О значении жизни. Порядок в природе и форма интеллекта



Станем ли мы рассматривать протяженность вообще, In abstracto, протяжение, как мы говорили, будет лишь как бы перерывом в напряжении. Коснемся ли конкретной реальности, наполняющей эту протяженность, – господствующий в ней порядок, проявляющийся в законах природы, будет порядком, который должен рождаться из самого себя, лишь только упраздняется порядок обратный: ослабление воли ведет именно к такому упразднению. Таким образом, направление, в котором движется эта реальность, подсказывает нам идею вещи, которая уничтожается: в этом, несомненно, состоит одна из существенных черт материальности. Что отсюда следует, если не то, что процесс, путем которого вещь создается, идет в направлении, противоположном физическим процессам, и что, стало быть, по самому своему определению, это процесс нематериальный?...

Действительно, весь наш анализ показывает нам жизнь как усилие подняться по тому склону, по которому спускается материя. Тем самым он позволяет нам предвидеть возможность, даже необходимость, процесса, обратного материальности, процесса, творящего материю в силу одной своей прерывности. Конечно, жизнь, развивающаяся на поверхности нашей планеты, связана с материей. Будь она чистым сознанием, а тем более сверхсознанием, – она была бы чистой творческой деятельностью… Жизнь – это как бы усилие, направленное к тому, чтобы поднимать тяжесть, которая падает. Правда, ей удается только замедлить падение. Но она, по крайней мере, может дать нам представление о том, чем было это поднятие тяжести.

Лучше представим себе жест, хотя бы движение поднимающейся руки; предположим затем, что рука, предоставленная самой себе, падает и, однако, в ней еще остается нечто, пытающееся поднять ее вновь, нечто от акта воли, который ее одушевляет: в этом образе творческого жеста, который замирает, заключено уже более верное представление о материи. Тогда мы увидим, что жизненная деятельность – это то, что сохраняется от движения прямого в движении обратном: реальность, которая созидается, в реальности разрушающейся.

Сознание у человека – это, главным образом, интеллект. Оно могло бы, а вероятно, и должно было быть также и интуицией. Интуиция и интеллект представляют собой два противоположных направления сознательного труда: интуиция движется по ходу самой жизни, интеллект идет в обратном направлении, а потому вполне естественно следует движению материи. В совершенном и цельном человечестве обе эти формы сознательной деятельности должны были бы достигнуть полного развития. Между таким человечеством и нашим можно допустить множество возможных посредников, соответствующих всем воображаемым степеням интеллекта и интуиции. В этом и состоит доля случайного в духовном строении нашего вида. Иная эволюция могла бы привести к человечеству с еще более развитым интеллектом или, наоборот, к более интуитивному. Фактически, в том человечестве, часть которого мы составляем, интуиция почти полностью принесена в жертву интеллекту… Но интуиция все же существует, хотя в неотчетливой и прерывистой форме. Это почти угасший светильник, который вспыхивает лишь изредка, только на несколько мгновений. Но он вспыхивает, вообще говоря, там, где в действие вступает жизненный интерес. На нашу личность, на нашу свободу, на место, занимаемое нами в природе как целом, на наше происхождение и, быть может, также на наше назначение он бросает свет слабый и мерцающий, но тем не менее пронзающий ночную тьму, в которой оставляет нас интеллект…

Сознание отлично от организма, который оно одушевляет, хотя на нем отражаются известные перемены, происходящие в организме. Так как возможные действия, план которых содержится в состоянии сознания, ежеминутно получают в нервных центрах импульс своей реализации, то мозг ежеминутно отмечает двигательные артикуляции состояния сознания. Но этим и ограничивается взаимная зависимость сознания и мозга; судьба сознания не связана поэтому с судьбой мозговой материи. Словом, сознание, по существу, свободно; оно есть сама свобода; но оно не может проходить через материю, не задерживаясь на ней, не приспосабливаясь к ней; это приспособление и есть то, что называют интеллектуальностью; и интеллект, обращаясь к действующему, то есть к свободному, сознанию, естественным образом вводит его в рамки, в которых он привык видеть материю. Поэтому он всегда будет представлять свободу в форме необходимости; он пренебрежет всем новым или творческим, связанным со свободным действием, заменит само действие искусственным, приблизительным подражанием, полученным путем соединения прежнего с прежним, подобного с подобным. Таким образом, в глазах философии, стремящейся вновь погрузить интеллект в интуицию, многие трудности исчезают или уменьшаются. Но такое учение не только облегчает умозрение: оно также придает нам больше сил для действия и жизни. Ибо с ним мы уже не чувствуем себя обособленными в человечестве, а человечество не кажется нам обособленным в природе, над которой оно господствует. Как крошечная пылинка едина со всей нашей солнечной системой, увлекаемая вместе с нею в том неделимом нисходящем движении, которое есть сама материальность, так и все организованные существа, от низшего до самого возвышенного, с первоистоков жизни до нашей эпохи, повсюду и во все времена, только и делают, что выявляют единый импульс, обратный движению материи и неделимый в себе самом. Все живые существа держатся друг за друга и все уступают одному и тому же колоссальному напору, представляя собой огромную армию, которая несется рядом с каждым из нас, впереди и позади нас, увлекаемая собственной ношей, способная преодолеть любое сопротивление и победить многие препятствия, – быть может, даже смерть.

