РОЛЬ МЕДИАПРОСТРАНСТВА В ПРОЦЕССЕ ПРИОБЩЕНИЯ СЕВЕРО -КАВКАЗСКИХ ШКОЛЬНИКОВ К КУЛЬТУРНОМУ НАСЛЕДИЮ РОССИИ



THE ROLE OF THE MEDIA IN THE PROCESS OF ATTACHING SEWEROKAS-KISSKA STUDENTS TO THE CULTURAL HERITAGE OF RUSSIA

О.А. Черницына,

магистрантка 2 курса, направление подготовки «Педагогическое образование»

 Северо - Кавказского федерального университета, г. Ставрополь

Н.Д. Судавцов,

доктор исторических наук, профессор кафедры истории России гуманитарного института Северо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь

O.A. Chernitsyna,

2-year master's degree student, direction of training " Pedagogical education» North

Caucasus Federal University, Stavropol

N.D. Sudavtsov,

Doctor of Historical Sciences, Professor, Department of Russian History, Humanitarian

 Institute, North Caucasus Federal University, Stavropol

Статья посвящена роли медиа-культурного пространства в процессе приобщения северокавказских школьников к культурному наследию России. Автор анализирует исторический процесс оформления северокавказского медиа-пространства и определяет его значение в формировании мировозрения и личностных качеств нового поколения молодежи в первой половине XX века.

Ключевые слова: культура, медиа, периодика, радио, кино, Северный Кавказ.

The article is devoted to the role of media in the process of the acquisition of North Caucasian schoolchildren to the cultural heritage of Russia. The author analyzes the historical process of the design of the North Caucasus media space and determines its importance in shaping the worldview and personal qualities of the new generation of young people in the first half of the 20th century.

Keywords: culture, media, periodicals, radio, cinema, the North Caucasus.

 

 

Значимость культурного наследия заключается в том, что оно состоит из очень ценных элементов, среди которых есть как духовно-просветительские, так и коммуникационные. Исторический опыт подтвердил, что ресурс культуры способен порождать особые возможности, которые могут быть реализованы при решении острых социальных, экономических и политических проблем развития любого народа. Культура, являясь творческой, позитивно конструктивной деятельностью, формирует новые смыслы для социума, порождает положительные импульсы как для отдельно взятого человека, так и для определенной общности людей.

Культурное наследие играет большую роль в формировании личности человека, начиная еще со школьной скамьи. Приобщение к культуре родного народа, своей страны – это путь к определению этнической и национальной идентичности каждого нового поколения. Исходя из этого и общество, и государство всегда заботились о том, чтобы сделать доступнее все достижения культуры для детей. При этом, несомненно, возникало немало проблем с отбором, систематизацией и адаптацией информации, а также при выборе способов передачи материала.

Работа учреждений школьного образования, даже дополненная деятельностью учреждений культуры, не могла быть эффективной и результативной в силу так называемых территориального фактора и фактора расстояния, т.е. театры, музеи, филармонии создавались и функционировали лишь в краевых, областных, республиканских центрах, а, следовательно, не были доступны для большей части населения, живущих вне этих городов. И только формирование так называемого медиакультурнго пространства с началом XX века и на всем его протяжении обеспечило решение задач культурного просвещения и воспитания подрастающего поколения.

Прежде всего, следует четко определить понятие «медиа-культурного пространства» или «медиа-пространства». Итак, это понятие включает два термина – «медиа», «культурное пространство». Слово «медиа» происходит от латинского «medium» и переводится как «посредник». В научный оборот оно было введено благодаря представителям Торонтской школы теории коммуникации. Термин «медиа» охватывает все разнообразие коммуникативных каналов или другими словами: «медиа» - это средства массовой коммуникации или информации. [2, с. 24] Несколько столетий, с XVI до начала XX, медиа были представлены только печатной продукцией – журналами, газетами. А с началом XX века они пополнились кино и радио, а позже – телевидением. В конце XX века в средствах массовой коммуникации был совершен прорыв: они пополнились Интернет и системой социальных сетей. 

