добрым примером для твоих, прихожан?

29) Не любишь ли следовать в твоей жизни моде и пустым обычаям мирским?

30) Не имеешь ли пристрастия к играм, мирским зрелищам и пирам?

31) Не ходил ли без нужды в корчемницу?

32) Не внушал ли твоим прихожанам сделать ложную присягу, в пользу себя и других?

33) При исполнении особых поручений от начальства, ты сохранял ли всегда тщание, верность и правдолюбие?

34) И всемерно старался ли открывать, охранять и начальству представлять то, что справедливо и что к охранению общего и частного блага знать должно? – Церковные суммы не тратил ли на нужды свои и причта?

35) Не брал ли воска, елея или другой какой-либо священной вещи из церкви, не как похититель?

36) Не дозволял ли себе в храме худых и ругательных слов и вообще неблагоговейного обращения со святынею храма и алтаря?

37) Не совершал ли таинства, особенно литургии, по содеянии греха смертного и не раскаясь в нем?

38) Не опускал ли без нужды Божественной службы в дни воскресные и праздничные?

39) Не подавал ли соблазна прихожанам пьянством, плясанием и играми какими? – Не знаешь ли сам за собою какого-либо греха, против твоих священнических обязанностей? (Владим. Еп. вед. за 1873 г. и Минские Еп. вед. №24 за 1873 г. (Извлеч. из кн. Напом. свящ. об обяз. при совер. покаян. Е.П.)).

Краткая исповедь отроков

Знаешь ли «Верую», «Отче наш» и 10 заповедей? – Знаешь ли еще какие молитвы (в особенности Иисусову: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго)? Молишься ли Богу утром и вечером и призываешь ли имя Божие с благоговением при начале всякого дела? – Не произносишь ли имени Бога напрасно, небрежно, в шутках, особенно не подтверждал ли лжи своей божбой? – Не ленился ли в дни воскресные и праздничные ходить в церковь и не проводишь ли дней этих грешнее, чем будние? Почитаешь ли и не оскорблял ли чем-либо – непослушанием, прекословием,– своих родителей, а также священников, начальников, наставников и вообще старших себя? – Не обидел ли кого в ссоре, драке и не зашиб ли кого? – Не бил ли без причины животных? не бранил ли кого, особенно скверными словами? – Не ленишься ли учиться или вообще заниматься своими делами, и не любишь ли предаваться праздности? – Не украл ли, не затаил ли, не отнял ли у кого какой вещи? – Не осуждал ли кого, или не говорил ли о ком неправды, не лгал ли и не обманывал ли? – Не завидовал ли кому в чем и не желал ли кому какого зла? – Не имеешь ли против кого злобы и ненависти? – Не любишь ли гордиться и хвастаться своими способностями, красотой или происхождением? – Когда согрешал, сожалел ли об этом и желал ли скорее покаяться, чтобы более не повторять этого греха? – Не бываешь ли гневлив, сердит и раздражителен? – Помогаешь ли в чем нуждающимся, когда можешь? – Подаешь ли милостыню? – Прислуживаешь ли больным, когда представляется случай? – Бываешь ли ласков с низшими, утешаешь ли печальных, словом, – стараешься ли быть милостивым? – Прощал ли оскорблявших тебя, и просил ли прощения у тех, кого сам обижал? – Не допускал ли в сердце свое желаний срамных и не услаждался ли мыслями о срамных делах? – Не совершил ли даже на деле какого-либо страшного греха? – Не имеешь ли еще сам сказать чего, что тяготит твою совесть? – Не стыдись и не бойся каяться, а стыдись грешить и бойся на страшный суд явиться нераскаянным! Теперь судья твой, Господь Иисус Христос – судия милостивый, не желающий смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему. Скажи же, не помнишь ли еще каких за собою грехов, о которых я не спрашивал? Теперь благодари Господа, сподобившего тебя покаяться, и после сего старайся жить лучше прежнего, не повторяй прежних грехов, старайся не только не оскорблять Бога нарушением заповедей Господних грехами, но и угождать Богу, какие только можешь делать, добрыми делами (Минск. Еп. вед. 1874 г. №17)…

