Кто говорит все это? Не вы. Эго



Для того чтобы высечь искру, нужен горючий материал. Этот материал - эго. Когда эго защищает себя, оно вспыхивает. Его пылающий огонь - это гнев, одержимость, гордыня и зависть. Топливо, благодаря которому пламя продолжает гореть, - это страх.

Если я вспылил из-за нескольких слов моего друга, неужели причиной моего гнева является друг? Нет, он лишь какая-то часть из множества обстоятельств, на которые я огрызаюсь. Если я не могу отпустить какие-то прошлые отношения, неужели тот, кто когда-то оставил меня, виноват в моей одержимости? Нет, тот человек - лишь какая-то часть из множества обстоятельств, которые обусловливают мое реагирование. Если бы причины того, что мы делаем, существовали вне нас, то в одинаковых обстоятельствах каждый бы действовал так, как и все остальные. Значит, это не ваш начальник виноват в том, что задето ваше самолюбие. И это не ваши родители выводят вас из себя. Мы пытаемся винить обстоятельства, тогда как причины наших проблем находятся в нас самих.

Чары

В Тибете лама моего уровня пользовался многими привилегиями. Его сопровождала многочисленная свита, в монастырях и деревнях его встречали трубами, флагами, желтыми зонтиками и благовониями и усаживали на роскошные сиденья. Когда я покинул Тибет, все это перестало для меня существовать. Я оказался в трудном положении. Я не всегда мог поесть, и иногда мне негде было переночевать, и это задевало мое самолюбие. Для меня были закрыты все двери, и мне приходилось мыкаться по каким-то сараям и бамбуковым лачугам. Те из моих знакомых, кому удалось вывезти из Тибета достаточно богатств, старались добиться на новом месте еще более значительного положения в обществе, чем они когда-то имели. И в то же время многие действительно выдающиеся и образованные тибетцы жили в условиях, которые были еще хуже моих. Как и я, они были повержены в прах. Я старался сдерживать свои чувства, но иногда они все-таки вырывались наружу. И тогда я то плакал от горечи утраты, то смеялся.

Все мы остались теми же самыми людьми, из того же самого общества, изменились только наши обстоятельства. Это был огромный урок для меня. Я осознал, что и титул, и родословная, и происхождение, и богатство - все это как волшебный обман чародея и может быть так же непостоянно, как звезды на небе. Когда чары рассеиваются, иллюзии проходят. Когда встает солнце, звезды исчезают. Прошлое было поистине призрачным, расставание с ним было по-настоящему болезненным. Тогда я понял, что должен уметь приспосабливаться ко всему, в каких бы условиях мне ни пришлось оказаться.

Борьба в моей душе длилась недолго. Однажды мне сказали, что бывший настоятель Лоселинга - школы при монастыре, в которой я учился, - вернулся с индийских равнин. Он чувствовал себя неважно, и его положили в больницу в Бомдиле. Я навестил его в этой больнице. Когда я вошел к нему в палату, он встал, чтобы приветствовать меня. Я посмотрел на него и разразился безудержным смехом - иными словами, повел себя неподобающе. На нем была женская юбка и верх от мужской пижамы. Ни он, ни я не знали, действительно ли пижама была мужской, но то, что юбка была женской, не вызывало никаких сомнений, я видел такие же юбки в журнале "Лайф". Он покрутился передо мной в своем одеянии туда-сюда и потом сказал: "Когда ты спускаешься с гор на равнины, они дают тебе носить такое, будь ты настоятелем, воплощенным ламой, образованным геше, монахом или мирянином. Тебе ничего больше не остается". Наверное, это помогло мне. В моем сознании глубоко запечатлелось: может случиться всякое, поэтому нужно уметь приспосабливаться.

Пять доводов против эго

Эго кажется себе центром Вселенной, эго мнит, что таково его безусловное место в вечности. Как это опровергнуть? Мы должны приводить доводы. Мы сможем переубедить свое эго, только если покажем ему, как надо видеть себя и других.

1. Люди хотят одного и того же. Однако кого-то из них вы готовы любить, кто-то, наоборот, вам не нравится, а ко всем остальным вы вообще равнодушны. Суть в том, что, как бы вы ни относились к людям, все, включая, в том числе, и вас самих, хотят счастья и никто не хочет страдать. Имеете ли вы право сказать, что кто-либо больше других заслуживает страданий? Если нет, то тогда почему вы по-разному оцениваете людей? Каждый стремится к тому, чтобы чувствовать себя хорошо, каждый хочет видеть прекрасные сны, и каждый мечтает жить в мире и спокойствии, - так же как и вы. У каждого есть неудовлетворенные желания, и каждый, так же как вы, достоин того, чтобы эти желания исполнились. Счастье других людей имеет точно такую же ценность, как и ваше собственное счастье.

2. Насколько оправданно понятие "друг"? И насколько оправданно понятие "враг"? Предположим, кто-то переходит улицу и чуть не попадает под машину. Разве сейчас, когда чья-то жизнь может оборваться, словно сон, стоит питать ненависть к кому бы то ни было? И стоит ли цепляться за привязанность? Перед лицом смерти все наши привязанности, предубеждения и ссоры теряют смысл. Различие между мной и человеком под колесами автомобиля лишь в том, что он только что отчетливо осознал неизбежность конца, а я нет. Сейчас или позже, но это случится и с ним, и со мной. Смерть может прийти через год, но она может прийти и завтра. Если я понимаю, что все равно буду вынужден оставить все и расстаться со всеми, то имеет ли смысл ненавидеть или привязываться?

3. Мы все зависим от доброты друг друга. Множество людей, так или иначе, влияют на нашу жизнь. Кто-то изготавливает запчасти для нашей машины, кто-то выращивает хлеб, который мы едим. С точки зрения реинкарнации, мы с незапамятных времен существуем в самых разных обликах, это значит, что каждое без исключения живое существо было связано с нами в прошлом. Все знакомые и незнакомые нам сегодня люди были когда-то нашими родными и близкими. Некоторым из них пришлось быть нам матерями, они давали нам жизнь, кормили и купали нас. Эти люди могли, наверное, вредить нам, но все-таки чаще всего они нас поддерживали. И всякое страдание, которое они нам приносили, было следствием их страха. Сегодняшний враг был вашей вчерашней возлюбленной? Мы точно не знаем этого, но такое вполне могло быть. Попробуйте допустить эту мысль.

Если я принимаю решение сокрушить свое эго, я смогу это сделать только при помощи других людей. Когда я пытаюсь научиться терпению и избегаю наносить обиды человеку, который выводит меня из себя, - этот человек дает мне шанс стать терпеливым. Когда я стараюсь превратить свою привязанность в чистую любовь, объект моей привязанности предоставляет мне такую возможность. Без доброты и великодушия других людей моя жизнь была бы безнадежной.

