Внутренний распад и созерцательное состояние



После этого начинает распадаться ваша внутренняя структура. В это время тело уже умирает, однако сознание еще есть, потому что не произошло внутреннего разрыва. И постепенно начинает разделяться неразрушимая капля - та тонкая субстанция, которую вы получили при зачатии от своих родителей. Когда отделяется тонкая субстанция отца, вы видите тусклое лунное сияние. Затем бледный белый свет сменяется красноватой дымкой, это значит, что теперь отделяется и материнская тонкая субстанция. Вы погружаетесь во тьму. Это самая настоящая тьма, и она ошеломляет вас, потому что сначала вы утратили все свои внешние способности, а затем и свою внутреннюю структуру, даже свою неразрушимую каплю. Потрясенные, посреди тьмы, вы словно упали в обморок, потеряли сознание. Вы задыхаетесь, и это чувство выталкивает вас из тела. Такова смерть, и она может быть или очень короткой, или достаточно продолжительной. Для тех, кто способен устранить последние препятствия и достичь полного просветления, это самое подходящее время. На этом промежутке можно ясно видеть: хотя человек не дышит и сердце его больше не бьется, он все еще находится в теле. Нет ни малейших признаков разложения, и кожа имеет вполне здоровый цвет. Но как только сознание покидает тело, кожа тут же блекнет, виски, глаза и щеки западают. Кроме того, из носа и других отверстий могут появиться выделения.

Мой отец, который умер под конец культурной революции в Тибете, оставался в этом состоянии пятнадцать дней. Мой учитель и старший наставник Его Святейшества Далай-Ламы, Линг Ринпоче, оставался в таком состоянии четырнадцать дней. Младший наставник Его Святейшества, Триджанг Ринпоче, - пятьдесят два часа.

Смерть - непростой период

Некоторым людям нравится думать, что смерть прекрасна, потому что это естественное явление. Возможно, они правы, однако смерть не всегда столь замечательна. Время смерти - очень непростой период. Мы распадаемся, прекращается связь с органами чувств, с пальцами, ладонями, руками, другими частями тела. Мы отделяемся, отделяемся, отделяемся, пока наконец не отделимся от самого тонкого - от родительского семени. И тогда мы становимся необычайно уязвимыми.

Однажды в Дели мне пришлось пережить кое-что. Без моего ведома мне дали немного банга. Банг - это гашиш. Этот банг был упрятан в индийскую сладость, которую подавали на завтрак в доме одного бизнесмена. При этом присутствовал тибетский доктор и два министра из правительства.

Бизнесмен сказал:

- Ринпоче, вам надо съесть это.

Я спросил его:

- Зачем?

- Это прасад, Божий дар.

Если вы откажетесь от прасада, это все равно что сказать "нет" Богу. Внезапно оба министра поднялись из-за стола и со словами: "Да, да, мы примем прасад позже" - поспешно удалились. Это было странно. Доктор взял одну из сладостей, и бизнесмен сказал:

- Не давайте ему больше, его ждут пациенты.

Меня насторожили эти слова, однако сладости были замечательные, а я люблю сладкое. Наконец я решился и съел их несколько.

Час или два спустя краски у меня перед глазами стали очень яркими. Едва уловимые прежде звуки стали оглушать меня. В соседней комнате разговаривали люди, при этом мне казалось, будто они кричат рядом со мной. Чувства обострились настолько, что, если кто-то сливал воду в туалете, мне чудилось, будто воду льют мне в уши.

Подобно этому, чувствительность во время смерти усиливается в тысячи раз. Рвется ваша связь с грубым телом, и вы отделяетесь от него. Восприимчивость ваших чувств возрастает. Нестерпимые страдания могут нахлынуть на вас. Вы можете ощущать себя, как будто вы погребены под обвалом, или вы тонете, или вы в центре циклона. Сознание остается, но оно становится настолько тонким, что в нем не могут проявиться ваши привычные эмоции. И все же, хотя во время смерти ваши эмоции находятся в скрытом состоянии, тем не менее именно они определяют ваше будущее.

Бардо

Понятие "мертвый человек" не значит ничего. Мертвым бывает только тело. Мое сознание, которое пришло из прошлой жизни, остается в жизни настоящей, и оно же, свободное от отождествлений, перейдет в мою следующую жизнь. Если я нахожусь на низком духовном уровне, я не смогу сохранить даже память. Личность не существует без имени, она привязана к понятиям, ко времени и к событиям. Поскольку личность изменяется, не имеет никакого значения, кто я сейчас или кем я мог быть.

То, на что я показываю пальцем, когда говорю "Я", перестает быть мной, после того как я отделяюсь от тела. Это больше не я, это мое мертвое тело. Но при жизни я отношусь к своему телу как к самому драгоценному, что у меня есть. Я забочусь о нем, слежу за ним и не могу выносить даже самую крохотную боль.

Сознание покидает тело, потому что тело становится непригодным. И тогда бардо ведет к перевоплощению. Это как переселение или как пересадочная станция, где вы садитесь на следующий поезд.