По мнению В.А. Ремизова «Медиа - явление, связанное с коммуникативными каналами, в своей совокупности образующими такие глобальные направления, как «средства массовой информации», «средства массовой коммуникации», «прямые контакты». [3, с. 84]

Определяя термин «культурное пространство», обратимся к мнению авторитетов. Как считают современные исследователи В.А. Ремизов и А.Н. Коробкина: «Исходя из того, что «пространство» составляет множество объектов, между которыми установлены отношения, сходные по своей структуре с обычного типа отношениями: окрестности, расстояния и т.д., которые имеют такие свойства, как протяжённость, единство непрерывности и прерывности, пространство культуры понимается как «аспект модели мира», как протяжённость, структурность, сосуществование, взаимодействие, координация элементов отдельных культур и соответствующих отношений между ними, а также смысловая наполненность для человека организация культуры. Отсюда медиа-культурным пространством мы можем называть такое «пространство культуры», которое использует в интересах своего функционирования средства медиа (СМИ, СМК, СМИ - Интернет и т.п.)». [3, с. 84]

Следующий вопрос, на который нам предстоит ответить, это вопрос о том, когда и при каких обстоятельствах оформилось медиа-культурное пространство Северного Кавказа. Самым ранним ее элементом была периодика. Она начала оформляться еще на рубеже XIX - XX веков, благодаря деятельности представителей северокавказского просветительского движения. Но ее расцвет был обеспечен в процессе реализации советской национальной политики, которая предусматривала формирование национальной письменности и литературного языка народов Северного Кавказа. Региональная система печатных средств информации значительно расширилась в течение 1920-х годов. С одной стороны, газеты были своеобразным рупором новой власти, проводниками новой идеологии, но с другой – они были важным показателем становления широкой, поистине всенародной системы образования, развития культуры и интеллектуальной жизни северокавказских социумов. [1, с. 18, 25]

Следует согласиться с мнением северокавказской исследовательницы Ф.А. Магулаевой в том, что «Значение и роль периодической печати в жизни советского общества трудно переоценить. Обладая фактически неограниченными возможностями в деле формирования общественного сознания и организации поведения народных масс, пресса явилась важнейшим инструментом внутренней политики советского правительства. В реализации большевистской программы политического, социально-экономического и культурного развития государства значительное место отводилось региональным и, в частности, национальным, средствам массовой информации и пропаганды. Будучи важнейшим средством партийного руководства и связи власти с полиэтническим населением регионов страны, национальная периодическая печать являлась одновременно мощным орудием просвещения, развития культуры и сохранения народами своего этнического самосознания». [1, с. 25-26]

Следующим важным элементом медиакультурного пространства, сформировавшимся в первой половине XX века на Северном Кавказе, было радио. Оформление национального радиовещания в каждой из республик Северного Кавказа было следствием инициативы советского правительства, которое преследовало собственные цели, а именно, усиление и расширение советской пропаганды. Но помимо этой, несомненно, важной и главной цели для советской власти, радио обеспечивало и другие: это были цели экономического, хозяйственного и культурного просвещения слушателей всех возрастов, так как требование постоянного повышения художественного уровня радиопередач способствовало тому, что к выступлением на радио привлекали наиболее подготовленных и квалифицированных авторов, среди которых были не только представители отраслей промышленности и сельского хозяйства, но и деятели культуры.

Становление национальной системы радиовещания на Северном Кавказе – подтверждение и проявление модернизационных процессов в культурном сегменте северокавказского общества, так как ее оформление стало возможным при наличии определенного уровня развития радиодела: нужны были и соответствующая материальная база, и наличие технически подготовленных кадров. Все необходимые условия вызрели во второй половине 1920-х годов и к концу этого десятилетия радио пришло повсеместно в населенные пункты Северного Кавказа и стало важным элементом медиа-культурного пространства этого региона после того, как в 1927 году были открыты широковещательные радиостанции во всех северокавказских республиках.[5, с. 23]

 Другим фактом, подтверждающим модернизационные процессы в сфере культуры, было дело кинофикации. Начиная с 1926 года в автономных областях и республиках стали использовать передвижные киноустановки, позволяющие организовать просмотр кинофильмов, и даже первые киносъемочные аппараты, делавшие возможным становление региональной кинодокументалистики. Таким образом, радио и кино разнообразили северокавказское медиакультурное пространство и активизировали процесс распространения научно-технических знаний, обеспечили доступ к достижениям культуры. [6, с. 27] 

Сформировавшийся к концу 1920-х годов северокавказский медиакультурный ресурс, обслуживающий медиа-культурное пространство, обладал важными качественными характеристиками. Одной из таких характеристик была неисчерпаемость, т.е. по мере использования он не уменьшался и не сокращался. Следующей его качественной характеристикой была способность к воспроизводству. И, кроме этого, северокавказский медиа-культурный ресурс выступал формой непосредственного включения культуры в общественную систему: воздействуя на потребителя медиа-культурный ресурс обеспечивал реализацию культурного фактора.