Еще вопросы на исповедь малолетних. Читаешь ежедневно какие-либо молитвы и когда? – Со вниманием ли читаешь молитвы, или читая их, думаешь не о Боге, а о чем-либо постороннем? – Призываешь ли Бога в помощь при начатии всякого твоего дела? – Как полагаешь на себя крестное знамение, истово ли или небрежно? – Приуготовляешь ли себя к полезной, трудовой жизни? – Почитаешь ли за грех жить праздно? – Учишься ли ты прилежно? – Почитаешь ли родителей своих и не противишься ли им? – Слушаешься ли старших и с ними учтиво ли обходишься? – Не упрямишься ли и не имеешь ли той дурной привычки, чтобы все на своем поставить? – Не сердишься ли? – Не бранишься ли? – Не ссоришься ли сам, или других с кем не ссоришь ли? – Не лжешь ли? – Не божишься ли напрасно? – Не переговариваешь ли, или не пересмехаешь ли кого, особенно старших? -Не завидуешь ли кому в чем? – Думаешь ли, что человек больше украшается разумом или добродетелю, нежели хорошими уборами? Не упился ли когда? – Ежели есть у тебя твои деньги, не тратишь ли их на лакомства или на другие какие-либо безделицы? – Не взял ли какой-либо чужой вещи без спросу? – Не бил ли напрасно какого-либо домашнего животного? – Не смеялся ли когда в церкви? – Предаваясь каким-либо играм и забавам с малолетними своими сверстниками, не ссорился ли с ними, не обманывал ли их, не обижал ли слабых? – Не сделал ли ты чего такого, чего не сделал бы или стыдился и боялся сделать при свидетелях, особенно при родителях. Если сделал, то что же это такое? (Напом. свящ. об обяз. его при совер. покаян. Е.П. 335–336–337 стр.).

Причащение

Время и место

Причащение совершается в храме за литургиею, на которой совершается святая Евхаристия.

Человека, находящегося в тяжкой болезни и не могущего идти в храм для Святого причащения, Церковь позволяет приобщать Святых Таин на дому; на что в Требнике положен «Чин, егда вскоре вельми больному дати причастие».

Подготовительные действия

Миряне причащаются от частей Агнца: HI и КА, от других же частей – IИС, которая влагается в потир, и ХС, которою причащаются священнослужащие, миряне не должны быть причащаемы (Служб. Литург. Златоус. о раздроб. Агнца. Кн. о дол. пресв. §115).

Никого также не должен причащать священник частицами, вынутыми из просфор богородичной, девятичиновной, заздравной и заупокойной, так как эти частицы не пресуществляются в тело Христово (Учит. Извест. при служеб.).

Когда ожидается большое число причастников, то части HI и КА в этом случае, после причащения священнослужащих, раздробляются на более мелкие части, соответственно числу причастников.

Служб. Литург. Злат. Обыкновенно, в этом случае Агнец раздробляется так: на дискосе сдвигаются в одну сторону частицы из других просфор, а на свободной средине священник раздробляет копием на более или менее тонкие ломтики, например, часть HI, а потом – КА. Отделив несколько ломтиков, священник раздробляет их снова в длину и ширину, при чем непременно ведет счет, и затем осторожно опускает раздробленныя частицы в сосуд, сдвигая их с дискоса лжицею или копием и стараясь, вместе с ними, не опускать туда мелких крошек.Число раздробленных частиц должно быть достаточно для всех причастников, а потому величина их будет зависеть от того, как много причастников. Нужно также остерегаться, чтобы вместе с частицами от Агнца не опустить в сосуд частиц от других просфор; а для этого раздроблять Агнец следовало бы лучше на дискосе свободном, не бывшем на службе в тот день, или же на проскомидийной тарелочке.

В случае недостаточности, при большом количестве причастников, частей тела Христова, следует вложить в потир запасные дары и ими причащать, или же, если бы и при этом не были бы все причащены, то должно для оставшихся служить литургию на следующий день, и за этой литургиею причастить их(Учит. Изв. при Служб.).

Ни под каким видом не должно вливать в потир воду, после того, как влита уже теплота, если бы не доставало для причастников Божественной Крови; равным образом не следует причащать водою, которою была измыта чаша, или агиасмою, т.е. богоявленскою водою; во избежание же случаев недостаточности, нужно вливать предварительно, в свое время, столько вина и теплоты, чтобы достаточно было Божественной Крови для причащения всех, готовящихся к принятию Святых Таин в тот день.

Число готовящихся к принятию Святых Таин можно узнавать, когда они подходят к кресту после молитв пред причащением, а также по числу свеч, приносимых ими священнику при исповеди, и по записи, которую ведет псаломщик – где эти обычаи соблюдаются (Кн. о долж. Пресв. §115).

Запасные дары для больных приготовляются обыкновенно в великий четверток, так как в этот день установлено таинство Евхаристии, но они могут быть приготовляемы и во всякое время, по требованию надобности. Для запасных даров, как указано в Учит. Извест., изъемлется другой Агнец

Если причастников в день приготовления запасных даров не будет много, то нет надобности готовить «второй» Агнец, и можно употребить для запасных даров одну какую-либо часть, предназначаемую для мирян: HI или КА. Если же был приготовлен другой Агнец, то напояются только две части: HI и КА, другия же две части: IС и ХС должны быть в свое время опущены в потир (после причащения) и потреблены. Впрочем, если где нужно запасать дары для священнослужащих, то должно небольшую часть отделить и от ХС и также напоять.

