К ВОПРОСУ ОБ ЭВОЛЮЦИИ ПАТРИАРХАЛЬНОЙ СЕМЬИ В УРАХИНСКОМ ОБЩЕСТВЕ В XIX – НАЧАЛЕ XX В.



 

TO THE QUESTION ABOUT THE EVOLUTION OF THE PATRIARCHAL FAMILY IN THE URAKHIN SOCIETY IN THE XIX - BEGINNING OF THE XX CENTURY

М.М. Ярмамедова,

магистрантка 2 г.о, факульте востоковедения

ФГБОУ «Дагестанский государственный университет», г. Махачкала

С.И. Мусаева,

доктор исторических наук, профессор, зав. кафедрой истории стран Азии и Африки, ФГБОУ «Дагестанский государственный университет», г. Махачкала

M.M. Yarmamedov а ,

Undergraduate 2 g. o, faculty of Oriental studies

FEDERAL state budget institution "Dagestan state University", Makhachkala

S.I. Musaeva,

Head Department of Asian and African History Doctor of Historical Sciences, Professor FGBOU "Dagestan State University", Makhachkala

В статье освещается проблема патриархальной большой семьи и его раздела на малые семьи, которая была характерно всем народам Кавказа и Дагестана, в том числе и населению Урахинского вольного сельского общества в XIX – начале XX в.

Социально-экономические условия обусловили сохра нение в Урахинском обществе большесемейной организации или неразделенной семьи, которая продолжала сосуществовать с малой семьей вплоть до конца XIX в., и отчасти в первой половине XX в. Долгое сохранение большой семьи объяснялось преобладанием натурального скотоводческо-земледельческого хозяйства, соединённого с домашними промыслами, где совместно трудились все члены семьи и совместно пользовались результатами труда. Совместное проживание братьев, в том числе и женатых, с детьми было явлением, весьма распространенным в Урахинском обществе.

Ключевые слова: Дагестан, Урахинское общество, дед, отец, патриархальная большая семья, малая семья.

The article highlights the problem of the patriarchal large family and its division into small families, which was characteristic of all the peoples of the Caucasus and Dagestan, including the population of the Urakhinsky Free Rural Society in the 19th - early 20th centuries.Socio-economic conditions led to the preservation in Urakhinsky society of a large family organization or an undivided family, which continued to coexist with a small family until the end of the 19th century, and partly in the first half of the 20th century.The long-term preservation of a large family was due to the predominance of a natural cattle-farming enterprise, combined with domestic crafts, where all family members worked together and shared the results of labor.

The cohabitation of brothers, including married ones, with children was a phenomenon quite common in the Urakhinsky society.

Keywords: Dagestan, Urakhinsky Society, grandfather, father, a large patriarchal family, a small family.

 

 

Семья во все периоды развития человеческого общества, будучи главным социальным институтом общества, не только испытывала влияние общих социально-экономических, политических, идеологических изменений, происходивших в обществе, но и выполняла целый ряд общественно значимых функций, таких как организация производства, передачи новым поколениям этнокультурных норм, традиций, обычаев и обрядов и т. п.

В процессе развития семьи особое место в свое время занимала большая патриархальная семья. Научное определение роли и места патриархальной семьи в развитии общественных форм дал в свое время Ф. Энгельс. Семейная община, представляет собой такой коллектив, который «охватывает несколько поколений потомков одного отца вместе с их женами, причем все они живут вместе одним двором, сообща обрабатывают свои поля, питаются и одеваются из общих запасов и сообща владеют излишком дохода» [11, с. 62]. Характеризуя семейную общину и ее место в развитии общественных форм, Ф. Энгельс использовал материал известного русского ученого-кавказоведа М. Ковалевского, отметив, что «на Кавказе Ковалевский сам смог доказать ее существование» [11, с. 63].

У многих народов Кавказа, в том числе и Дагестана, семейная община на определенном этапе ее исторического развития имела широкое распространение. Возникнув еще в рамках родового строя, она продолжала существовать и в условиях феодального общества, и даже в период интенсивно развивавшихся капиталистических отношений.

