Как извлечь благо из трудностей?



Тибетцы считали верблюда плохим. Они видели в нем символ эпохи упадка нравов. Поэтому тибетцы выгнали из Тибета всех верблюдов. Монголы были рады получить верблюдов, так как верблюды нужны в пустыне. В жизни мы сталкиваемся с тем, что кажется нам плохим. Плохое мы воспринимаем как препятствие. Вместо того чтобы расстраиваться из-за препятствий или отворачиваться от них, закрыв глаза, мы можем принять их и воспользоваться ситуацией наилучшим образом. Тем самым мы встретим трудности с пользой для себя, а не наоборот.

Однажды Миларепа по наущению матери использовал черную магию, обрушил дом и убил своих тетю, дядю и гостей, собравшихся на годовщину свадьбы. Сожалея о содеянном, Миларепа нашел великого учителя, Марпу, стал его слугой и подвергся суровому испытанию. Марпа заставил Миларепу сооружать непригодные для жилья башни и выстраивать из этих башен фигуры в виде окружностей, квадратов и треугольников. Как только Миларепа заканчивал фигуру, Марпа велел ее разрушать. Миларепа безропотно продолжал это бесполезное занятие более десяти лет. Он смирился со своим удручающим положением и воспользовался им как возможностью для раздумий, очищения и благочестия. В конце концов Миларепа получил наставления Марпы, занялся медитацией и стал одним из великих духовных родоначальников Тибета.

Мой отец говорил: "Какие бы страдания ни приходили к нам, это наша карма. Мы сами создаем свою карму. Кто, кроме нас самих, должен расплачиваться за нее?" Для человека, для страны, для всего мира единственной надеждой на счастье является уничтожение плохой кармы.

Что бы мы ни делали, мы встретим трудности. Человек, следующий духовным путем, может воспользоваться этими трудностями. Вы можете обратить свои физические, психоэмоциональные и финансовые проблемы себе во благо. Что делать, когда приходит страдание? И страдание, и счастье зависят от нашего состояния. Когда вы решите: "Это моя плохая карма, я молюсь, чтобы мои страдания искупили ее", вы очиститесь от плохой кармы и будете счастливы.

Когда страдания приходят к нам, уже не имеет значения, откуда они пришли. Мы можем, в меру своих сил, оградить себя от боли, но мы не можем бросить вызов тому, что неизбежно. Страдание определяется причинами и обстоятельствами, которые в данный миг нам неподвластны. Сопротивление тому, что неподвластно и неизбежно, лишь навлекает на нас еще большие муки. Страдание естественно. Вместо того чтобы тщетно пытаться избегнуть его, позвольте ему прийти. Не беспокойтесь из-за него, не сражайтесь с ним и не давайте ему возможности сделать вас несчастным. Так вы облегчите само страдание.

Терпение - это не военная хитрость, которой можно побеждать врагов. Терпением вы можете победить несовершенство своего ума. Когда вы воспринимаете терпение с духовной точки зрения и стараетесь обуздать гнев, оказывается, что даже пустяковая боль способна заменить вам будущие безграничные мучения. Предположим, у вас однажды заболела голова. Если вы терпеливы к головной боли, вам, может быть, не придется в дальнейшем вновь и вновь возрождаться в аду! По этому поводу есть огромное количество историй, рассказанных Буддой.

Произойдет это или нет, зависит от того, что вами движет. То, что вы платите налоги, вы можете расценивать как непомерное бремя или же, наоборот, как великодушный и направленный к общественному благу поступок. Все зависит от мотивов ваших действий. Почему вы платите налоги? Благие намерения создадут хорошую карму.

Неважно, от чего вы страдаете; все дело в том, как вы относитесь к страданиям. В седьмом веке один индийский мудрец сказал: "Сначала подумайте о самом страдании, - можете ли вы его избежать? Если да, приложите все усилия, чтобы сделать это. Но если страдание неотвратимо, зачем горевать? Ведь огорчение только добавит вам лишнее горе".

Если так суждено, примите страдание, но не страдайте без необходимости или по глупости. Есть люди, которым нравится болеть. Они не лечат болезнь и рады заболеть еще сильнее. Эти люди полагают, что страдание их очистит. Другие люди чувствуют вину, если у них появляются деньги, и считают, что необходимо избавиться от них. И те и другие пребывают в заблуждении. Нам следует заботиться о себе. Мы должны поддерживать свой дух, но мы должны беречь и свое тело. Нет ничего предосудительного в том, чтобы зарабатывать себе на жизнь. Когда страдание придет, мы сможем извлечь из него пользу. Однако я не думаю, что нам нужна дополнительная боль. Нам будет достаточно и той, которая есть.