Во время смерти мы переходим из жизни в бардо, а из бардо - в следующее перевоплощение. Как мы это делаем? Что именно переходит? Это очень тонкое продолжение нас, своего рода тончайшее сознание, энергия, едва уловимая, словно воздух. К нему нельзя прикоснуться, нельзя увидеть его образ или свет, невозможно уловить исходящее от него излучение. Оно неуловимо для грубых материальных органов чувств, оно тоньше атомов, тоньше нейтронов. До сих пор его еще никто не измерил.

То, что продолжает жить после нашей смерти, находится за пределами и хорошего, и плохого. Оно безразлично, оно свободно от добродетели и порока. Оно покидает умершее тело и потом, рано или поздно, в обратном порядке соединяется с элементами воздуха, огня, воды и земли, с которыми оно рассталось во время смерти. Соединившись с элементами, оно приходит в следующую жизнь, обретает новый образ, начинает воспринимать свое "Я" и наконец становится другой личностью.

Карма - это сумма действий, совершенных нами в прошлом, и она идет за нами по пятам. Она - отпечаток всей нашей жизни, которая сжимается и превращается в тончайший след. Карма еще тоньше, чем память, и она невидима. Она проявляет себя, когда возникают подходящие условия.

Во время бардо люди становятся призрачны. Их сущности не имеют физических тел и принимают совершенную видимость формы тех, кем им предстоит стать в следующей жизни. Эти существа могут видеть друг друга, но мы их увидеть не можем, потому что у нас есть физическое тело. Между нами и ими как будто бы натянут занавес.

Природа бардо такова, что в нем вы почти не ограничены в своих перемещениях. У вас все еще есть тело, но это уже не физическое, а тонкое, ментальное тело, поэтому оно способно свободно перемещаться. Вы отправляетесь вслед за вашими мыслями куда угодно, и это путешествие может быть неудержимым. За очень редкими исключениями живые люди не могут видеть или слышать вас. У вас нет способности общаться так, как это делают они.

Иногда бардовы - люди в состоянии бардо - думают, что они все еще живы. Они не знают, что умерли. Они могут видеть своих друзей или близких, которые плачут и кричат, и они могут обращаться к ним, утешая: "Не плачь, не плачь. Что ты плачешь?" Но они не получают никакого ответа, и это огорчает их. Они могут пойти, чтобы сесть на свое обычное место за обеденным столом, но обнаружат там кого-то другого. Им не подадут еды, и они удивятся: "Что я такого сделал? Почему они не обращают на меня внимания?" Бардова чувствителен, а его существование в бардо непрочно. Любое огорчение может убить его и отправить в очередную жизнь в бардо. Таковы муки в этом состоянии.

Не все испытывают продолжительное бардо. У одних бардо длится очень недолго, а у других повторяется до семи раз. Жизни бардовы не продолжаются дольше семи дней. Каждая его смерть называется маленькой смертью. Таким образом, человек может оставаться в состоянии бардо самое большее сорок девять дней. После этого бардова рождается.

Таков один из возможных сценариев смерти. Согласно нашей традиции, есть еще два других сценария. Если у человека хорошая карма и есть запас праведных поступков, совершенных его телом и разумом, он попадет в руки удивительных существ, которые сопроводят его в чистое место. Либо же его никто не встретит, но он будет чувствовать себя словно дитя, которое вернулось домой.

Большинство из нас не помнит, что происходило между одной жизнью и другой или кем мы были в прошлой жизни, однако великие души, достигшие высот в духовной практике, сохраняют некоторую память и делятся этими воспоминаниями. Есть записи после-смертных историй, в которых подробно описывается опыт бардо и перерождения. Эти записи составляют восемнадцать томов.

Вероятность плохого рождения

Мы можем родиться снова в плохих условиях. У вас волосы встанут дыбом, если я расскажу вам то, что когда-то узнал из буддийской традиции об аде. Когда мне было одиннадцать или двенадцать лет, я посещал уроки старшего наставника Далай-Ламы, Линга Ринпоче, в монастыре в Тибете. Помню, что сидел прямо перед ним, возле колонны. Он рассказывал об огненных адах, о ледяных адах, о режущих адах, об адах, где приходится постоянно перерождаться. Его слушали около двух тысяч человек. Он говорил об адских мирах три дня, и все это время я не мог перестать плакать. Слезы день и ночь непрерывно текли из моих глаз. Я вымок в слезах от настоящего страха самому упасть в эти низшие миры, и еще из-за не совсем искреннего сострадания при мысли о том, что туда могут упасть другие.

Мой учитель сказал мне: "Послушай, ты можешь, конечно, плакать, но это совсем ни к чему". Он предложил мне отвлечься и подумать о страданиях китайской редиски: "Прекрасная редиска с замечательными зелеными листьями, она растет в грязи. Потом какой-то огородник приходит и выдергивает ее. Огородник продает ее торговке овощами, торговка, в свою очередь, - повару. Повар приносит редиску домой и кидает в джутовый мешок вместе с другими китайскими редисками и иными овощами. Потом повар берет нужное количество редисок, разрезает их на части, шинкует, кидает все в кипящую воду и потом подает тебе. Ты съедаешь, перевариваешь и потом идешь в туалет. Представляешь себе все муки китайской редиски?" Это остановило мой плач, вызванный страхом упасть в адские миры, и я рассмеялся. Я понял: совсем не обязательно туда падать. И если все же такое падение суждено и мы будем вынуждены оказаться в неприятных условиях, мы ведь не останемся там навечно. Каждое воплощение, даже в адских мирах, временно, потому что есть рождение и смерть.

