СТАНОВЛЕНИЕ ИНГУШСКОЙ АВТОНОМИИ ПОСЛЕ СОБЫТИЙ 1917 ГОДА – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 20-Х ГГ. XX ВЕКА



THE FORMATION OF THE INGUSH’S AUTONOMY AFTER THE EVENTS OF 1917 - THE FIRST HALF OF 1920th

М.Х. Чапанова,

магистр 2 курса, направление 46.04.01 История,

направленность (профиль) «Отечественная история» кафедры истории России

ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет»,

экскурсовод ГБУК СК «Музейно-выставочный комплекс

«Моя страна. Моя история», г. Ставрополь

Н.Д. Судавцов,

доктор исторических наук, профессор кафедры истории России гуманитарного института Северо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь

M.H. Chapanova,

Master of the 2 course, Direction – 46.04.01 History,

directionality (profile) «National history» Department of Russian History

FSAEI of HE « North Caucasus Federal University » , Stavropol.

tour guide GBUC SR «Museum and Exposition Complex

«My country. My story», Stavropol

N.D. Sudavtsov,

Doctor of Historical Sciences, Professor, Department of Russian History, Humanitarian Institute, North Caucasus Federal University, Stavropol

 

В статье предпринят анализ деятельности «Союза объединенных горцев Северного Кавказа и Дагестана», особенности первой конституции, внутренние противоречия и поражение союза.

Ключевые слова: автономия, Горский Союз, Ингушетия, конституция, горская интеллигенция, Чечено-Ингушетия, съезд.

The article analyzes the activities of the «Union of the United Highlanders of the North Caucasus and Dagestan», features of the first constitution, internal contradictions and defeat of the union.

Keywords: autonomy, Highland Union, Ingushetia, constitution, highland intelligentsia, Checheno-Ingushetia, congress .

Многие представляют себе Ингушскую автономию лишь с 1992 г., на самом деле Ингушетия знала её намного раньше. Корни данного вопроса уходят ещё к началу XX в. Наверняка, многие спросят: если корни автономии уходят так далеко, то почему об этом мало известно, или при каких обстоятельствах она появилась и в силу каких причин была ликвидирована, тем более, что современная автономия Ингушетии ведёт свой отсчет с 1992 г. Для того, чтобы ответить на эти вопросы и обозреть весь процесс, нужно собрать все «пазлы» исторических событий и дать им анализ. И начать следует с февраля 1917 г.

После революционных событий 1917 г. ситуация на Северном Кавказе складывалась особенно непросто, поскольку именно здесь накопился ряд нерешенных и острых проблем, что провоцировало много очагов недовольства.

Выразительницей народных чаяний в то время стала горская интеллигенция. Ее деятельность началась с совещания, которое состоялось во Владикавказе 5 – 6 марта 1917 г. в квартире присяженного поверенного Б. А. Шаханова. На собрании было принято решение о необходимости объединения всех горских народов Северного Кавказа и Дагестана, и создания революционно-демократической власти в Терской области с участием представителей всех горских народов региона [6, с. 145]. Именно в «Союзе объединенных горцев Северного Кавказа и Дагестана», началась их активная деятельность.

4 марта на собрании представителей городской Думы, Военно- промышленного Комитета и Совета Терских нефтепромышленников был избран Грозненский Гражданский Исполнительный Комитет под председательством кадета С. П. Гудзенко.

Совещание 5 марта 1917 г. делегировало Б. Шаханова, С. Габиева, М. Джабагиева в состав Владикавказской Городской Думы, а также потребовало предоставить представителям горских народов Терской области места во Владикавказском исполнительном комитете, с намерениями превратить его в областной комитет. После острой дискуссии горцам было выделено четыре места, и 5 марта 1917 г. Владикавказская Дума была преобразована в Терский областной Гражданский Исполнительный Комитет [6, с. 148].

6 марта были произведены выборы во Временный Центральный Комитет объединенных горцев Северного Кавказа и Дагестана, который возглавил Б.А. Шаханов. Членами комитета были избраны А.-М. (Тапа) Чермоев, П. Т. Коцев, князь Р. М. Капланов, Б. К. Далгат, Т. Н. Укуров, Б. У. Льянов и другие.