 

Наша нынешняя жизнь предоставляет нам неоценимую возможность освободиться от плохих эмоций. Это значит, что уже сейчас мы можем навсегда освободиться от необходимости рождаться заново. Такая возможность поистине драгоценна. Трудно представить себе, что мы потеряем, если не уделим ей должного внимания и не сумеем воспользоваться ею. Поэтому так важно ценить жизнь, использовать ее наилучшим образом и всеми силами совершенствоваться. Такова духовная практика. Если вы пренебрегаете этой практикой, вы разрушаете духовную, эмоциональную и физическую основу своего существования.

Если мы будем прилагать усилия, мы будем всегда достигать успеха. Мы сможем по-настоящему изменить свою жизнь. Но тогда почему мы продолжаем жить в плену у устаревших привычек?

Конец гневу

Когда вы испытываете плохие эмоции, они овладевают вами. Пока вы не видите этого, вы оставляете им возможность дальнейшего роста. Но стоит вам осознать, что вы поступили низко и отвратительно, сделали нечто несвойственное вам, все может измениться. Вы сможете прийти к тому, что это не вы вели себя так, а ваши отрицательные эмоции толкали вас. Спросите себя: "Это мое обычное поведение или со мной что-то не так? Но если я веду себя неестественно, почему я так поступаю? Потому что я зол, обижен и хочу доставить другому человеку неприятности". Следовательно, причиной вашего поступка являетесь не вы, а ваш гнев, и необходимо выходить из создавшегося положения. Если вы убедились, что все дело в гневе, вы должны принять решение. Ваш долг перед самим собой - не подчиняться власти каких бы то ни было плохих эмоций. Скажите себе: "Я должен вырваться из когтей этого ужасного чувства - гнева. Я отвергаю гнев. Я молюсь о защите от гнева. Я прошу помощи и благословения. Помогите мне сделать это, благословите меня, чтобы я смог положить гневу конец, искоренить его вместе с теми причинами, которые его порождают, раз и навсегда!"

Не пытайтесь прыгнуть выше головы. Если в пятницу вы решили, что не будете звать в гости "доктора Франкенштейна" хотя бы до понедельника, и уже в субботу тоскуете о нем - молитесь. Мысленно представьте себе свет, исходящий от просветленных существ. Пусть этот свет наполняет ваше тело и вымывает из вас всю вашу скверну, всю ненависть, весь гнев и раздражительность. Почувствуйте, как все плохое уходит из вас. Теперь вы счастливы, открыты и мудры, и ваше тело наполнено светом. Этой медитации тысячи лет. Великие наставники и духовные учители рекомендовали использовать ее, чтобы помогать себе и другим побеждать гнев.

Осознайте, чего вы добились

Не следует разочаровываться, если вам не удается хранить терпение. Даже после долгих лет практики вы можете обнаружить, что все еще способны потерять самообладание. В этом нет ничего удивительного. Все равно вы увидите, что гнев становится слабее, быстрее проходит и далеко не всегда превращается в ненависть.

Очень важно оглядываться назад и оценивать достигнутое. Успех вдохновляет. Когда вы понимаете, что уже чего-то добились, это надолго придает вам сил.

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ
Привязанность и чистая любовь

Привязанность проявляет себя совершенно иначе, чем гнев. Гнев овладевает вами. Он резок, вы чувствуете его и видите, как он приходит. Привязанность, наоборот, обладает мягкой и спокойной природой. Она подобна маслу, которое впитывается в бумагу. Бумага едва касается масла - и тут же пропитывается им. Отмыть такое пятно становится практически невозможно. Привязанность, как масло, глубоко и прочно проникает в сердце. Она приходит - и заполняет ваше тело, ум и речь. Вы не успеваете заметить, как она укореняется в вас. Такова разница между гневом и привязанностью. Гнев груб. Привязанность приходит тихо. Вы уже с головой в своей привязанности, когда вы чувствуете ее.

В восемнадцатом веке в тибетском районе Амдо жил старый монах. Этот монах был очень привязан к маслу, которое тибетцы добавляют в чай. Он даже собирал жах (zhah), так называют остатки масла - и использовал.

Однажды старый монах заболел. И все же каждое утро он находил в себе силы добираться до монастыря, когда там подавали масляный чай. Через некоторое время он уже не мог носить с собой чашку. Тогда он повесил на шею мешочек, в который положил черпак. Вскоре он не мог самостоятельно передвигаться, и два молодых монаха поддерживали его под руки, пока он ходил собирать масло. Он был очень болен. Все удивлялись, почему он до сих пор не умер.

