Душа в сотворении своем получила всякое благое свойство, к коему токмо была она способна; к достижению совершенства, если бы токмо жила так, как повелел ей Бог и не оскверняла



12.

Себя нечистотою грехов. Но поелику она осквернена наследственным грехом, то теряет дары свои и благодать, пребывает мертвою и единым токмо Богом может быть паки возбуждена; то однако ж пребывает в ней сия злая склонность, которая влечет и приводит ее к действительному греху, ежели она не противится ей благодатью Божиею. Чрез сей действительный грех снова умирает она; но Бог и в сем случае возбуждает ее новою особенною благодатью: однако ж она столь еще бывает обращена в себя, что для приведения себя в оное первобытное состояние, в котором сотворил ее Бог, имеет нужду во всех сих божественных действиях без которых никогда не может достигнуть оного.

И так если душа вознамерится паки обратиться к первому своему состоянию, то горящее желание ее к преобращению себя в Бога толь велико есть, что оно бывает ей в мире сем чистительным огнем; но что сии внутренние желания, которыми она горит, и которым она находит препятствие, причиняют ей сей чистительный огнь.

Сие последнее действие любви совершает дело сие без всякого содействия человеческого. Ибо в душе находится столь много несовершенств, что если бы она увидела их, пришла бы в отчаяние; и в сем последнем состоянии истребляются они: но поколику истребляются они, потолику Бог показывает их душе, дабы она могла видеть божественное действие, производящее в ней огнь любви пожирающий мало по малу оставшиеся еще в ней несовершенства.

 22.Надобно знать, что то, что человек почитает в себе за совершенство, пред Богом есть несовершенство и погрешность. И потому человек во всех творимых им делах, имеющих вид совершенства, марает и оскверняет себя, если видит их, чувствует, слышит, желает или воспоминает о них, но не познавает, что они не от Бога суть; потому что все в нас дела, есть ли они должны быть совершаемы без нас, то есть, чтоб мы не были в них главною причиною; и Божье дело должно быть в Боге, так чтоб человек не был в нем первою или особенною действующею причиною. Такого рода суть оные дела которые един Бог совершает сам, без всякой нашей

13

Заслуги в последнем действии чистой любви своей; они суть толь жарки и проницательны в душе, что кажется, и самое тело, заключающее в себе душу, совсем чрез то пожирается и истребляется, так, как великим огнем жегомый человек, ни днем ни ночью не имеет покоя до самой смерти. Однако ж божественная любовь, разливающаяся в сей душе, дарует ей толь великое удовольствие, которого и изобразить невозможно.

V

Но что касается до находящихся в чистилище душ, то сие удовольствие их ни малейшею искрою не уменьшает мучения их; но напротив сия же самая любовь, которая находит себя удержанну от блаженства своего, есть причиной их мучения: которое тем более, чем более есть совершенство любви, к принятию которого Бог сотворил их способными, так что сии души в чистилище имеют как весьма великие удовольствия, так и весьма великое мучение, которые стоят в равновесии и ни одно другого не уничтожает.

Если бы в чистилище находящиеся души могли очиститься раскаянием, так как в сей жизни в едино мгновение заплатили бы долги свои. Столько то была бы велика и огненна сила раскаяния их ради оного ясного света, в котором познают они особенную важность препятствия сего, возбраняющего им прийти к Богу, к концу и любви своей.

Но сим очищаемым душам ни одной драхмы /полушки/ не бывает уступлено в уплате долгов их; для того что божественное правосудие тако учредило сие. Они со своей стороны не имеют уже собственного избрания и ничего более не могут видеть кроме того, что Бог хочет; и так же ничего иного не желают, потому что в сем утверждены. Ежели от живущих в мире сем подается им милостыня, которая сокращает время их: они не могут сего видеть, ни обращать к сему взора и желания своего с наклонностью, разве только под праведною мерою божественной воли; предают все Богу, который платит себе по благоволению бесконечные свои благости. А если бы они могли обращать взор свой на милостыни без воли Божьей: сие было бы в них собственностью, отъемлющей от них видение божественной воли; а сие было бы для них адом. И потому пребывают они не движимыми во всем, что ни дает им Бог хотя бы то было радость или мучение; так же не могут уже обращаться к себе самим; столько то они суть искренни,

14


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 115; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!