Расследовательская журналистика



В этой разновидности журналистики упор сделан на разоблачении и предании гласности неблаговидных поступков сильных мира сего. Журналист-расследователь занят поиском информации, которую участники событий скрывают от общества. Как правило, журналисты-расследователи разоблачают чиновников-коррупционеров. Именно с этого началась расследовательская журналистика в США во второй половине XIX века.

Самое известное журналистское расследование – Уотергейтский скандал. Репортеры газеты The Washington Post Карл Бернстайн (Carl Bernstein) и Боб Вудворд (Bob Woodward) собрали и опубликовали информацию о причастности президента США Ричарда Никсона к операции по установке прослушивающих устройств в избирательном штабе конкурирующей демократической партии. В результате Ричард Никсон оказался первым и пока единственным за всю историю США президентом, который был вынужден в 1974 году уйти в отставку до истечения своих полномочий.

В России расследовательская журналистика на первый взгляд представлена широко. (О расследовательской журналистике см. Тертычный А.А. Расследовательская журналистика: учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2002; Константинов А.Д. Журналистское расследование: история метода и современная практика. – М.: Олма-Пресс, 2003 и др.) Существует специализирующийся на журналистских расследованиях медиахолдинг «Совершенно Секретно», включающий помимо печатных изданий телеканал. В Санкт-Петербурге действует агентство журналистских расследований, выпускающее три печатных издания и два онлайновых. Отделы расследований есть в «Новой газете» и в газете «Ведомости».

Однако при ближайшем рассмотрении выясняется, что значительное количество публикуемых во многих СМИ «расследований» представляют собой так называемые «сливы» информации. Журналисты лишь публикуют добытый кем-то другим (спецслужбы, корпоративные службы безопасности и т.д.) компромат, причем действуют в большей мере в интересах заказчика публикации, нежели в интересах общества.

Расследовательская журналистика сложна и затратна. Журналист должен хорошо разбираться в предмете расследования и иметь источники информации. Редакция же должна быть в состоянии оплатить работу над статьей, себестоимость которой будет многократно выше других текстов издания (расследование может продолжаться неделями, а то и месяцами). Большинство же российских СМИ слишком бедны, чтобы себе это позволить.

Кроме того, расследовательская журналистика опасна, особенно в развивающихся странах с высоким уровнем преступности, как в России. В нашей стране убийства журналистов-расследователей происходят регулярно. Например, в специализирующейся на расследованиях газете «Тольяттинское обозрение» в 2002-2003 годах были убиты сразу два главных редактора Валерий Иванов и Алексей Сидоров.

Получил развитие и такой метод работы журналистов-расследователей, который можно условно назвать «наезд-откат». Журналист добывает компромат, а затем шантажирует заинтересованных лиц публикацией сведений, вымогая плату за молчание. В 2009 году шеф-редактор московского издательского дома «Час медиа» Олег Лурье получил четыре года тюрьмы по обвинению в вымогательстве денег за неразглашение сведений, порочащих супругу сенатора Владимира Слуцкера.

 

Открывающая журналистика

Эта разновидность журналистики напоминает расследовательскую. Однако если в основе расследовательской журналистики лежит выявление злоупотреблений сильных мира сего, то открывающая журналистика – это работа с инсайдерской информацией, с источниками внутри организации, что позволяет журналисту отображать происходящее ближе к реальности, а не так, как это происходящее пытаются представить заинтересованные лица.

Открывающая журналистика для России сравнительно нова, но уже широко используется ведущими изданиями. В качественной прессе это прежде всего «Коммерсант» и «Ведомости». В «Догме» - инструкции для журналистов «Ведомостей» - даже есть градация степени анонимности источников:

а) не упоминать имени и фамилии, но упомянуть должность и компанию («один из брэнд-менеджеров компании Nestle» или «один из вице-президентов компании «Лукойл»»);

б) не упоминать ни фамилии, ни должности, но назвать компанию («сотрудник компании «Интеллект»», «источник в Генеральной прокуратуре»);

в) указать должность без указания фамилии и компании («председатель совета директоров одной из крупнейших российских газодобывающих компаний»);

г) не упоминать ни имени, ни должности, ни компании, но назвать род занятий («банкир», «нефтяник»);