Семейная община универсальный этап общественной организации для большинства народов, в том числе и народов Кавказа. Характеризуя семейную общину народов Кавказа, М.О. Косвен писал, что «семейная община представляет собой группу, состоящую из трех-четырех-пяти, а иногда и более поколений ближайших родственников как нисходящих, так и боковых. Хозяйственная сущность ее заключается в совместном, в общинном (коллективном) владении землей, орудиями производства, домашним скотом и другим хозяйственным имуществом, совместном производстве и совместном же потреблении. Эта хозяйственная сущность большой семьи составляет естественное основание и ее общественной сущности…» [3, с. 6].

Исследованием проблем семейной общины, «большой семьи», «братской семьи» и их типов занимались такие исследователи-этнографы как Д.А. Ольдерогге, А.И. Першиц, Я.С. Смирнова, О.А Сухарева и М.А. Бикжанова, Ю.В. Бромлей и М.С. Кошуба и др., которые внесли огромный вклад в этнографическую науку.

Многие народы Дагестана, как и другие народы мира в своем общественном развитии прошли через этап «большой семьи» и об этом писали дагестанские исследователи Р.М. Магомедов, С.Ш. Гаджиева,

Социально-экономические условия обусловили сохранение в Урахинском обществе, как и у многих других народов, большесемейной организации или неразделенной семьи, которая продолжала сосуществовать с малой семьей вплоть до конца XIX в., и отчасти в первой половине XX в. Такие семьи назывались «хъалибарг», «ца шанглибад буканти», «агьлу» и т.д. Наличие таких семей в то время зафиксированы во всех селениях Урахинского общества, и их сохранение объяснялось преобладанием натурального скотоводческо-земледельческого хозяйства, соединённого с домашними промыслами. Но вместе с тем могли влиять и другие причины: нехватка общинной земли, в силу чего община препятствовала большесемейным разделам, введенные после окончания Кавказской войны государственные налоги (подымные, а не подушные) и т. п. [5, с. 55-56]

Совместное проживание братьев, в том числе и женатых, с детьми было явлением, весьма распространенным в Урахинском обществе, как и во всем Дагестане. Следует при этом отметить здесь некоторую закономерность; состоятельные семьи, как правило, жили малыми семьями, несостоятельная же часть объединялась и вела общее хозяйство. Объединения эти чаще всего были братскими, т.е. женатые и неженатые братья жили одним хозяйством.

Сохранились сведения о существовании больших или неразделенных семей в Урахинском обществе до конца XIX в. и даже в некоторых случаях до первой половины XX в. в работе Б.К. Далгат «Материалы по обычному праву даргинцев», где он подробно описал состав семьи и семейных чет. Он писал, что «В Урахах иногда живут по нескольку брачных чет вместе, но они не находятся под властью одного родственника, если не считать добровольного повиновения женатых сыновей отцу или деду. Большие семьи, в самом узком смысле этого слова, состоят также из отца или деда с сыновьями, но никак не из одних женатых братьев без отца, или из дяди с племянниками. Впрочем, и в последних двух случаях бывает иногда некоторое подчинение старшему брату или дяде-старику. Всегда все члены такой семьи состоят в кровном родстве между собой. Большие семьи в собственном смысле (потому, что над семьею не бывает ограниченного главы), в Урахах нередки. В таких семьях обыкновенно члены состоят из отца и двух или трех женатых сыновей. Самая многочисленная семья имеет иногда до 5 и 6 женатых чет при одном отце» [2, с. 124]. Обычно в состав такой семьи входили дед и прадед, прабабушка и бабушка, если они были еще живы, отец и мать, сыновья - женатые и неженатые, дочери - незамужние и овдовевшие, внуки. Так, например, наш информатор Мусаев Ибрагим Мусаевич из села Сергокала (выходец села Аймаумахи, отселка Урахи) сообщил, что в семье Магомеда Ибрагимова было 33 человека. Ибрагьимла Магомед с женою Салихат имели девять сыновей и одну дочь: Иса, Ибрагим, Магомед, Муса, Закарья, Муид, Дауд, Али, Хабибулла и Умужат, и каждый из них имел свою семью и детей. Все они жили в одном большом двухэтажном доме со своими семьями, за исключением Умужат, которая имела также шестерых сыновей и проживала в семье своего мужа[7].

Как писал Б. К. Далгат в Урахинском обществе, в тот период имелись большие семьи во главе с отцом или дедом и не бывало состоящих «из одних женатых братьев без отца, или дяди с племянниками» [2, с. 124].

