III. Второй Ватиканский Собор и Всеправославный Собор: общий путь и цели



В римо-католическом мире был провозглашен, подготовлен и проведен Второй Ватиканский Собор. У православных это процесс проходил поэтапно, путем созыва всеправославных совещаний, которые стали подготовкой к «Святому и Великому Собору».

На закрытых встречах с представителями Патриарха Афинагора Папа Иоанн XXIII раскрыл намерения Ватикана касательно Второго Ватиканского Собора, который должен был начать свою работу. «Одной из целей нового Собора является воссоединение Церквей» [42], – заявил он. 25 января 1959 года, когда было объявлено о созыве Второго Ватиканского собора. Работа Собора проходила на 178 заседаниях, которые продолжались четыре года (1962-1965 годы).

В 1961 году Вселенский Патриархат созывает Первое всеправославное совещание на Родосе. Затем последовало много других совещаний (1961, 1963, 1964, 1968), а также предсоборные конференции (1976, 1982, 2009, 2015), по той же методике, которая использовалась для Второго Ватиканского собора. В какой-то момент сам Варфоломей, будущий Вселенский Патриарх, в то время еще митрополит Филадельфийский (с 1977 года), описал тогдашний Собор в интервью римо-католическому журналу «The National Catholic Reporter», где он заявил, что: «Наши цели совпадают с целями Иоанна (Папы Иоанна XXIII): сделать Церковь более современной и содействовать христианскому единству... Собор также будет означать открытие Православной Церкви для нехристианских религий, для всего человечества. Это означает новое отношение к исламу, к буддизму, к современной культуре и стремление к братству, свободному от расовой дискриминации... другими словами, это будет означать окончание двенадцати столетий изоляции Православной Церкви». [43]

Именно такими были их цели и их философия с самого начала. Именно ради этого был созван Критский «Собор», и такова была его конечная цель. То, что такие антиправославные тезисы были сформулированы православным архиереем, наделенным [впоследствии] высшей властью в иерархии Православной Церкви, т.е. Вселенским Патриархом, является неприемлемым с точки зрения экклезиологии и не поддается никакому здравому смыслу. Как ни печально и непостижимо это звучит, но то, что Варфоломей называет «окончанием двенадцати столетий изоляции Православной Церкви», – это ни что иное, как конец верности святым отцам нашей Церкви, верности Священному Преданию и богодухновенному опыту. Это настоящая «изоляция» от живой истины Церкви Христовой!!!

Такие слова [которые произнес Патриарх Варфоломей] подтверждают божественное откровение, полученное приснопамятным старцем Ефремом Катунакским об экуменизме, а именно, что экуменизм имеет лукавый дух и получает власть от нечистых духов.

 

Ересь новой экклезиологии

Самым большим изменением, которое эти два Собора должны были навязать в качестве необходимого условия для «объединения церквей», было признание обеими сторонами церковного статуса другой стороны. Римо-католики должны были признать православных как Церковь, и, соответственно, православные должны были признать Церковью римо-католиков. С этой целью была «открыта» и введена новая экклезиология экуменического направления, а также новые стандарты экуменизма. Для создания этой новой экклезиологии необходимо было отказаться от «экуменизма возвращения» и двигаться к «экуменизму интеграции». [44]

Первую проповедь по радио Папы Иоанна XXIII после его избрания в октябре 1958 года можно считать последним движением в прежнем направлении перед резкой сменой курса: он пригласил православных вернуться «в дом нашего общего Отца»:

«Мы молимся», – сказал он, – чтобы все добровольно вернулись, и пусть это произойдет в скором времени с Божией помощью...». [45]

Этот «призыв к возвращению», похоже, обеспокоил Патриарха Афинагора, который в своем новогоднем послании 1959 года упомянул, что сближение между двумя «Церквами» должно проходить «в духе равенства, справедливости, духовной свободы и взаимного уважения». [46]

В последующие два года сформировалась соответствующая обстановка, и последовавший Второй Ватиканский собор заложил вехи для «экуменизма интеграции» [47] и новой экклезиологии Ватикана. «Экуменизм интеграции» был основан на теории, разработанной в 1939 году французским доминиканским монахом, богословом Ивом Конгаром. Согласно этой теории, некоторые автономные экклезиологические «элементы», такие как Крещение, могут сохраняться в сообществах, отделившихся от Церкви, продолжая при этом быть источниками благодати и «приводя души христиан-схизматиков к духовной интеграции (voto) в Церковь». При этом схизматики объявлялись членами Церкви. [48]

Богослов и толкователь Священного Писания, Йоханнес Фейнер (Johannes Feiner), дает нам четкое определение этой новой «экклезиологии общения» (communio) Второго Ватиканского собора: «Поскольку Церковь рассматривается как «общение» или «сложная реальность в форме общины, единство которой зависит от многочисленных и различных факторов, остается открытой возможность, что составные элементы Церкви могут присутствовать даже в христианских общинах за пределами Католической Церкви и могут придать этим общинам характер Церкви. Таким образом, единая Церковь Христова также может присутствовать вне Католической Церкви, и она там присутствует.. [49]

Многолетняя подготовка к Всеправославному Собору была основана на тех же самых моделях и философии, которые утвердили бы эту новую экклезиологию и в православном мире.


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 201; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!