4. Мы все находимся в равном положении. Мы все одинаково страдаем, каждый из нас родился, и каждый из нас умрет. Если я врач и передо мной трое умирающих, имею ли я право сказать: "Я буду лечить только того, которого люблю"? Возможно, вы не успеете помочь им всем, но желание помочь всем должно быть.

Если и я умру, и вы умрете, значит, все преходяще. Никто никому не останется навечно другом, и никто никому не останется навечно врагом. Кстати, это несложно увидеть даже на примерах из собственной жизни. Человек, которого мы клялись любить вечно, в зале суда превращается в нашего злейшего врага. Или же тот, с кем мы никак не могли поладить, внезапно становится нашим лучшим другом. Эго слепо, потому что оно воспринимает "друзей" и "врагов" как постоянных и неизменных. Но "друг" зависит от "врага" не меньше, чем восток зависит от запада, ночь от дня и верх от низа. Что бы вы ни сделали, ваши действия отразятся на мне, и наоборот. Говорят, что порхание бабочек в Китае влияет на направление ветра в Соединенных Штатах. Мы не существуем обособленно, и мы не остаемся неизменными. Наши тела, наши личности и наши жизни бесконечно переплетены, и никто по своей истинной природе не является ни другом, ни врагом.

5. Последуйте примеру просветленных. Посмотрите на Будду или Иисуса, посмотрите на пророков и святых, - разве они делали различия между людьми? Нет. У них не было ни пристрастий, ни предубеждений, и они хотели помогать каждому. Традиционные учения говорят, что просветленные ко всякому человеку испытывают такое же чувство, которое мать испытывает к своему единственному ребенку. Будда одинаково относился и к человеку, который приходил делать ему массаж с сандаловым маслом, и к человеку, который хотел отрубить ему руки. И тот и другой были в равной степени дороги Будде. Оба страдали и оба стремились к счастью. И Будда хотел помочь им обоим. Это может казаться крайностью, но это бывает. Точно так же жили мои учители. Никто не приходил рубить им руки, но я видел, - они в равной мере сострадали и тем, кто относился к ним плохо, и своим близким ученикам.

Когда "Я, драгоценнейший" открывается в истинном свете, начинает появляться мудрость. Познав на собственном опыте взаимозависимость всего существующего, вы понимаете истинную природу вещей. Но хватит ли одного этого понимания, чтобы достигнуть полной свободы от страданий? Вероятно, нет. Здесь мудрости недостаточно. Не менее необходимо зло заменить добром. Далее следует вместо гнева обрести безукоризненное терпение и понимание. В привязанности надо найти чистую любовь и сострадание. И все это должно вытеснить зависть. Только истинные любовь и сострадание развивают в нас способность выбирать такую жизнь, какую мы хотим. И еще - что будет там, где было эго, когда мы откажемся от него? Когда "Я, драгоценнейший" перестает существовать, мы начинаем смотреть на других как на драгоценнейших!

Если мы отдаем другим свое счастье и берем на себя чужие страдания, "Я, драгоценнейший" получает окончательный удар. Эго думает, что у него должно быть все самое лучшее. Когда мы все самое лучшее сознательно отдаем другим людям, мы добиваем эго. Такая медитация называется тонглен - "отдавать и брать".

Когда вы только начинаете медитировать, не пытайтесь направлять свое внимание сразу на многих людей, представьте себе кого-то одного. Вероятней всего, это будет любимый человек, возможно, ваш ребенок, или вообще любой из тех, кому вы посвятили себя. Представьте, как он сидит перед вами. Пусть ваше дыхание наполнится вашей любовью. И пусть, вместе с этим дыханием, у вас из правой ноздри исходит ваша хорошая, добродетельная карма. Не колеблясь, отдайте ее всю. Так учатся любить. Теперь через левую ноздрю вдыхайте в себя причины страданий любимого человека. Постарайтесь обрушить эти страдания на голову настоящему преступнику - вашему собственному эго. Так учатся сострадать.

Возможно, здесь вы почувствуете некоторую нерешительность. Нелегко брать на себя страдания других. Если подобная мысль пугает вас, попробуйте начать с собственных страданий. Начните с того, что вам придется испытать завтра, через неделю, через месяц, через год и в следующей жизни. Пусть все это канет в вашем сердце и без следа растворится в истинной реальности.

Следует упражняться в том, чтобы превозмогать трудности и не давать им расстраивать нас. В прошлом мы сеяли семена и теперь пожинаем плоды, и все-таки можно радоваться. Потому что страдания закончатся, уйдут из тела и ума, а жизнь продолжится. Если мы сможем сказать: "Что ж, со мной произошел несчастный случай, и все же я жив" или "Я ранен, но, к счастью, никто не сделал мою рану хуже", все наши беды перестанут казаться огромными. И еще мы должны молиться, чтобы незначительные недомогания и страх спасли нас от худшего. Традиционные учения говорят: одно пустяковое горе способно решить проблему тяжких мучений в будущем. Иногда небольшое денежное затруднение заменяет миллионы лет скитаний в образах голодных духов. И легкая головная боль бывает искуплением за целую вечность в аду.

Изливайте свою истинную любовь на тех, ради кого вы готовы на все. Взамен возьмите себе их страдания. Представьте эти страдания в виде мрачных туч в сердцах ваших близких. Пусть ваше дыхание на вдохе вытягивает их. В своем собственном сердце вы видите эго, которое подобно горящей свече. Только страдание наших любимых способно погасить эту свечу. Вы вдыхаете его. Пффф... и эго больше нет, оно погасло и исчезло. Теперь вы извлекли из близких вам людей страдания и саму скверну причин, которая заставляла их страдать. Взамен вы отдаете им свою радость, свое блаженство и свою мудрость.