Люди думают, что если они переходят из тела в тело и сейчас родились среди человеческих существ, то дальше у них все будет еще лучше и лучше. Согласно учению Будды, это не так. Чему я обязан своим рождением в человеческом теле, как это произошло сейчас? Что вынудит меня родиться потом свиньей в трущобах Калькутты? Причиной и того и другого является карма, созданная моими мыслями и поступками. Кто создает мою хорошую карму? Я. Кто создает мою плохую карму? Тоже я. Почему я создаю плохую карму, хотя знаю, что она заставит меня страдать? Потому, что я не могу остановиться, потому, что мной управляют страсти. Мои плохие эмоции - ложные привязанности, гнев, ненависть и зависть - вот корень зла.

Мы должны исправить свою склонность к плохим эмоциям, нам нужны эмоции положительные. Тогда каждый наш поступок, каждое усилие, каждое движение - вся наша обычная повседневная деятельность станет поистине благотворной. Тогда мы не заработаем новой плохой кармы и очистим старую карму. Если мы сейчас очистим свою старую карму, то потом не будем страдать от ее последствий. Это самое малое, что мы можем сделать, но плоды этих стараний поистине велики. Я думаю, что сказанное здесь имеет отношение ко всем людям, кем бы они ни были - иудеями, христианами, мусульманами, агностиками или же атеистами. Мы должны работать над этим уже сейчас, чтобы, если смерть придет завтра или уже через час, нам не пришлось о чем-либо сожалеть.

Новое рождение

Потрясение может вывести из душевного равновесия. Потрясение может вернуть душевное равновесие. Точно так же потрясение возвратит вас к жизни, и вы ничего не сможете с этим поделать.

Перейти из бардо в следующую жизнь вас побудит неудержимая эмоция, которая притянет вас к половому акту ваших будущих родителей. Так бардова находит идеальные генетические условия, в которых возможно зарождение его жизни.

Бардова не имеет физического тела и поэтому перемещается, не обращая внимания на законы физики. Неконтролируемые, безудержные мысли направляют его то туда, то сюда. По пути бардова встречает разные существа: кошек, собак, птиц, лошадей, а также мужчин и женщин. Они вступают в интимные отношения, и бардову влечет к ним. Вы почувствуете, какие условия подходят вам, и вас затянет туда.

В бардо вас влечет любовное наслаждение, испытываемое либо мужчиной, либо женщиной; вы привязаны к одному из полов. Так как ни мужского, ни женского физического тела у вас нет, вы устремляетесь к любовному наслаждению привлекающего вас пола и тонете в нем из зависти или же от отвращения. Ум бардовы вливается в ощущения совокупления и оказывается в ловушке. Не способный вырваться, бардова в неистовстве умирает и получает новую жизнь. Если вас привлекло к женщине, значит, вы завидуете мужчинам и рождаетесь мужчиной. И наоборот, если вас привлек мужчина, значит, вы завидуете женщинам и рождаетесь женщиной.

С точки зрения буддизма, условия, которые вас привлекают, определяются вашей кармой. Так или иначе, кто-то вступает в любовную связь, и вы устремляетесь туда. Вас влечет туда, потому что вы тоже хотите участвовать. Вас может вовлечь глубокая любовь, но может захватить и гнев, и чувство собственного достоинства, и желание самоутвердиться. Эмоция может быть какой угодно - злой или доброй, хорошей или плохой, но это всегда очень сильная эмоция. Непреодолимые для бардовы эмоции целиком обусловливают его переход из бардо в новую жизнь.

Для того чтобы продолжать жить и развиваться, сознание входит в генетические условия. Это и есть зачатие. Сперматозоид оплодотворяет яйцеклетку, и, одновременно, туда проникает сознание. Отношения оплодотворения и сознания являются взаимозависимой системой: условия и обстоятельства порождают индивидуальность. На физическом уровне сперматозоид соединяется с яйцеклеткой, и у зародыша формируется клеточный состав, развиваются глаза, нос, мозг и другие органы. Его тело приобретает внешность, наполняется жидкостью, воздухом, энергией и начинает функционировать. Как будто бы вы переехали в новую квартиру, - общие черты схожи, вы тот же самый, но в другой обстановке. Поэтому, несмотря на то что каждый индивидуум имеет свои характерные особенности, которые он переносит из жизни в жизнь, его бывает сложно распознать. Вы можете жить и действовать во многом так же, как раньше, но выглядеть будете совсем по-другому. Вы в новой "квартире", в новой жизни.

Непостоянство

Мы думаем: "Сегодня я не умру". Так думают все, включая даже и тех, кто уже лежит на смертном ложе. Мы навещаем человека в больнице. Мы знаем, что он вот-вот умрет. Он тоже знает это и тем не менее рассказывает нам, чем он займется на следующей неделе. Почему мы так уверены в том, что у нас, несмотря ни на что, есть будущее? Ведь любая беда приходит неожиданно, особенно смерть. Вы идете к врачу, и он говорит вам: "Вы здоровы". И вы садитесь в машину, попадаете в аварию и погибаете. Такое всегда может случиться. Очень важно помнить об этом.