Об этом прослышал известный в то время духовный учитель по имени Гунгтанг Джампельянг. Он знал старого монаха и решил проведать его.

- Как ты себя чувствуешь? - спросил Гунгтанг Джампельянг при встрече.

- Болею, - ответил старый монах, - но я не пропустил ни единого утреннего собрания. Уж очень я люблю чай.

- Прекрасно! И много ты собрал жаха?

- Да, страсть сколько!

Тогда Гунгтанг Джампельянг сказал:

- Знаешь, я слышал, что в святом месте Тушита масло гораздо лучше нашего. К тому же там его еще и дают намного больше.

- Неужели?

- Да, мне рассказали об этом мои наставники.

- Ну, если вы так говорите, должно быть, это правда, - успокоился старый монах. Он обрел мир в душе и через два дня умер.

Любовь или привязанность?

Привязанность - это эмоция, доведенная до автоматизма. Вы что-то видите, вам это нравится, вы привязываетесь к этому и не желаете с ним расставаться. Чувство становится настолько сильным, что ваш ум полностью сосредоточивается на избранном объекте. Вы хотите заполучить его и сделать своим, только своим. Вы не можете думать ни о чем другом, вы не в состоянии жить без него. Мысли о желаемом целиком поглощают вас.

 

Наверное, слово "привязанность" не передает всего, что я пытаюсь выразить. Под привязанностью я подразумеваю неотступное желание, устремленность к вожделенному объекту и навязчивое стремление к обладанию. Как только вы соединяетесь с объектом своей привязанности, ваше "Я" начинает всецело зависеть от него. Чем бы ни был этот объект - другим человеком, работой или же вещью, даже при мысли о его потере у вас может заболеть сердце.

Любовь - это чувство, которое поистине возвышенно и прекрасно. Любовь - это чувство, которое делает человека бесконечно несчастным. Загляните в свое любящее сердце и попытайтесь отделить одно от другого. Что возвышает вас в любви и что в любви заставляет вас страдать? Есть чистая всепобеждающая любовь, она состоит из доброты и сострадания. Если ваша любовь чиста, вы хотите, чтобы любимый человек был счастлив, даже если в его счастье в конце концов не окажется места для вас самих. Вы поступаете так, как будет лучше для него, и, может быть, не так, как было бы лучше для вас. Понимаете? Таковы величие и подлинная свобода любви. И есть нечистая эгоистичная любовь, которая говорит: "Это должно быть моим, и ничьим больше. Если я не получу это, оно никому и ни за что не достанется!" Нечистая любовь приносит несчастье.

Привязанность может казаться источником возвышенных чувств. На самом деле в ней нет ничего возвышенного. Благодаря привязанности вы испытываете наслаждение, но это наслаждение неистинно, - оно всегда непродолжительно, и у него есть обратная сторона. Если ничто не мешает вам в вашей привязанности, - вы испытываете чувство удовлетворения, вы одержали победу и добились своего. Потом что-то происходит. То, что, казалось, уже принадлежало вам, вдруг начинает ускользать из ваших рук. Вы начинаете понимать: на самом деле вы ничего не добились, наоборот, вы утратили и терпите поражение. И боль от потери оказывается невыразимо сильнее потерянного наслаждения.

Привязанность и любовь идут рука об руку. Их различие едва уловимо. Их грань тонка и почти незаметна. К любви всегда примешивается привязанность. Поэтому, несмотря на все наши искренние усилия, любить непросто. Вам будет легко сказать, что вы желаете добра, но будет сложно признаться в том, что вы стремитесь к контролю. И все же не отчаивайтесь из-за того, что ваша любовь смешана с привязанностью. С последней нелегко справиться. Привязанность - это сила, которая затягивает нас в круговорот рождения и смерти.

Существует хороший способ понять свои чувства. Исследуйте, как волнующий вас объект влияет на вас. Что вы испытываете, как вы себя ведете, потерян ли вами душевный покой?

Первое время привязанность приносит вам счастье. И все же, хорошо присмотревшись к себе, вы увидите за счастьем упорное, настойчивое стремление к обладанию. Это стремление исходит не из любви, а из вашего чувства собственности: "Я заявляю свои полные права. Я хочу, чтобы все было не так, как оно есть сейчас, а в точности так, как мне надо. Я требую, чтобы это было моим, только моим, и ничьим больше".