ГЛАВА ШЕСТАЯ
Воспитание ума

Рок-песня о медитации

На мелодию: "Я бился с дхармой - дхарма победила"

О медитации

Если хочешь узнать,
То еще не поздно, -
Могу рассказать.
Без задержки
Научу сейчас.
Это великий
Пробил твой час.
Будь ты как я,
Виды видавший
Или же в вечности
Лама живущий,
Для медитации
Очень важна
Первым делом
Прямая спина.
Постели на пол
Коврик и сядь,
Или сядь в кресло,
Коль некуда стлать.
Медитируй,
Медитируй,
Стань добросердечней,
Стань терпеливей.
Плавно выдохни,
Глаза открой,
Будь мудрым,
Храни покой.
Дыши правильно:
Вдох-выдох носом,
Выдыхай полностью
Весь свой воздух.
Продолжай дышать,
Но не впускай
Мыслей о смерти
В старом Вьетнаме.
Вслед за выдохом
Образы гони,
Нежеланные
Мысли не лови.
Медитируй,
Медитируй,
Стань добросердечней,
Стань терпеливей.
Добросердечней,
Добросердечней,
Стань добросердечней.
Стань терпеливей.
Ты до сих пор еще
Не медитировал,
А лишь имитировал.
Но все поправимо.
Мысли застряли -
Продолжай дышать.
Чем жил дядя Дон,
Зачем вспоминать?
Лорел Харди, дядя Дон...
Чарли Чаплин, дядя Дон...
Тебе не кидать
Ядерную бомбу.
Образ посетил?
Попрощайся с ним,
Сыграв дурака
Со взглядом пустым.
Память катастроф
В уме всплывает -
Пусть с западным ветром
Все улетает.
Медитируй,
Медитируй,
Стань добросердечней,
Стань терпеливей.
Увидишь Апокалипсис
В лимузине красном
Или НЛО -
Сиди на месте.
Стал счастливей -
Не волнуйся,
Шину проткнул -
С женой целуйся.
Мысль мешает,
Кому позвонить?
Но с какой стати
Об этом тужить?
Просто медитируй,
Продолжай дышать,
Чтоб ум и тело
Могли отдыхать.
Медитируй,
Медитируй,
Стань добросердечней,
Стань терпеливей.
В день по минуте,
А сможешь - по часу
И Сила Высшая
Уже в твоей власти.
Не бывает поздно
Сказать Высшей Силе:
"Постой-ка, сядь
Давай медитировать!"
Медитируй,
Медитируй,
Наполнись
Энергией
И стань терпеливей.
Стань добросердечней,
Добросердечней,
Стань добросердечней и терпеливей!

Ален Гинзберг, 1981

Держите ум в узде

Не следить за своим умом - все равно что пустить обезьяну в музей без сторожа. Обезьяна возьмет большую кисть и будет марать картины. Из зависти она замажет их зеленым, из гнева - красным, из привязанности - синим. В конце концов она превратит все картины в сплошную мазню. Поэтому необходимо поймать обезьяну и присматривать за ней. Мы не хотим избавляться от обезьяны своего ума, но и оставлять ее без надзора нельзя. Если мы будем следить за своим умом и правильно его воспитывать, от него будет прок.

Почему обезьяна суетится, проказничает и повсюду прыгает? Нам кажется, что стремление причинять неприятности, не беспокоясь о ценности испорченных вещей, заложено в самой природе обезьяны. На самом деле это всего лишь ее распущенность. Все, что нужно обезьяне, - один еле заметный знак. Достаточно глянуть на нее укоризненно, и она прекращает озорничать и убегает.

Когда мы пытаемся избавить обезьяну своего ума от распущенности, в первую очередь мы наталкиваемся на сопротивление. Не говоря уже о многолетних привычках, нам бывает сложно избавиться даже от того, к чему мы приучились за месяц-два или даже за пару недель.

Вы каждый день ездите на работу по одному и тому же маршруту. Предположим, вас просят изменить привычный путь, чтобы взять с собой какого-то человека. Сразу возникает проблема. Вы соглашаетесь и говорите человеку "да", потому что не любите отказывать. Но в глубине души вы думаете: "Ну вот, теперь придется встать пораньше. И я еще не знаю, по какой дороге лучше поехать". Утром вы встаете на час раньше, едете по-другому маршруту, и никаких сложностей нет. Если вы начнете следить за своими мыслями, возможно, вы поймаете себя на чем-нибудь подобном, и будете чувствовать неловкость. Эта неловкость - предупреждающий знак для вашего ума.

Как медитировать

Вообще, медитировать - значит сосредоточивать на чем-либо свой ум. Сосредоточение ума до степени полной погруженности называется медитацией. Как научиться полностью погружаться в медитацию? С помощью регулярных занятий. По-другому не получится. Вы медитируете снова и снова, до тех пор, пока не овладеете медитацией, пока она не станет частью вас.

Ален Гинзберг замечательно рассказывает об этом в "Рок-песне о медитации". Будьте спокойными и собранными, не сутультесь. И лучше не ложитесь, иначе можете заснуть.

Слегка наклоните голову вперед и смотрите на воображаемую точку примерно в полутора метрах прямо перед собой. Не напрягайтесь. Ваш взгляд должен быть расслаблен. Если взгляд направлен вверх, мысли скорее всего начнут блуждать. Если взгляд направлен вниз, вы быстро окажетесь в угнетенном, подавленном состоянии. Расправьте плечи. Держите рот закрытым и прикоснитесь кончиком языка к верхнему нёбу за зубами. Это защитит вас от пересыхания во рту и чувства жажды во время продолжительной медитации.

Выбор объекта

Если вы уже сосредоточились на дыхании, хорошо. Однако рекомендуется все же отодвинуть дыхание на второй план и сосредоточиться на объекте. Например, вы можете избрать образ Будды или Иисуса, или звезду Давида, или какой-нибудь другой важный для вас религиозный символ. Можно представить себе бесконечный Божественный свет. В конце концов наилучшим будет тот объект, который вас вдохновляет.

Подумайте о выбранном объекте и затем мысленно представьте его себе на расстоянии вытянутой руки от вас, на уровне ваших бровей. При этом образ объекта в вашем сознании будет и расплываться, и становиться четким и ясным. Если вы попытаетесь сосредоточиться на глазах и лице Будды, станут исчезать его ноги в положении лотоса. Если вы представите себе его стопы, у него исчезнут руки и голова. Это первая сложность, с которой вам предстоит столкнуться. И все-таки, даже если поначалу вы будете видеть только нечто вроде белого или желтого пятна, все равно удерживайте это пятно в сознании. Когда же вам удастся сосредоточиться полностью, сохраняйте полученный образ непрерывно.

Препятствия

Если вы хотите расколоть полено, вы должны бить топором в одно и то же место. В этом случае достаточно нескольких ударов подряд и полено разлетится на две половины. Если вы будете промахиваться, у вас ровным счетом ничего не выйдет. Тренированный ум, словно топор в умелых руках, способен раз за разом попадать в одно и то же место. Куда бы он ни был направлен, вы будете полностью владеть ситуацией. По вашей команде ум сосредоточится на любом предмете. Его не будут раздирать на части двести разных мыслей одновременно.

