Испанское Возрождение: общая характеристика.



 

Литература Возрождения в Испании, а также в Португалии, культурно связанной с ней и даже подвластной с 1580 по 1640 г. испанским королям, отличается большим своеобразием, находящим объяснение в особенностях исторического развития Испании. Уже во второй половине XV в. здесь, как и в других странах Европы, наблюдается подъем буржуазии, рост промышленности и внешней торговли, зарождение капиталистических отношений и, как следствие всего этого, расшатывание феодальных учреждений и феодального мировоззрения. Последнее особенно подрывалось гуманистическими идеями, проникавшими из наиболее передовой страны того времени — Италии. Однако в Испании процесс этот протекал очень своеобразно по сравнению с другими странами вследствие 2-х обстоятельств, составляющих специфику истории Испании той эпохи.

Первое из них связано еще с условиями, в которых протекала реконкиста. Крестьянство в отвоеванных землях и основанные в них города получили отличные друг от друга в разных местах права и вольности. Экономический подъем Испании сопровождался формированием единого национального рынка и установлением общности экономических интересов. С другой стороны, разнородные местные права и вольности, за которые различные области и города цепко держались, являлись причиной постоянных конфликтов между ними и королевской властью. Нередко случалось даже, что города объединялись против нее с феодалами. Поэтому к концу раннего средневековья в Испании не установилось такого тесного союза между королевской властью и городами против крупных феодалов. Испанский абсолютизм, при «королях-католиках» (Фердинанд и Изабелла) обладавший некоторыми прогрессивными чертами, при их внуке Карле I, приобретает реакционныйхарактер, особенно после того как Карл I разгромил в 1521 г. восстание городских коммун, на помощь которым пыталась отчасти прийти ущемленная абсолютизмом аристократия.

С тех пор абсолютизм прочно установился в Испании. Однако по причине слабого буржуазного развития ее областей абсолютизм не привел к национальному и государственному объединению всей страны. По словам Маркса, в Испании «централизация так и не смогла укорениться».

Другая особенность исторического развития Испании в XVI в. заключается в следующем. Результатом необычайного притока золота из Америки явилось резкое вздорожание всех продуктов — «революция цен», которая затронула все европейские страны, но с особенной силой проявилась в Испании. Так как стало выгоднее покупать заграничные продукты всякого рода, испанская промышленность во второй половине XVI в. сильно сократилась. В упадок пришло также и сельское хозяйство — отчасти по той же самой причине, отчасти вследствие массового разорения крестьян и обеднения огромного числа мелких дворян-землевладельцев, не выдерживавших конкуренции с крупными помещиками, которые пользовались разными привилегиями.

 

При преемнике Карла I, Филиппе II (1556-1598), уже ясно обозначился политический и экономический кризис. Присутствовала нищета, упадок промышленности и земледелия, государственные банкротства, военные неудачи: отпадение Нидерландов, разгром «Непобедимой армады», посланной в 1588 г. для завоевания Англии. Король Испании по-прежнему грезил о превращении своей страны в один гигантский монастырь и о господстве над целым миром.

Инквизиция особенно свирепствовала при Филиппе II. Ее целью было сохранение единства страны. Преемники Филиппа II упорно продолжали ту же политику, в результате чего Испания в середине XVII в. совершенно утратила свой престиж, а к концу этого столетия опустилась до положения второразрядной европейской державы.

Всеми этими особенностями истории Испании определяется общий характер ее литературы в XVI-XVII вв.

Два периода литературы испанского Возрождения:

• раннее Возрождение (1475-1550)

• и зрелое Возрождение (1550 - первые десятилетия XVII в.).

В начале этого периода, как и в большинстве других стран, здесь наблюдается зарождение того нового, критического и реалистическогоподходак действительности. Испания того времени насчитывает ряд выдающихся ученых и мыслителей, опрокидывавших старые предрассудки и пролагавших пути современному научному знанию.

Тем не менее гуманистические идеи не получили в Испании своего полного философского развития. Встречая, ввиду особенностей испанского абсолютизма, самое враждебное отношение к себе при дворе и среди аристократии, не находя также поддержки со стороны буржуазии, они были приглушены католической реакцией.

При этом в испанском гуманизме и культуре Возрождения в Испании выступают 2 характерные особенности:

   •  В идеологии испанского Возрождения буржуазная струя гораздо менее ощутима, чем в других странах. Ростовщичество вызывало заметные антибуржуазные тенденции у писателей Возрождения.

   •  гуманистические тенденции имели в литературе Испании не ученый и философски углубленный, а народный и импульсивный, но от этого нисколько не менее глубокий и еще более революционныйхарактер.

 

Слабость испанской культуры заключалась в устремлении в патриархальную старину (что особенно ярко обнаружилось в распространении идеи «золотого века», предшествовавшего будто бы нынешнему, «железному») и в утопизме идеалов. Отказываясь от утопизма, некоторые испанские писатели приходят к пессимистической оценке действительности и возможностей ее преобразования.

Гуманистические идеи в испанской ренессансной литературе находят свое выражение почти исключительно в поэтических образах, а не в теоретических сочинениях. По той же причине влияние античных и итальянских образцов было гораздо менее значительно в Испании, чем во Франции или в Англии. Литературе Испанского Возрождения свойственны мужественность, строгость, трезвость, большая конкретность образов и выражений, восходящие к средневековой испанской традиции. Во всех этих отношениях испанская литература Возрождения имеет своеобразный, специфически национальный характер.

Религиозные веяния эпохи ярко отразились в этой литературе. Идеология и практика католицизма наложили сильный отпечаток как на народную жизнь, так и на жизнь привилегированных классов.

Нигде в литературе XVI — XVII вв. религиозная тематика не занимает такого видного места, как в Испании. Мы находим здесь религиозные поэмы и лирику (Луис де Леон), описания «чудесных обращений»,экстазов и видений (святая Тереса), богословские трактаты и проповеди (Луис де Гранада). Величайшие драматурги (Лопе де Вега, Кальдерон) наряду со светскими пьесами пишут пьесы религиозные, драматизованные легенды и жития святых, или же «священные действа», имевшие темой прославление таинства «причастия». Но даже в пьесах светского содержания нередко появляется религиозно-философская тематика («Севильский озорник» Тирсо де Молины, «Стойкий принц» Кальдерона),


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 3729; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!