Трансцендентальная феноменология



Можно сказать, что трансцендентальная философия началась с Декарта, а феноменологическая психология – с Локка, Беркли и Юма, хотя последняя появилась вначале не как метод или дисциплина, служащая целям психологии, но как попытка решения трансцендентальной проблемы, сформулированной Декартом. Тема, развитая в "Метафизических размышлениях", осталась доминирующей темой в той философии, которая из нее возникла. Согласно этой философии, любая реальность и мир в целом, который мы воспринимаем как существующий, существует, можно сказать, только в качестве содержания наших собственных представлений, как нечто высказанное в суждениях или, лучше сказать, прошедшее проверку в процессе познания… Декартовское сомнение открыло прежде всего "трансцендентальную субъективность", первой концептуальной обработкой которой и было его EGO COGITO. Но картезианское трансцендентальное "MENS" стало затем "Человеческим разумом", исследование которого предпринял Локк; исследование же Локка, в свою очередь, оказалось психологией внутреннего опыта. И поскольку Локк полагал, что его психология может охватить трансцендентальные проблемы, ради которых он и принялся за свое исследование, он стал основателем ложной психологической философии, которая оказалась живучей потому, что никто не исследовал понятия "субъективного" в его двойственном значении. Но если поставить трансцендентальную проблему должным образом, то двусмысленность "субъективного" становится явной, и при этом устанавливается, что феноменологическая психология имеет дело с одним его значением, тогда как трансцендентальная феноменология – с другим.

Мир в его определенностях, мир "в себе и для себя", существует так, к он существует, независимо от того, случается ли мне или кому-либо осознавать его. Но когда этот общий мир "проявится" в сознании в человечестве "этого" мира, когда он будет связан с субъективностью, тогда его бытие и способ его бытия приобретает новое измерение, становясь полностью понятным и "проблематичным". Здесь-то и возникает трансцендентальная проблема; это "проявление", это "бытие-для-нас-мира", которое может приобрести свою значимость лишь "субъективно" что это? Мы можем назвать мир "внутренним", поскольку он соотнесен с сознанием, но каким образом этот весьма "общий" мир, чье "имманентное" бытие столь же туманно, как и сознание, в котором он существует", умудряется появляться перед нами во всем многообразии своих "отдельных" аспектов, переживания которых уверяют нас, что и аспекты принадлежат независимому самостоятельно существующему миру? Эта проблема затрагивает также и любой "идеальный" мир, чистых чисел, например, мир "истин в себе". Но ни одно существование или способ существования не являются в целом менее постижимыми, чем мы сами…

Нам следует признать, что отнесенность к сознанию представляется не только актуальным свойством нашего мира, но с точки зрения эйдетической необходимости – свойством всякого постижимого мира. Мы можем в фантазии как угодно варьировать наш действительный мир. Мы можем превращать его в любой другой мир, который мы в состоянии себе представить, но при этом мы также будем вынуждены видоизменять и самих себя, а самих себя мы можем видоизменять в границах, предписанных нам природой субъективности.

 

Феноменология. Универсальная наука

Таким образом, по мере развития феноменологии совершенствуется намеченная Лейбницем универсальная онтология, унификация всех мыслимых априорных наук и реализуется на новом, недогматическом основании феноменологического метода. Ибо феноменология как наука конкретных феноменах, присущих субъективности и интерсубъективности, есть ЕО IPSO априорная наука о всевозможных видах существования. Сфера феноменологии универсальна, поскольку не существует априори, которое не зависело бы от своего интенционального конституирования и не обретало бы в нем свою способность создать определенные линии в жизни сознания, которое обладало бы знанием об этой способности; так что установление некоторого априори должно раскрывать тот объективный процесс, посредством которого оно устанавливается. Как только априорные дисциплины, такие как математические науки, вовлекаются в сферу феноменологии, их больше не осаждают "парадоксы" споры в отношении принципов… Таким образом, наше окончательное разделение феноменологии в целом будет таковым: в качестве первой философии выступает эйдетическая феноменология, или универсальная онтология; в качестве второй философии – наука об универсуме действительности или трансцендентальной интерсубъективности.