 

Плохие эмоции тоже сосредоточивают ваше внимание, но они направляют его не туда, куда надо. Когда вы рассержены или чувствуете сильную привязанность, ваш ум насильственно захвачен и ни на что не способен. Цель медитации - не пускать плохие эмоции в ум. Если они, как незваные гости, стучатся в дверь и вы всякий раз не открываете, они перестанут наведываться без приглашения.

 

Иногда ваше сосредоточение будет ясным, иногда нет. Порой вы чем-то встревожены и порой вам не удержаться на месте даже пять минут, потому что без всяких причин вы испытываете усталость. Если вас что-то отвлекает, сделайте дыхательную гимнастику, и ваш ум успокоится. Зажмите пальцем левую ноздрю и сделайте вдох через правую. Затем, зажмите правую ноздрю и выдохните воздух через левую. Повторите это трижды и потом поменяйте ноздри: вдох левой, выдох правой, - также три раза. Затем вдыхайте и выдыхайте обеими ноздрями. Три, плюс три, плюс три, - всего девять раз.

Почувствуйте вдыхаемый и выдыхаемый воздух. Представьте, что это бледно-голубой дым от благовоний. Тем самым вы отвлекаетесь от гнева, привязанности, зависти или чего бы то ни было еще. Так у вас появляется мост, ведущий от плохих эмоций к истинному сосредоточению.

Если мост не поможет, повторите весь цикл двадцать один раз. Тогда вы построите двадцать один мост. И если сейчас ваше время не ограничено, постройте сотню мостов. Ваши волнения утихнут, и вы успокоитесь.

Занимайтесь медитацией часто, но понемногу. Не переусердствуйте в занятиях, но и не прекращайте их. В медитации важна ее регулярность. Если вы занимаетесь в течение недели, а потом еще на неделю или на месяц забываете об этом, вы ничего не добьетесь. Если же вы будете медитировать хотя бы по десять минут, но каждый день, вы приучитесь к сосредоточенности своего ума. И тогда вам больше не надо будет специально садиться медитировать.

Аналитическая медитация

Когда ваше внимание станет устойчивым, смените объект медитации. Теперь используйте свой сосредоточенный ум для размышлений. О чем необходимо размышлять? О том, о чем мы говорили в этой книге раньше. Пусть объектом вашей медитации станет то, какой должна быть правильная жизнь, и также то, как мы собираемся встретить смерть. Сосредоточивайте свои мысли на том, как вы можете обуздать гнев, освободиться от привязанности, избавиться от эго и развить любовь и сострадание. Используйте материал из предыдущих глав. То, что рождается в вас в сосредоточенном размышлении, во многом способно вас изменить. Постепенно ваши выводы станут частью вас, вам откроется поистине чудесный путь к возвышенной духовной жизни, и вы навсегда избавитесь от плохих эмоций. Такова суть аналитической медитации.

Цель медитации

Когда мне было три или четыре года, я жил в пещере вместе со своим учителем Геном Юнгтрунгом. Однажды он подозвал меня со словами: "Погляди на этот камень". У пещеры на камне почти неподвижно сидела ящерица и грелась на солнце. Эта ящерица только что съела скорпиона и теперь переваривала его. Глаза ее были открыты, и она ритмично дышала. Учитель сказал: "Смотри, ящерица медитирует".

Смысл в том, что просто сидеть, открыв или закрыв рот, и ничего не делать со своими мыслями бесполезно. До известной степени это может вас успокоить, но цель медитации не в этом. Медитация предназначена для того, чтобы очиститься от плохих эмоций, углубить осознание и в полной мере испытывать радостные чувства. Простое сосредоточение всего лишь ослабляет плохие эмоции. Поэтому необходима аналитическая медитация.

Упорно работайте и раз за разом углубляйте свое осознание. По мере того как осознание будет расти, к вам начнут приходить сверхъестественные способности. Вы столкнетесь с высшими существами, медиумическими видениями и многим другим. Не обращайте внимания. Во всем этом нет ничего особенного или удивительного, это просто побочные результаты вашей работы.

В возрасте около тринадцати лет со мной произошел достаточно необычный случай. Как-то раз я прогуливался по монастырю, неподалеку от изваяний хранителей. Когда я проходил мимо изваяния хранительницы Палден-Ахамо, мои "мала", четки, внезапно выскользнули из моих рук, взлетели на высоту около шести метров и оказались у нее. Все вокруг продолжали вести себя так, как будто ничего не случилось. Ни мои учителя, ни смотрители, никто и никогда не заговорил со мной об этом. Я сам не вспоминал о происшедшем тридцать с лишним лет, пока один мой друг, монах из Австрии, не попросил одного из моих учителей, Лоче Ринпоче, сочинить мою прижизненную молитву. Молитва была составлена. Там были строки, описывающие этот случай. В одно мгновение все ожило в моей памяти, я вспомнил особенный трепет, который тогда ощутил. Меня охватило глубочайшее волнение, и мое дыхание замерло. Как могли "мала", обычные деревянные бусины, нанизанные на нить, ни с того ни с сего выскочить тогда из моих рук? Те, кто были в тот момент рядом, видели, что произошло. Лоче Ринпоче помнил этих людей и назвал мне имена. Уверен, что учителя, посоветовавшись с моими родителями, решили помочь мне полностью забыть о случившемся. Они отнеслись к этому как к помехе, которая могла отвлечь меня от обучения.

Лечение ума

В Тибете, в монастыре, где я учился, мы получали разностороннее образование и овладевали многими навыками. Считалось, что, только хорошо усвоив многие знания, можно найти свой истинный путь. Но обучение ни в коем случае не сводилось к одной умозрительной теории. Наоборот, все занятия, обсуждения и медитации вели к практическому избавлению от плохих эмоций.

 

Если вы больны и хотите поправиться, вы должны принимать назначенное вам лечение, а не разглядывать пузырек с лекарством. Никто кроме вас самих не положит вам лекарство в рот. Лечите свой ум, следите за ним и набирайтесь мудрости и опыта. Никто не будет делать это за вас.

Две истины

Многие люди считают, что истина должна быть одна. Из опыта Будды, которым он поделился с нами, следует: есть истина относительная и есть истина абсолютная. Их всегда две, и в жизни каждого из нас неизбежно присутствуют обе. Относительная истина строится на наших оценках и суждениях. Она всегда обусловлена той или иной точкой зрения, позволяет принимать чью-либо сторону и зависит от общественного мнения. Из относительных истин складывается повседневная жизнь. Абсолютная истина существует вне обычных для нашего ума определений. В ней тайна жизни. Чтобы правильно действовать, нам нужна и та, и другая истина.