Развивая дальше тему о бытовании большой или неразделенной семьи в Урахинском обществе, Б. К. Далгат отмечал, что «Существует еще и теперь отец, у которого находятся пять сыновей женатых. Такие семьи большею частью живут в одном или двух домах. Подобная семья носит прозвище официально по имени отца или деда» [8, л. 52]. По сведениям наших информаторов, такие семьи назывались, например, так, «Сулайман Кьадихъала хъалибарг», «Касвар Абдуллагьхъала хъалибарг», «Иштал МахIямадхъала хъалибарг», «Хола ГIисахъала хъалибарг» [7] и т.п.

На наличие подобных больших семей в горных районах Дагестана даже в середине 20-х гг. XX в. указывал исследователь Г. Ф. Чурсин. Он писал в 1928 г, что «В глухих районах Аварии до сих пор можно наблюдать семейную общину, состоящую из 30—40 человек, живущих под кровлей и составляющих одну хозяйственную и общественную единицу. Такие семейные общины сохранились, например, и в Гидатле» [10; 8, л. 27].

О большой семье у даргинцев Урахинского общества сел Нижний МахIарги, которая бытовала еще в первой половине XX в. писала C.Ш. Гаджиева, что «семья Сулеймана по прозвищу «Серьга» из хутора Нижний МахIарги села Урахи Даргинского округа еще в годы гражданской войны состояла из 25 человек. Это был сам Сулейман – старик, уже вдовый, его сын Газимагомед (глава семьи) и его жена Салимат, 10 внуков и 5 внучек, жены трех внуков, 5 правнуков и правнучек. В семье жили также двое детей дочери Марьям, муж которой погиб в гражданскую войну, и старая родственница с внучкой. Распалась семья в 1930-х годах» [1, с. 41]. Отец или дед, хотя являлись главарями таких семей, но они не носили никаких особых названий и не выделялись как «большаки». В Урахинском обществе, как отмечал Б.К. Далгат, подчинение старшим в таких неразделенных семьях, в доме было добровольным, как принято по обычаю и происходило от родства [8, л. 52; 5, с. 56]. Важным фактором, способствовавшим сохранению неразделённых семей, являлись адаты, по которым сыновья не могли самовольно при жизни отца отделиться и уйти из дома.

Таким образом, во второй половине XIX – начале XX в. неразделенная семья в Дагестане состояла из двух, трех и больше поколений близких родственников как прямой нисходящей, так и боковой линиями. По своему численному составу дагестанская неразделенная семья была близка семьям такого типа других народов Кавказа.

Анализ разнообразных источников дает основание считать, что во второй половине XIX – начале XX в. численный и поколенный состав большой семьи был невелик. Чаще всего такие семьи включали 20-50 человек, Под влиянием общего экономического развития, победы частнособственнических отношений естественный рост числа членов семьи, как отмечал М. О. Косвен [3, с. 547], приводил либо к сегментации семейных общин, либо к их окончательному распаду.

Выделившиеся семьи в этот период в основном были малыми семьями. Отделялись обычно братья со своими сыновьями, либо также и с внуками. Толчком для сегментации неразделенной семьи нередко могло служить смерть главы семьи – отца или старшего брата. После его смерти владение переходило без раздела к его братьям, сыновьям и их потомству. Общим имением по традиции распоряжался старший мужчина из родственников, занимавший среди них особое положение.

В XIX – начале XX в. в Урахинском обществе, как писал Б.К. Далгат, «Глава семьи всегда старший. В «большаке», в собственном смысле слово не нуждались женатые сыновья. Если им было угодно, то они могли не повиноваться «большаку», которого нет вовсе, а есть только отец семьи, или, если его нет, то дед, дядя, старший брат. Если живут совместно братья женатые, то каждый из них совершенно отдельно заведует своим имуществом» [7, л. 52, 53 об.]. Следовательно, мы разделяем мнение Б.К. Далгата, что в конце XIX – начале XX в. в Урахинском обществе преимущественно преобладает малая семья.

В Урахинском обществе до конца XIX в., как свидетельствуют полевые данные, все еще наблюдались формы семьи, по своей сути являющиеся переходными к малой семье [5, с. 54-55]. В XIX - начале XX в. во всех населенных пунктах Урахинского общества бытовали уже малые семьи, как это имело место у большинства народов Дагестана и Северного Кавказа.