«Союз горцев Северного Кавказа и Дагестана» вел активную работу по организации национальных комитетов – органов местного самоуправления. Вечером 6 марта, в день закрытия Владикавказского совещания, в здании Владикавказской Грузинской школы состоялось собрание ингушской интеллигенции, на котором был избран Временный Ингушский Исполнительный Комитет во главе с генералом Т.Н. Укуровым [9, с. 72].

9 марта в городе Темирхан-Шура был образован Временный Областной Исполнительный Комитет Дагестана, а в середине марта – создан Северо-Осетинский Окружной Гражданский Исполнительный Комитет, а 27 марта – образован Нальчикский Окружной Гражданский Исполнительный Комитет [6, с. 141].

Впереди должен был состояться общегорский съезд народов Северного Кавказа и Дагестана, для работы которого требовалось подготовить документы проекта политической платформы, программы, Конституцию Союза объединенных горцев, резолюции о народном образовании и Духовном управлении, об отношении к войне, к Временному правительству и др. В их подготовке деятельное участие принимали Б.А. Шаханов, П.Т. Коцев, Б.К. Далгат, Р.М. Капланов, С.И. Габиев и др. Члены Временного ЦК Союза были обеспокоены тревожным состоянием общественно-политической ситуации в регионе в условиях развернувшейся выборной компании в Учредительное собрание.

1 мая 1917 г. во Владикавказе был созван первый съезд представителей горских племен Кавказа, куда избрали по одному делегату от каждых пяти тысяч населения обоего пола. В помещении Ольгинской гимназии собрались более 300 делегатов.

При открытии съезда Б. Шаханов произнес такие слова: «Мы, горцы, должны явиться в Учредительное Собрание во всеоружии, как объединенная мощная организация, для того, чтобы отстоять такую форму республики, которая даст нам наиболее широкое самоуправление, широкую автономию» [2, с. 204]. Видимо, понимая, что без единства воли собравшихся осуществить эту задачу будет почти невозможно, на повестку дня были поставлены следующие вопросы:

1. Национально-политические задачи.

2. Организация общественных сил для борьбы с реакцией и анархией.

3. Организация Союза объединенных горцев.

4. Организация племенных самоуправлений.

5. Аграрный вопрос.

 6. Организация Духовного управления горцев.

7. Реформа местных судов.

8. Организация образования горцев.

9. Вопросы образования горянок.

10. Финансы Союза и др.

По итогам съезда, 7 мая 1917 г., была принята Конституция Союза Объединенных горцев Северного Кавказа и Дагестана. Согласно её 4-й статье, союзные народы становились автономны в области своих внутренних, хозяйственных дел [10, с. 340].Первая Конституция оказалась далеко не образцовой: сказывалось отсутствие опыта горцев в законотворческой деятельности, короткие сроки, в которые разрабатывались проекты и многие другие обстоятельства. Однако, сам факт её принятия уже может быть оценен как победа для самоопределения горцев Северного Кавказа и Дагестана, как попытка заявить о себе, отстоять своё право на обретение национальной государственности в составе Российской Федеративной Демократической Республики.

Что касается источниковедческого аспекта вопроса, то материалы первого съезда горских народов представляют собой протокольную запись Б. К. Далгата, где полностью воспроизводится единое историческое полотно, на фоне которого происходили указанные события, не имевшие прецедента в истории горцев Кавказа. Впервые они были опубликованы в 1918 г. в Константинополе на французском языке под общим названием «Исторический очерк о горских народах Кавказа в период мировой войны» [6, с. 178].

Кто выступил автором этого документа? Немногочисленная прослойка молодежи Северного Кавказа и Дагестана, которая в конце ХIХ ‒ первой четверти ХХ в. получила высшее образование в европейских и российских вузах. Вокруг них сконцентрировалась та общественно-политическая сила, которая определила направление общественно-политического развития в регионе после февраля 1917 г. Именно к этой прослойке относились, и руководители Союза горцев …

В сознании значительной части горской интеллигенции развился симбиоз светских и исламских духовных ценностей, которые нашли отражение и в деятельности Союза объединенных горцев. Составитель материалов съездов горских народов, А. Х. Кармов обращает внимание на важность взаимодействия этих двух фундаментальных ценностей, которые обеспечили провозглашение в ноябре 1917 г. Горской республики как светской демократии, но с достаточно сильным влиянием духовенства [6, с. 206]. Попытка же создания теократического государства на Северном Кавказе и Дагестане провалилась в августе 1917 г. на несостоявшемся Андийском съезде.

