Глава первая. Возникновение и ландшафт



II. Группа высших культур

Однако вне зависимости от того, рожден ли человек для жизни или для мышления, раз он действует или наблюдает – он бодрствует, и в качестве бодрствующего он постоянно “в фокусе”, а именно настроен на тот смысл, которым обладает для него светомир в данный миг. Ранее уже отмечалось, что бесчисленные установки, сменяющиеся одна за другой в бодрствовании человека, отчетливо распадаются на две группы – на миры судьбы и такта и миры причин и напряжений. Всякий может вспомнить то почти мучительное чувство, которое охватывало его, когда посреди физического опыта что-то вдруг заставляло задуматься о чем-то чисто бытовом. Я называю эти картины “мир как история” и “мир как природа”. В первой жизнь пользуется критическим пониманием, зрение находится в ее распоряжении, данный в чувствовании такт делается внутренне созерцаемой волновой линией, пережитые потрясения становятся эпохами. Во второй господствует само мышление; причинно-следственная критика делает жизнь застывшим процессом, живое содержание факта – абстрактной истиной, напряжение – формулой. Но как это возможно? И то и другое представляет собой зримую картину, однако в первом случае мы полностью отдаемся никогда более не повторяющимся фактам, а во втором хотим привести истины в неизменную систему. В картине истории, лишь опирающейся на знание, космическое пользуется микрокосмическим. В том, что мы зовем памятью и воспоминанием, вещи пребывают как бы залитыми внутренним светом и пронизанными тактом нашего существования. Хронологический момент в широчайшем смысле этого слова – даты, имена, числа обнаруживает, что история, как только она начинает мыслиться, не может избавиться от основного условия всякого бодрствования. В картине природы чужеродна и вводит в заблуждение постоянно присутствующая субъективность, в мире истории в заблуждение вводит столь же неизбежный объективный момент, число. Природные установки могут и должны быть до определенной степени безличными. За ними мы забываем самих себя. Однако картина истории, которой обладает всякий человек, всякий класс, всякая нация и семья, складывается у них применительно к самим себе. Природа обладает характерной особенностью протяженности, включающей в себя абсолютно все. История же есть то, что выходит на взирающего из темного прошлого и собирается идти от него дальше в будущее. Однако, пребывая в современности, сам он всегда является ее срединной точкой, так что абсолютно невозможно исключить из чувственного порядка фактов направление, идущее от жизни, а не от мышления. Всякое время, всякая страна, всякое живое человеческое множество имеют свой исторический горизонт, и профессиональный историк обнаруживает себя именно в том, что он действительно набрасывает ту картину истории, которой требует его время. В силу этого природа и история различаются между собой как подлинная и мнимая критика – критика, понятая как противоположность жизненному опыту. Естествознание представляет собой одну критику, и ничего больше. Однако в истории критика способна задать только предпосылку для знания, на которой исторический взгляд впоследствии развивает свой горизонт. История есть сам этот взгляд вне зависимости от того, куда он направлен. Тот, кто этим взглядом наделен, способен понять «исторически» всякий факт и всякую ситуацию. Природа же есть система, а систему можно выучить.

Историческая установка начинается для каждого с самых ранних детских впечатлений…

Повторяю: всякое существо переживает другое существо и его судьбу лишь применительно к самому себе. Совершенно различными взглядами встречают одну и ту же стаю голубей хозяин поля, на которое она опустилась, идущий по дороге любитель природы и ястреб в воздухе. Крестьянин видит в сыне свое продолжение и наследника, сосед видит в нем крестьянина, офицер солдата, чужак – местного жителя. Будучи императором. Наполеон воспринимал людей и вещи иначе, чем в бытность лейтенантом. Поместите человека в совершенно другое состояние, сделайте революционера министром, солдата – генералом, и история с ее носителями разом представится ему в ином свете… Истории как таковой нет в природе. История всякой семьи предстает каждому из ее членов по-своему, история страны своеобычна для каждой партии, а что до истории того или иного времени, то она у всякого народа своя. Немец смотрит на мировую войну не так, как англичанин, экономическая история видится рабочему не так, как предпринимателю, у западного историка перед глазами совсем другая всемирная история, чем у великих арабских и китайских историков… Глубочайшее знание людей не то что не исключает, но даже требует, чтобы его усмотрения были всецело окрашены в цвета того, кто таким знанием обладает… По этой причине, для каждого человека, поскольку он принадлежит к классу, времени, нации и культуре, существует типическая картина истории, как в свою очередь и для этих времени, класса, культуры в целом она существует такой, какой применительно к ним должна быть. Совокупное бытие всякой культуры обладает в качестве высшей возможности символическим для этой культуры первообразом своего мира как истории, и все установки отдельных людей и действующих как живые существа множеств представляют собой его отображения. Если один человек, наблюдая другого, оценивает его как значительного или плоского, оригинального или банального, заблуждающегося или старомодного, это происходит всякий раз с оглядкой, причем бессознательной, на требуемый в данный момент образ как неизменную производную времени и человека.

 

Контрольные вопросы

1. Прав ли Шпенглер, говоря о том, что в истории действует не закон, а судьба? Каково ваше мнение по этому поводу.

2. Что исторически обуславливает человека в постижении и познании мира? Найдите комментарии и примеры философа в тексте.

 

§ II. Интуитивизм

Интуитивизм – одно из главных направлений западной философии начала XX века, признающее интуицию основой познавательной деятельности. Его основоположником считается выдающийся французский мыслитель, лауреат Нобелевской премии по литературе Анри Бергсон (1859 – 1941), работы которого приобрели скандальную известность, попав в Индекс запрещенных книг католической церкви.

Бергсон различает два типа реальности. Один из них разъясняет реальность как совокупность повторяющихся событий, существующих вне нас и ограниченных в пространстве и во времени. Такая реальность является предметом науки и в ней нет непрерывной длительности. Физическая реальность – сумма отдельных моментов или интервалов. Второе понимание для человека присутствует в его переживании. Этим обладает только поток непосредственных данных человеческого сознания. Он динамичен, неповторим и представляет собой непрерывную длительность.

И в 1907 г. выходит «Творческая эволюция», фрагменты которой предлагаются ниже. В этой книге философ отождествляет интеллектуальное понимание реальности с механической картиной мира. Для нее характерны постоянство, неизменность, повторяемость, накопление неизменных элементов. Истинная реальность видится Бергсону в образе творческой эволюции как проявление космической жизненной силы, жизненного порыва, жизненного духа, не имеющей специфической цели. Она представлена тремя параллельными направлениями: растительной жизнью, инстинктивной жизнью и разумной жизнью.

В начале второй мировой войны в оккупированном фашистами Париже Бергсону было предложено зарегистрироваться в качестве еврея. В течение нескольких часов на холоде он стоял в очереди, чтоб заполнить регистрационный лист. Результатом было воспаление легких, от которого Бергсон скончался 3 января 1941 г.

 

Глава третья


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 184; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!