Теоретическое осмысление промежуточных форм семейной организации у народов Северного Кавказа получило достаточно широкое освещение в работах ученых, исследующих исторические типы большой семьи. Так, М.О. Косвен выделяет две исторические формы промежуточной формы семьи: демократическая, характеризуемую коллективной собственностью, производством и потреблением; деспотическая, или отцовскую, с присущей ей неограниченными правами собственника [4, с. 102-103].

Взяв за определяющий критерий степень локализации и экономической интеграции, Д.А. Ольдерогге предложил следующий принцип классификации промежуточной формы большесемейной организации: I)совместное проживание и общая собственность всей семейной общины; 2) совместное проживание и сочетание общей собственности семейной общины и обособленной собственности слагающих ее семейных очагов; 3) совместное проживание и сочетание обособленной собственности с остатками общей; 4) раздельное проживание и собственность, а связь преимущественно лишь в общих обрядах культа предков[6, с. 15].

Данную классификацию, видимо, можно использовать как общую для всех народов Северокавказского региона типологию форм перехода от большесемейной организации к малой семье с той или иной степенью локальных особенностей в организационной структуре.

Малая семья в строгом смысле этого понятия — это явление, характерное тому периоду, когда материальные возможности позволяли выделению женатых сыновей и ведению ими отдельных хозяйств. В новейшее время тенденция к отделению семей связана еще и с тем, что новые условия общественной жизни, разница во взглядах, вкусах, интересах и представлениях старших и младших поколений порождали определенные проблемы социально-психологической несовместимости.

Индивидуальная или малая семья имела несколько форм. Она могла быть «сложной» или «несложной» [9, с. 29]. В одних случаях она состояла из родителей и неженатых детей. Вторая форма семьи включала в свой состав, кроме брачной пары родителей мужа и их несемейных детей. В-третьих случаях малая семья могла состояться из супружеской пары с женатым сыном, неженатыми и незамужними детьми и внуками, а также с престарелыми родителями - бабушка или дедушка, или один из них, в зависимости от ситуации [5, с. 58-59].

Наиболее распространенной формой семьи в исследуемое время была третья форма семьи, из вышеуказанных форм. В основном малая семья состояла из двух или трех поколений близких родственников. В двухпоколенной семье проживали супружеская пара с неженатыми детьми, в трехпоколенной – сын с семьей и родители. Численный состав зависел от количества детей в семье. Если в семье было несколько сыновей, один из сыновей, обычно самый старший или младший, оставался жить вместе с родителями.

Таким образом, неразделенные семьи у народов Дагестана имели в рассматриваемое время в основном двух-трех поколенный и редко четырех поколенный состав близких родственников, преимущественно по нисходящей прямой линии. Все эти семьи, несомненно, можно отнести к той форме семьи, которую М. О. Косвен назвал «отцовской» и определил, как поздний тип патриархального переживания большой семьи [4, с. 103]. И на самом деле, многие наши информаторы утверждали, что разделы при живом отце осуждались общественным мнением в Урахинском обществе как отступления от общепринятых этических норм.

 

Литература:

1. Гаджиева С.Ш. Семья и брак у народов Дагестана в XIX – начале XX в.М.: Наука, 1985.

2. Далгат Б.К. Материалы по обычному праву даргинцев // Из истории права народов Дагестана. Материалы и документы (Составитель Омаров С.А.). Махачкала, 1968.

3. Косвен М.О. Семейная община и патронимия. М., 1963.

4. Косвен М.О. Этнография и история Кавказа. Исследования и материалы. М., 1961.

5. Мусаева С.И. Семейный и общественный быт населения Урахтнского сельского общества (XIX – начало XX в.). Махачкала, 2013.

6. Ольдерогге Д.А. Иерархия родовых структур и типы большесемейных домашних общин // Социальная организация народов Азии и Африки. М., 1970.

7. Полевой материал. Информатор: М.И. Мусаев, 1913 г. р. сел. Сергокала.

8. Рукописный фонд Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН (РФ ИИАЭ). Ф. 5. Оп. 1. Д. 28.

9. Смирнова Я.С. Смирнова Я. С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа во второй половине XIX - XX в. М.: Наука, 1983.

10. Чурсин Г.Ф. Этнографический очерк. Авары // РФ ИИЯЛ. Ф. 5. Оп. 1. Д. 65

11. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 21. С. 62.