Тот, кто сумел постичь абсолютную истину, воспринимает вещи иначе, чем остальные люди. Все, что он видит, - стены, окна, люди, дорога - больше не кажется ему чем-то постоянным, неразрушимым и неизменным. Он видит и, видя, осознает непрочность и изменчивость видимого мира.

Окно состоит из мельчайших частиц, из молекул, застывших и принявших форму стекла. Частицы стекла взаимосвязаны друг с другом, стоит повредить их связи, и стекло потеряет форму. Тот, кто осознал абсолютную взаимозависимость всего, воспринимает любую вещь как соединившиеся частицы. Для него и стены, и цветы, и люди перестают быть отдельными друг от друга и неизменными объектами. Глубокое понимание этого уводит далеко за пределы известных законов физики.

Понимаем мы или нет, но наша жизнь и относительна, и абсолютна. В осознании этого заключается мудрость. Мудрость ведет к состраданию. Сострадание открывает путь к свободе. Свобода - окончательное достижение, абсолютное совершенство тела и разума.

Есть умозрительное понимание, и есть понимание, возникающее из осознанного опыта. И то и другое необходимо. Умозрительное понимание переходит в осознанный опыт.

 

Ради самого себя и ради других попытайтесь достичь как можно более высокой цели. Попытайтесь жить мудро, с любовью и состраданием. Буддизм и прост, и глубок. Все его учение можно выразить всего в нескольких словах, и в этих нескольких словах будет содержаться описание целого пути. И в то же время буддизм можно излагать настолько подробно, что во вселенной для этого не хватит места. Я же говорю только о наиболее существенном.

Вы получили некоторые знания. Теперь думайте, медитируйте и, к каким бы выводам вы ни пришли, сделайте эти выводы осознанно. Так вы сможете излечить себя. Как только вы избавите ум от препятствий, вы, несомненно, засияете в своей первозданной чистоте.

Когда это произойдет, вы больше не будете находиться в удрученном состоянии. Вы обретете истинную гармонию в себе и начнете помогать другим. И я верю, что именно так ваша жизнь станет полноценной и прекрасной.

ГЛАВА СЕДЬМАЯ
Правильная смерть

Мы знаем, что смерть неотвратима. Никто не может избежать смерти. Она неминуема даже для таких духовно развитых личностей, как Будда. Никто из читателей этой книги - не важно, молод он или стар, богат или беден, не важно, насколько он хорош или умен, - не будет жить вечно. Поэтому, вместо того чтобы сторониться мыслей о смерти, лучше взглянуть на то, что нас ждет, и позаботиться о себе. Если мы будем представлять себе смерть, это не только ослабит наш страх, но и даст нам возможность превратить процесс своего умирания в процесс просветления. Или же, если нам недостанет для этого сил, наша смерть станет легкой.

Причины нашей смерти скрыты в обстоятельствах нашей жизни. Мы неправильно питаемся, и химический состав веществ в нашем теле ухудшается. Ошибочное и непродуманное медицинское лечение также оказывает вредное действие. И, хотя изначально у каждого из нас есть определенный запас жизненной силы, этот запас нельзя увеличить, напротив, с каждым днем, с каждым месяцем и годом он истощается. Однажды он иссякнет совсем, подобно высохшему до дна озеру.

Нам следует признать это прямо сейчас. Если я буду ждать, пока смерть постучится ко мне, я потом не успею ничего предпринять. Я должен осознать, что смерть обязательно придет за мной и тогда мне предстоит уйти. И никто не знает, когда это произойдет. Это может случиться на следующей неделе, или в следующем месяце, или в следующем году. Я не могу быть совершенно уверен даже в том, что доживу до завтрашнего дня, и, возможно, мне вообще осталось жить не больше часа. Когда я умру и сознание покинет мое тело, я не смогу взять с собой ничего, кроме тянущейся вслед за мной хорошей или плохой, добродетельной или порочной, созидательной или разрушительной кармы. Но, если я понимаю, что смерти не миновать, я могу использовать отпущенное мне время, чтобы избавиться от гнева, привязанности и эго. Только это откроет мне путь в последующую жизнь с хорошей судьбой, прежде чем моя плохая карма утопит меня в плохих перерождениях. Чтобы правильно умереть, я должен аккумулировать лишь терпение, любовь и сострадание.

Смерть - это всего лишь разделение тела, которым мы пользуемся в одной ограниченной жизни, и ума, который сопровождает нас из жизни в жизнь. Но это и конец нашей деятельности, конец всего - и хорошего, и плохого. Поэтому смерть неизбежно высвобождает исключительно сильные эмоции. Умирая, мы будем страдать при мысли, что больше не сможем ни видеть, ни слышать, не сможем находиться рядом с теми, кто нам дорог и близок, не сможем прикасаться к ним и разговаривать с ними. Привязанность и нежелание отпускать наших близких - вот самая большая трудность. Заранее скажите людям, которые много значат для вас, то, что вы должны им сказать, или напишите им то, что должны написать. И это все. Испытывать чувство обиды или держаться за глубокую сердечную привязанность плохо и для самого умирающего, и для тех, кто остается. Необходимо применить силу воли для того, чтобы освободить свой разум, и сделать это надо решительно.

У Будды было несколько выдающихся учеников, одного из которых звали Маудгальяяна. Один из учеников Маудгальяяны находился в плену очень сильной привязанности. Маудгальяяна решил взять его и еще одного своего ученика в мистическое путешествие. Сначала он показал им огромную гору костей.

- Что это? - спросил второй ученик.

- Это кости от всех ваших тел из всех прошлых жизней, - ответил Маудгальяяна.

Затем Маудгальяяна указал ученику, который страдал от привязанности, на обвитый змеей скелет. Глазницы скелета, грудная клетка, каждая его кость сверху и донизу - все было опутано змеиным телом.

- Что это? - спросил страдавший от привязанности ученик.

Маудгальяяна ответил:

- Это ты в прошлой жизни. Ты был так привязан к своему прежнему телу, что не желал расставаться с ним. Поэтому ты родился змеей и жил в своем старом скелете.

Это древняя история. Даже если она всего лишь старая сказка, она наглядно показывает, что может сделать с человеком привязанность.

С чего начать?

Готовиться к смерти - значит учиться терпению, любви и состраданию. Учитесь быть терпеливыми всегда и при любых обстоятельствах, чтобы не возникал гнев. Воспитывайте в себе необусловленную, чистую любовь и сострадание для того, чтобы не возникала привязанность. Обуздывайте свое эго для того, чтобы разорвать сети страха. Если вы будете делать это каждый день, смерть не застигнет вас врасплох. Хорошие мысли придут сами собой и станут для вас привычными. И, если вы окажетесь рядом с умирающим человеком, вы сможете помочь ему, поделившись своими знаниями.

