Глава 10. Устройство редакции и работа редактора отдела
- Структура редакции
- Творческий коллектив редакции
- Специализация и разделение труда в журналистике
- Редактор отдела: общая характеристика работы
- Работа редактора отдела: руководство корреспондентами
- Работа редактора отдела: выбор и подача тем
- Работа редактора отдела: редактирование текстов
Структура редакции
Редакция любого издания состоит из творческого коллектива и вспомогательных подразделений. Творческий коллектив – это сотрудники, занятые выпуском издания: корреспонденты, редакторы, фотографы, верстальщики и т.д. Во главе творческого коллектива находится главный редактор.
Вспомогательные подразделения в различных редакциях называются по-разному, но по сути таких подразделений два: коммерческое и административно-хозяйственое.
Коммерческое подразделение занимается зарабатыванием денег. Деньги редакция может заработать двумя способами – через продажу издания (бумажные экземпляры или платный доступ к материалам на сайте) и через продажу рекламной площади в бумажном издании или на сайте. (Есть и иные способы заработка, например, продажа другим СМИ прав на публикацию материалов издания, организация под брендом издания различных конференций и тренингов, интернет-торговля через сайт издания. Однако эти способы заработка в российской прессе распространены слабо и не являются специфическим для медиаотрасли.) Соответственно в коммерческое подразделение входят отдел распространения и отдел рекламы. В административно-хозяйственное подразделение входят отделы, отвечающие за организацию текущей работы редакции, например, компьютерный отдел, бухгалтерия, охрана.
|
|
Творческий коллектив редакции в общем количестве работников составляет меньшинство – обычно 35-40%. А за вычетом начальников всех уровней окажется, что на одного корреспондента или фотографа, которые добывают информацию, приходится двое или трое других сотрудников редакции.
Рассмотрим взаимоотношения между творческим коллективом и коммерческим подразделением редакции. О чем хотели бы писать журналисты? Прежде всего, о том, что им интересно. И, разумеется, без оглядки на ограничения в плане выбора тем или затрагивания конкретных лиц. А насколько такой подход устраивает коммерческое подразделение? Разумеется, не устраивает. Коммерческое подразделение заинтересовано в том, чтобы побольше и подороже продать рекламу. Реклама хорошо продается тогда, когда у издания аудитория либо большая, либо высокодоходная и платежеспособная. Кроме того, для коммерческого подразделения важны хорошие отношения с рекламодателями, а для рекламодателей важно, чтобы издание не публиковало про них негативную информацию. Таким образом, коммерческое подразделение будет вынуждать редакционный коллектив публиковать либо ту информацию, которая способна привлечь максимум внимания аудитории (прежде всего, материалы из разряда «Sex&Crime» (Секс и преступление (англ.))), либо ту, которая способна заинтересовать элитную аудиторию. При этом от творческого коллектива редакции будут требовать не задевать интересы рекламодателей. Таким образом, противоречия между творческим коллективом и коммерческим подразделением неизбежны. Дальнейшее зависит от генерального директора редакции. В некоторых редакциях генеральным директором является главный редактор. Тогда издание будет таким, каким его хотят видеть журналисты, однако с заработками у такой редакции, скорее всего, будет плохо. Если же генеральным директором окажется представитель коммерческого подразделения, с деньгами у редакции будет лучше, но, скорее всего, журналистов в такой редакции заставят заниматься тем, что им не особенно интересно. Например, выявлять скандалы из жизни «звезд» шоу-бизнеса.
|
|
Творческий коллектив редакции
В маленьких редакциях с численностью творческого коллектива менее десяти сотрудников главный редактор обычно руководит всеми журналистами напрямую. Такая структура творческого коллектива называется плоской.
|
|
Преимущество плоской структуры – непосредственный контакт главного редактора с остальными сотрудниками. В результате распоряжения доходят до них оперативно и в неискаженном виде. Недостаток же – слабая специализация сотрудников, так как в виду малого их количества каждый вынужден готовить материалы на самую разную тематику и не может позволить себе сосредоточиться на чем-то одном. Кроме того, главный редактор при такой структуре обычно занят правкой материалов и контролем за выпуском номера, что не позволяет сфокусироваться на стратегии развития издания.