После анализа протоколов первого съезда становится ясно, какие проблемы регионального характера волновали горскую интеллигенцию – обсуждение проектов Конституции, политической платформы и программы Союза в особенности. Эти проекты вырабатывались, исходя из идеи федеративного устройства демократической России. «Исторический очерк…» подчеркивает: «Только федеративное государственное устройство, т.е. союз отдельных, самоуправляющихся автономных областей с особыми законодательными палатами, сеймами в каждой, и выборными союзными властями, ответственными перед своими сеймами, которым принадлежит право местного законодательства без всякого участия центральной власти, во главе с единой общероссийской палатой или конгрессом объединенных государств в России, выбранной палатой президентом ответственным перед палатой, министерством, явится наилучшей формой правлений» [2, с. 211]. Эта программная установка, сформулированная в политической платформе Союза, стала определяющей в деятельности последнего до октября 1917 г.

Естественно, что из-за разнородности политических сил, внутри демократического лагеря сформировались свои противоречия. Они отчетливо прослеживаются уже в решениях второго съезда и касаются соотношения и главенства двух противоположных начал власти: светской и религиозной [2].

Второй съезд был назначен на 20 августа (3 сентября) 1917 г. в высокогорном селении Анди Дагестанской области [11, с. 146]. В связи с некоторыми событиями, съезд не состоялся. Свою роль в этом сыграл руководивший съездом член Союза, представитель духовенства Н. М. Гоцинский, который добивался избрания своей кандидатуры имамом Дагестана и Северного Кавказа с помощью одного из известных дагестанских шейхов Узун-Хаджи, пользовавшегося авторитетом в Дагестане. Представители горской интеллигенции, видя такие действия, разъехались по своим домам. Не желая более печальных последствий и негативной реакции общества, последователи Н.М. Гоцинского с его разрешения стали именовать его не «имам», а «муфтий». Таким образом, намеченный на 20 августа II съезд не состоялся.

Он был перенесен на 21 сентября, во Владикавказ, где собрался в синематографе «Гигант». Председателем съезда стал Т. Чермоев, товарищами председателя были избраны: председатель Терского областного исполнительного комитета, член ЦК П.Т. Коцев, заместитель председателя Терского областного исполнительного комитета Т. Алхазов, редактор газеты «Горская жизнь», член ЦК Э.Ц. Бритаев, заместитель председателя ЦК Р.М. Капланов. Секретарями были назначены член ЦК З. Темирханов и управляющий делами ЦК В.-Г. Джабагиев. [6, с. 207]

В ходе съезда были созданы секции, которые отражали главное содержание рассмотренных вопросов и принятых решений: 1) духовная; 2) народная милиция; 3) аграрная и местная; 4) по выборам в Учредительное собрание; 5) финансовая; 6) продовольственная; 7) политическая и 8) школьная. По существу, эти же вопросы стояли на повестке дня проваленного Андийского съезда.

На заключительном этапе съезд обсудил вопрос о созыве III съезда горских народов Кавказа в преддверии Учредительного собрания. Именно к этому времени предполагалось разработать новую Конституцию, обеспечивающую юридическо-правовую основу самоопределения горских народов в составе демократической Российской Федерации.

В результате развернувшихся событий на территории Северного Кавказа – Гражданской войны, обострившей межнациональные конфликты – Союз горцев претерпел немало изменений, неудач, и в итоге 1919 г. Горское правительство заявило о самороспуске и эвакуировалось в Тифлис.

В 1921 г. во Владикавказе был созван Горский учредительный съезд. Возможно, присутствовавший на нём И. В. Сталин представлял нарком советского правительства по делам национальностей. На съезде главными вопросами стали: обсуждение принципов национальной политики новой власти и создание единой Горской советской республики.

