Редактор отдела: общая характеристика работы
Как было сказано в предыдущей главе, управленческая пирамида в журналистике состоит из четырех звеньев: корреспондент, редактор отдела, замглавного редактора и главный редактор. Работе корреспондента (поиск тем, сбор информации, подготовка текстов) были посвящены все предыдущие главы. Работа главного редактора (стратегическое управление изданием, взаимоотношения с собственником, наем и увольнение сотрудников) в этой книге не рассматривается. (Интересующимся я рекомендую учебные пособия по медиаменеджменту. Например, Финк К. Стратегический газетный менеджмент – Самара, Корпорация «Федоров», 2004.)
Работа заместителя главного редактора в большей мере организаторская и заключается в координации работы различных отделов. Журналистская часть работы замглавного редактора – планирование номера, выбор и подача главных тем.
Работа редактора отдела состоит из трех частей. Первая - это руководство корреспондентами, которые находятся в подчинении у редактора. Вторая - это управление тематической повесткой отдела – выбором тем и способов их подачи. Наконец, третья - это редактирование текстов. Часто работа редактора отдела сводится, главным образом, к редактированию текстов, а первые две составляющие упускаются. Так поступает плохой редактор. Хороший же должен наладить руководство корреспондентами, чтобы тратить минимум времени на редактирование, после чего сосредоточиться на тематической повестке – той части своей работы, где творчество редактора отдела проявляется в наиболее полной мере.
|
|
Желательно перед тем, как стать редактором, отработать корреспондентом хотя бы несколько лет. Тогда редактор сможет адекватно оценивать результаты работы своих сотрудников и предъявлять к ним разумные требования. Становиться же редактором целесообразно тогда, когда у вас имеются:
1. Навыки написания текстов
2. Набор идей, на реализацию которых уже не хватает собственных сил
3. Личностная компетенция, что позволит вам стать авторитетом для своих подчиненных.
Работа редактора отдела – это другая работа по сравнению с корреспондентской. Даже в каком-то смысле другая профессия с другими критериями качества и эффективности. Иногда хорошие корреспонденты не хотят становиться редакторами, считая, что это – скучное и нетворческое занятие: находиться весь день в редакции, сидеть на заседаниях редколлегии и править чужие плохие тексты вместо того, чтобы писать свои хорошие. Но это не так. В действительности работа редактора отдела – даже более творческая, чем работа корреспондента. Только творчество здесь лежит в других плоскостях, о чем рассказано ниже.
|
|
Работа редактора отдела: руководство корреспондентами
Цель руководства корреспондентами, как и руководства подчиненными в любой сфере деятельности – наиболее оптимально использовать их усилия для получения максимального результата. Задача управленца – минимизировать «трение» в системе, чтобы усилия сотрудников шли не на конфликты между собой или внутри себя, а на достижение результата.
Журналистика – творческая профессия, а народная поговорка гласит, что «соловьи в клетке не поют». Механическая же и безынициативная работа в журналистике противопоказана: корреспонденту она не принесет удовлетворения, а читателю – интересный оригинальный материал. Как же побудить корреспондентов работать именно творчески?
Вначале – о различии между администрированием и управлением. (Подробнее см. Литвак М.Е. Командовать или подчиняться – Ростов-на-Дону, Феникс, 2003.) При администрировании начальник давит на подчиненного, вынуждая того выполнить распоряжение под угрозой санкций. На администрировании построено, например, руководство солдатами в армии (отсюда и девиз: «Не умеешь – научим, не хочешь – заставим»). При управлении же начальник стремится повернуть ситуацию так, чтобы подчиненный делал то, в чем он сам заинтересован, и при этом поступал так, как нужно начальнику. Управление сложнее администрирования, но гораздо эффективнее: сотрудники работают на результат, а не на его видимость, так как работают, с их точки зрения, на себя.
|
|
Как же управлять корреспондентами? Редактору нужно учитывать, что у него в подчинении – амбициозные, талантливые и нестандартно мыслящие люди (другие в журналистику обычно не идут либо быстро отсеиваются). Более того, многие корреспонденты считают себя умнее своих редакторов, полагая, что лучше знают, какие темы нужно отбирать и как их подавать. Поэтому при администрировании конфликты (явные или скрытые) неизбежны. Заставлять и приказывать нужно по минимуму. Гораздо эффективнее будет подбирать для корреспондентов те задания, которые они сами хотели бы делать. Практика показывает, что тогда повышаются и скорость исполнения, и качество подготовленного материала.