Таким образом, восстанавливается уже более убедительно древнее понимание философии как универсальной науки, философии в духе Платона и Картезия, которая охватывает всю совокупность знаний. Все рациональные проблемы, все те проблемы, которые по той или иной причине стали рассматриваться как "философские", имеют свое место в рамках феноменологии, обнаруживая в предельном источнике трансцендентального опыта, или эйдетической интуиции, свойственную им форму и средства своего разрешения… Метафизические, телеологические, этические проблемы, проблемы истории философии, проблемы суждения, все значительные проблемы вообще, а также трансцендентальные связи, объединяющие их, лежат в границах возможностей феноменологии.

Феноменологическая философия представляет собой только развитие основных тенденций древнегреческой философии и главенствующего мотива философии Декарта. Эти темы не исчезли окончательно. Они расщепляются на рационализм и эмпиризм, и через философию Канта и немецкого идеализма достигают нашего весьма неопределенного времени. Они должны быть воссозданы и подвергнуты методической и конкретной обработке. Они могут вдохновить науку, которая не будет иметь пределов.

 

Контрольные вопросы

1. Должен ли феноменолог, с вашей точки зрения, отступить от объектов окружающего мира? Какие задачи может решить феноменолог, изучая “внутренний опыт” человека?

2. Как вы поняли смысл процедуры “феноменологическая редукция”?

3. Что включает в себя понятие “интенциональности”? Как различаются понятия “ноэзис” и “ноэма”?

§ II. Экзистенциализм

Предтечей экзистенциализма на западе по праву считают датского философа С. Къеркегора, жившего в XIX в. А в XX в. экзистенциальная проблематика получила широчайшее распространение по всему миру. Внимание к вопросам ценностных оснований, выстраивающих отношения человека с миром и изначальной субъективности, осмыслению духовной ситуации перовой половины XX века формирует экзистенциальную парадигму с установкой на иррациональное переживание, введение аксиологических и герменевтических параметров измерения бытия.

 

***

Сёрен Аби Кьеркегор – (1813 – 1855) – датский философ, не признанный при жизни и не известный за пределами Дании, в XX веке стал философским открытием мировой культуры. В 30-х С. Кьеркегор переживает смерть отца, матери, трех сестер и двух братьев. В 1837 – 1841 гг. его жизнь озарилась встречей с жизнерадостной Региной Ольсен, помолвка с которой разрушилась спустя две недели, как Кьеркегор защитил магистерскую диссертацию. Регина осталась на всю жизнь единственной возлюбленной философа, и ей он завещал все свое имущество.

Доставшееся от отца крупное наследство позволило ему обеспечить довольно комфортное существование и оплачивать издательские расходы. Он никогда не состоял на службе, жил замкнуто в просторном доме с прислугой и секретарем. За полтора десятилетия им было написано 10 000 страниц рукописей (двадцать печатных томов). Среди них – «Дневник», который он вел с 1838 г. до конца своих дней.

В 1843 г. под псевдонимом «Виктор Эремита» вышло в свет самое крупное его сочинение – «Или-Или». Тогда же был издан «Страх и трепет», фрагменты которого предлагаются ниже. Эти произведения принесли ему известность. Свои сочинения Кьеркегор издавал под разными псевдонимами, но ни для кого не было секретом, кто их автор.

 В работах середины 40-х гг. Кьеркегор формулирует основные положения философии существования (экзистенциализма). Исходное понятие классических философских учений – понятие бытия – вытесняется “существованием”, “экзистенцией”. Существование всегда уникально, единично. Кьеркегор развивал положение об экзистенциальной диалектике в учении о трех стадиях человеческой судьбы: эстетической, этической, религиозной. Тоска, отчаяние, утрата своего Я приводит человека через первые две стадии к символу религиозной стадии Аврааму, жертвующему своим любимым сыном Исааком.

 В зрелые годы он становится врагом теологии с позиции религиозного чувства: “Задача не в том, чтобы понять христианство, а в том, чтобы понять, что понять его невозможно”. Не логика, а страх и трепет лежат в основании веры, настаивал мыслитель. Кьеркегор обрушился на официальные установления церкви, что вызвало возмущение клерикалов и нервное напряжение философа. От истощения сил, потеряв сознание, он упал на улице. И через несколько дней скончался в возрасте 42 лет 11 ноября 1855 г.


Проблема I


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 689; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!