 

Необходимо помнить о том, что жизнь ограничена. И пока вы еще не достигли ее границы, не откладывайте на потом то, что вы способны делать себе во благо. Возможно, сейчас ваша жизнь прекрасна и вы счастливы, но благополучие не может быть вечным. В любое мгновение все может измениться. В любую секунду жизнь может показать свою обратную сторону.

Я не хочу пугать вас рассказами о смерти и непостоянстве жизни. Я хочу пробудить в вас сострадание к самим себе. И тогда ваш путь будет благим!

ГЛАВА ТРЕТЬЯ
Гнев и терпение

Цветные лампочки

Однажды мне позвонил Ален Гинзберг, гостивший в тот момент у Уильяма Берроуза. Берроуз всерьез опасался того, что его старая привычка к наркотикам может обернуться для него какими-то неприятностями во время смерти. Я ответил, что наркотики являются проблемой тела, а не ума. Во время смерти и в следующей жизни плохие эмоции, например гнев или зависть, принесут вам намного больше неприятностей, чем любая телесная проблема. Тело останется в прошлом, но ум пойдет с вами дальше.

Если вы посмотрите на свой ум - что вы увидите? Вероятно, ничего. Ум нельзя увидеть. У него нет ни формы, ни цвета. На самом деле он подобен прозрачному плафону, надетому на лампочку. Ум невидим, потому что в своем изначальном состоянии он чист. Когда мы обнаруживаем свой чистый ум, мы чувствуем спокойствие и умиротворение.

Эмоции, которые возникают в уме, - гнев, привязанности, вера, любовь, все что угодно, - переменчивы. Они всплывают неожиданно, даже тогда, когда, казалось бы, для них нет никаких причин. Если вы рассердились, возникает гнев, и это подобно тому, как если бы под плафоном зажглась красная лампочка. Из-за этого плафон кажется красным. Если вы поменяете красную лампочку на синюю, то плафон будет казаться синим. И все же, если присмотреться, можно будет заметить, что цвет, которым окрашен плафон, самому плафону не присущ. Это всего лишь цвет лампочки. То же самое происходит с нашим умом под влиянием эмоций. Когда возникает плохая эмоция, чистый и ясный до этого момента ум окрашивается ею. Чистоты больше нет, и мы охвачены беспокойством.

Хорошие эмоции делают наш ум чище, яснее и искренней. Они могут стать привычными для ума. Но для того, чтобы поменять наши лампочки, необходимо прилагать усилия. А для того, чтобы усилия приносили результат, необходимы стремление и воля. Это все равно что плыть против течения - это борьба. Не бойтесь, боритесь, плывите против течения. И тогда ваши усилия окупятся сполна.

Человеческая доброта

В каждом человеке есть доброта. Даже если иногда мы ведем себя плохо, все равно в глубине души мы прекрасны. Очень важно осознать то, что каждый из нас именно таков. Если бы люди умели проявлять в отношениях друг с другом свои прекрасные человеческие качества - доброту, любовь, заботу, - насколько лучше стало бы общество! Но мы не проявляем этих качеств. Каждый желает добиться превосходства над другим. Я хотел бы взять верх над тобой. Ты хотел бы взять верх надо мной. Из жизни в жизнь, дома и на улицах, в каждой национальности, в каждой расе, в каждой религии - везде мы сталкиваемся с этим пороком.

Если бы мы проявляли только наши прекрасные человеческие качества, для раздоров просто не осталось бы места. Почему же тогда мы боремся друг с другом? Потому что у нас эти качества пребывают в зачаточном состоянии. Плохие эмоции, особенно страх, способны полностью подавить их. Вместо того чтобы излучать любовь и сострадание, мы гневаемся, завидуем или ненавидим. Или же мы испытываем любовь, но в ней не остается чистоты и она навязчива и эгоистична. Наш прекрасный и чистый человеческий облик то и дело затмевается плохими эмоциями.

К нашему счастью, эта проблема разрешима, мы можем ее преодолеть. Плохие эмоции подобны тучам. Тучи проплывают по небу, но они не часть неба. Ветер может рассеять их, и тогда солнце засияет вновь. Эмоции переменчивы, одна постоянно сменяет другую. Например, сейчас мы злы, но уже через пару минут злость утихает. Доброта и сострадание, словно солнце, луна и звезды, могут снова засиять в прекрасном безоблачном небе. Но мы не должны сидеть сложа руки и ждать, когда ветер разгонит тучи и все помехи исчезнут. Мы можем сделать так, чтобы он унес их прочь.

Проблемы, с которыми мы сталкиваемся повседневно, - эмоциональные трудности, беспокойства, страх одиночества, - все они происходят из иллюзии. Поэтому нам предстоит работать со своими иллюзиями. Необходимо трудиться над ними для того, чтобы выбраться из них. Здесь важно помнить о том, что нельзя заключить сделку с иллюзиями. Это все равно что заключить сделку с дьяволом: вы проиграете.