Управление журналистами можно сравнить с дрессировкой кошек. Вот какописывал взаимоотношения со своими питомцами известный дрессировщик Юрий Куклачев.
Кнут не использую никогда, ведь кошки очень обидчивые. Бесполезно их бить и тыкать носом - они лишь уши прижмут или убегут. А затем обязательно сделают назло обидчику. <…>
|
|
Говорить, что я кошек дрессирую - неверно. К кошкам я присматриваюсь, пытаюсь понять, что им нравится делать, и закрепляю это с помощью определенных приемов.
(Великие люди о кошках. Куклачев Юрий http://www.33cats.ru/celebrities/item/118-jury-kuklachev.html)
Такой же подход необходим к корреспондентам. Следует понять, какой тематикой интересуется журналист, какие жанры даются ему легче, что для него комфортнее – общаться с людьми или разбирать документы и базы данных. Насколько журналист устойчив к конфликтному общению или к разговору с людьми, находящимися в состоянии острого горя. Например, для одного журналиста репортаж с похорон жертв теракта – обычное задание. Для другого – стресс, могущий привести к увольнению и к мыслям об уходе из профессии. Хотя универсальность журналиста и способность справиться с любым заданием – один из признаков профессионализма.
! Возможность качественно выполнить задание любого типа – один из признаков журналистского профессионализма. Профессионал – это тот, кто может куда угодно поехать, с кем угодно пообщаться и о чем угодно написать. Высший же пилотаж – умение увлечься той темой, которую тебе навязали. Наложить эту тему на общее устройство мира, понять, как оно в этой теме проявляется. Рассмотрите любую тему на философском уровне, и вам она сразу же станет интересной.
В зависимости от квалификации корреспондентов различают и способ выдачи заданий. Начинающим корреспондентам подробно объясняют, как собирать информацию и как складывать текст. Если этого не сделать, есть риск, что сдано будет вовсе не то, на что рассчитывал редактор. Например, как в этом случае.
Однажды ко мне пришел стажер со второго курса факультета журналистики МГУ. Девушка. <…> Я провел что-то вроде инструктажа: рассказал о рубриках, специфике и всем прочем, о чем обычно рассказывают в таких случаях. Затем дал простое задание. Девушка старательно обзвонила компании, а затем сдала текст, где не было ни одной цитаты. В общем, походило немного на школьное изложение. <…>
- Слушай, – начал я издалека, – а пришли мне, пожалуйста, имена и должности тех, с кем ты общалась, названия компаний, ну и, конечно, их самые интересные реплики.
- Ой, – сказала девушка, – а я не записывала их имена и должности.
(Бочарский К. Минное поле профессионализма http://mediapedia.ru/2008/01/24/minnoe-poleprofessionalizma/)
Более квалифицированным корреспондентам достаточно сказать, что за текст вы хотите увидеть. Как именно его подготовить, они разберутся сами. Излишне подробный инструктаж необходим только в особых случаях, когда редакционное начальство хочет видеть тему раскрытой строго определенным образом. Например, в материале про подорожание железнодорожных билетов обязательно упомянуть про то, что железнодорожная компания тратит огромные суммы на принадлежащие ей футбольные и хоккейные команды и теперь перекладывает эти расходы на пассажиров.
Высокопрофессиональным корреспондентам можно и вовсе не давать конкретных заданий, а просто сообщать, что от сотрудника к такому-то сроку нужен текст такого-то размера. Остальное – от выбора темы до подачи материала – корреспондент сделает сам. При условии, что он и профессионал в своей области, и чувствует формат издания.
