Глава 3. Предназначение и задачи посланников.
Рассматриваемые вопросы в главе:
Ясное донесение.
Призыв к Аллаху.
Сообщение благих вестей и предостережение.
Очищение, изменение в лучшую сторону и совершенствование человеческой души.
Исправление неправильных убеждений и ложных представлений.
Получение довода против людей.
Руководство общиной.
В Благородном Коране и Пречистой Сунне Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует) разъясняются предназначение посланников и их задачи. Далее мы поговорим об этом подробнее.
Ясное донесение.
Посланники — гонцы Всевышнего, которых Он отправляет к Своим рабам, носители Его Откровения, и их первейшая задача — донести порученное им до рабов Аллаха: «О Посланник! Возвести то, что ниспослано тебе от своего Господа. Если ты не сделаешь этого, то не донесёшь Его послания». Сура 5 «Трапеза», аят 67.
А донесение требует смелости — посланники не должны бояться людей, которым они говорят то, что противоречит их убеждениям, которым велят делать то, чего они делать не желают, и которым запрещают делать то, что они привыкли делать и в чём не видят ничего зазорного и предосудительного: «Они передали послания Аллаха, и боялись Его, и не боялись никого, кроме Аллаха» (Сура 33 «Союзники», аят 39).
Донесение может осуществляться посредством чтения в присутствии призываемых текста Откровения, ниспосланного Всевышним, без каких-либо добавлений к нему или изъятий из него: «Читай то, что внушено тебе из Писания» (Сура 29 «Паук», аят 45).
|
|
Всевышний также сказал: «Таким же образом Я направил к вам Посланника из вашей среды, который читает вам Наши аяты» (Сура 2 «Корова», аят 151).
Если же внушённое посланнику не является текстом, который можно прочесть людям, тогда донесение осуществляется посредством ознакомления призываемых с велениями и запретами Всевышнего, а также передачи им всего того знания, которое внушил ему Всевышний Аллах, без внесения в него каких-либо изменений.
К донесению, которое возложено на посланника, также относится разъяснение людям Откровения, ниспосланного Всевышним, поскольку посланнику лучше, чем кому бы то ни было, известен смысл ниспосланного, его предназначение и цели и он лучше всех остальных знает, какой именно смысл вложил Всевышний в Своё Откровение, что именно Он хотел сказать.
Всевышний Аллах сказал об этом Своему Посланнику (Да благословит его Аллах и приветствует) следующее: «А тебе Мы ниспослали Напоминание для того, чтобы ты разъяснил людям то, что им ниспослано, и для того, чтобы они призадумались». Сура 16 «Пчёлы», аят 44.
|
|
Разъяснение посланником Божественного Откровения может осуществляться посредством слов. Посланник (Да благословит его Аллах и приветствует) разъяснил очень многое из того, что казалось неясным и непонятным его сподвижникам. Например, он разъяснил им, что подразумевается под словом «несправедливость» в Словах Всевышнего «Те, которые уверовали и не облекли свою веру в несправедливость, пребывают в безопасности, и они следуют прямым путём» (Сура 6 «Скот», в аят 82), сказав, что имеется в виду придание Аллаху сотоварищей (ширк),а не притеснение собственной души посредством совершения грехов.
Кроме того, Посланник (Да благословит его Аллах и приветствует) разъяснил нам аяты, в которых говорится о молитве, закяте, хадже и так далее в общем, без упоминания подробностей, касающихся этих религиозных обязанностей.
Однако разъяснение бывает не только посредством слов, но и посредством действия. Так, действия Посланника (Да благословит его Аллах и приветствует) — его молитва, раздача им милостыни, хадж и так далее — служили своеобразным пояснением к кораническим аятам.
Когда люди отворачиваются от посланников и отказываются внимать их призыву, всё, что могут сделать посланники, — это донести до призываемых послание их Господа: «Если же они отвернутся, то ведь на тебя возложена только передача Откровения» (Сура 3 «Семейство 'Имрана», аят 20).
|
|
Призыв к Аллаху.
Миссия посланников не ограничивается одним лишь донесением послания и разъяснением истины. Они также обязаны побуждать людей к тому, чтобы те вняли их призыву, уверовали в то, к чему их призывают, и подтвердили это словами и делами. Все посланники говорили призываемым: вы — рабы Аллаха, и Аллах — ваш Господь и ваш Бог, и Он послал нас к вам, чтобы мы научили вас поклоняться Ему, и, поскольку мы Его посланники, вы обязаны подчиниться нам и последовать за нами: «Мы отправили к каждой общине посланника: «Поклоняйтесь Аллаху и избегайте тагута*!»» Сура 16 «Пчёлы», аят 36. *[Тагут —всё, чему поклоняются помимо Аллаха].
Всевышний также сказал: «Мы не посылали до тебя ни одного посланника, которому не было внушено: «Нет божества, кроме Меня. Поклоняйтесь же Мне!»». Сура 21 «Пророки», аят 25.
Каждый посланник говорил своему народу: «Бойтесь же Аллаха и повинуйтесь мне».
Сура 26 «Поэты», аяты 108,110,126,131,144,150,163,179.
Посланники прикладывали огромные усилия, призывая людей к Аллаху. Чтобы понять это, достаточно прочитать суру «Нух», в которой рассказывается о том, как Нух (мир ему) призывал свой народ в течение девятисот пятидесяти лет. Он призывал их днём и ночью, открыто и втайне, используя при этом все возможные приёмы — от увещеваний до предостережений, от благих обещаний до угроз. Он всеми силами пытался сорвать завесы, окутавшие их разум, и привлечь их внимание к знамениям Всевышнего во Вселенной.
|
|
Однако они отвергли его призыв: «Нух сказал: «Господи! Они ослушались меня и последовали за тем, чьё богатство и чьи дети приносят им только убыток...»». Сура 71 «Нух», аят 21.
Пример, разъясняющий роль посланников.
Ангелы привели Посланнику (Да благословит его Аллах и приветствует) пример, разъясняющий его роль и его предназначение. В хадисе сказано: «Поистине, я увидел во сне, что Джибриль стоит у моей головы, а Микаиль — у моих ног. И один из них сказал другому: "Приведи ему пример". Тогда второй сказал: "Слушай, да услышит ухо твоё, и разумей, да уразумеет сердце твоё! Вот пример для тебя и твоей общины. Вы подобны царю, у которого есть большой дом. В нём он сделал помещение, потом постелил в нём скатерть, а потом отправил гонца, чтобы они пригласили людей пообедать у тебя. Одни люди ответили на призыв посланца, а другие отказались. Царь — это Аллах. Большой дом — ислам. Помещение — Рай, ты, о Мухаммад — посланец. Кто внял твоему призыву, принял ислам, а кто принял ислам, тот вошёл в Рай, а кто вошёл в Рай, тот поел из того, что в нём"»[Бухари; Тирмизи].
Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 286; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!