Стих 27. Бодхисаттвы, (которые) желают богатства (даров) добродетели,



Тех, кто причиняет им вред ценят как драгоценные сокровища

Поэтому вместе со всем взращивай терпение

Без враждебности – Это практика Бодхисаттв.

Здесь говорится о радости добродетели. Когда мы говорим о радости доброты, это значит что мы испытываем чувство счастья. Если мы радуемся доброте, то мы испытываем счастье. Поэтому тех, кто приносит нам вред, надо оценивать как драгоценное сокровище. Если у нас есть драгоценное сокровище, то мы можем быть счастливы. И если мы хотим счастья, то нам надо найти радость добродетели. Для того, чтобы найти радость добродетели, мы должны использовать тех, кто приносит нам вред и по отношению к ним мы должны развивать терпение. Действуя таким образом, мы находим драгоценное сокровище и испытываем счастье.

(после отдыха) Терпение этот тот способ, которым мы расправляемся с теми страданиями, которые мы чувствуем. И чтобы с нами ни случилось; будь то хорошее или плохое, мы должны воспринимать это совершенно равностно. И терпение является тем драгоценным сокровищем, которое позволяет нам достичь счастья. Можно сказать, что терпение это противоядие от гнева и отвращения. Если мы не сможем отделаться от ненависти и отвращения, тогда при помощи этих чувств; ненависти и отвращения, мы будем испытывать страдания в иллюзорных мирах (адах). Если мы сможем практиковать терпение, тогда мы сможем противостоять страданиям адов.

 

Стих 28. Видя что даже Слушатели (шраваки) и Достигающие в одиночку (пратьекабудды),

Которые действует лишь для собственного блага, борются так,

Как будто хотят погасить огонь, разведенный на их головах

Для спасения всех существ прилагай радостное усердие, источник всех достоинств.

Это практика Бодхисаттв.

Устремленность (усердие). Когда мы говорим об устремленности или радостном усилии, то мы говорим об этом в контексте устремленности к добродетели и какова наилучшая добродетель? – Это стараться прилагать все усилия, чтобы принести как можно больше благо живым существам.

Но если мы будем рассматривать, какую же пользу нам принесет такое усилие, то тогда это будет примером того, что человек ищет благо только для самого себя, его не интересует благо других людей и он проживает свою жизнь день за днем, - и о таком в 28 стихе сказано, что он живет действует так, словно пытается погасить огонь у себя на голове.

Считается, что радостное усилие и принесение блага живым существам являются самой превосходной драгоценностью. И в особенности (терпение) и радостное усилие являются противоядием от лени. Если мы подумаем, то поймем, что лень является источником всех наших омрачающих эмоций. Тот кто ленив, о таком говорят, что он имеет абсолютно все омрачающие эмоции. Говорят, что тот кто ленив, не может ничего достичь. Таким образом лень является источником всех омрачающих эмоций. И поэтому лени надо противопоставить противоядие. И таким лекарством против лени является радостное усилие или устремленность. Это становится противоядием против лени. И это самый лучший способ накопления заслуг; радостное усилие. Мы вынуждены прилагать усилия в том, что касается совершения действия; будь это самое простое действие или действие направленное к Дхарме. А так как мы говорим, что Бодхисаттвы практикуют добродетели, то это значит, что Бодхисаттвы практикуют радостное усилие или устремленность. Итак радостное усилие является противоядием от лени. Говорят, что если у нас будет слишком много лени, тогда у нас возникнет иллюзия существования, связанная с царством (миром) животных. Практика устремленности является практикой Бодхисаттв. А теперь поговорим о медитативной концентрации.

 

А теперь поговорим о медитативной концентрации.

Стих 29. Понимая, что мешающие эмоции разрушаются

Посредством особой проницательности с безмятежностью,

Развивай концентрацию, которая превосходит

Четыре бесформенных погружения – Это практика Бодхисаттв.

 

Проницательность с безмятежностью. Если мы хотим избавиться от омрачающих эмоций, то мы должны полагаться на спокойный ум. Ум, который спокоен. Ум, который находится в состоянии покоя. Такой ум сможет найти в себе способность осознать, что если появится мудрость, то мы сможем реализовать свое внутреннее я. Есть мудрость, которая может помочь нам реализовать отсутствие эгоизма в себе. Если мудрость поможет нам осознать то, что у нас нет собственного я, и тогда наш ум успокоится. И медитация шинэ или спокойствия имеет три аспекта. Есть шинэ ребяческое. Что это такое? – Это такая медитация, когда человек привязан к таким состояниям как блаженство, ясный свет или безмыслие. То есть он полностью наслаждается таким состоянием как блаженство, ясный свет и безмыслие.

Второе шинэ это такое медитативное состояние, такая практика, когда нет никакого интереса, нет привязанности к опыту блаженства, ясности и безмыслия. Но человек осознает, что ему нужно противоядие от таких состояний как блаженство, ясность и безмыслия и поэтому он медитирует на пустоту... и медитируя на пустоту такой человек находит радость от того, что он медитирует на пустоту как на противоядие от состояния блаженства, ясности и безмыслия (пустоты).