д) не упоминать ничего, кроме степени отношения к вопросу («источник, близкий к переговорам», «источник, близкий к руководству Банка Москвы»). (Догма газеты «Ведомости» http://mediapedia.ru/wp-content/uploads/2008/09/dogma_vedomosti.pdf)

Активно практикуют работу с неофициальными источниками информации журналисты медиахолдинга «Ньюс Медиа Рус» (издатель газет «Жизнь», «Твой день», журнала «Жара2, а также владелец порталов life.ru, lifenews.ru и marker.ru). Однако здесь источники специфические: медсестры Института имени Склифосовского, врачи элитных медицинских клиник, милиционеры, спасатели, прислуга «звезд» и т.д. (Базылюк М. Как становятся папарацци // Mary Clair. – 2004. - № 10 - С. 82-84.)

В ноябре 2009 года разразился конфликт между компанией «Русал» и газетой «Ведомости». Издание опубликовало выдержки из отчета компании, из которых следовало, что за 2008 и первое полугодие 2009 года «Русал» понес убытки в размере 6,7 млрд. долларов. После этого, по словам главного редактора издания Елизаветы Осетинской, компания и ее адвокаты «развернули против «Ведомостей» настоящий информационный террор». Террор заключался в звонках на мобильные телефоны журналистов издания с требованием выдать источник информации внутри компании и вообще перестать о ней писать.

 

Адвокативная журналистика

Здесь журналист берет на себя роль критика властей, действия которых рассматриваются как потенциально опасные для граждан. Журналист играет роль «сторожевой собаки» общества (англ. Watchdog). Председатель российского фонда защиты гласности Алексей Симонов приводит такую метафору: общество – корабль, власть – штурвал, который управляет кораблем, журналисты – корма, которая уравновешивает корабль и не дает ему перевернуться при слишком резком повороте руля. (Из выступления на Общероссийском гражданском конгрессе в октябре 2003 г. )

Человечество, по меткому выражению одного из философов, движется от проблемы к проблеме, и решением одной проблемы всегда является другая проблема, большая или меньшая. Например, запуск завода создаст рабочие места и повысит доход жителей данной территории, но одновременно ухудшит экологическую обстановку и повредит тем отраслям местной экономики, которые держались за счет дешевой рабочей силы. И, наоборот, закрытие завода приведет к безработице и бедности, но снизит нагрузку на экологию и позволит заполнить непривлекательные до этого вакансии.

Журналист-адвокат всегда видит в происходящем негативную сторону. В одном случае он будет кричать «Караул!» по поводу экологии, в другом – по поводу безработицы. Место журналиста – среди пострадавших. Власти же предписывается презумпция виновности: чиновники всякий раз должны оправдываться, что сделали лучшее из возможного, что учли все, что можно было учесть. Более того, представители власти считаются преследующими интересы не граждан, а своих группировок. При этом ставится под сомнение компетентность и законопослушность действующих лиц.

Пример адвокативной журналистики – освещение в столичных СМИ кампании по сносу торговых киосков в Москве в ноябре 2010 года. Журналисты фокусировали внимание на то, что наряду с незаконно установленными ларьками сносятся законные, что чиновники нарушают порядок перевода торговых точек на новые места, и что граждане остались без киосков фаст-фуда, где они раньше имели возможность перекусить.

Адвокативная журналистика важна для общества как сигнал о возможной опасности. Если позиция пострадавших будет замалчиваться, и власти не примут никаких мер для смягчения их положения, это грозит социальными потрясениями. Например, отмена бесплатного проезда для подмосковных пенсионеров во время монетизации льгот в 2005-м году привела к перекрытию дорог в Московской области. В то же время постоянное следование данной роли делает журналиста предсказуемым, а потому менее интересным. Критикуемые же отбиваются ссылкой на то, что они «делают дело», а журналисты – только говорят и пишут.

 

Сетевая журналистика

Это разновидность журналистики, сформировавшаяся с развитием Интернета. Здесь имеется в виду то особенное, что присутствует в интернете и отсутствует в традиционных СМИ (пресса, радио, телевидение). Наиболее важны четыре аспекта.

1. Текст в интернете включает гиперссылки, которые позволяют читателю самостоятельно углубиться в тему в интересующем его направлении. В результате итоговый текст (Некоторые исследователи вводят понятие «сетевой текст», который складывается при «пролистывании» интернет-страниц.) (тот, который прочтет читатель) будет у каждого свой, состоящий из фрагментов множества текстов, которые будут прочитаны через переходы по гиперссылкам. Отсюда следует, что задача журналиста при подаче текста в интернете – снабдить материал максимально возможным количеством ссылок, чтобы читатель мог использовать текст не только для ознакомления с темой, но и для проведения собственного ее исследования.