, который приготовляется и освящается вместе с служебным Агнцем, как приготовляются Агнцы для литургии прежде освященных даров. По освящении даров (во время причастного), священник, взяв запасный Агнец, держит его над потиром и напояет понемногу кровию, которую набирает лжицею; при чем наблюдает с великим опасением, чтобы Божественная Кровь не уканула как-нибудь на престол, а также наблюдает, чтобы все стороны Агнца были напоены так, что, при раздроблении его на мелкия частицы, каждая частица была бы напоена

Для этого удобнее, пред напоением, раздробить напояемую часть так, чтобы она держалась в верхней стороне и вливать кровь как снаружи, так и между разрезами; за сим напоенный Агнец влагается в кивот вниз печатью, и лежит там до утрени следующего дня (Учит. Изв. Треб. Петр. Могил. Пособ. к изуч. уст. богосл. прав. церк. Николъск. 762 стр. сноск.).

На утрени следующего дня, во время шестопсалмия, Агнец вынимается из ковчега и полагается на дискосе, который поставляется на развитом антиминсе. Покадив окрест, священник раздробляет Агнец копием на малые части. Затем, как указано в Учит. Известии, берет плитяной камень (гладкий) или кирпич

Указание Учит. Извест. на этот счет неудобно: кроме того, что не уместно кирпич класть на антиминс, горшок же с жаром -держать на престоле, от чего могут быть опасные случаи, – не скоро при таком способе можно подсушить дары, так как дискос приходится держать в руках, следовательно достаточно разогреться он не может, иначе рука не вытерпит. Более же удобным представляется такой способ: становится около престола жаровня с горячим углем; запасные дары ссыпаются на про-скомидийную тарелочку, которая полагается на большую металлическую тарелку с глубоким дном; к этой последней приделывается ручка (обыкновенно употребляются щипцы) за которую держится священник. Держа тарелку над жаровнею, должно осторожно поварачивать с одной стороны на другую частицы копием; а когда нижняя тарелка сильно нагреется, то, на время остывания, должно ставить проскомидийную тарелку с частицами на антимис, но не посредственно, чтобы не прижечь антиминса, а на крест, например, другой дискос или проскомидийную тарелочку, положенные для того на антиминсе, полагает его на край антиминса, по правую сторону от себя, а на камне поставляет горнец сжаром и держит над ним дискос с раздробленными частицами, перемешивая их по временам копием, чтобы они не пригорели и давая остывать дискосу, когда он сильно разогреется. Так продолжает до тех пор, пока частицы Божественнаго Тела достаточно подсохнут (что легко узнается при прикосновении к ним копием). Потом опускает их в кивот со всяким благоговением, сотворив должное поклонение им, и свивает антиминс.

Через день-два нужно снова просушивать запасные дары, иначе они легко и скоро отойдут, и может коснуться святыни повреждение. А потому священнику вменяется в обязанность не только в это время, но и вообще часто, с достодолжным поклонением, измыв предварительно руки, осматривать запасные дары (Номокан. п. 185. Инстр. Благоч. §14. Учит. Извес. при служ.).

Если бы, при осмотре запасных даров, замечено было, что они начинают отсыревать, то тот же час нужно их просушивать, открыв в алтаре окна для притока свежего воздуха и развив антиминс, а на нем поставив дискос с положенными на него запасными дарами. Причем священник, не отходя, наблюдает, пока дары просохнут, чтобы на них не садилась пыль, или муха(Учит. Извес. при служ. (Удобнее и в этом случае просушить их тем же способом, каким они засушиваются в первый раз).

Если бы, при засушивании Божественных даров, случилось прижечь почему-либо какие частицы (чего да не будет), или допустить их заплеснеть в ковчеге, то должно отобрать пригоревшия или заплесневшия частицы в другой какой сосуд (например, свободный потир) и на первой литургии, опустив их после причащения в служебный сосуд, потребить, в свое время, вместе с Святыми Тайнами (Учит. Извес. при служебн.).

В храмах, в которых литургия совершается ежедневно, нет надобности приготовлять запасные дары, суша их, – и можно, вместо этого, ежедневно, при потреблении Святых Таин, отделив от части HI или КА, опущенных уже в потир, сколько нужно, Тела Христова, а также и Крови, опустить в особый сосудец, употребляемый при причащении больных – и хранить на престоле, а в следующий день потребить запасные дары, вчера оставленные, новые же заготовить (В Учит. Изв. указ. на этот счет сделано несколько иначе, но на практике обыкновенно делается так, как выше указано).

Дароносиц с запасными Святыми дарами отнюдь не должно держать священникам у себя в домах, – и когда нужда позовет в домы приходские ради причастия больных со Святыми Тайнами, они – священники, ходили бы с подобающею такому таинству честию, носили бы оные на персях своих, в устроенных на то дароносицах и сделанных из приличной материи влагалищах(Инстр. Благоч. §14).


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 185; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!