С увеличением числа сотрудников структура творческого коллектива из плоской превращается в пирамидальную: между главным редактором и журналистами появляются звенья в виде редакторов отделов. Разделение на отделы происходит по тематическому или по жанровому признаку. Пример тематического разделения: отделы политики, экономики, происшествий, культуры, спора. Примеры жанрового разделения: отделы новостей, репортажей, интервью, комментариев. В некоторых редакциях применяется смешанный принцип. Так в газете «Ведомости» наряду с тематическими отделами есть отдел комментариев, а в журнале «Русский репортер» - отдел репортажей.
|
|
Если издание специализируется на какой-то сфере, эта сфера может быть разделена на несколько тематических отделов. Например, в деловой газете «Ведомости» есть такие экономические отделы: индустрия и энергоресурсы, финансы, потребительский рынок, технологии и телекоммуникации, карьера и менеджмент, личный счет. В газете «Советский спорт» есть отделы футбола, хоккея и спортивных игр.
Преимущество пирамидальной структуры – возможность журналистов специализироваться на определенной тематике. Специализация позволяет лучше вникнуть в описываемую сферу и наработать круг источников информации, что приводит к повышению качества материалов. Недостатков у пирамидальной структуры два. Первый – отсутствие непосредственного контакта между главным редактором и рядовыми сотрудниками, из-за чего информация в обе стороны доходит с замедлением и с искажениями. Распространена ситуация, когда на редколлегии складывается одно понимание темы, а корреспондент, которому пересказали задание, поймет его иначе согласно эффекту «испорченного телефона». Второй – сложность с координацией усилий различных отделов при раскрытии темы, касающейся нескольких сфер. Например, арест крупного чиновника за махинации с бюджетными деньгами – это и политика (крупный чиновник – политическая фигура), и экономика (бюджетные деньги), и криминал (арест и уголовное дело). Какому бы отделу не поручили готовить об этом материал, тема окажется раскрытой односторонне. Если же создать группу соавторов из журналистов всех трех отделов, в проигрыше останутся редакторы двух из них. Отделы обычно привязаны к определенным полосам издания, которые они должны заполнить. В данном же случае редактор отдела будет вынужден направлять сотрудника заполнять полосу чужого отдела. Вот как Олег Кузьминский описывает конфликт при закреплении за отделом темы на редколлегии газеты «Коммерсант».
Зал редколлегий похож на штаб-квартиру Камелота. Мансардные окна, камин, который неизвестно с какого перепугу решили затопить, и круглый стол рыцарей короля Артура, за которым сидят начальники отделов и редакционных служб. Вместо Артура сегодня сам Васильев, если верить Черниговскому, только что возвратившийся из Лондона после консультаций с БАБом. Шеф-редактор листает страницы субботнего номера и запивает впечатления кофе пополам с сигаретой. Большинство его рыцарей занимается тем же самым. < …>
Покончив с предыдущим номером, редколлегия переходит к заполнению следующего. Информслужба зачитывает сообщения о свершившихся и грядущих событиях, народ высказывает мнения, Васильев выносит вердикт – делать из новости заметку или нет. И если да, то на какой полосе, на сколько строк, с фото или без и какой отдел будет ее лепить. Выпускающий редактор забивает приговор в компьютер, и тот вступает в законную силу. < …>
- ООН приняла резолюцию о разграничении секторов научной деятельности между странами, принимающими участие в исследовании Антарктиды.
- Общество? - спрашивает Вася.
- Это не наша тема, - уверен Кабаков. – Это международные отношения и они нас не касаются.
- Политика?
- Там ведь насчет научных исследований - отвечает политика. – Мы как-то не пишем о научных исследованиях, особенно о тех, которые в Антарктиде.
- В общество, - решает Васильев.
- Андрей, это идиотизм, - недоволен Кабаков.
- Почему?
- Да потому что в Антарктиде нет никакого общества кроме пингвинов.
Вася размышляет над этой мыслью, но не больше пяти секунд.
- В общество, - подтверждает он.
(Кузьминский О. Дедлайны и абзацы.)
В некоторых изданиях эту проблему пытались решить с помощью так называемой «многолинейной» структуры, отменив разделение на отделы и оставив редакторов, ответственных за свои тематические сферы (политика, экономика, происшествия и т.д.), и корреспондентов, специализирующихся на еще более узкой тематике (политические партии, топливно-энергетический комплекс, ГИБДД и др.). Каждый из редакторов мог давать задание каждому из корреспондентов, обязывая подготовить как материал полностью, так и часть материала с последующей передачей корреспонденту, ответственному за «сведение» текста. Однако «многолинейная» структура не прижилась: одни корреспонденты оставались без дела, другие получали задания сразу от нескольких редакторов и не успевали все вовремя сделать.
Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 731; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!