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Пленарный доклад

Гапуров Ш.А. Россия и Северный Кавказ: многовековой путь к государственному единству……… Абаева М.Ш., Кузьминов П.А. Общественно-политическая деятельность Т.А. Шипшева в горских  обществах Балкарии в конце XIX века………………………………………………………………… 3     9
Абазова З.В., Куначева Ф.Г. Обряды жизненного цикла………………………………………… 15
Абазова З.В., Куначева Ф.Г. Окказиональные обряды абазин…………………………………… 18
Абатаева А.Р., Муртазалиев В.Ю Позиция религиозных конфессий к свержению монархии………………………………………………………………………………….   24
Абачараева М.А., Курбанова М.А. Гастрономия как элемент обрядовой культуры народов Дагестана………………………………………………………………………………………………..   26
Акаев Т.Р., Гелаева З.А. Селение Ачхой-Мартан: исторический портрет……………………… 29
Акуев А.Р., Гелаева З.А. Итум-Кали: цитадель гор………………………………………………. 32
Алхасова Д.М., Кузьминов П.А. Дипломатические отношения Кабарды и Российского государства в середине XVI в. и их результаты……………………………………………………..   34
Арсагова Ф.Р., Хубулова С.А. Участие иностранного капитала в развитии нефтяной промышленности на Кавказе во второй половине XIX – начале XX вв. ………………………….   38
Асуханов А.С., Муртазалиев В.Ю. Изменение системы управления горских народов Северного Кавказа после демократической революции…………………………………………….   41
Асхабова М., Исакиева З.С. О восстановлении национальной автономии чеченского и ингушского народов…………………………………………………………………………………..   44
Афаунова Д.Ф., Кузьминов П.А. Рост торгового земледелия и увеличение сельзкохозяйственного производства в Терской области во второй половине XIX в. ………………………………………   47
Ахмаева Х.А., Гелаева З.А. К вопросу об истории некоторых населенных пунктов Чеченской Республики …………………………………………………………………………………………….   51
Ахматова М.Т. Алхан-Калинское городище и Магас (из истории научного поиска)…………….. Аширова А.А., Карданова Б.Б. Жанровый состав детского песенного фольклора народов Карачаево-Черкессии……………………………………………………………………………………. 54   58
Бадаев М.И., Бадаева Л.А. Абрек Зелимхан: участь быть героем………………………………… 61
Бадаев М.И., Бадаева Л.А. Модернизационные процессы в культурной жизни чеченского народа на современном этапе…………………………………………………………………………   65
Байкишиева (Оракова) Л.Т., Шорова М.Б. Депортация балкарского народа в Среднюю Азию во время Великой Отечественной войны…………………………………………………………….   68
Байсиева М.Э., Муратова М.Е. Башенная архитектура Северного Кавказа…………………….. 70
Бакаева Д.И., Муртазалиев В.Ю. Проблемы реализации прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации………………………………………………………………………………   76
Басирова К.К. Семья как институт первичной социализации дагестанских народов в XIX - XX вв. (на примере аварцев) ……………………………………………………………………………………   79
Белкина Е.Ю., Хаблиева Л.Ч. Становление государственных институтов российской власти на Кавказе после его присоединения…………………………………………………………………………   83
Бизикова А.С., Хубулова С.А. Основные направления внешнеэкономической деятельности Турции на Кавказе в 90-х гг.XX – XXI вв………………………………………………………………………….   87
Бимбасов Р.Г. Идентичность как форма бытия культуры осетин……………………………………… 92
Битокова Т.В., Коновалов А.А. Формирование нового визуального образа и процесс эмансипации девушки-горянки в 1920-30-е годы в Кабардино-Балкарии…………………………………………… Бондарева Н.С., Плохотнюк Т.Н. Региональная история в системе университетского образования Северо-Кавказского федерального округа………………………………………………………………..   94   98
Вакуленко Я.В., Аталикова Д.А., Печалова Л.В. Зарождение и развитие кооперативного движения в России (на материалах Северного Кавказа)…………………………………………………   101
Вангаева Ф., Исакиева З.С. К 200-летию города Грозный: история становления и развития (1818-1900 гг.)……………………………………………………………………………………………………   104
Ванькаева Е.В. Представления о волке в картине мира калмыков………………………………........ 107
