Эпилепсия в современном кинематографе



 

Одинак М.М., Литвиненко И.В., Михайлов В.А.,

 

Прокудин М.Ю., Блинов В.О., Скиба Я.Б.

 

ВМедА им. С.М. Кирова,

 

СПб НИПНИ им. В.М. Бехтерева,

 

Санкт-Петербург

 

Актуальность. Эпилепсия представляет одно из наиболее распространенных за-болеваний нервной системы (Одинак М.М., 2012; Сидоренко К.В., 2014). Большое число научных работ посвящено анализу художественной литературы и живописи, отобра-жающих основные проблемы, связанные с данным заболеванием (Никитин М.П., 1904; Михайленко А.А ., 2013; Wolf P., 2006). Однако, научная интерпретация произведений кинематографа, в которых проблемы эпилепсии также находят свое отражение, встреча-ется редко (Mjaset C., 2012).

 

Цель исследования . Провести научный анализ произведений кинематографа,по-священных эпилепсии, и выявить наиболее актуальные аспекты эпилептологии, отра-жаемые в данном жанре искусства.

 

Материалы и методы. Произведен анализ ряда художественных фильмов кинема-тографа разных стран, в которых различные аспекты эпилепсии были заложены либо в основную идею картины, либо раскрывались в коротком эпизоде. Также нами была проана-лизирована научная литература, посвященная исследованию медицинских и социальных проблем эпилепсии, влиянию стигматизации на качество жизни пациентов. Проведенный обзор научной литературы сопоставлен с результатами анализа кинофильмов.

 

Результаты и их обсуждение. В ходе анализа кинофильмов был выявлен ряд наи-более значимых проблем, каждая из которых заслуживает отдельного внимания.

 

Комплаенс – термин, характеризующий точность соблюдения больным рекомен-даций врача (Банщиков Ф.Р., 2006). К сожалению, рекомендации врача зачастую иг-норируются пациентами из -за ряда причин (Незнанов Н.Г. и др., 2007; Данилов Д.С., 2008). Описанная проблема широко освещается не только в научной литературе, но и

 

в фильмах, посвященных эпилепсии: герои разных кинокартин с разочарованием при-знаются зрителю, что «лекарства не помогают» («Контроль», «Реквием», «Не навреди», «Потерянный принц»).

 

Применение альтернативных методов в лечении эпилепсии и связанные с этим проблемы, также освещаются в кинематографе. В фильме «Не навреди» демонстриру-ется успех кетогенной диеты, которая иногда недооценивается врачами. Между тем ее эффективность научно доказана для лечения некоторых форм эпилепсии (Li H.F. et al., 2013; Liu Y.M. et al., 2013; Sharma S. et al., 2014).

 

Вопросы социальной адаптации в обществе пациентов, страдающих эпилепсией, также не могут быть оставлены без внимания практикующих врачей. Нерешенными остаются проблемы социального страхования таких больных (Deekollu D. et al., 2005; McLennan, 1955), обнаружены существенные проблемы у данной категории лиц в трудо-вой и образовательной сфере (Агранович О.В. и др., 2011; Owolabi L.F. et al., 2014) а также трудности взаимодействия пациента с обществом (Агранович О.В. и др., 2010; Михайлов В.А. и др., 2010), и даже близкими людьми (Семакина, Н.В. и др., 2013). Эти вопросы


 

144

 


волнуют персонажей многих фильмов («Страна садов», «Контроль», «Не навреди», «Год волка», «Потерянный принц», «Реквием», «Взрывная девушка», «Все, что ты хочешь», «Кулаки в кармане», «Доктор Хаус»).

 

Запрет на управление транспортными средствами является еще одной составляю-щей частью проблемы социальной адаптации пациентов с эпилепсией (Бурд С.Г., 2011; Viteva E., 2013). То, что эпилепсия не случайно накладывает ограничения на водитель-ские права, показано в фильмах «Достучаться до небес», «Аура».

 

Одной из причин стигматизации пациентов с эпилепсией может быть наличие у данной группы людей психических расстройств, связанных с заболеванием (Громов С.А., 2004; Киссин М.Я., 2009; Одинак М.М., 2013), что демонстрируется в фильмах «Человек, несущий смерть», «Хадак», «Не навреди», «Контроль».

 

На протяжении истории с эпилепсией связывалось что-то таинственное и сверхъесте-ственное (Михайленко А.А. и др., 2014; Nakken K.O. et al., 2011). В связи с этим, несмотря на прогресс науки, мифы об эпилепсии по-прежнему представляют препятствие в борьбе с за-болеванием, как это показано в фильмах «Реквием», «Шесть демонов Эмили Роуз», «Хадак».

 

Таким образом, в художественных фильмах представлен широкий спектр актуаль-ных социальных проблем эпилепсии. Основными из них являются: проблема низкого комплаенса, вопросы альтернативных методов лечения эпилепсии, трудности социаль-ной адаптации, включающие особенности социального страхования пациентов с таким диагнозом, их образования и трудоустройства, взаимодействия с обществом и близкими людьми. Отдельно освещается вопрос управления транспортными средствами. Кроме того, в фильмах изображены бытующие в социуме мифы и легенды, связанные с эпи-лепсией. Анализ данных фильмов предоставляет врачам возможность взглянуть на дан-ную патологию глазами пациентов, их родственников и простых обывателей. Зачастую

 

в целью привлечения внимания зрителя режиссеры слишком сильно драматизируют от-дельные проявления болезни, замалчивают о существующих эффективных методах ее лечения, преувеличивают степень стигматизации пациентов, а иногда допускают при съемках картин исторические ошибки. Нельзя забывать, что фильмы, посвященные эпи-лепсии, смотрит значительная часть страдающих от нее пациентов, а большинство лю-дей, не имеющих представления об этой болезни, именно из кино, а не из жизни, узнает про особенности ее течения.

 

 

Эпилепсия глазами ученых

 


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 160; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!