И совсем преображены в воле Божией, и столько то сообразны во всем с божественным учреждением его и всесвятейшим ведением.



Если бы душа в которой находится еще нечто такое, что должно очистить, представлена была пред Богом: сие было бы для ней великим поношением и мучением несравненно большим десяти чистилищей; потому что сия чистая благость и высочайшее правосудие не могли бы ее терпеть при себе; и сие было бы совсем непристойно как Богу так и душе, которая видит, что Бог не удовлетворен еще совершенно. Да хотя одного только мгновения не доставало еще к очищению ее; то и сие было б для нее толь несносно, что для отнятия сия малой ржавчины, охотнее бы желала тысячу раз идти в ад, нежели явиться пред лице Божие, не будучи еще совершенно очищена.

27. И для того я имею великое желание восклицать толь громко, чтоб все, живущие на земле, человеки ужаснулися от вопля моего. О бедные! Почто даете вы миру сему толико обременять себя, и потому низвергать в погибель? Ах! Почто не печетесь о толь великой и важной нужде, в которой увидите вы себя в чем смерти вашея? Вы все скрываетесь под надеждою божественного милосердия, которое вы толь великим быть сказуете; но вы не видите что сия толь великая благость Божья будет вам во осуждение, для того что вы в мире сем охотнее исполняли собственную волю свою нежели волю толь великого и благого Господа. Сия благость должна б была более обязывать вас к творению во всем волю Его, а не подавать надежды к деланию зла; ибо правосудие Его не отменно должно быть удовлетворено, каким бы то ни было средством. Не надейтесь на сие, что вы говорите; мы покаемся, и тогда получим совершенное прощение грехов, и таким образом, очистившись от всех грехов, внидем в рай. Помыслите, что праводетельное исповедание и раскаяние, нужное к совершенному прощению грехов наших, есть трудное дело, ежели только хотим от него получить сию великую пользу. Что если бы вы знали сие, вострепетали бы от ужаса и конечно скорее бы уверены были в невозможности иметь оное, нежели в возможности.

Я видела, что души в чистилище находящиеся, видят в себе двоякое действие. Первое то, что они охотно и с желанием терпят мучение свое и кажется им, что Бог явил еще им великое милосердие в сравнении с тем, чего они достойны: ибо они познают все высочайшее достоинство Божие, и что один грех заслуживал бы тысячу вечных адов, если бы божественная благость не умеряла милосердием правосудия и не примиряла его дражайшею кровью Господа нашего Иисуса Христа. И потому они

15

Терпят сии мучения толь охотно, что ни малейшей частью не хотят уменьшить оного, ведая, что они весьма правильно заслужили оное сколь бы ни было оно велико, и что оно по справедливости для них учреждено; так что они столь же мало жалуются в сем на Бога, как если бы были действительно в вечной жизни. Другое действие есть действие удовольствие, но черпаемое ими из созерцания определения и учреждения Божия, так же любви и милосердия по которому он с ними поступает.

Бог мгновенно впечатлевает сим душам сие двоякое видение. И поелику они находятся в состоянии благодати, то разумеют и понимают оное по способности своей. Сие подает им великое удовольствие, которое никогда не уменьшается, но напротив тем паче увеличивается, чем более приближаются они к Богу. И они ни в себе ни чрез себя самих не видят удовольствия сего но в Боге, к которому более обращают они внимание свое, нежели к терпимым ими мучениям, и к которому несравненно большее имеют уважение; потому что самое малое видение Бога, посредством сопровождающего Его блаженства, превосходит всякое мучение и радость, какую токмо человек постигнуть может. Но хотя оно и превосходит сии; однако ж ни мало не уменьшает им ни мучения, ни радости их.

VI

Два года уже тому назад, как я чувствую в себе сей очищающий вид, усматриваемый мною в душах находящихся в чистилище и со дня на день ощущаю и вижу его яснее. Я вижу, что душа моя находится в теле моем как в чистилище; хотя с такою мерою /мучений/, какую может снести тело не умирая; однако ж мучение всегда мало по малу возрастает до самой смерти тела.