Викторов А.Г., Савельева Е.В. Ретроспектива взаимоотношений России и Северного Кавказа…… Власов М.А., Танцевова А.В. «На линии огня»: железнодорожники в битве за Кавказ……………. 112 115
Власова О.Е., Состин Д.И. Общественные организации в политической жизни Северного Кавказа в период революций 1917 года…………………………………………………………………………...   118
Габаев З.Х., Шорова М.Б. Политическая реабилитация балкарского народа в 1990 гг. ………....... 121
Гаджиалиева Г.А., Гусейнова Б.М. Развитие этнического туризма в Республике Дагестан в XXI веке………………………………………………………………………………………………...   123
Газданова А.В., Дмитриев В.А. История изучения свадебной обрядности осетин XX -XXI вв…………………………………………………………………………………………….....   129
Гармышев Д.А. Роль городов в установлении российского управления на Кавказе………………. 135
Гобаев У.О., Хубулова С.А. Миграционная политика на территории Северной Осетии в 1990-2000 гг……………………………………………………………………………………………..   137
Гобаева И.А., Камболов Х.О., Камболова И.Т. Становление системы массовых добровольных обществ……………………………………………………………………………….....   141
Даногуев А.Д., Гусенова Д.А. Роль путешествия в генезисе этнических культур народов Северного Кавказа………………………………………………………………………………………..   143
Дгалилов Р.Г., Состин Д.И. Первая мировая война и социально-экономическое и политическое положение Кавказа……………………………………………………………………………………….   146
Демурчев С.А., Карданова Б.Б. Трудовые попевки и песни верхнекубанских казаков…………… 148
Демурчев С.А., Карданова Б.Б. Народное музыкальное исполнительство казаков Карачаево-Черкессии…………………………………………………………………………………….   152
Дохова Р.З., Кузьминов П.А. Формирование общественно-политических взглядов М.Т. Лорис-Меликова……………………………………………………………………………………..   155
Дугужева Д.Т., Байрамуков А.С. Особенности развития художественных ремесел Дагестана в XIX- XX веках…………………………………………………………………………………………...   160
Егоров Д.Е., Лебедев С.В. Антицерковная пропаганда в Советском Союзе в 1950-1960 годы…….. Журтова А.А. Перспективные направления исследований российско-кавказских взаимоотношений в XVI -XIX вв. в современной отечественной историографии…………………… 166   169
Запорожцева О.А., Судавцов Н.Д. Деятельность Алексея Федоровича Реброва в административной политике, проводимой на Северном Кавказе генералом А.П. Ермоловым……..   174
Ибрагимова П.Н., Муртазаев А.О. Походы сефевидских шейхов на Дагестан: причины и последствия………………………………………………………………………………………………...   179
Имирдыкова Д.Ю., Мацакова Н.П. Фонд управления калмыцким народом: история и содержание…………………………………………………………………………………………………..   186
Карданов К.А., Кузьминов П.А. Причины социальных преобразований у народов Центрального Кавказа в 60-е годы XIX века……………………………………………………………………………..   190
Карданов К.А., Кушхабиев А.В. Роль руководства и общественных организаций Кабардино-Балкарской республики в урегулировании осетино-ингушского конфликта………........   194
Кармов Р.К. Исторические источники о событиях на Кавказе в 1918-1919 годах…………………… 198
Картлыкова Ф.Р., Коновалов А.А. Отражение «большого стиля» в изобразительном искусстве Кабардино-Балкарии……………………………………………………………………………………… Киндарова А.Ш., Исакиева З.С. Некоторые вопросы выселения и пребывания чеченцев и ингушей в местах спецпоселения……………………………………………………………………….   201   204
Кичаев Р.М., Команджаев А.Н. Политические отношения Киевской Руси и Хазарского каганата (IX-X вв.)………………………………………………………………………………………...   207
Кожухарева Т.Ф., Зеленская М.Е., Крюкова Н.А. Из истории строительной отрасли Ставрополья 212
Колдаева Ц.Ц., Команджаев А.Н. Экономическое развитие Калмыцкой степи в конце XIX – начале XX в…………………………………………………………………………………..   215
Крамынина К.М. Традиционный этикет тюркоязычных народов Дагестана: коды гендерного поведения……………………………………………………………………………….   218
Куготов З.А., Коновалов А.А. Влияние славянофильского общественного идеала на мировоззрение Д.С. Кодзокова…………………………………………………………………………….   222