Оглянитесь назад, на прожитую вами жизнь и вспомните, что в ней было хорошего. Не сожалейте о плохом. Многое неизбежно должно было случиться не так, как хотелось бы. Все мы люди, и люди склонны ошибаться. В духовной практике мы часто совершаем ошибки, поэтому она и называется практикой. Вспомните о хорошем. Мы должны стараться жить добродетельно. Мы не должны причинять никому вреда, и мы должны придерживаться своих обязательств. И не важно, сколько скверны мы впитали в себя, накапливая плохую карму, - она не навечно. Все поправимо. Очищением мы грех обращаем во благо. Если вы чувствуете искреннее раскаяние и хотите духовным образом искупить нанесенный когда-то вред, у плохого не будет необходимости оставаться с вами. Погружайтесь в медитацию, и пусть она станет для вас противоядием.

Если вы совершали поступки, которые вредили вам самим и другим людям, не совершайте их больше. Если вас преследуют воспоминания об этих поступках, отбросьте такие воспоминания. Помните о том, что на протяжении всей жизни вы, насколько могли, старались быть хорошим человеком и поэтому не время думать о плохом. Не позволяйте плохому беспокоить вас. Вы уже позаботились о нем, вы прошли через очищение, и теперь, так или иначе, все пришло в равновесие.

Думайте о своем великодушии. Вспомните каждый случай, когда вы проявляли его, даже если этот случай был совсем незначительным и ваше великодушие было ничтожным. Все равно представьте его безграничным. Любую хорошую карму, которую вы заработали, любое сделанное вами добро считайте огромным, это придаст вам сил.

Не бойтесь. Страх уже терзал вас на протяжении всех ваших жизней. Страхом вас пугает ваше эго. Если страх одолевает вас, помните, что это обман. Эго обманывает вас, и оно само заблуждается. Считайте, что вы отчетливо увидели и поняли это. Сокрушите эго до основания. Не забывайте говорить себе, что у вас больше нет ни эго, ни его заблуждений.

Умирая, не удивляйтесь тому, через что вы проходите. Каждое явление или событие имеет свое начало и свой конец. Что бы ни случилось, помните: все это временно и совершенно естественно. Если вы будете помнить об этом во время смерти, вы обеспечите себе правильный переход в следующую жизнь.

Заниматься духовной практикой - значит жить с ней, спать с ней и умереть с ней. Только так вы сможете помочь себе в смерти. До тех пор пока духовная практика остается для вас удаленной высокой святыней, от нее не будет никакой пользы. Если вы думаете, что это "нечто священное" совершенно недостижимо для вас, плохие эмоции никуда не уйдут. Если вы молитесь разве что время от времени, у вас не будет оснований надеяться на действенность молитвы. Благословения и ритуалы привлекут вас, но не более. Чем они помогут вам? Они ничего не сделают с вашими плохими эмоциями. Чтобы правильно встретить смерть, надо жить, есть, пить и спать, занимаясь духовной практикой. И только так вы сможете изменить свою жизнь.

Правильная смерть

Мой друг Ален Гинзберг говорил: "У меня нет доказательств существования реинкарнации, но я должен принять это на веру. Ведь если она существует и мне предстоит ее пройти, я должен быть готов. Я не хочу упустить возможность помочь себе". И, когда его время пришло, он был готов.

Он позвонил мне и сообщил, что у него нашли неизлечимую болезнь и жить ему осталось четыре месяца. Для него самого было неожиданностью то, как он воспринял это известие. До этого он думал, что, если бы кто-нибудь сказал ему о скорой смерти, он потерял бы самообладание. Однако, к своему удивлению, он был вполне готов умереть. Он обзвонил друзей и сказал им, что умирает. Потом он уладил личные дела и начал прославлять свою жизнь и праздновать ее завершение.

Через некоторое время с ним случился приступ, и он впал в кому. Я приехал, чтобы находиться рядом с ним. Верхний этаж его дома заполняло множество людей, которые знали и любили его, - это были художники, поэты и артисты. Я вошел к нему в спальню, произнес oнебольшую молитву и приступил к предсмертному ритуалу.

Около полуночи он выглядел так, словно вот-вот перестанет дышать. Поэтому я завершил ритуал и вышел. Примерно в два часа ночи мне сказали, что он очнулся, посмотрел вокруг, потом закрыл глаза и умер. До половины двенадцатого следующего вечера он оставался в своем теле в глубоком медитативном состоянии.

Перед смертью убедитесь, что место, где вы находитесь, свободно от беспокойств, создаваемых плохими эмоциями. Ален желал умереть открыто - и так и умер. Другие могут мечтать о тихой смерти. Пусть окружающая вас обстановка будет такой, как вы хотите. Члены вашей семьи должны поставить ваши желания выше своих.

Позаботьтесь обо всем необходимом, чтобы потом не терзаться из-за чего-то забытого. Ничто не должно вас удерживать. Вы должны быть как птица, которая сидит на скале и готова свободно взлететь. Отдайте или завещайте то, что хотите, пока находитесь в добром здравии и ясном рассудке. Если можете, сделайте все сами, никому не передоверяя дела. Будет лучше, если вы разъясните близким, кому что достанется, с тем чтобы после вашей смерти между ними не было разногласий. Отдавая, делайте это без всяких условий. И не позволяйте привязанности или гневу влиять на ваше решение - потом это может не дать вам покоя. Проявите щедрость. Она поможет ослабить привязанность.

Мы привязаны к еде и собственности, и еще к славе, или, проще говоря, к людям, которые высокого мнения о нас. Справиться с привязанностью к еде и собственности нетрудно, отказаться от престижа намного сложнее. Даже если вы медитируете в каком-то пустынном, заброшенном месте, все равно в глубине души вы надеетесь, что одинокий пастух забредет к вам со своей овцой и потом расскажет о вас людям в селении.

Если что-либо удерживает вас, немедленно избавьтесь от этого, чтобы оно не было с вами на пороге смерти. Когда вы будете умирать, вам навредит любая привязанность.

На этот счет есть поучительная история. Один из моих учителей, Гомо Ринпоче, был весьма необычным человеком. Он жил не так, как должен жить великий воплощенный лама. Он был женат, имел семью, и его знали как "отца приюта для детей-сирот N.15" в Муссури. У Гомо Ринпоче было несколько серьезных учеников. Двое из них занимали посты в бывшем тибетском правительстве и уехали из Тибета в Индию в середине пятидесятых. Оба были очень старыми, их здоровье сильно пошатнулось. Они стремились умереть, пока еще находились в ясном сознании, для того, чтобы во время смерти погрузиться в медитацию. В тибетской культуре эту медитацию практикуют те, кто был опытен в духовной жизни. Они вместе назначили дату своего ухода, все подготовили, раздали имущество и договорились с домашней прислугой.

