Но как они видят, что и самое малейшее препятствие есть весьма важно и что по божественному правосудию необходимо должна быть



8

удерживаема сия наклонность их к нему: то сие возбуждает в них непостижимо великий огонь, подобный адскому огню; хотя они и не имеют долга |греховного|, который волю осужденных творит злою, которым Бог не сообщает уже себя посредством благости своей, и которые ради сего остаются в отчаянной и злобной воле, противной воле Божией;

Долг греховный состоит в злом желании, противном воле Божией; и доколе пребывает злая воля; дотоле пребывает и долг. И поелику души, находящиеся в аде, вышли из сей жизни со злой волею; то и долг не прощен им, и прощен быть не может: они с такой волею вышли из сей жизни; и для того не могут уже ее переменить: потому что душа при отшествии своем остается либо в добре либо во зле, то есть, к чему воля ее будет тогда обращена и устремлена, как то написано: в чем застану тебя в том и сужу. И сей приговор не может уже быть переменен; потому, что после смерти не может уже обратиться свободная воля, но остается в том состоянии, в котором находилась в час смерти.

Но поелику осужденные, находящиеся в аде, в час смерти своей нашлися желающими грешить; то сим подвергли себя как бесконечному долгу; так и бесконечному мучению и наказанию; и хотя сие мучение и не столь еще велико как они заслужили; однако ж оно бесконечно. Но находящиеся в чистительном огне души подлежат токмо наказанию или мучению, потому что греховный их долг изглажен и уничтожен во мгновение смерти их, когда они гнушались грехами своими и раскаивались в том, что оскорбили божественную благость; и для того мучению их положен конец, и оно мало по малу уменьшается.

О бедность, всякую бедность превосходящая! И тем сожаления достойная, чем меньше познавается оно разумом человеческим ради ослепления его!

8.Мучения осужденных несет бесконечно по великости своей: ибо благость Божья низводит еще и во ад некий луч милосердия своего, хотя умирающие в смертных грехах человеки и заслуживают бесконечное наказание на бесконечное время. Но сие милосердие его творит бесконечным одно только время наказания их. И хотя бы он мог по правосудию своему наложить на них еще большия наказания, нежели какие наложил; однако ж ограничил их великость. О коль опасен грех, со злобою творимый! Ибо трудно человеку надлежащим образом раскаяться в нем; а если не раскается в нем; то долг греховный всегда на нем остается, то есть, до тех пор, пока не возгнушается он учиненным грехом, или пока не захочет его делать.

Но души, в чистительном огне находящиеся не имеют иной воли кроме той, которая во всем сообразна с волею Божиею; и потому Бог являет им благость Свою, и они пребывают довольны и спокойны волею своею и очищенны от всех грехов. И потому так же чисты как были в то время, когда Бог их сотворил. Поелику они вышли из сей жизни с болезнованием, раскаянием и исповеданием всех учиненных ими грехов, и с твердым намерением никогда уже их не творить: то Бог простил им долг их, а токмо осталась в них ржавчина грехов, от которой они после в огне очищаются мучением. И как уже они очищены от всякого греховного долга и соединены с Богом волею своею: то ясно видят Бога в той степени, в какой он даст себя им видеть. Так же видят и то, коль важно наслаждение и совершенное обладание Богом.

9

Сверх сего, души, яко сотворенные к наслаждению Богом, находят и в самих себе корень или основание к единообразности с Богом, имущее такую симпатическую силу, и влекущее их к нему толь могущественно посредством сия естественных симпатий между ими и Богом находящихся, что не можно найти никакого сравнения ни изображения, которое б могло изъяснить сие так как чувствует и понимает дух чрез внутреннее действие. Однако ж я постараюсь сие примером, который представляется теперь мыслям моим.

Если бы во всем мире был токмо один такой хлеб, который бы должен был утолять глад всех тварей, и они бы токмо одним воззрением на него насыщалися: и если бы человек, имея от натуры побуждение или желание есть, но ничего не ел, и однако ж бы от сего не изнемогал и не умирал; то голод его всегда бы от того возрастал и увеличивался; потому что желание есть, никогда бы в нем не уменьшалось: и поелику он мог бы насыщаться одним взором на сей хлеб, который один токмо во всем мире; то он бы был в нестерпимом мучении, если бы не мог видеть сего хлеба и чрез то утолять своего глада; и чем бы ближе подходил он к нему, но не мог однако ж его видеть; тем сильнее возжигалось бы натуральное желание его, которое все обращено и устремлено к сему хлебу, в котором вся надежда его. И если бы еще он уверен был, что он никогда не увидит сего хлеба; то бы и тем совершенный ад, так как и оныя осужденныя души, которые лишены всякой надежды увидеть Бога, Спасителя нашего, истинный Хлеб наш. Напротив того находящиеся в чистилище души, надеются видеть сей хлеб, и насыщаться им: и потому долго страждут они, и мучение их столь же велико, сколь велико будет благополучие их, когда они могут насыщаться сим истинным хлебом, который есть господь наш Иисус Христос, истинный Бог наш, Спаситель и Любовь наша.

Подобно как чистый и непорочный дух нигде не может успокоиться, кроме Бога; потому что он для сего и сотворен: так и творящая грехи душа не найдет иного места, кроме ада, который Бог определил ей целью. И потому в самую минуту разлучения своего с телом отходит на определенное свое место. А если бы она, при разлучении с телом, находясь в смертных грехах не обрела сего правосудием Божьим учрежденного места: осталось бы в гораздо лютейшем аде, то есть вне учреждения и определения Божия, в котором есть еще несколько милосердия Его; потому что здесь мучения ее не так велико, как заслуживала она. И для того, не находя тогда для себя приличнее места и меньшего несчастья, бросается в ад, яко в собственное свое место, по Божьему учреждению.

Что же касается до чистительного огня; то душа, не имея при разлучении своем с телом оной чистоты, в которой сотворена была Богом, находит в себе препятствия, видеть Бога, которого не иначе она может видеть, как в совершенной чистоте. Так же видит она, что от сего препятствия не иначе можно освободиться, как посредством чистительного огня. И для того поспешно и охотно ввергает себя в него; а если бы не обрела сего места, определенного ей, и способного к освобождению ее от оного препятствия: то стала бы мучиться в аде, несравненно лютейшем чистилища, потому что она тогда бы увидела, что ради сего препятствия не может она соединиться с концом своим, то есть с Богом.


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 106; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!