Пока ваша привязанность только зарождается, острых углов для вас не будет. Проблема обостряется вместе с развитием чувства собственности. Тогда привязанность приводит вас к ревности и гневу. Все ваши кнопки нажимаются, загораются все лампочки - синие, красные, желтые - все! Словно тигр пробудился от сна из-за обезьяньих ужимок. Рассерженный еще больше шумом проходящих неподалеку людей, он издает рык и слепо нападает. Так приходит конец вашему прекрасному душевному покою.

Сила привязанности

В один прекрасный день, разглядывая витрины, вы видите нечто такое, что вам захотелось купить. Захотелось, но вы не купили. Вы приходите домой, вспоминаете эту вещь и думаете о том, как она хороша. Вы понимаете, что она действительно вам нужна и ничего подобного вы прежде не видели. Вы возвращаетесь в магазин, но вещь уже продана. И тогда вы испытываете чувство невосполнимой потери. Вы мучаете себя и думаете о том, где еще вы можете найти такую вещь. Когда это происходит с вами, обратите внимание на терзающее вас чувство утраты.

Если кто-то оставляет вас, происходит то же самое. Спустя две недели вы обнаруживаете, что не можете смириться с потерей. Вы чувствуете себя безнадежно ненужным, вам кажется, что вы конченый человек. В конце концов вы перестаете уважать себя. Потом сюда примешивается гнев. Гнев превращается в ненависть. В то же самое время у вас не хватает сил окончательно зачеркнуть и забыть то, что произошло. Любое известие о вашей бывшей возлюбленной приводит вас в смятение, вы ненавидите ее, однако хотите знать о ней как можно больше.

К тому же привязанность отупляет вас. Вы больше не можете мыслить трезво. Ум полностью занят, он поглощен только одним. Вы думаете об утрате и не способны думать о том, что могли бы обрести взамен. Вы вспоминаете, как хорошо вам было раньше, и тоскуете об ушедших счастливых временах. Вы хотите забыть о своей боли и пытаетесь любой ценой сохранить уже не существующие отношения.

Если вы увидите то, что вы делаете, вы поймете, насколько в действительности вы привязаны. Тогда вы разберетесь в себе. Когда мы находим время, чтобы учиться понимать самих себя, наша жизнь перестает сталкивать нас лбом с неожиданностями. Но мы не делаем этого.

В середине семидесятых в Дели жил бездомный тибетец. Ему не хватало триста рупий на лекарства. Он ходил по общежитию и просил деньги, и все же, прежде чем ему удалось вылечиться, он умер. После смерти все его пожитки выбросили. Когда собрались выбрасывать его старую грязную подушку, услышали шорох бумаги. В подушке было спрятано тридцать тысяч рупий.

Ваша привязанность к деньгам может оказаться настолько прочной, что вы не станете тратиться даже на самого себя, не говоря уже о нужде своих ближних.

Я очень привязан к сахару и сладостям, очевидно, это способствовало моему диабету. Когда я впервые приехал в Америку, я каждый день съедал по четыре-пять кусков яблочного пирога и по две-три порции мороженого с шоколадом. В Тибете, когда я был ребенком, люди давали мне леденцы, потому что знали, как я люблю их. Служители в монастыре отбирали у меня сладости, поэтому я прятал их между книгами. Я каждый вечер сосал леденцы и даже засыпал с ними во рту. Вместо простыней у нас были одеяла из шерсти яка, поэтому, когда я просыпался утром, длинная шерсть оказывалась прилипшей к моему лицу.

Привязанность не позволяет нам отказаться от плохих привычек. Людям не нравится бояться, ненавидеть или завидовать, но из-за привязанности они вынуждены это делать. Они приучены считать, что любить кого-нибудь или что-нибудь и быть привязанным к объекту своей любви - одно и то же чувство. Иногда это не плохо, но привязанность не знает ограничений. Она заставляет нас ненавидеть тех, кто к нам неприязненно относится, и ревновать тех, кого мы любим. И тогда наша жизнь становится невыносимой.

Привязанность надо осознать

Необходимо проанализировать привязанность. Примерно так же, с помощью медицинского прибора, проверяют уровень сахара в крови. Вы можете полагаться на такие симптомы, как жажда, зевота и утомляемость, но вы не будете уверены в диагнозе, пока не проверите уровень сахара. Без анализа вы, скорее всего, ошибетесь. Вы решите, что сахар в пределах нормы, на самом же деле он окажется либо высоким, либо низким. Очень важно получить подтверждение, иначе вам станет только хуже.