Цена гнева

Нет заблуждения большего, чем ненависть,
И нет ничего величественней терпения.
Поэтому я стремлюсь всегда и везде
Учиться терпению.

Будда

 

Гнев - это состояние ума, в котором мы хотим причинять вред и наносить обиды. Терпение - это состояние ума, в котором мы удерживаемся от того, чтобы причинять вред и наносить обиды. С гневом тяжелей всего совладать, терпение тяжелей всего развить. Но только терпение может победить гнев.

Некоторые говорят, что гневаться не так уж и плохо и, иногда, это даже полезно, особенно если необходимо выпустить пар. Некоторые врачи советуют гневаться. Я не стану спорить с ними, потому что я не врач. Да, гнев, зависть и гордыня толкают людей к тому, чтобы они добивались своих целей - в школе, на работе и в любой другой сфере жизни. Так можно обрести желаемое, однако успех, достигнутый на этом пути, стоит слишком дорого. Цель не должна и не может оправдывать средства - вот что важно помнить. Вспышка гнева не принесет вам особенной пользы, она может дать лишь временное облегчение.

Гнев обходится очень и очень дорого. Дороже, чем прием у врача. С духовной точки зрения вы расплачиваетесь за гнев огромным количеством своих достоинств. В повседневной жизни вы отдаете за гнев свой чистый и ясный ум, здравый рассудок. Духовный покой подобен чистой и прозрачной воде в стакане. Вспышка гнева подобна грязи, брошенной в этот стакан. Гнев отравляет вашу жизнь и жизнь членов вашей семьи, ваших друзей и сослуживцев - вообще всех, кто с вами связан; все вокруг становятся несчастными из-за вашего гнева.

Предположим, вам приснился приятный сон. Вы просыпаетесь. Вы счастливы, спокойны, хорошо отдохнули, у вас замечательное настроение. Вы в предвкушении нового дня. Затем вы выходите из дома и сталкиваетесь с какой-нибудь мелочной неприятностью. Например, кто-то загородил вашу машину и вы не можете проехать. Вы расстраиваетесь и говорите себе: "Я опаздываю. Со мной будет то, со мной будет это. К тому же холодно", или еще что-нибудь в том же роде. Когда вы расстроились - посмотрите на свой ум. Радость покинула вас. Лицо вытянулось. Вскоре гнев уходит, но он забирает с собой ваше хорошее настроение. Чувство счастья достаточно редко посещает вас. В кои-то веки оно пришло к вам, и теперь вы его потеряли.

Гнев лишает радости и душевного равновесия. До тех пор, пока ненависть владеет вами, гнев будет сжигать и мучить вас. В течение всего дня вы не будете знать покоя, не сможете сосредоточиться, собраться с мыслями - словно в сердце вам вонзилась стрела. А когда мы расстроены, расплатой может стать здоровье.

Как гнев влияет на нашу последующую жизнь? Учения, дошедшие до нас из глубины веков, говорят, что гнев всепожирающ, как огонь. Он испепеляет все наши достоинства. Только представьте: гнев в один миг способен уничтожить все добродетели человека. Создавать хорошую карму очень сложно. Приходится прилагать множество усилий, направлять свои помыслы, идти на большие жертвы. И вдруг, в одно мгновение, гнев уничтожает все это.

Гнев - это привычка

Гнев - это привычка. Он возникает автоматически, так же как гренки выскакивают из тостера. Нам может казаться, что мы не любим сердиться, но, в глубине души, мы все равно получаем от этого определенное удовольствие. Гнев дает нам временное чувство удовлетворения: "Я высказал ему все, что о нем думал! Теперь мне стало легче". Мы знаем, что позже можем пожалеть о том, что накричали на человека, но это слабо действует на нас. Ведь гнев приносит нам намного больше удовольствия. Свое удовольствие от гнева непросто увидеть, и многие его отрицают. Но тогда почему мы не находим себе места, если не дадим волю гневу? Мы вынуждены злиться вновь и вновь, и это начинает нас привлекать.

Когда вы перестаете сдерживать гнев, он завладевает вами все чаще. Вы раздражаетесь, выходите из себя. Гнев становится вашей привычкой, прежде чем вы начинаете это понимать. Вам может казаться, что своим гневом вы одерживаете победы над окружающими вас людьми, особенно если они не реагируют в ответ. Но люди могут хранить спокойствие, потому что не считают нужным спорить и не любят криков. Люди могут повиноваться общепринятым нормам поведения в обществе, или же у них развито чувство собственного достоинства. Ни одна из этих причин не означает, что они слабы, а вы сильны. Если гнев дает вам ощущение превосходства над людьми, значит, он ослепил вас.

Я не злюсь, я просто...

Один человек ехал по шоссе и слушал радио. Внезапно по радио сообщили: "На таком-то шоссе по полосе встречного движения едет машина. Будьте внимательны и осторожны". Этот человек огляделся по сторонам и сказал: "Разве только одна машина едет по встречной полосе? Да тут сотни водителей выезжают не на ту полосу!"

Каким способом мы можем достичь освобождения? Мы должны осознать те плохие эмоции, которые связывают нас. Мы должны осознать свой гнев - должны, но мы его не осознаем. Попробуйте показать на себя пальцем - вот мой гнев, моя зависть, мое невежество. Мы не соглашаемся на это. Я склонен отрицать то, что я рассержен, я склонен отрицать то, что я завидую, я склонен отрицать то, что я пребываю в невежестве. Но если я отказываюсь признать у себя эти качества, как я смогу освободиться от них?