! Однажды я наблюдал, как редактор отдела давала задание корреспонденту. «Вот столько напиши», - она раздвинула большой и указательный пальцы примерно на пять сантиметров. «О чем?», - попытался уточнить корреспондент. «Не важно. О чем считаешь нужным. Но обязательно вот столько», - повторила редактор.
Если провести взаимосвязь между темпераментом журналиста и предпочтительным типом деятельности, картина получится такая:
Таблица 14. Взаимосвязь между темпераментом и журналистской специализацией
Темперамент | Сильные стороны | Использование в журналистике |
Холерик | Быстрая реакция, способность отвечать на агрессию | Конфликтное общение, получение информации, которую пытаются скрыть |
Сангвиник | Умение переключаться, доброжелательность, контактность | Общение с большим количеством людей, поиск и зондирование (первичный сбор информации для подтверждения того, что тема существует и достойна дальнейшей разработки) тем |
Флегматик | Способность длительное время заниматься одним и тем же делом | Разработка тем, требующих усидчивости. Например, анализ документов |
Меланхолик | Высокая чувствительность | Способность улавливать настроение персонажей |
Исходя из темперамента можно предположить оптимальное амплуа для корреспондента. Холерику стоит заняться расследованиями: у него лучше получится прорваться туда, куда не пускают. Из сангвиника получится хороший информационщик – тот, кто в поисках тем обзванивает ньюсмейкеров или общается с ними на мероприятиях. Флегматика лучше загружать аналитической работой. К примеру, разбором законопроектов или судебных решений. Меланхолика же нужно посылать на репортажи. Он напишет их лучше всего, так как заметит то, на что не обратят внимания корреспонденты с другими темпераментами.
! На одном из совещаний в Государственной Думе присутствовали два корреспондента – парень-флегматик и девушка-меланхолик. Флегматик вышел разочарованный: ни до чего депутаты не договорились, и писать, по его мнению, было не о чем. Девушка, наоборот, была воодушевлена и готовилась писать захватывающий репортаж. «Ты разве не видел, как они переглядывались, как один бледнел, другой - краснел, третий – морщился, четвертый перешептывался с пятым? Как шестой теребил ручку, а седьмой смешно и неспроста оговорился?», - недоумевала журналистка.
Редактор также должен учитывать особенности своего темперамента при взаимодействии с корреспондентами. Например, редактор-холерик может накричать на корреспондента-меланхолика и тут же забыть, а корреспондент будет переживать по этому поводу несколько дней. Или редактор-флегматик сообщит корреспонденту- сангвинику о серьезных недостатках его текста. Но сообщит тихо и спокойно, как это обычно делает флегматик. Сангвиник же сочтет, что раз сообщают тихо и спокойно, то ничего катастрофического нет, а некатастрофическое можно не исправлять. Тем более, что эта тема корреспонденту уже надоела, и он переключился на что-то другое. Редактор же потом с удивлением обнаружит, что, несмотря на его замечание, ничего не исправлено.
Однако ограничивать задания корреспондентам только тем, что корреспонденты хорошо делают, также неверно. Во-первых, потому что всегда бывают задания, которые никому не нравятся, но которые кто-то должен выполнять. Во-вторых, и это – важнее, корреспонденты часто сами не знают своих возможностей. Если журналист чего-то еще не делал, и задание кажется трудновыполнимым, это вовсе не значит, что оно не получится.
Рост мастерства часто происходит именно благодаря редактору, который дает корреспонденту те задания, которые сам корреспондент никогда бы не вызвался делать. В некоторых редакциях для мотивирования корреспондентов используют так называемый «принцип пылесоса». Суть его: подобно тому, как пылесос работает благодаря разнице давлений в резервуаре для сбора пыли и в атмосфере в целом, так и в редакции давление на корреспондента должно быть выше, чем возможное сопротивление среды, в которую отправляется корреспондент для сбора информации. Страх не добыть информацию и вызвать этим гнев редактора должен быть сильнее, чем страх причинить боль персонажам или вызвать агрессию с их стороны. Вот как об этом говорит Олег Добродеев.