Если вы пускаете стрелу, не видя цели, вы стреляете вслепую. Ваша стрела может попасть в кого угодно и как угодно. Если вы намерены действовать успешно, вам надо отчетливо видеть объект, который вы собираетесь поразить. Когда мы стараемся побороть привязанность (так же как и любую другую плохую эмоцию, например, гнев), первым делом нужно осознать сам факт того, что мы привязаны. Сначала вы должны осознать свои заблуждения, и лишь потом вам удастся что-либо предпринять. Спросите себя: "Что такое привязанность? Что она делает? Как она влияет на меня? Какие страдания и наслаждения она мне дает?"

Если мы будем видеть свои недостатки, мы сумеем найти способ справиться с ними. Мы говорим: "Я все прекрасно понимаю, но у меня нет привязанности. Мое чувство - это чистая любовь" или "Мой случай особенный. Моя привязанность - это не обычная привязанность". Подобным образом думает и рассуждает почти каждый. В итоге все водят друг друга за нос и, в первую очередь, обманывают самих себя.

Или иногда мы заявляем: "Все ясно, привязанность - заблуждение, но я ни за что не держусь". Так мы притворяемся, будто уже одолели привязанность. Многие красиво играют: "Я совершенно, никоим образом не привязан. Моя любовь полностью чиста". И это самообман.

Продолжая себя обманывать, вы упускаете возможность что-либо изменить, - и жизнь проходит. Сейчас такая возможность у вас есть и у вас есть для этого все, что нужно. Если не начать изменение прямо сейчас, то когда еще вы сможете это сделать?

Не обольщайтесь внешним

Однажды в Тибетской палате в Дели я увидел замечательный дамару - маленький ритуальный барабанчик, сделанный из слоновой кости. Мне очень захотелось его купить. За дамару просили семьсот рупий, которых у меня не было. Я хотел взять его в кредит, но Дейзи, которая в то время была моей женой, прибежала в Тибетскую палату и сказала: "Ринпоче готов покупать что угодно, хотя у него нет денег". В результате покупка не состоялась. Через двадцать лет я увидел тот же самый дамару в тибетском магазине в Нью-Йорке. Он стоил семьсот долларов, то есть примерно в сорок шесть раз дороже, чем когда-то в Индии. Я отлично помнил этот барабанчик. Спустя два десятка лет он звучал уже не так прекрасно, потому что пострадал от влаги. Кожаные мембраны на нем отстали. Никто не хотел покупать его в таком состоянии. Тем не менее продавец не собирался уступать в цене, - он видел, что дамару мне сильно нравится. В конце концов я купил его из-за давнишней привязанности.

Привязанность заставляет нас до бесконечности преувеличивать качества человека или предмета. Обычно у нас есть заранее сложившийся образ того, что мы хотим. Когда нам встречается человек, соответствующий этому образу хотя бы процентов на семьдесят, мы влюбляемся в него. То, чего нам не хватает, добавляет наша привязанность. Поэтому, если нам нравится человек с заурядной внешностью, он начинает казаться нам красивым, если же мы кого-то ненавидим, то считаем объект своей ненависти безобразным.

Для того чтобы избавиться от привязанности, традиционные буддийские учения предписывают необычную медитацию. Например, если вы сильно привязаны к чьей-либо внешности, представьте, из чего состоит тело этого человека. Представьте то, что у него внутри, - мышцы, вены, разные органы под кожей. Подумайте о процессах, происходящих там. Это поможет вам осознать свою привязанность. Если вы способны представить себе внутренности объекта своей любви и все же остаетесь увлечены, должно быть, вы действительно испытываете не привязанность, а чистую любовь. Когда любовь чиста, мы любим подлинную сущность человека и не подменяем ее надуманными качествами.

Если вы осознаете, что привязаны, у вас появится возможность развить чистую любовь. Вместо того чтобы липнуть к человеку, вы сможете взглянуть на него по-настоящему. Попытайтесь понять: его жизнь точно такая же, как и ваша, вы оба страдаете. Воспользуйтесь возможностью пожелать этому человеку радости и счастья. Пожелайте ему всевозможных успехов, в том числе просветления и полного освобождения. Подумайте, как уберечь его от страданий. Когда вы чувствуете затягивающую вас силу привязанности, используйте эту силу во благо. Откажитесь от собственных эгоистических желаний, оставьте преувеличения и фантазии и дарите одну лишь чистую любовь. Используйте силу привязанности, чтобы принять человека исключительно таким, какой он есть. И такому, какой он есть, пожелайте добра. Но пожелайте не так: "Я желаю тебе всего наилучшего" - и все, на этом конец. Желайте добра и становитесь ближе. Пообещав любить человека и помогать ему, мы можем обратить свою привязанность в чистую любовь и сострадание.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 115; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!