Некоторые люди думают: "Ну ладно, гневаться плохо. Тогда я не буду показывать свой гнев". И вместо того, чтобы избавиться от гнева, они подавляют его. Гнев не исчезает, но лишь загоняется внутрь. Следует признать, что это так. Редкие люди бывают настолько честны, чтобы сказать: "Я рассержен". Большинство, наоборот, говорит: "Со мной все в порядке, я не злюсь, просто..." Так ведь?

Вы носите в себе гигантскую проблему, и при этом постоянно отрицаете ее. Тем самым вы только усиливаете свой гнев.

Можно научиться перекладывать свои проблемы на других людей, но это создает еще больше неприятностей, еще больше плохой кармы. Так обычно и происходит. Попробуйте поступить по-другому - попытайтесь признать проблему. Просто признать. Если вы признаете, что рассержены, и после этого хотя бы минуту наблюдаете за своим состоянием ума, вы начинаете чувствовать себя неловко и немного смягчаетесь, вам становится стыдно. И гнев уходит.

Возможно, на осознание ваших эмоций вам понадобятся недели, месяцы, может быть даже годы. Некоторые из нас сердятся на своих матерей. Это происходит снова и снова и продолжается годами. И все-таки неважно, как долго вы живете с гневом, просто осознайте его. Тогда в следующий раз вы будете сердиться немного меньше. Гнев станет слабеть, и однажды наступит момент, когда вы сможете увидеть его в себе, в тот же самый миг, как вы разозлились. Затем вы поймете, что гнев приходит еще до того, как вы по-настоящему злы. В конце концов вы сможете избегать гнева вообще.

Вспышка раздражения

В шестидесятых годах, когда я возглавлял на Всеиндийском радио отдел программ на тибетском языке, директором там был человек, к которому я относился с глубочайшим почтением. Однажды, когда я сидел у него в кабинете, он был в дурном расположении духа. Внезапно он взорвался и начал кричать и ругаться. На меня напал смех, потому что его лицо стало в точности как обезьянья задница, разве что с усами. Он выгнал меня из кабинета. Так я потерял к нему уважение.

Когда вы злитесь и приходите в ярость, представляйте себе, как вы при этом выглядите. Задумайтесь над этим серьезно. Когда вы взрываетесь, выходите из себя, когда гнев охватывает вас, запомните - ваше лицо становится похожим на обезьянью задницу. Тогда вы совсем не кажетесь милым, приятным и привлекательным и люди перестают уважать вас.

На мой взгляд, вспышка раздражения - это всего лишь менее выраженное проявление ненависти или гнева. Раздражение - это тот же гнев, но гнев не настолько сильный, чтобы вы хотели причинить кому-то реальный вред. Вспышка раздражения подобна струе горячего воздуха. Мы чувствуем, что раздражение обжигает нас изнутри. При этом оно вводит нас в заблуждение, мы не замечаем его пагубности. Мы можем вспылить даже из сострадания. Мы повышаем голос на своих детей, или учеников, или престарелых родителей из любви к ним. Но если мы делаем это раз за разом, вспыльчивость неминуемо перерастает в жестокую озлобленность. Поэтому откажитесь от привычки раздражаться. Благодаря этой привычке вы все равно играете с огнем.

У гнева множество лиц

Подкрадываясь к вам, гнев принимает множество форм. Сначала он приходит как нетерпимость, затем как раздражительность, потом становится вспыльчивостью и наконец превращается в ненависть. Есть гнев, приводящий в смятение, есть сковывающий гнев, есть гнев, от которого вас начинает трясти, и гнев, делающий вас свирепым. И еще есть гнев на самого себя, так называемая ненависть к себе.

Ненависть к себе возникает не сразу. Она развивается постепенно. Все начинается с чувства неудовлетворенности. Неудовлетворенность появляется оттого, что мы не можем достичь желаемого. На самом деле не важно, чего мы при этом хотим - удовольствий, денег или еще чего-либо. Важно то, что достигнуть поставленной цели представляется нереальным. Мы выбиваемся из сил, трудимся на двух или трех работах, мы работаем все больше, спим все меньше, наше тело и ум не отдыхают, наше желание становится навязчивым. И все же иногда мы даже не знаем, откуда это желание взялось и почему мы так настойчиво хотим его исполнить.

Если мы тяжело работаем и тем не менее не можем осуществить свои желания, мы постепенно перестаем себе нравиться. Мы начинаем видеть в себе одни недостатки и убеждаемся в своей неспособности достичь желаемого. И тогда мы говорим себе: "Я неудачник". Неудовлетворенные желания крепнут, вместе с ними усиливается ощущение неудачи. Мы начинаем считать себя вообще ни на что не годными. Однако нам не нравится быть неудачниками, из-за этого наше неудовольствие собой развивается в гнев на себя, который затем превращается в направленную на себя ненависть. Так мы вредим сами себе.