«Вы же знаете молодых журналистов, которых пошлешь на задание, а они возвращаются с пустыми руками и в свое оправдание говорят: "Меня не пустили!" Как это "не пустили"?! Дай бутылку охраннику, польсти женщине, но добейся результата, который от тебя требуется! Я знаю репортеров, которые могут влезть буквально в любую щель».
(Олег Добродеев: «Профессия такая, полувоенная…» // Искусство кино – 1998 - № 5 http://kinoart.ru/1998/n5-article20.html)
Однако страх также может привести к тому, что корреспондент начнет врать, выдумывая информацию, которую он не смог добыть. Бывшая корреспондентка газеты «Жизнь» Марина Базылюк описывает такой случай.
Установка на исключительно эксклюзивную и ォ бомбовую サ информацию приводит к тому, что порой журналисты придумывают какие-то детали, добавляют несуществующие подробности, приукрашивают. Иначе текст просто не будет опубликован. «Не докрутили», - любит говорить в таких случаях редактор. А, значит, гонораров как своих ушей не видать. Вот и приходится выбирать. Иногда особо ретивые журналисты сочиняют потрясающие нелепости. Так, некоторое время назад прошел слух, что группа «Ленинград» распадается. Если учесть, что подобные слухи появляются с завидным постоянством каждый раз, когда группа записывает новый альбом, понятно, что проверять эту информацию надо весьма и весьма тщательно. Но какие тут проверки, когда каждое утро в газете планерка и надо обязательно «заявить» тему. Обязательно. Газета «Жизнь» потому и стала тем, чем стала – требования к журналистам очень жесткие: каждый день ты должен сдавать тему или – до свидания! А теперь представьте себе – утро, до планерки несколько минут, за своим столом сидит понурый и несчастный Роман К., которому абсолютно нечего заявлять, разве что эту злополучную сплетню про распад «Ленинграда»… Но не думал Рома, когда заявлял тему, что Арам Ашотович назовет ее «бомбой» и велит поставить на первую полосу. Журналиста обязали сдать заметку как можно быстрее и обязательно позвонить в Питер за комментариями, иначе – смерть. Рома звонил, потом писал, потом переписывал, и, наконец, сдал. Через несколько минут после сдачи текста в кабинет зашел зам. главного редактора – Топорков – человек очень ехидный.
- Рома, ты в Питер Шнуру за комментариями звонил?
- Да, - ответил Рома и почему-то застеснялся.
- И что он сказал?
- Ну, его самого не было, я разговаривал не с ним…
- А с кем? – ласково спросил Топорков.
- С сыном, - промямлил Рома.
- С сыном? А сколько сыну лет?
- Я не знаю, лет 17, наверное, уже есть. Он вполне может давать комментарии! И он все подтвердил – они распадаются! – произнесено с воодушевлением.
- Рома, Шнур сам 73-ого года рождения, он во сколько сына родил? – закипая, спросил Топорков. – Пишешь про «Ленинград», так хоть бы выяснил, что ребенку всего два года!
(Базылюк М. Как становятся папарацци. Текст передан в виде рукописи.)
Для максимальной производительности труда редактор отдела должен обеспечить более-менее равномерную загрузку корреспондентов. К сожалению, на практике работа журналиста часто организована в соответствии с поговоркой «Нет ничего хуже, чем ждать и догонять». Вынужденное безделье, когда темы нет либо она еще не утверждена начальством, чередуется со спешным выполнением задания впритык к дедлайну, так как многие важные и интересные события происходят не тогда, когда работа над номером начинается, а тогда, когда заканчивается.