Контрольные вопросы

1. Жизнь, по мысли Бергсона – поток, стремление, порыв, творчество, становление. Можно ли используя данные категории сформулировать общие законы жизни? Какова роль интуиции для человека? Найдите в тексте комментарий автора, в котором он объясняет, почему интуиция это «почти угасший светильник».

2. Как вы понимает смысл фразы: «Жизнь – это как бы усилие, направленное к тому, чтобы поднимать тяжесть, которая падает»?

IV. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ. ГЕРМЕНЕВТИКА

(М.А. Петинова)

 

§ I. Феноменология

Человек осуществляет себя в жизни через отношения с другими людьми и окружающим миром в целом. Познавательная деятельность реализуется через данные наших органов чувств, и составляют целый комплекс ощущений, который анализируется нашим сознанием. А если прибавить к этому мир собственной «невидимой» внутренней сознательной жизни, то мы получим в совокупности невероятный по объему, содержанию мир феноменов или явлений человеческого сознания. Феномен (в переводе с греческого – являющееся) – явление, предмет как он воспринимается в чувственном познании. Феноменология в начале своего пути сложилась как философия сознания в самом широком смысле, в сферу которого включались все основные проявления психической жизни человека. Позднее, предметом феноменологии стало обнаружение иллюзий в чувственном познании и резкая критика психологизма.

Видный австрийский мыслитель Франц Брентано (1838 – 1917), один из первооткрывателей феноменологического подхода, в своей основной работе «Психология с эмпирической точки зрения», трактовал феноменологию как часть психологии, которая должна описывать и классифицировать психические феномены: представления, суждения и душевные движения или чувства (любовь, ненависть, интерес). Таким образом, наличие внутреннего сознания один из признаков сознания как психического феномена, которое обладает рефлексией, то есть способностью к изменению и видоизменению сознания. Пытаясь наблюдать, например, за своим состоянием гнева, мы уже изменяем это состояние.

Другой перспективной идеей для феноменологии оказалась идея Брентано об интенциональности психических актов. Термин средневековой философии (с латинского intention – стремление) используется им для характеристики сознания как смысловой направленности на предмет, вещь, ситуацию. Это своеобразное полагание предмета в мысли, описание формального обстоятельства, что мысль всегда “имеет в виду” нечто, направлена на предмет. Отсюда проистекает основной принцип феноменологии – “к самим вещам”, что означает: преодолеть предрассудки, предвзятые мнения, освободиться от привычных установок и навязанных шаблонов и обратиться к первичному, изначальному опыту сознания, попытаться увидеть вещь как в первый раз. Сложность состоит в различении и отделении того, что принадлежит нашему сознанию или психическому феномену, а что является предметом физического мира. Данная процедура осуществляется как описание, дескрипция, а не конструкция или воображение. Основные задачи данного направления следующие: освободить философское мышление от объективных и природных установок опыта; определить два класса феноменов – физический и психический с позиции их различного проявления, осознания человеком; выявить с помощью методов редукции и рефлексии изначальные основы

Эволюцию феноменологии характеризует ее применение в различных предметных областях науки: в психологии, психиатрии, этике, эстетике, праве и социологии, философии религии, онтологии, философии математики и естествознания. Влияние и распространение феноменологические идеи Гуссерля получили в экзистенциализме, персонализме и герменевтике. Среди них наиболее известны: интерпретация феноменологии как онтологии с попыткой поставить на место трансцендентального субъекта существование (Мартин Хайдеггер), феноменология восприятия (Морис Мерло-Понти), экзистенциально-феноменологическая онтология (Жан Поль Сартр), феноменологическая эстетика (Мишель Дюфренн) и др. В русской философии феноменологические идеи защищались Густавом Шпетом.