Если вы злы на себя, у вас может появиться неудовлетворенность жизнью в целом. Для того чтобы оправдывать свои неудачи, некоторые люди ударяются в духовность. Вы начинаете говорить, что материальный успех вас больше не волнует. При этом ваш гнев и ненависть к себе заставляют вас верить в то, что вы успешны на духовном пути. Вы говорите, что материальное не важно, из-за того, что вы потерпели поражение в материальной жизни и не хотите это признавать. Поэтому вам остается вести себя так, как будто вам ничего не нужно, и притворяться праведником. Таково одно из типичных проявлений гнева, которое люди не осознают. Подобная духовность лишь погружает во тьму. Она дает оправдание бегству от жизни, неестественный кокон, в котором вы прячетесь, вместо того чтобы взглянуть проблеме в лицо.

Если вы разговариваете с человеком и затрагиваете больную для него тему, он замыкается, как только вы прикасаетесь к ней. "Я сам разберусь" - обычная отговорка в таких случаях. Человек расстраивается, но не хочет показывать свой гнев, или же не сознает того, что он рассердился. Поэтому он говорит: "Я сам разберусь" - и старается больше не возвращаться к своей проблеме. Понимает он или нет, но это признак его гнева.

Некоторые люди тщательно маскируют свой гнев. Они не показывают свои истинные чувства, делают приятное выражение лица и демонстрируют заботу и любовь. Они не хотят думать о том, что на самом деле стремятся причинять боль. Например: "Я владею собой. Я сохраняю хладнокровие, а он злится. Чем дольше я остаюсь невозмутимым, тем больше он злится". Разве это не форма насилия? Такие люди черпают удовольствие в том, чтобы сердить других. Это разновидность сильного гнева, скрывающегося под фальшивой личиной.

Подавление своих чувств может не восприниматься вами как гнев, потому что в этом случае трудно заподозрить себя в желании навредить. Но подавленный гнев может причинить не меньше вреда. Вы сдерживаетесь, чтобы гнев не вырвался наружу, и при этом окончательно пропитываетесь им изнутри. В результате вы начинаете выплескивать свое разочарование на кого угодно - на продавца в магазине, на кассира на бензоколонке, - лишь бы не там, где вы действительно сердиты. Иногда сдерживание гнева может принимать форму самоутверждения. Вы думаете: "Ладно, я приложу все усилия, но преподам ему урок и стану самым известным человеком на свете". Это тоже гнев. На первый взгляд, он может казаться позитивным, однако с кармической точки зрения это не так.

В некоторых традициях подавление гнева поощряется. Но, подавляя гнев, вы тратите время и силы на то, чтобы создавать себе лишние трудности. Потому что подавление только способствует гневу и приводит к самым худшим последствиям. Подавление гнева часто приводит к бунту.

Зло не вечно

Мы погружаемся в ненависть к себе отчасти еще и потому, что думаем, будто, сделав ложный шаг, мы тем самым навсегда испортили себе жизнь. Но ничто не бывает вечным, и нет неисправимых людей. В этом можно не сомневаться.

Есть одна история. Во времена Будды некий гуру сказал своему ученику: "Если ты за неделю убьешь тысячу человек, то получишь освобождение и прославишься". Ученик принялся убивать ножом каждого, кого встречал. Как только он убивал человека, он отрезал ему палец и нанизывал на нить, которую носил на шее. Его прозвали "Ангулимала" - "гирлянда из пальцев". Когда Ангулимала убил девятьсот девяносто девять человек, он огляделся в поисках последней жертвы, но не увидел никого, кроме собственной матери, которую хотел пощадить. В этот момент появился Будда. Будда стал удаляться, и Ангулимала позвал его: "Вернись, ты мне нужен". Будда ответил: "Я прямо перед тобой". Однако, как бы близко ни подходил Ангулимала к Будде, он не мог до него дотянуться. Тогда Ангулимала поведал Будде о своей проблеме. Он сказал, что должен убить еще одного человека, чтобы обрести освобождение. Будда объяснил ему, что путь к освобождению иной и что можно очиститься даже после таких злодеяний. Ангулимала стал одним из величайших учеников Будды и почти достиг полного просветления.

 

Люди часто говорят: "Я ни на что не годен, я ужасен, от меня никакого толку, я слишком молод, я слишком стар, я слишком болен, я слишком велик, я слишком мал, я слишком черен, я слишком бел, я слишком то или я слишком это". Если мы унижены, если мы стали жертвой обстоятельств, мы всегда находим этому объяснение.

Когда я был ребенком, меня сильно били. Меня бил мой управляющий, бил мой смотритель, бил мой наставник. Так воспитывали детей в Древнем Тибете, особенно маленьких лам. Это неправильно, но люди так делали. Я всегда ходил весь в синяках. Порой, когда я ехал верхом на лошади, я не мог сесть и мне приходилось стоять в стременах. Когда я жаловался родителям, знаете, что они мне отвечали? "Благодаря розге развиваются качества". Последний раз меня били в семнадцать лет. Я никогда не считал, что со мной жестоко обращались, в моем сердце не осталось шрамов. И конечно, я никогда не считал себя плохим или недостойным из-за того, что меня били.