Кудзиева С.О., Хубулова С.А. Сравнительный анализ мифопоэтических образов нартовского героя Урызмага и греческого царя Одиссея……………………………………………………………………..   225
Кузнецов Ш.-Р.К., Салпагарова С.И. Современные тенденции формирования этнокультурных ландшафтов КЧР……………………………………………………………………………………….   228
Кульдагова Э.Х., Кузьминов П.А . Социально-экономические, политические и военные причины мухаджирства………………………………………………………………………………..   232
Курбанова С.Б., Джабаева Т.Ч. Социально-экономическое развитие агулов в первой половине XIX века……………………………………………………………………………………..   236
Кучукова М.А., Кузьминов П.А. Политическая и общественная деятельность Басията Шаханова………………………………………………………………………………………………..   238
Горяев М.С., Лиджиев А.Б. Миссионерство и переводы христианских текстов на калмыцкий язык…… 241
Магомедова А.Ш., Джабаева Т.Ч.  Частная собственность на землю в Дагестане в первой половине XIX века……………………………………………………………………………………..   246
Магомедова П.М., Джабаева Т.Ч.  Торгово-экономические отношения Дагестана с народами России и Закавказья в начале XIX века………………………………………………….   24Р
Магомедова З. Результаты археографической экспедиции 2018 г. (по материалам книжных коллекций селений Ругельда, Сомода Шамильского района РД)………   250
Мадашова М.Х., Гелаева З.А. Русско – кавказские отношения в XVI веке………………………. 255
Максимов Н.К., Джагаева О.А. К вопросу о роли конфессиональной принадлежности в формировании этнического самосознания гагаузов…………………………………………………….   258
Матаева В.А., Состин Д.И. Воспитание гражданской идентичности в современной школе на примере истории Кавказа…………………………………………………………………………………   262
Местеева А.В., Убушаев В.Б. Восстановление национальной автономии калмыцкого народа в составе РСФСР в 1957 г………………………………………………………………………..   265
Мидаева А.Р., Абдулвахабова Б.Б-А. Штрихи к биографии Р.И. Хасбулатова……………………… Мирзаханова Д.Р., Далгат Ф.М. Деятельность М.М. Далгат в IV Государственной думе Российской империи…………………………………………………………………………………... 269 273
Митракова В.Д., Кравченко И.А., Печалов А.К. Физкультурно-оздоровительная деятельность кооперации (на материалах Ставропольского края)……………………………………………….   276
Михнова Т.В., Лебедев С.В. Изменения численности профессорско-преподавательского состава в провинциальных вузах г. Астрахани в эпоху хрущевской «оттепели»………………………………. Мкртычева С.Г., Стрекалова Е.Н. Роль мультимедийного музея «Россия – моя история» в формировании общероссийской идентичности……………………………………………………..   278   281
Молоканов А.Д., Кольцов П.М. Хронология погребений хазарского времени: историография вопроса…………………………………………………………………………………………………..   283
Муртузалиева Д.А., Забелин В.М. Участие народов Дагестана в Великой Отечественной войне... 289
Мусхаджиев Б.С-Х., Мусхаджиев С-Х.Х. Северный Кавказ: историческое пространство диалога культур в условиях кризиса общенациональной идентичности России………………….   291
Насуева П.М., Гусейнов М.Ш. Состояние образования в Дагестане во второй половине ХIХ века………………………………………………………………………………………………………….   294
Насуева П.М., Гусейнов М.Ш. Образовательные учреждения во второй половине ХIХ века в городах Дагестана   296
Нургелдиева А.Б., Карданова Б.Б. Эволюция традиционного музыкального исполнительста ногайцев (по следам публикаций А. И.–М. Сикалиева)………………………………………………...   299
Нурмухамбетова Н.Н., Шафранова О.И. К вопросу об этногенезе ногайцев……………………… 302
Ортанова Ю.А., Муратова Е.Г. Василий Павлович Крикунов – заведующий кафедрой Истории СССР Кабардино-Балкарского государственного университета (1949-1962)………………   305
Отаев Р.В., Гелаева З.А. К вопросу о истории селения Самашки…………………………………… 308
Полчаева Ф.А. Проблемы модернизации на Северном Кавказе………………………………………. 311
Пятунина А.А., Судавцов Н.Д. Возрождение Кабардино-Балкарии после оккупации 1942-1943 гг………………………………………………………………………………………………..   313