2. Интернет позволяет сочетать возможности всех традиционных видов СМИ (пресса – текст и неподвижная картинка, радио – звук, телевидение – звук и движущаяся картинка). В результате материал в интернете может представлять собой и текст, и набор иллюстраций, и звуковые и видеофайлы. Это явление называется конвергенцией – сочетанием различных каналов информации в одном. Конвергенция привела к появлению универсальных журналистов – одновременно пишущих, фотографирующих и снимающих видео.

3. Так как для Интернета характерна сильная информационная избыточность (количество информации многократно превышает возможности пользователя по ее потреблению), для привлечения внимания используют максимально кричащие заголовки. Вот пример баннеров (заголовков, предлагающих перейти на другой сайт) с главной страницы сайта газеты «Новые Известия»: «От Волочковой со скандалом ушел личный водитель», «Наоми Кэмпбелл опозорилась на открытии бутика», «За что Господь наказывает Россию?», «Назван конечный этап эволюции», «Обама предупредил о новой катастрофе». При нажатии на эти ссылки выясняется, что конечный этап эволюции – это сообщение о новой теории канадских ученых, согласно которой на Земле количество видов живых существ через миллиарды лет начнет сокращаться. Катастрофа же, о которой предупредил Обама – это объявление об отправке американской гуманитарной помощи на Гаити.

4. Сетевая журналистика допускает интерактивность в большей мере, чем любое из традиционных СМИ. Если раньше участие аудитории ограничивалось письмами в редакцию, звонками в эфир и голосованием во время ток-шоу, то теперь читатели могут обсуждать материалы на форумах на сайте издания и вступать в полемику с авторами. Публикация наиболее интересных комментариев читателей характерна для целого ряда изданий, например, для газеты «F5». В журнале «Русский репортер» одна из полос посвящена публикациям откликов интернет-пользователей на «событие недели».

 

Гражданская журналистика

Эта разновидность журналистики также существует в интернете, однако здесь в качестве авторов материалов выступают представители аудитории, а каналом распространения информации служат платформы блогов и социальных сетей, такие как Livejournal или Facebook. Эта разновидность журналистики – самая молодая: блоги в российском интернете появились в середине 1990-х годов, а стали массовыми – лишь в середине 2000-х.

С появлением гражданской журналистики профессиональные журналисты утратили монополию на авторство текстов, адресованных массовой аудитории. Сегодня запись любого блоггера теоретически могут прочитать все люди, имеющие выход в интернет. Аудитория наиболее популярных блоггеров рунета превышает аудиторию большинства традиционных СМИ. По данным сервиса Яндекс.Блоги по состоянию на 21 ноября 2010 года 22 блога имели более 100 тыс. читателей, а три – свыше полумиллиона.

Профессиональные журналисты берут из блогов темы для статей и ссылаются на записи в блогах как на источники информации. Так как блоггеров становится все больше (по данным Яндекс.Блоги на 21 ноября 2010 года на 99 сервисах рунета было зарегистрировано 28,4 млн. блогов), и многие блоггеры публикуют информацию об увиденном (включая фотографии и видеозаписи), то в журналистской среде распространилось мнение, что редакциям больше не нужен большой штат сотрудников, а достаточно нескольких редакторов, которые по каждому из случаев смогут находить «нужных» блоггеров. (СМИ vs. Блоггерство. Презентация http://www.slideshare.net/hsemedia/vs-4563273)

Однако существует точка зрения, что блоги ничего общего с журналистикой не имеют. Сторонники этой точки зрения указывают, что, несмотря на развитие блогов, им не удалось заменить собой традиционные СМИ. Кроме того, подавляющее большинство блоггеров публикует информацию, не имеющую ничего общего с журналистской (актуальная информация о текущих событиях, имеющих социальную значимость).