 

***

Великий немецкий философ Эдмунд Гуссерль (1859 – 1938) – основоположник феноменологии, ученик Ф. Брентано и К. Штумпфа. Учитель многих современных философов – Хайдеггера, Шелера, Шпета и др. Гуссерль поставил перед собой задачу выработать научную философию. Для научной философии, указывал Гуссерль, фундаментальное значение имеет положение о том, что всякий род предметов “является” в сознании и благодаря этому делается данностью для познающего.

Гуссерль не отделял предмета восприятия от самого восприятия предмета, то есть сознания о нем. Следовательно, предмет объявляется неотъемлемой стороной интенционального переживания. Вот почему у него интенциональность еще называется теорией предметности. Основной пафос Гуссерля – это критика так называемой “естественной установки” (объективизма), с одной стороны. И преодоление скептического умонастроения, охватившее Европу XIX – начале XX века и нашедшее выражение в философских концепциях, например, « философии жизни» Дильтея и Шпенглера – с другой. Философ ставит задачу найти обоснование культуры и через феноменологию обрести утерянный или сокрытый смысл как изначальный или абсолютный опыт.

В зависимости от понимания Гуссерлем изначального опыта, можно выделить четыре этапа творчества философа и соответственно, четыре типа феноменологии.

1. В дескриптивной феноменологии выдвигается лозунг: «К самим предметам (вещам)!» и дается определение феномена как открытого самообнаруживающегося бытия. Основное требование философа – преодоление предубеждений, опосредованного отношения к бытию, описание его в самоданности. К данному периоду относят первый том «Логических исследований», получивший характерное название «Пролегомены к чистой логике» (1900).

2. В эйдетической феноменологии философия, согласно Гуссерлю, должна быть ориентирована на рассмотрение познания как переживания, которое указывает на самоочевидность внутреннего опыта. Данная установка реализуется в традиции и духе картезианства с его самоочевидностью познания и платонизма. Здесь изначальный опыт укореняется в мире идеальных сущностей (эйдосов) и направлен на их изучение. В этот период создается второй том «Логических исследований» (1901).

3. Не удовлетворяясь позицией очевидности самосознания, Гуссерль пытается выявить содержание, мыслимое в психических актах, и тем самым стремится понять интенциональную жизнь сознания как смыслополагание. Это находит выражение в переходе философа на позиции трансцендентальной феноменологии: вслед за Кантом Гуссерль теперь пытается обосновать изначальный опыт через понятие трансцендентального субъекта, т.е. обобщенного, интерсубъективного мира общезначимых истин, возвышающегося над эмпирически-психологическим сознанием и наполняющего его смыслом. Взаимодополняемый анализ познаваемого и самого процесса познания осуществляется здесь в понятиях ноэ'мы (познаваемого содержания, многообразия предметных значений) и ноэ'зиса (интенционального познавательного акта). Для феноменологии важным является не просто обнаружение психических феноменов, а главное – раскрытие способов, каким предмет полагаем в мысли. Трансцендентальной феноменологии посвящена наиболее известная работа Гуссерля «Идеи чистой феноменологии и феноменологической философии» (1913).

4. Но если Кант логику развития проблемы исследовал в области трансцендентализма, то Гуссерль, понимая необходимость нахождения в субъективности объективного содержания, переходит, в конце концов, на позиции абсолютной феноменологии. И здесь по существу в качестве такого изначального опыта выступает культура, смысловую основу которой он видит в “жизненном мире”. В последний период Гуссерль осуществляет переход на позиции исторической трактовки абсолютного опыта, ибо “жизненный мир” понимается как “универсальное поле для различных форм практики”, где дорефлексивные структуры оказываются атмосферой и почвой всякой теоретической и внетеоретической деятельности. Важно заметить, отмечал Гуссерль, что интересы, которые связывают между собой людей в сообщество, обусловлены идеями, которые не только полезны всем, но идентично освоены всеми.

Ниже приводятся фрагменты статьи из «Британской энциклопедии», посвященные феноменологической психологии.

 


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 255; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!