Выход – добавление к краткосрочным темам долгосрочных, работа над которыми ведется не один день (а то и не одну неделю). Оптимальное количество долгосрочных тем, которыми единовременно занят корреспондент – три. По одной из них текст уже дописывается, по другой – происходит сбор информации, по третьей – первичное ознакомление с происходящим. Наличие сразу нескольких тем в разработке позволяет корреспонденту переключать свои усилия, если выполнение какого-либо задания тормозится внешним фактором, например, необходимостью ждать ответа на направленный в какое-то ведомство запрос, то освободившееся время можно потратить на расшифровку интервью или на подготовку к новому интервью. В результате простой будет сведен к минимуму.
! Безделье в журналистике также необходимо, так как обычно приводит к появлению оригинальных идей. Постоянная же работа способна притупить восприятие и даже сделать журналиста на какое-то время творчески бесплодным. Особенно когда заданий – избыточное количество, и корреспондент озабочен лишь тем, чтобы успеть сдать их в срок в сколько-нибудь приемлемом виде. Для успешной работы также нужно время на «зондирование» потенциальных тем, когда в какие-то дни журналист ничего не пишет в номер, а путешествует по интернет-сайтам либо посещает мероприятия и тусовки ньюсмейкеров только ради знакомства с людьми и тематической повесткой.
Для успешного сотрудничества редактор отдела и корреспондент должны подходить друг другу. Это проявляется, когда редактору нравятся темы, которые корреспондент заявляет, и нравятся тексты, которые тот сдает. Корреспонденту же интересны задания, которые дает редактор, а вносимая в тексты правка эти тексты, по мнению корреспондента, улучшает, а не ухудшает. Поиск корреспондентом «своего» редактора напоминает поиск мужа или жены. И как при выборе партнера для семейной жизни редко успех приходит с первого раза, так и корреспондент зачастую вынужден обойти несколько редакций, прежде чем найдет того начальника, с которым ему будет комфортно работать.
! Помимо психологической несовместимости возможны две объективные причины взаимного недовольства редактором и корреспондентом друг друга. Первая – недостаточный профессионализм кого-либо из них или обоих при условии, что они этого не осознают. Осознание же приведет к смирению, когда каждый поймет пределы своей компетенции и не будет за нее выходить: корреспондент примет как должное любую правку текста, а редактор воздержится от правки, если признает свою неспособность улучшить материал. Вторая причина – разные школы, через которые прошли редактор и корреспондент. Например, один работал в бульварном издании, а другой в качественном. В результате корреспондент идет на собрание олигархов и приносит материал о том, что обсуждали и о чем договорились. А редактор отправляет текст в корзину и требует написать о том, с какими часами были участники мероприятия, какие украшения были у их спутниц, что пили в конце собрания и чем закусывали. (Реальный случай из практики.)
Кроме того, редактор должен иметь инструменты для мотивирования корреспондентов работать лучше и лучше. Особенно в ситуации, когда в подчинении у редактора-карьериста работают корреспонденты-культурники (о понятиях «карьерист» и «культурник» см. Главу 9). В одних изданиях эту проблему решают сдельной системой оплаты труда, складывая заработную плату из небольшого фиксированного оклада и гонораров, которые начисляют не только исходя из величины текста, но и из его сложности. В других изданиях отличившимся корреспондентам дают премии за лучшие материалы дня, недели, месяца, лучший репортаж, лучшее интервью и т.д.
Но самая лучшая мотивация – это постоянная угроза увольнения и замены на более успешного стажера, который рвется в штат. Однако такую мотивацию могут позволить себе либо редакции с зарплатами выше рыночных, либо брендовые издания, в которых работать престижно. Но сделать зарплату выше рыночной или превратить издание в брендовое – это задача главного редактора. Если он с ней справится, тогда у редакторов отделов в этом издании появляются дополнительные возможности.
Но даже если издание не престижное, и зарплаты у корреспондентов не высокие, редактор отдела не должен бояться увольнять плохо работающих корреспондентов. Технически сделать это легко: по Трудовому кодексу достаточно одного прогула, а журналисты, как правило, прогуливают работу регулярно. Нужно усвоить, что лучше не иметь никакого подчиненного, чем иметь плохого, а с хорошим редактором отдела корреспонденты-карьеристы захотят работать даже за небольшую зарплату.
Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 915; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!