Содержание блогов – это, как правило, информирование знакомых о происходящем в своей жизни (отдохнул, погулял, заболел), анонсирование мероприятий, просьбы о помощи по разным поводам и копирование материалов традиционных СМИ для их последующего обсуждения. Б. МакКоннелл и Д. Хуба описывают четыре распространенных типа блоггеров:

- «фильтры» (мониторят интернет и предлагают ссылки на нечто интересное),

- «фанатики» (пропагандируют какие-либо взгляды, используют блог для проведения информационной кампании),

- «функционеры» (создают и модерируют сообщества),

- «фейерверки» (размещают произведения собственного художественного творчества, как правило, не регулярно). (МакКоннелл Б., Хуба Д. Эпидемия контента – М.: Вершина, 2008 – С. 17-32.)

Ни один из этих типов блоггеров не конкурирует с профессиональными журналистами. Поэтому сейчас следует говорить только о зарождении гражданской журналистики: возможности для этого есть, но само явление еще не проявило себя в полной мере. В дальнейшем же гражданская журналистика может привести к видоизменению журналистики в целом, смещению ролей журналиста от традиционных (автор, редактор) к новым (модератор – вовлекает аудиторию в дискуссии, диспетчер – помогает аудитории ориентироваться в блогосфере, агент влияния – стремится через диалог склонить представителей аудитории к определенному мнению). (См. Стечкин И.В. Эволюция социально-функциональных ролей журналиста в Интернете // Вестник МГУ, серия «Журналистика». – №5. – М., МГУ, 2007.)

 

Персональная журналистика

Эту разновидность журналистики характеризует низкая специализация производственных процессов: один и тот же человек занимается и написанием статей, и подготовкой иллюстраций, и версткой, и распространением издания. Персональная журналистика была распространена в XVII-XVIII веках (например, так выпускали журнал «Ревю» английский писатель Даниель Дефо и газету «Друг народа» деятель Великой французской революции Жан Поль Марат). В дальнейшем развитие технологии и повышение требований к качеству привело к все возрастающей специализации вплоть до того, что одни журналисты только собирают материал, а другие – только готовят из него текст или сюжет.

Персональная журналистика в современной России представлена в двух видах: маргинальная пресса и профессиональные блоггеры. Маргинальная пресса включает в себя малотиражные издания политико-правозащитной направленности. Например, житель подмосковного Солнечногорска Владимир Чугунов в одиночестве издает еженедельник «Солнечногорская газета Чугунка» (http://www.chugunka.net/). Издание представляет собой листок формата А4, печатаемый тиражом 999 экземпляров. Чугунов не только пишет почти все тексты для своей газеты, но и разносит ее по соседям.

Профессиональных блоггеров отличает способность монетизировать внимание аудитории, чередуя информационные записи с рекламными. Наиболее популярны блоги журналистов-фотографов, например, Ильи Варламова zyalt.livejournal.com или Рустама Адагамова drugoi.livejournal.com.

 

Гонзо-журналистика

Эта разновидность журналистики зародилась в 70-е годы прошлого века в США и представляет собой глубоко субъективный стиль повествования. Автор сочетает репортаж с места события с эмоциональными оценками происходящего. При этом допускается как обращение к собственному личному опыту, так и использование сарказма и ненормативной лексики (термин «гонзо» на сленге означает человека, который последним после пьянки остается на ногах).

Классическое произведение этой разновидности журналистики – очерк Хантера Томпсона «Дерби в Кентукки упадочно и порочно» (Томпсон Х. Дерби в Кентукки упадочно и порочно. http://lib.ru/INPROZ/TOMPSON/derbi.txt). Журналист был отправлен на скачки, описал в дневнике совместную попойку со зрителями, а затем, не успевая подготовить текст, отправил в редакцию записи из своего дневника, которые и были опубликованы.

Гонзо-журналистика характерна для изданий, ориентированных на различные молодежные субкультуры. Для журналистов допустимо достигать измененного состояния сознания с помощью медитации, а также алкоголя и наркотиков.

 

Презентационная журналистика

Эта и последующая разновидности журналистики (потребительская журналистика) занимают промежуточное положение между журналистикой и другими сферами деятельности. Презентационная журналистика находится на стыке журналистики и «Паблик рилейшнз» и присутствует, как правило, в ведомственной и корпоративной прессе. Особенность презентационной журналистики – тенденциозный отбор фактов и замалчивание негативной (по отношению к владельцу СМИ) информации. Формально данная медиапродукция называется журналистикой, в действительности речь идет не об информировании аудитории, а о навязывании положительного либо отрицательного отношения к объекту освещения.

