Сравнение между потребностью тела в лечении и лекарствах и потребностью тела и души в знании, которое, приносят посланники.



 

Ибн аль-Каййим в своей книге «Мифтах дар ас-са'ада» провёл такое сравнение, разъяснив при этом, что потребность людей в Шариате больше их потребности в медицине, хотя люди, конечно же, очень сильно нуждаются в медицине для поддержания своего физического здоровья. Потребность людей в Послании больше, чем их потребность в любой науке.

 

Вот что говорит Ибн аль-Каййим [Мифтах дар ас-са'ада, т. 2, с. 2]:

Потребность людей в Шариате граничит с необходимостью, она больше их потребности во всём остальном и больше даже, чем их потребность в медицине. Ведь мы видим, что большинство людей в мире прекрасно обходятся без врача и врачи есть только в многонаселённых городах. Что же касается бедуинов, а также деревенских жителей, да и вообще большинства сынов Адама, то они не нуждаются во враче, и при этом они здоровее, крепче и выносливее, чем те, кто обращается за помощью к врачам, а продолжительность их жизни примерно одинакова.

 

Поистине, Всевышний заложил в натуру человека, в его естественную природу это свойство — употреблять то, в чём польза для него, и избегать того, что вредит ему. И Он устроил так, что у каждого народа накапливается знание о том, как и из чего нужно делать лекарства, помогающие справиться с различными болезнями. Более того, медицина как наука во многом основана на народных методах лечения, опыте, накопленном народом, и пробах, и ошибках людей.

 

Что же касается Шариата, то он основан на просвещении людей относительно того (из действий, совершаемых человеком по своей воле), посредством чего можно снискать довольство Аллаха, и того, что вызывает Его гнев. В основе Шариата лежит чистое, ни с чем не смешанное Откровение. Человек нуждается в том, чтобы дышать, есть и пить.

 

Однако потребность в Шариате важнее этой потребности, потому что, если человек лишится воздуха, воды и пищи, умрёт его тело, а душа покинет его. А отсутствие Шариата ведёт к тому, что человеческая душа портится, оскверняется и то же самое происходит с его сердцем, а это — настоящая гибель, причём не только в этом мире, но и в мире вечном тоже.

 

А что такое простая смерть тела по сравнению с этой гибелью, когда человек гибнет бесповоротно, навсегда?! Именно поэтому люди больше всего нуждаются в знании того, с чем пришёл Посланник (Да благословит его Аллах и приветствует),следовании этому и соблюдении этого. Люди должны призывать к этому, проявлять при этом терпение и бороться с теми, кто отходит от этого, до тех пор, пока они не вернутся на истинный путь. А иначе мир никогда не будет жить благополучно и никогда не изменится в лучшую сторону, и нет иного пути к достижению счастья и величайшего успеха.

 

 

Может ли человеческий разум обойтись без Откровения?

 

Сегодня многие люди во всём мире утверждают, что они могут обойтись без посланников и Посланий, поскольку у них есть разум, которым наделил их Аллах. Поэтому они, как мы видим, устанавливают законы, разрешая одно и запрещая другое, планируя и направляя. И, делая всё это, они опираются исключительно на свой разум, который подсказывает им, что хорошо, а что — плохо, что приемлемо, а что — нет.

 

Однако они не первые додумались до того, чтобы поступать так. У них были предшественники, которые говорили то же, что говорят сегодня они. «Брахманы считали, что направление посланников к людям бессмысленно и действие это не приличествует Тому, Кто мудр, ибо разум избавляет от необходимости в посланниках. Если разум находит нечто из того, с чем пришли посланники, хорошим, то человек сделает это и без прихода к нему посланников, а если разум находит это мерзким и отвратительным, то человек делает это при необходимости, а в остальных случаях оставляет» [Лявами' аль-аквар аль-бахиййа, т. 2, с. 256].

 

Однако абсолютно недопустимо, чтобы мусульманин, вступая с кем-то в дискуссию и стараясь доказать свою точку зрения, отрицал способность разума отличать хорошее от дурного.

 

«Поистине, Аллах вложил в человека способность отличать благое от мерзкого и научил его разум осознавать это и различать эти две категории. Он также наделил человека способностью отличать то, в чем польза для него, от того, что ему вредит, и то, что подходит ему, от того, что ему не подходит: чувства, которыми он наделён, отличают одно от другого. Первая способность (отличать хорошее от отвратительного и мерзкого) отличает человека от животных, а второй способностью (отличать полезное от вредного) обладает и человек, и животные».

[Мифтах дар ас-са'ада, т. 2, с. 116].


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 172; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!