Советская власть должна была продемонстрировать политику, отличную от царской, вызвав доверие со стороны народа и получив его поддержку. Поэтому в 1920 г. была создана Горская советская республика, в состав которой вошли 6 национальных округов: Ингушетия, Чечня, Осетия, Кабарда, Балкария и Карачай. А Дагестан объявили отдельной независимой республикой.

Но Горская советская республика, на знамени которой были эмблемы Советской власти, а в реальности применялись нормы шариата и адатов, просуществовала недолго (1920 – 1924 гг.). Объединенные вместе горцы вызывали у центрального правительства вполне понятную настороженность, поэтому вскоре было проведено разделение республики на отдельные автономные области. По постановлению ВЦИК в 1922 г. были созданы Карачаево-Черкесская, Кабардино-Балкарская, Адыгейская и Чеченская АО, а в июле 1924 г. ВЦИК РСФСР принял Постановление об упразднении Горской АССР, согласно которому она расчленялась на две автономные области – Северную Осетию и Ингушетию, на автономный Сунженский округ и самостоятельную административную единицу – город Владикавказ. [3, с. 117] Все они вошли в состав Северо - Кавказского края и находились здесь до принятия Конституции 5 декабря 1936 г.

Таким образом, преобладающими мотивами создания автономных областей в Чечне и Ингушетии (1920-х гг.) были: необходимость преодолеть межэтнические конфликты, проводить курс «положительной деятельности» в сфере национальной политики, повышая статус коренного населения. Выбор правового статуса и территориальных пределов автономий определялся наличными экономическими ресурсами, классовым и этническим составом населения, степенью политической лояльности и властного контроля. Автономия областей (1920-й – лето 1924-го) предполагала баланс интересов в рамках Горской АССР, что было крайне сложно поддерживать при слабом контроле над политической ситуацией. Следующий этап (лето 1924-го – 1928-й) характеризуется созданием отдельных этнических автономий в подчинении Северо - Кавказскому краю, что делало территориальную организацию власти более эффективной, снижало степень конфликтности между административными единицами.

 

Литература:

1. Вайнахи и имперская власть: проблема Чечни и Ингушетии во внутренней политике России и СССР (начало XIX – середина XX в.) / Сост. и авт. коммент. И.А. Зюзина [и др.]. М., 2011.

2. «Сердало». № 151. 21 декабря 1917 г.

3. Гулиева М. М. Предпосылки образования республики Ингушетия // Научный вестник Ингушского государственного университета. 2015. №8. С. 206 – 209.

4.   Даудов А. Х., Месхидзе Д. И. Национальная государственность горских народов Северного Кавказа (1917–1924 гг.). СПб., 2009. С. 185 – 194.

5. Ерещенко Г. А. Чечено-Ингушская АССР: начальный этап, развитие, совершенствование // Национально-государственное строительство в Российской Федерации: Северный Кавказ (1917–1941 гг.) / Отв. ред. Н. Ф. Бугай. Майкоп, 1995. С. 126 – 123.

6. Кармов А.Х. В поисках решения общегорских проблем // Материалы съездов горских народов Северного Кавказа и Дагестана 1917 года / Сост. А. Х. Кармов. Нальчик, 2014. С. 5 – 24.

7. Кокорхоева Д. С. Становление и развитие советских автономий в Чечне и Ингушетии (1920–1934 гг.): дискуссионные аспекты // Научный вестник Ингушского государственного университета. 2017. №1. С. 101-106.

8.  Обзор политического состояния СССР за октябрь 1928 г. (по данным Объединенного государственного политического управления) [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://istmat.info/node/25774 (Дата обращения - 14.11.2018)

9. Союз объединённых горцев Северного Кавказа и Дагестана (1917‒1918 гг.) и Горская Республика (1918‒1920 гг.) Документы и материалы / Отв. ред. А. И. Османов. Махачкала, 2013.

10. Час испытаний: Депортация, реабилитация и возрождение балкарского народа: Документы и материалы / Отв. ред. Сост.: Б. М. Зумакулов и др. Нальчик, 2001.

11. Шахбиев З. Судьба Чечено-Ингушского народа. М., 1996.

 

 

УДК 93/94


Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 289; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!