В содержательном плане презентационная журналистика часто сходна с распространенным в советское время «социалистическим реализмом»: описанием реальности не такой, как она есть, а такой, какой она должна быть. Происходящее изображается таким, каким его видит заказчик публикации (как правило, начальство). Журналисты же – обслуживающий персонал, чья работа – упаковать взгляды и установки заказчика в доступную аудитории форму. Для сотрудников подобных СМИ характерен цинизм: журналисты пишут то, во что сами не верят, и используют одни слова для рассказа о событии аудитории и другие – для обсуждения этого же события между собой.

В России презентационная журналистика представлена очень широко. Яркий пример - освещение центральными телеканалами деятельности первых лиц государства. Корреспонденты стремятся показать положительные стороны выступлений президента и премьер-министра вместо того, чтобы критически рассматривать их деятельность и анализировать, насколько своевременны и эффективны предпринимаемые меры. Схожая ситуация часто наблюдается и на более низком уровне при освещении в государственных СМИ деятельности губернаторов, мэров и глав районных администраций.

 

Потребительская журналистика

Под этой разновидностью журналистики имеются в виду публикуемые в СМИ полезные советы, кулинарные рецепты и консультации специалистов. Существует мнение, что потребительская журналистика журналистикой не является: это лишь предоставление в СМИ площадки для публикации нежурналистской информации. Тем более, что данная информация в большинстве случаев не относится к журналистике как к актуальному информированию о событиях текущей действительности.

Потребительская журналистика особенно распространена в нишевых изданиях (предназначенных для узкого сегмента целевой аудитории). Некоторые издания даже специализируются на ней, например, газета «ЗОЖ», журнал «Лиза. Добрые советы».

Однако в настоящее время потребительская журналистика сжимается под влиянием Интернета, так как необходимую информацию проще и быстрее найти там. СМИ, в свою очередь, прилагают усилия, чтобы актуализировать материалы потребительских рубрик: советы и консультации все чаще связывают с текущими событиями и трендами. Часто под видом потребительской журналистики СМИ публикуют рекламу, предлагая решить проблему строго определенным выгодным рекламодателю способом.

 

Тотальная журналистика

Это разновидность журналистики, суть которой – игнорировать общепринятые критерии отбора новостей и освещать те события, которые обычно не попадают в СМИ. Примеры тотальной журналистики – проекты журнала «Русский репортер», освещающие сутки из жизни одного из российских городов. Вот фрагмент из текста «Новосибирск 24».

 

6.30

Аспиранты Института вычислительных технологий едут встречать своего лучшего друга из Красноярска. Виктор Комаров, аспирант ИВТ, со своим знакомым Дмитрием Кожем едут встречать своего лучшего друга на вокзал. Друг по кличке Синий (в жизни — Антон) приезжает в Новосибирск специально, чтобы встретиться со своими старыми друзьями.

6.46

Утро на вокзале. В это время на вокзале кроме касс открыт только медпункт. Он работает круглосуточно и для всех. Врачи на вокзале принимают даже без документов.

7.30

Привокзальная площадь. Дворник Александр уже на ногах и выполняет свою основную работу, не обращая особого внимания на прохожих и невыносимый холод. Герой.

7.45

Зал ожидания вокзала. Люди спят строго в одном направлении — 10 человек встречают утро, положив голову на сумки вместо подушек.

8.04

Жители Академгородка выбрасывают мусор по расписанию. Утро Светланы Петровны Кузнецовой началось с выхода к мусорной машине. Приходит она строго по расписанию: контейнеров во дворе нет. Хорошо это или плохо, жители сойтись во мнении не могут. С одной стороны, отсутствие контейнеров избавляет от сопутствующих запахов, насекомых и прочих неприятностей. Но с другой — отнюдь не всем удобно выбрасывать мусор в это время. «Разве это рано! — улыбается Дмитрий Виноградов, водитель мусорной машины. — У меня первая точка в 6.30. А до этого я еще должен пройти медкомиссию и заправиться».

(http://rusrep.ru/article/2011/11/15/nsk24/)

 

Тотальная журналистика пока что является экспериментальной. Нет ни одного издания, которое бы работало, главным образом, в ней. Пока эта разновидность журналистики оправдана только в небольших количествах как десерт к основному информационному блюду.