Радуева М.Ш., Гапуров Ш.А. Характеристика международных отношений во время завершения Кавказской войны…………………………………………………………………….   316
Радуева М.Ш., Сугаипова А.М.   Военно-политическая обстановка на Северном Кавказе. Этапы Кавказсккой войны……………………………………………………….   321
Рамакаев Н.Н., Колесникова М.Е. XX съезд партии и процесс реабилитации в СССР в 1950-е годы………………………………………………………………………………………………   326
Рахаева А.М., Муратова Е.Г. Судебные функции балкарской общины XIX в……………………… 329
Сефербеков М.Р., Сефербеков Р.И. Трансформация материальной культуры у кумыков Каякента и Карабудахкента во второй половине 80-х годов ХХ века – начале XXI века: соотношение новых и традиционных элементов……………………………………………………………………………….     332
Сосранов Б.А., Плиева З.Т. Становление российской государственности на Северном Кавказе….. 336
Сугаипова А.М., Гапуров Ш.А. А.П. Ермолов -наместник России на Кавказе: личностные качества и политическая деятельность…………………………………………………………………………   340
Сулейманов Р., Исакиева З.С. Некоторые проблемы реабилитации репрессированных народов на примере чеченцев и ингушей………………………………………………………………………..   345
Тавсултанов Т.Э, Оздамирова Э.М. Вхождение северокавказских народов в состав России в XVI-XVIII вв…………………………………………………………………………………….   348
Танаева А.Б., Цуцулаева С.С. Воспоминания – важный источник по депортации чеченского народа…………………………………………………………………………………………   350
Тарханова Э.К., Хубулова С.А. Личность Сослана-Давида в грузинских и осетинских источниках 353
Тахушева И.С., Кузьминов П.А. Мир горцев глазами русских пленников XIX в. (по материалам дореволюционных журналов «Современник» и «Отечественные записки») ……….   358
Темиров М.Р., Бацаева И.С. Бауди Сакаев – участник Великой Отечественный войны…………… 361
Темиров М.Р., Бацаева И.С. Памятник участникам Великой Отечественной войны в селе Ачхой-Мартан …………………………………………………………………………………….   363
Товсултанова М.Ш., Абдулвахабова Б.Б-А. К вопросу о социально-экономическом и культурном развитии Грозного в 80-90-е годы XX века………………………………………………   365
Умаева А.Т., Гелаева З.А. Толстой-юрт-село гордых отцов………………………………………….. 370
Умарова Э.Р., Болурова А.Н. Обычаи и обряды карачаевцев, связанные со вступлением в брак (дореволюционный период)…………………………………………………………………………….. Умаханов В.Х., Гайтамирова С.А. Разложение горского аула и развитие предпринимательства в Чечне в конце ХIХ века…………………………………………………………………………………..   372   376
Хадисова М.С-Э., Сугаипова А.М. Северный Кавказ в геополитических планах России, Ирана и Турции в начале XVIII в…………………………………………………………………………………..   381
Хадисова М.С-Э., Сугаипова А.М. Степень Влияния политики А.П. Ермолова на события русско-иранской войны 1826-1828 гг………………………………………………………………………… Хадисова М.С-Э., Сугаипова А.М. Туркманчайский мирный договор 1828 г………………………..   386 391
Халгаева Д.В., Абеева О.Н. Административная система калмыцких улусов в конце XVIII – первой половине XIX вв.: историография вопроса…………………………………..   395
Хубазов А.М., Исакиева З.С. Историческое значение битвы за Кавказ в общей системы борьбы с фашистской Германией в годы Великой Отечественной войны…………………………………….. Чапанова М.Х., Судавцов Н.Д. Становление Ингушской автономии после событий 1917 года – первой половины 20-х гг. XX века……………………………………………………………………….   400   403
Черницына О.А., Судавцов Н.Д. Роль медиапространства в процессе приобщения северо -кавказских школьников к культурному наследию России……………………………………………..   407
Шуртуева Х.Ю., Бацаева И.С. Вклад жителей Веденского района в Великую Победу …………… 411
Ярмамедова М.М., Мусаева С.И. К вопросу об эволюции патриархальной семьи в урахинском обществе в XIX – начале XX в……………………………………………………………………………   414  

 

Научное издание


Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 268; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!