Я вижу, что дух мой удален от всех и духовных вещей, могущих подавать ему некоторую пищу, а именно: радость или утешение, и что он ни из какой вещи как телесной, так и духовной не может почерпать удовольствия ни волею, ни разумом, ни памятью своею, так чтобы я могла сказать: я больше нахожу удовольствия в сей, нежели в другой вещи. Внутренность моя заключена со всех сторон, так что все вещи, от которых духовная или телесная жизнь получает некоторое услаждение, мало по малу отняты у нее; и с того времени, как они были отняты, дух познавает, что они могли еще

16

Подавать ему пищу и крепость. Но как скоро познаваемы бывают они духом, толь ненавистны и отвратительны ему бывают, что вдруг исчезают от него и никогда уже не возвращаются. Сие происходит от того, что дух имеет в себе сильное побуждение отвергать от себя все, могущее препятствовать совершенству его, и при том с такой строгостью и жестокостью к самому себе, что для достижения сего намерения своего, охотно бы допустил ввергнуть себя в ад. И для того сим отнимает у себя все то, в чем внутренний человек может находить пищу свою, и держит сам себя в заключении с толь великим рачением (усердием) и осторожностью, что ни малейшая пылинка какого-нибудь несовершенства не может в него войти, которой бы он не видел и не отвращался.

Что ж касается до внешней части, то и она видит себя в таком заключении, что на земле ничего такого не находит, чем бы могла услажать себя по человеческой склонности, и ничего более не остается к ее укреплению, кроме Единого Бога, творящего все сие из любви и с великим милосердием для удовлетворения правосудию своему.

Сие видение подает душе великий мир и высочайшее удовольствие; однако ж удовольствие сие не уменьшает мучения или ограничения ее; так же мучение души не может быть так велико, чтоб она ради сего захотела выйти из сего учреждения Божия о ней. Она не выходит из темницы своей, да и не покушается и не желает из нее и выйти, доколе Бог сотворит все нужное для нее.

34. [Темница в которой я нахожусь] Удовольствие мое состоит в том, что Бог удовлетворен, и я бы не могла иметь большего мучения, как если бы вышла из порядка и определения Божия, которого вижу я толь правосудным и премилосердным. Все сие вижу и ощущаю, однако ж не нахожу достаточных слов к изображению всего того, что бы я сказать хотела. Что же я сказала о сем, того действия ощущаю я в себе духовно совершаемо.

Темница, в которой я нахожусь, есть мир, а узы тело мое; но дух благодатию просвещенный, познает коль важное есть дело, быть удержану каким-нибудь препятствием в достижении конца своего; сие причиняет ему великое мучение, ибо он весьма нежен и чувствителен. Сверх сего получает он чрез божественную благодать некоторое достоинство, творящее его не толькоо подобным Богу, но и едино с Богом; чрез причащение благости его. И поелику не возможно есть сие, чтоб в Боге было какое-нибудь мучение; то и духи наипаче приближенное к нему, ничего уже не терпят; и чем более приближаются они к нему, тем более получают того, что есть свойственно им.

Удержание же препятствующее душе соединиться с Богом и видеть его, причиняет ей нестерпимое мучение. Сие мучение и удержание отлучают и удаляют ее от оных свойств и преимуществ, которые имела она от натуры по достоинству сотворения своего, и которое оказаны ей благодатью. Но поелику она не может еще их иметь, хотя (по творению) и имеет способность обладать ими, то пребывает в мучении, столь же великом, как и уважение ее к Богу, которое тем паче увеличивается,

17

Чем более познает она Бога; а чем более познает его, тем более освобождается от грехов и тем ужаснее становится для нее препятствие видеть Бога, потому на ипаче, что она вся собрана в Бога, а поелику она в нем, то не имеет уже никакого препятствия познавать его; и познает его ничем не оскорбляя. Ибо как такой человек, который охотнее соглашается дать себя измучить и умертвить, нежели оскорбить Бога, хотя и ощущает мучение и смерть; но Свет Божий толико распаляет его, что он честь Божью предпочитает всякому телесному мучению и телесной смерти. Так и душа познавающая волю учреждения и определения Божия, предпочитает оные всем внутренним и внешним мучениям, сколь бы ни были они страшны; ибо Бог, которым совершается дело сие, толико превосходит все, что только может она чувствовать, что он, наполняя ее самим собою, так занимает ее божественным величеством своим, что она ничего уже не может уважать. И потому теряет всякую собственность и никакого уже вреда и мучения не видит, или не познает в себе самой. Однако ж при отхождении своем из жизни сей познает все воедино мгновение. Наконец должно знать, что Бог, толико благи и великий, все уничтожает, что есть человеческое, дабы соделать человека способным к созерцанию Бога и обладанию им; чистительный же огнь очищает его.

Конец.


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 99; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!