 

 

Заключение

 

Итак, книга прочитана. Теперь я рекомендую начать работу с теми жанрами или приемами, которые показались вам наиболее полезными или необходимыми. Между пониманием и умением применить – огромная дистанция. Не меньшая дистанция между умением применить навык на учебном занятии и в реальной работе, в ситуации стресса, усталости и нехватки времени.

Несколько советов по поводу того, как развиваться дальше. Во-первых, экспериментируйте и с жанрами, и с приемами работы. Не рассматривайте изложенное мной как догму. Это всего лишь мой сегодняшний уровень понимания того, как должен работать журналист. И если вы продвинетесь дальше, я с удовольствием поучусь у вас.

Во-вторых, изучайте окружающий мир. Займитесь любой наукой, от психологии до автомобилестроения. Может даже защитить по этому предмету диссертацию или написать книгу. Даже если вы не станете в этой сфере журналистом-экспертом, занятия наукой разовьют ваш мозг, увеличат скорость мышления и память, а в журналистике это очень полезно. Равно как и более адекватное понимание того, о чем вы пишете.

В-третьих, начните преподавать. Можете пойти на журфак, можете выращивать учеников в своей редакции. Преподавайте не ради того, чтобы научить кого-то, а ради того, чтобы разобраться самому. С одного раза изучить что-то обычно не удается. А вот когда раз десять расскажешь и покажешь, тогда начинаешь понимать. У меня тоже так было. Я уже знал про приемы работы, рассказывал про них студентам, но в какой-то момент спохватился, что сам это не использую. Стал использовать, и оказалось, что действует!

А еще я стал получать больше удовольствия от работы. Я увидел свое место в эволюции журналистики как сферы деятельности, увидел свои возможности, увидел несделанное и неоткрытое и захотел двигаться туда. Я перестал бояться начальства, потому что у меня появился Путь, и мне стало все равно, с каким начальством я пойду по этому Пути, с нынешним или с другим. Я оказался настолько погружен в работу, в движение по своему Пути, что мне стало некогда думать о деньгах. И когда коллеги переживали по поводу очередной задержки зарплаты, я ловил себя на мысли, что еще не потратил предыдущую, потому что когда работаешь, тратишь мало. Вот и эту книгу я писал в выходные, в каникулы и в отпуска. В дни, когда люди обычно ездят на дачу или на курорты. А у меня дачи нет, и я по этому поводу нисколько не расстраиваюсь.

Когда я перестал думать о деньгах, их вдруг появилось больше. Причем не только от моего начальства, но и от чужого, причем предложений становилось столько, что я начал выбирать наиболее интересные из них и отказывать остальным. И желающих научиться у меня стало столько, что я уже не мог обучить всех желающих.

Я надеюсь, что эта книга даст вам то же самое - рост профессионализма и сопутствующие ему рост доходов и повышение общей удовлетворенности жизнью. И вы начнете получать кайф от работы. У меня так бывало, когда придумываешь чего-то и от восторга едва не падаешь со стула. «Ай да Пушкин! Ай да сукин сын!», - вот как описал это ощущение великий русский поэт. Желаю и вам того же.

А еще желаю вам написать собственный учебник по журналистике, который был бы лучше, чем этот.

 

Библиография

 

Книги на русском языке

Амзин А. Новостная интернет-журналистика – М.: Аспект-пресс, 2011.

Берн Э. Игры, в которые играют люди – М.: Эксмо, 2011.

Берн Э. Люди, которые играют в игры. – Екатеринбург, Литур, 1999.

Бредемайер К. Черная риторика: Власть и магия слова – М.: Альпина Паблишерз, 2011.

Васильева Л.А. Делаем новости. Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2003.

Вулф Т. Новая журналистика – СПб.: Амфора, 2008.

Григорян М. Пособие по журналистике. – М.: Права человека, 2008

Дмитриев Л.А. Законы творчества. - М.: ИПК, 2006.

Колесниченко А.В. Практическая журналистика. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2008.

Константинов А.Д. Журналистское расследование: история метода и современная практика. – М.: Олма-Пресс, 2003.

Криницын Е. Акулы интервью: 11 мастер-классов – М.: Альпина Паблишерз, 2010.

Леонгард К. Акцентуированные личности – Ростов н/Д, Феникс, 2000.

Литвак М.Е. Если хочешь быть счастливым - Р-н-Д, Феникс, 2011 г.

Литвак М.Е. Командовать или подчиняться? – Р-н-Д.: Феникс, 2008.