Есть четыре бесформенных медитативных погружения или четыре формы того, как нет ничего: это когда нет существующего и нет несуществующего, когда есть безграничного пространства и когда есть безграничное сознание. Когда мы занимаемся медитацией шинэ мы должны превзойти эти четыре формы. То есть, если бы я хотел сказать что-то полезное для практики шинэ, то я бы сказал следующее: когда ум занимается практикой шинэ или спокойствия, то это медитативная практика является тем инструментом и методом, с помощью которого мы можем «схватить» свой ум. Если человек постепенно достигает состояния, когда он может схватить свой ум, то такой контроль над умом (который получается вследствие практики шинэ), проявляется следующим образом: если человек хочет, чтобы ум удалился, он удаляется, если он хочет, чтобы ум приблизился, он приближается. Это значит, что мы приобрели независимость от ума, то есть такое состояние, когда мы становимся хозяином собственного ума. Если мы хотим, чтобы ум удалился, он удаляется. Если мы хотим, чтобы он остался, он остается. И шинэ является тем средство, которое поможет нам достичь этого (состояния). И если мы будем медитировать шинэ таким образом, тогда нам понадобиться что-то чтобы чем-то заменить нам наш ум. То есть когда мы медитируем шинэ ... и это мой опыт, которым я хочу с вами поделиться ... Я начинаю с того, что сажусь, принимаю соответствующую позу. И я намереваюсь, что сейчас я буду заниматься практикой шинэ и должен взглянуть на свой собственный ум. И как это происходит? – Иногда бывает так, что я вообще ничего не вижу, только какая-то темнота и вообще ничего нет. Ум можно сравнить с мартышкой, которая сидит в клетке, если вдруг ударить по клетке, то мартышка сразу будет реагировать, повернется туда-сюда, тоже самое происходит с нами. У нас существует шесть дверей восприятия, через которые в нас постоянно входят какие-то ощущения и наш ум реагирует на них как мартышка – он откликается на все эти ощущения. И мы можем сказать ему: «Послушай, ум, давай потренируемся в успокоении, посидим спокойно.» - Постараемся ввести его внутрь себя и тогда внезапно мы увидим, что вообще нет ничего, какая-то пустота. Что делать в этом случае? Это настоящее шинэ или нет? - Такое состояние не является состоянием шинэ. То есть, если мы в какой-то момент уловили состояние пустоты, какой-то черноты, состояние когда ничего нет, то наш ум не останется в таком состоянии. Из этого состояния он выскочет куда-то, он не останется в нем. Появятся мысли о прошлом, настоящем или будущем. И в этом случае, великие мастера использовали специальные методы. Они использовали слог(букву) или визуализировали божество. С помощью такого метода мы можем как бы ухватить наш ум. Такие образы слогов или божеств-иидамов становятся методом, с помощью которого мы можем схватить наш ум. Если мы будем прилагать усилия в нашей практике медитации, то тогда качества медитации-шинэ возникнут в нашем уме. И это очень хорошо. Как проявятся эти качества? – Медленно. Очень медленно счастье и блаженство проявятся в уме. Мы не знаем почему это так, но в любом случае, в уме проявятся совершенно невероятные чувства блаженства и чувство радости. И может случиться такое состояние, когда мы сможем медитировать 24 часа, без перерыва. Сам ум становится источником блаженства и вместе с этим в уме появляется абсолютная ясность. И что же представляет собой эта ясность? – Это может проявляться как интеллект, совершенно четкое и ясное понимание того, что есть вокруг нас. Это так, как если бы мы могли видеть сквозь стены дома, что находится за ними. Такой человек все понимает и может читать мысли другого человека. Вот это и считается опытом ясности. И в это время нет никаких мыслей, ум совершенно расслаблен и абсолютно спокоен. Даже если вы подумаете: «Я хочу найти какую-то мысль,» - вы не сможете найти ее. И тогда у вас может появиться мысль: «О, как здорово. Я стал Буддой.» - Но это уже привязанность, а нам не нужно испытывать привязанность. Нет ничего хорошего в том, что мы чувствуем привязанность. Если мы будем привязаны к блаженству, то это станет причиной перерождения в царстве желаний. Если мы будем привязаны к ясности, то это станет причиной перерождения в царстве форм. Если мы привяжемся к состоянию безмыслия, то это явится причиной нашего перерождения в четырех бесформенных состояниях. Поэтому нам не следует привязываться. Что является противоядием от этих привязанностей? – Это медитация на пустоту. Блаженство пусто, ясность пуста, безмыслие пусто. И когда мы медитируем на пустоту, тогда в уме появляется четкое и невероятно ясное понимание пустоты. И когда мы это осознаем, у нас может появиться мысль: « О, я познал истинную природу всех вещей и явлений. Я реализовал пустотность! Совершенно точно, что я достиг буддовости!!» - Но если мы чувствуем себя так, то мы ошибаемся ... и мы должны избавиться от этой привязанности к пустотности. Если мы цепляемся за характеристики пустоты, то это будет привязанностью к тому, что не является пустотой. Это не пустота, это не буддовость и это не шинэ. Привязанность к мысли что это пустота, будет препятствием к медитации шинэ и к достижению буддовости. Мы должны преодолеть эту привязанность. И за этим следует шинэ Будд. Прежде всего нам надо быть усердными с самого начала, потому что когда мы что-то начинаем, то это кажется нам темным, неясным и туманным. Поэтому нам следует приложить усилия в нашей практике. И когда мы медитируем, мы можем зафиксировать свой ум между предыдущей мыслью и мыслью последующей; между той, что была только что и той, что сейчас зарождается. И если мы можем так медитировать, тогда постепенно наша практика медитации, медитативного сосредоточения, шинэ будет идти хорошо. А теперь о мудрости.

 


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 94; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!