Аудитория медиа-культурного пространства Северного Кавказа была разнообразной. Но в соответствии с заявленной темой, особый интерес представляет конкретная группа – школьники, как представители нового поколения, воздействие на которое имело наиболее пролонгированное действие и полностью проявилось через 2-3 десятилетия. Периодика, радио, кино, а позже и телевидение располагали разными возможностями в подаче материала – печатный текст, звук и образ. Тем самым они могли обеспечить полноту восприятия не только социальной реальности, но идеальных заместителей реальности, т.е. обеспечить восприятие реальности, сконструированной в произведениях искусства и литературы.

Радио, как элемент медиа-пространства, сыграло особую роль в формировании представителя «нового поколения». В 20-е годы XX века началась особая эпоха – «эпоха радио», в рамках которой выработались особые принципы аудиального восприятия, т.е. формировалось поколение, которое умело слушать и слышать. Прежде всего, школьники приобщались к актуальной социальной тематике через песни, через отдельные тексты или через тематические радиопередачи. Но кроме этого, каждая из радио-редакций обязательно включала трансляции музыкальных и литературных шедевров, обеспечивая тем самым приобщение к культурному наследию своей страны и народа. [4, 69-70]

Если говорить о периодике и кино как средствах медиа-культурного ресурса и элементах медиа-культурного пространства, то неожиданно можно обнаружить общее в арсенале и методах подачи информации. Эти два элемента медиа-культурного пространства объединяет способность выразить визуальный образ. Периодика использует не только текст, но и фото для репрезентации образа, а кино, доступными ему средствами также передает визуальный образ, который в его фокусе предстает «движущейся» фотографией. И фото, и кинокадр, передающие образ, способны вызывать у человека эмоции, а затем на основе этих эмоций создавать субъективную картину мира.[4, с. 112]

Сформировавшееся к середине XX века северокавказское медиа-культурное пространство оказало мощное воздействие на формирование мировоззрения и личностных качеств школьников региона. Это обосновано тем, что доминирующим типом для формирующегося сознания каждого нового поколения являются антропологические типы образов. По этой причине ребенок, подросток, представитель молодежи всегда ищет и откликается на те элементы, которые совпадают с этими антропологическими типами. Культурное пространство, аккумулирующее все достижения человечества, большую часть информации переводит именно в такие антропологические, но в визуальной форме образы, а затем транслирует их. Визуальные образы, выступая заменителями социальной реальности, могут репрезентировать любую социальную ситуацию, способствуя тем самым познанию мира и формированию важных поведенческих установок. [4, с. 132]

Таким образом, появившиеся в северокавказском обществе первые элементы коммутаций в виде таких элементов медиа-культурного пространства, как периодика, радио, кино, создали больше возможностей для воссоздания и передачи самых разнообразных визуальных образов, в том числе отраженных в памятниках литературы и искусства. Процесс восприятия данных образов воспринимался школьниками намного быстрее и результативнее, т.е. данный способ познания мира с использованием средств и возможностей медиа-культурного пространства, несомненно, оказался более эффективным и перспективным.

 

Литература:

1. Магулаева Ф.А. Становление и развитие периодической печати Карачая:1918-1943. // Автореферат дисс… на соискание научной степени кандидата исторических наук по специальности 07.00.02 Отечественная история. Карачаевск, 2006.26 с.

2. Маклюэн М. Понимание Медиа: внешние расширения человека / перевод с английского В. Г. Николаева. М.: Гиперборея; Кучково поле, 2007. - 464 с

3. Ремизов В.А., Коробкина А.Н. Сущность и структура современного медиа-культурного пространства// Вестник МГУКИ, 2015. № 2(64) март-апрель. С.83-86.

4. Федоров А.В. Медиаобразование: История, теория и методика. Ростов-на-Дону: Изд-во ЦВВР, 2001. 708 с.

5. Чиненная Т.Ю. Радио в многонациональной республике: исторический опыт, социальные функции, жанровая специфика: на примере радиовещания Дагестана// Автореферат дисс… на соискание научной степени кандидата филологических наук по специальности 10.01.10 Журналистика. Москва, 2009. 32 с.

6. Шибзухова Х.Х. Становление и развитие советской культуры Кабардино-Балкарии в 1920-х гг.// Автореферат дисс… на соискание научной степени кандидата исторических наук по специальности 07.00.02- Отечественная история. Владикавказ, 2009. 29 с.

 

 

УДК 93/94


Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 243; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!