Майорова И. Про людей и звездей. - М.: Росмэн-Пресс, 2006.

МакКоннелл Б., Хуба Д. Эпидемия контента – М.: Вершина, 2008.

Митта А. Кино между раем и адом. – М,: Подкова, 1999.

Панюшкин В. 12 несогласных. – М.: Захаров, 2009.

Панюшкин В. Михаил Ходорковский. Узник тишины: история про то, как человеку

в России стать свободным, и что ему за это будет. – М.: ИД «Секрет Фирмы», 2006.

Пронина Е.Е. Психология журналистского творчества. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002.

Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. – М.: Аспект пресс, 2009.

Репкова Т. Новое время: как создать профессиональную газету в демократическом обществе. – М.: IREX ПроМедиа, 2004.

Тертычный А.А. Жанры периодической печати. М.: Аспект-пресс, 2004.

Тертычный А.А. Расследовательская журналистика: учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2002.

Третьяков В.Т. Как стать знаменитым журналистом - М.: Ладомир, 2004

Финк К. Стратегический газетный менеджмент – Самара: Корпорация «Федоров», 2004.

Фихтелиус Э. Новости. Сложное искусство работы с информацией / Пер. со швед. В. Менжун. – М.: МедиаМир, 2008.

Юнг К.Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991.

 

Публикации в периодических изданиях на русском языке

О сливе информации в СМИ // «Коммерсант». – 2007. – 5 июля

Олег Добродеев: «Профессия такая, полувоенная…» // «Искусство кино». – 1998. - № 5

Правила игры диктует редактор отдела финансов Елизавета Голикова // «Коммерсант». – 2011. – 18 авг.

Стечкин И.В. Эволюция социально-функциональных ролей журналиста в Интернете // Вестник МГУ, серия «Журналистика», №5. - М.: МГУ, 2007.

Яна Дубейковская: «Журналистика – это власть без ответственности» // «Журналистика и медиарынок». – 2006. - № 5.

 

Материалы из Интернета на русском языке

On-line конференция Арама Габрелянова

http://mediacratia.ru/owa/mc/mcconf.confpageonline?inid =17998

Андрей Васильев: «Наше существование Кремлю выгодно». http://www.regnum.ru/news/416543.html

Борхес Х.Л. Четыре цикла. http://lib.ru/BORHES/tigry.txt

Бочарский К. Деревня спасена от ужасного шторма. http://mediapedia.ru/2008/01/18/%C2%ABderevnya-spasena-ot-uzhasnogo-shtorma%C2%BB-s/

Бочарский К. Минное поле профессионализма. http://mediapedia.ru/2008/01/24/minnoe-pole-professionalizma/

Виноградов Д. Репортаж из букв. http://to-report.livejournal.com/1693.html

Иванов И. Вон из профессии! http://mediapedia.ru/2011/07/26/von-iz-professii/

Как писать новости для интернета http://newreporter.org/2012/05/21/kak-pisatnovostnyezagolovki-dlya-interneta/

Колесниченко А. Агрессивный журнализм. http://mediapedia.ru/2008/06/16/agressivnyj-zhurnalizm/

Кузьминский О. Дэдлайны и абзацы. http://samlib.ru/k/kuzxminskij_o_w/kommersrom.shtml

Лонская А. Лохосфера. http://mediapedia.ru/2010/08/11/loxosfera/

Лонская А. С чего начинается необъективность http://mediapedia.ru/2011/08/07/schego-nachinaetsya-neobektivnost/

Печерная А. Главред украинского Forbes Владимир Федорин рассказал, как делать интервью. http://mmr.ua/news/newsid/26369/

Соколов-Митрич Д. Мастер-классы http://smitrich.livejournal.com/tag/%D0%9C%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80-%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81

Страшная трагедия в Калининграде http://www.vz.ru/columns/2007/4/3/75296.html

Ходорыч А. Семь правил для спецкорреспондентов http://mediapedia.ru/2009/06/25/sem-pravil-dlya-korrespondentov/

Юшкевич С. Российский журналист в конце 1990-х. Case study Санкт-Петербургских медиа 01.02.2003 // http://www.gdf.ru/arh/file021.shtml

 

Материалы из Интернета на иностранных языках

Choose the number of elements with a purpose in mind. One, two, three, or four: Each sends a secret message to the reader. http://www.poynter.org/how-tos/newsgathering-storytelling/writing-tools/76067/fifty-writing-tools-quick-list/