В день, который они определили для своей смерти, Гомо Ринпоче сидел дома с детьми. Кто-то пришел и сказал ему, что один его ученик умер, и попросил помолиться за него. Гомо Ринпоче сидел и ждал, что придут и сообщат о смерти второго ученика, но никто не явился. Тогда, опасаясь, что возникли трудности, он отправился выяснить причину. В доме второго ученика ему сказали: "Знаете, утром ему стало плохо и его забрали в больницу".

Когда Гомо Ринпоче приехал в больницу, оказалось, что его ученик находится в блоке интенсивной терапии. Туда никого не пускали, но Гомо Ринпоче переоделся уборщиком и незаметно проскользнул.

Он спросил своего ученика:

- Что случилось?

- Сначала появились все признаки смерти, но потом, неожиданно, они стали исчезать один за другим. Это было невыносимо, я вопил от боли так громко, что меня забрали в больницу.

Этот пожилой человек относился к духовной жизни серьезно и, судя по всему, был вполне способен создать необходимые условия для правильной смерти. Гомо Ринпоче не понимал, что ему помешало. И тут он заметил на ученике совершенно новую, красивую рубашку.

Он спросил:

- Откуда у тебя эта рубашка?

- Правда, славная? - сказал ученик. - Вам нравится? Мой друг подарил ее мне позавчера, и сегодня утром я ее одел.

- Да, она замечательная. Пожалуйста, дай-ка ее мне, - попросил Гомо Ринпоче.

Ученик заколебался:

- Ну, не знаю. Мне она действительно очень нравится.

- Я хочу эту рубашку, - настаивал Гомо Ринпоче. - Если ты мне ее не отдашь, считай, что мы никогда не знали друг друга.

Услышав такое, тот снял рубашку, и Гомо Ринпоче разорвал ее прямо у него на глазах. После этого его ученик смог спокойно умереть.

 

* * *

 

Что бы ни происходило с вами во время смерти, через что бы вы ни проходили, испытывайте любовь и сострадание и сохраняйте сосредоточенное состояние духа. Не позволяйте боли или панике рассеивать ваше внимание. Если вы научитесь этому сейчас, то ко времени смерти это станет для вас естественной привычкой. Тот, кто всегда выполняет тонглен, - дает любовь и забирает страдания, - способен умереть, дыша с тонгленом. Вам может казаться сложным сокрушать свое эго чужими страданиями, вы не привыкли к таким мыслям. Но это способ приучить свой ум быть готовым ко всему. Когда вы привыкнете к тонглену, вы обнаружите, что это хорошо. Тонглен успокаивает, наполняет радостью и делает вас счастливыми.

Даже если вы обо всем позаботились, в вас все равно могут возникнуть гнев и привязанность, особенно гнев на смерть. Умирая, люди часто спрашивают: "Почему я? Почему я умираю? Ведь я прожил такую хорошую жизнь". Вы умираете, потому что это неизбежно. Вспомните: смерть естественна, следовательно, ничего необычного с вами не происходит. Когда вы успокоились, пришли в равновесие и смирились с тем, что умираете, сделайте следующий шаг - наполните свой ум добрыми мыслями. Если вы верите в Бога, старайтесь думать о Его величии и в таком состоянии умрите. Если вы буддист, думайте о Будде. Или думайте о своем гуру, который един с Буддой. Или же думайте о любви и сострадании. Если даже это сложно для вас, подумайте о бескрайней прекрасной обители, у порога которой вас встретят и вам помогут удивительные существа. Не упускайте этот образ из своего ума до тех пор, пока не утратите сознание. Такая медитация сделает вашу следующую жизнь лучше.

Изучите путь

Многое из того, что происходит во время смерти, может показаться ужасным. Мы постепенно утрачиваем зрение и слух. В конце концов мы вообще перестаем видеть и слышать. Мы теряем здравый рассудок и ясность мысли. Это может пугать. И все-таки важно помнить: через смерть рано или поздно проходят все. В ней нет ничего необычного.

По мере того как распадаются физические элементы тела - земля, вода, огонь и воздух, и затем, когда начинает отделяться ум, вы будете ощущать тяжесть, либо вам будет казаться, как будто вы тонете, или же что дует сильный ветер. Все эти признаки указывают на наступление внутреннего распада. Я говорю о них для того, чтобы они не застигли вас врасплох. Если вы будете готовы, вы сможете правильно сосредоточиться. В тибетском буддизме есть медитация, которая учит этому. Многие тибетцы каждый день выполняют ее, чтобы потом, во время смерти, лучше понимать то, что с ними происходит. Вот она:

 

Я вижу воду, словно мираж.

Это отделяется элемент земли. Я больше не могу двигаться.

Я вижу дым. Жидкость высыхает в моем теле. Я больше не могу глотать.

В потемневшей комнате я вижу красные искры, как будто бы это горсть тлеющих углей. Это угасает источник моего тепла.

Я вижу отраженный свет мерцающей свечи. Я перестаю дышать.

Я вижу тусклый белый свет. Это тонкая субстанция моего отца отделяется от материнской тонкой субстанции.

Я вижу красноватую дымку. Распадается материнская тонкая субстанция.

Я погружаюсь в кромешную тьму и покидаю тело.

Я ощущаю лунный свет, чистый и ясный свет - это моя собственная чистая природа.

 

Если вы сможете пройти по ступеням смерти в состоянии веры, любви и сострадания и с надеждой на то, что чистые существа помогут вам, то после периода тьмы вы увидите ясный свет и ощутите освежающую прохладу. И это будет великое достижение.

Но можно удостоиться и большего. Вспомните, что все в мире существует во взаимной связи друг с другом. Добавьте желание того, чтобы каждое сознающее существо перестало страдать. Отнеситесь ко всем снисходительно, ведь изначально каждый из нас - это свет. Во всех находится изначальное бытие, единая абсолютная реальность. Размышляйте о совершенной чистоте этой реальности. Медитируйте: "Природа чиста. Все чисто. И я сам изначально чист". И тогда Бог, Будда, Иисус или Истина могут войти в ваше тело через темя, соединиться с вашим умом и повести вас в следующую жизнь.

Не всем приходится умирать медленно. У того, кто попадает в аварию, не бывает времени заметить все признаки смерти. Если смерть пришла к вам неожиданно, оставьте любые мысли о привязанности или ненависти. Попытайтесь вспомнить о сострадании и чистоте всего. И пусть источником вашего вдохновения станет любовь.