Clark R.P. Creating the Serial Narrative: A Starter Kit. http://www.poynter.org/content/content_view.asp?id=117323

Clark R.P. Pimp My Writing: When Journalists Use Archetypes http://www.poynter.org/column.asp?id=78&aid=124214

Clark R.P. The “Breakfast Serial” http://www.poynterextra.org/extra/3littlewords/3lw_intro.htm

Clark R.P. Three Little Words. http://www.poynterextra.org/extra/3littlewords/3lw_chap1.htm

Jerz D.G. Brief Analysis of a News Feature http://jerz.setonhill.edu/writing/journalism/feature.html

Loosening Lips: The Art of the Interview. http://www.pbs.org/wnet/expose/2008/12/loosening-lips-the-art-of-the.html

Nazario S. The boy left behind. http://www.enotalone.com/article/5405.html

Reuters Handbook of Journalism http://mediapedia.ru/wpcontent/uploads/2008/09/handbookofjournalism.pdf

Scanlan Ch. Jacqui Banaszynski’s Six Paths to Story // http://www.poynter.org/column.asp?id=52&aid=11738

Scanlan Ch. The Nut Graf, Part I http://www.poynter.org/how-tos/newsgatheringstorytelling/chip-on-your-shoulder/11371/the-nut-graf-part-i/

Scanlan Ch. Too young to diet. http://www.poynter.org/how-tos/newsgathering-storytelling/chip-on-your-shoulder/11380/too-young-to-diet/

Woods K.M. Seven Steps to a Strong Opinion // http://www.poynter.org/content/content_view.asp?id=19739&sid=2

X-Ray Reading Helps Interpret Author’s Intentions http://www.poynter.org/howtos/newsgathering-storytelling/writing-tools/100750/x-ray-reading-helps-interpret-authorsintentions/

 

Книги на иностранных языках

Clark R.P. Writing Tools: 50 Essential Strategies for Every Writer. – London, Little, Brown and Co, 2006.

Fey U., Schluter H.-J. Reportagen schreiben. Von der Idee bis zum fertigen Text. Berlin: ZV, 2003.

Haller M. Das Interview. Ein Handbuch fur Journalisten. Konstanz: UVK Medien, 2001.

Haller M. Die Reportage. Ein Handbuch fur Journalisten. Konstanz: UVK Medien, 1997.

Mast C. ABC des Journalismus. Konstanz: UVK, 2005.

Mencher M. News Reporting and Writing. Dubuque: WCB, 1994.

Patterson B.R. Write to be read. A practical guide to feature writing. Ames: The Iowa State University Press, 1986.

Thiele Ch. Interviews fuehren. Konstanz: UVK, 2009.

Weischenberg S. Nachrichten-Journalismus. Opladen, 2001

 

Редакционные документы и стандарты

Догма газеты «Ведомости»

Информационный стандарт группы «Интерфакс»

Книга редакции журнала «Эксперт»

Памятка стажера газеты «Новые Известия»

Принципы создания текстов для газеты «Деловой Петербург»

Редакционное руководство интернет-издания gzt.ru

Редакционное руководство для журналистов информагентства ИТАР-ТАСС

Требования к материалам для газеты «Коммерсант»

 

 

Об авторе

 

Александр Колесниченко – редактор отдела «Общество» газеты «Новые Известия». Выпускник факультета журналистики МГУ, кандидат филологических наук. В журналистике – с 1996 года, публиковался более чем в 15 российских и зарубежных изданиях. Постоянный автор журнала «Журналистика и Медиарынок». Преподавал на факультете журналистики МГУ, в Московском государственном университете печати и в Институте современной журналистики, проводил семинары для региональных журналистов с Фондом развития информационной политики. Автор книг «Практическая журналистика» и «Зарубежные исследования аудитории прессы».

Блог автора – kolesni4enko.livejournal.com, электронный адрес – april-7@yandex.ru

 

Эта книга поможет Вам овладеть навыками подготовки текстов для СМИ.

Методика основывается как на собственном журналистском и преподавательском опыте автора, так и на редакционных стандартах ведущих российских изданий. Использование приведенных в книге рекомендаций позволит увеличить скорость написании и редактирования материалов, делая свою работу стабильно качественно.

 

Вверх к началу

 


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 1406; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!