Если вы будете помнить об этом во время жизни, то вспомните и в смертный час. И не принуждайте себя к чему-либо из того, о чем я здесь рассказал, - выберите лишь то, что подходит для вас.

Чистое бытие

Когда вы увидите признаки распада элементов, - воду, дым, красные искры и отсвет мерцающей свечи, знайте, что ваше тело вот-вот отделится от ума. Вскоре вы увидите тусклый белый свет, затем красноватую дымку и потом погрузитесь во тьму. И в этот миг у вас появится возможность обратиться к своей чистой природе и стать просветленным. Если вы сможете удерживать это мгновение и определенно знаете, куда направить мысли, у вас будет время, чтобы преобразовать свой тонкий ум и привести его к изначальному просветленному состоянию.

Во время смерти, после погруженности во мрак, возникает яркий свет. Этот свет создает видимость туннеля. Туннель, состоящий из света, может привести вас к изначальному разуму. Изначальный разум чист и остается таковым всегда. Какую бы вы ни прожили жизнь - добродетельную и окрашенную хорошими впечатлениями или порочную и наполненную злом, - ваша жизнь никак не влияет на него и не изменяет его природы. По отношению к нему все ваши привязанности и гнев подобны грязному налету, покрывшему золото. Грязь делает золото тусклым, но золото не соединяется с ней и никогда не меняет своих истинных свойств. Точно так же ничто не может затронуть чистоту изначального разума. Если, оставляя жизнь, мы освободим свое сознание от гнева и привязанности, мы избавимся от грязного налета плохой кармы и сможем связать изменения, происходящие с нами при умирании, с чистым изначальным разумом. Тогда мы освободимся, придем в просветленное состояние сознания и сможем выбрать свою следующую жизнь. При жизни пробудиться в изначальном разуме позволяет лишь особая медитативная практика, но смерть сталкивает в эту возможность всех.

После смерти

Однажды, когда я был еще подростком, я находился у себя в комнате в Дрепунгском монастыре. Смеркалось. Я сидел на постели и вслух повторял своему монастырскому учителю то, что выучил за день. Вдруг в комнату вошел мой первый учитель Ген Юнгтрунг, живший тогда в уединенном месте. Он был одет как обычно. Я немедленно встал. Монастырский учитель также поднялся и спросил: "Ген, Ген, тебе лучше?" Ген Юнгтрунг не ответил. Взойдя на алтарь, он сложил ладони и пристально вглядывался в каждую фигуру. Потом он подошел ко мне, прикоснулся к моему лбу и что-то мне сказал, но что, я не помню. Он улыбнулся монастырскому учителю и вышел. Мы позвали его: "Пожалуйста, вернитесь, присядьте", но он исчез. Мы спросили нескольких людей у входа, но Гена Юнгтрунга никто не видел.

Позже я узнал, что, когда Ген Юнгтрунг вошел в мою комнату, в это же самое время он умер в Лхасе, в шести милях от монастыря. Думаю, он пришел попрощаться и дал понять, что мы остаемся близкими.

В моей традиции отправной точкой духовного пути является обретение прибежища. Это та черта, которую вы пересекаете, когда хотите стать буддистом. Почему мы должны найти прибежище? Потому что мы ищем источник защиты - защиты от всего, что может сделать тяжелым время нашей смерти и принесет нам трудности в будущей жизни. Прибежищем буддистов являются Будда, дхарма - учение и сангха - община людей, идущих общим духовным путем. Придя в сангху, мы понимаем, что Шакьямуни Будда не будет спускаться к нам откуда-то извне и вытаскивать нас из тяжкого положения в рай. Мы сами несем ответственность за себя, и поэтому мы сами должны себе помочь. Этот источник, неразрушимая тонкая субстанция, которая может стать Буддой, находится у нас внутри. И только мы сами способны соединить свою жизнь и свою смерть с дхармой, которая может стать духовным развитием для этой субстанции. Вот что помогает нам жить сейчас и поможет нашему перерождению в следующих жизнях. Древнее значение корня "инкарн" в слове "реинкарнация" - это "приводить к исцелению". Пока мы живем и когда мы умираем, у нас есть возможность исцелить свой ум.

Во время одной из последних наших встреч мой отец сказал мне: "Когда я буду умирать, я не стану звать тебя на помощь. Надеюсь, ты сможешь достичь того же". Он знал, когда придет его час. Он знал, как правильно жить. И он знал, как правильно расстаться с этой жизнью. Я верю, что у многих из вас получится помочь себе так, как вышло у него. Будьте счастливы и свободны от страданий, привязанности и ненависти. И пусть другие существа будут счастливы рядом с вами.

ПРИЛОЖЕНИЕ
Небольшая практика

Люди часто спрашивают: "Какой практикой я должен заниматься каждый день?" Я отвечаю им: "Следите за гневом, привязанностью и эго на протяжении всего дня".

Когда вы просыпаетесь утром, думайте так же, как думал Ален Гинзберг: "Я счастлив тем, что я пока дышу". Однажды он поделился со мной этой мыслью. Радуйтесь, что вы живы, настройтесь на хороший день и на доброжелательность к другим людям. Наполните этим каждую минуту, от вашей первой мысли с самого утра и до самой последней - той, которая возникает у вас перед тем, как вы засыпаете. Посвятите все хорошее, что произошло с вами в течение дня, благу своему и других. Можете раскаяться в любом совершенном вами зле и решить, что никогда больше вы не повторите его. Попробуйте также, в духовном смысле, возместить причиненный вами ущерб. И погрузитесь в медитацию, это послужит вам защитой.

Если вы решили заняться сосредоточением или аналитической медитацией, начните с молитв, которые приводятся ниже.

Что дают молитвы? "Принятие прибежища" пробуждает в нас источник вдохновения. "Пробуждение необусловленной любви и сострадания" направляет наши устремления в нужное русло. "Молитва семи" помогает обрести качества, необходимые для успешного совершенствования ума. Мантры защищают ум и удерживают его на правильном пути. Если молитвы вам не нужны, пропустите их.

Можете погрузиться в сосредоточение и аналитическую медитацию во время чтения мантр или после них, или перед тем, как произнесете "молитву посвящения".

Прежде всего, призовите просветленных существ. Ощущайте их присутствие и, так или иначе, примите их покровительство. Если вы буддист, повторите сначала три раза: Намо Будда, намо Дхарма, намо Сангха. После этого можете приступать к молитвам.

Молитвы

Принятие прибежища

Я принимаю прибежище в теле, речи и уме просветленных существ.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 111; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!