Не считайте себя хуже, чем вы есть, если у вас что-то не получается. Суть в том, что жизнь, которая была у Будды, - эта та же самая жизнь, которая дана вам и мне. Телесные и умственные способности те же самые. Разница только в прилагаемых нами усилиях.

Упреки

Однажды я ждал друга, который должен был отвезти меня в аэропорт. Он опаздывал. Я не стал искать никакого выхода из создавшейся ситуации, не пошел ловить другую машину. Разумеется, мой самолет улетел, и я упрекал в этом своего друга. Но ведь если бы я действительно хотел успеть в аэропорт, я бы нашел способ, как это сделать.

С какими бы трудностями мы ни сталкивались, мы предпочитаем упрекать в них кого-то другого. Самих себя мы не упрекаем никогда. Мы отказываемся признавать свою вину. Вместо этого мы говорим: "Я прав, а он сделал то и это". Очень немногие способны осознать свою неправоту. Каждый, или почти каждый, считает, что прав именно он. Какая бы ни случилась ошибка, это всегда чья-то ошибка. Если ошибку совершил не "он", значит, это сделала кошка, если не кошка, значит, соседка, а если не соседка, значит, еще кто-то и еще кто-то. Почему мы упрекаем в собственных ошибках других и не находим причину этих ошибок в себе? Гордыня лишает нас всякого желания это делать.

Неоправданная гордость и нежелание искать в самих себе причины своих ошибок приводят ко множеству трудностей. Любого человека можно в чем-то упрекнуть. Ни один человек не свободен от оплошностей, и это естественно. Если бы у нас не было недостатков, мы были бы просветленными. Но мы не просветленные. Поэтому в каждом из нас есть гнев. С этим приходится согласиться.

Если я настаиваю на том, чтобы вы признали гнев в качестве личной проблемы, я вовсе не пытаюсь вас этим обидеть. Я не говорю, что вы злой человек. Я просто стараюсь привести вас к осознанию. Иногда не так плохо указать на себя пальцем и задуматься над своими недостатками. Вместо того чтобы повсюду видеть чужие несовершенства, лучше обратить взор вглубь собственной души.

Терпение - это противоядие

Будда сказал, что терпение - это противоядие от гнева. Мое понимание терпения может немного отличаться от общепринятого. Чаще всего терпением называют способность выдерживать неприятности или умение ожидать чего-либо столько, сколько это необходимо. Если вы терпеливы, вы покорно терпите, когда вас обижают. Или же вы выполняете тяжелую работу и не жалуетесь. И то и другое - прекрасные качества, но эти качества не всегда создают хорошую карму и избавляют от гнева.

Называя терпение противоядием от гнева, Будда имел в виду то, что создает хорошую карму. Истинное терпение, о котором он говорил, предполагает стремление не причинять вреда и заботу о себе и ближних. Такое терпение есть состояние ума, в котором вы не испытываете обиды на людей. Это то, что дает силу, воодушевление, целеустремленность и сосредоточенность. И оно совсем не похоже на уставшего до смерти осла, который еле тянет в гору непомерный груз.

Истинное терпение помогает достойно встречать жизненные трудности. Обычные жалобы типа "Я измучился", "Я так больше не могу", "У меня больше нет сил" указывают на недостаток терпения. Именно это делает вас измученными. Если вы работали много часов подряд в предельно тяжелых условиях и устали, вы нуждаетесь в отдыхе и это нормально. Вам не хватает терпения в том случае, если вы выдыхаетесь в обычных обстоятельствах и не способны преодолевать трудности.

Если вы утратили интерес к работе и все-таки вынуждены ее продолжать, вы изведетесь. Вы начинаете чувствовать: "Так продолжаться не может. Завтра увольняюсь. Я уеду отсюда". Вы готовы бросить детей, пожилых родителей, друзей и работу - вообще все на свете. Истинное терпение возрождает интерес к жизни и работе.

Если вы истинно терпеливы, вы можете устать, но никогда не почувствуете себя измученным. Воодушевление, которое вы черпаете в истинном терпении, сильнее вашей усталости. Когда приходит воодушевление, вы чувствуете, что ваш гнев сначала слабеет, а потом и вовсе перестает вам досаждать.

Для того чтобы победить плохие эмоции, необходимы многие средства. Воодушевление является одним из них. Чтобы разрезать тугой узел, вам нужен острый нож. Воодушевление сделает ваш "нож" острым.

Быть поистине терпеливым не означает быть подстилкой для чужих ног. Некоторые люди думают: "Я буду соглашаться с любыми упреками. Все правы, кроме меня. Я не бываю прав. И даже если я прав, пусть все остается, как было". Если вы начнете так думать, вас затопчут. Необходимо признавать свои недостатки, не упрекая себя. Как только вы начнете себя упрекать, вы превратитесь в подстилку. Кто угодно проедется по вам велосипедом, машиной, катком, бульдозером. Это не истинное терпение, а потеря чувства собственного достоинства.

В духовной практике нельзя себя ломать. Духовная практика предназначена для того, чтобы помочь человеку стать целостным. Будда хотел показать нам: обретя свою целостность, мы можем достичь полного просветления! Упреки разрушают нашу целостность. Когда что-то не так и вы не правы, не упрекайте себя. Вините плохие эмоции и их источник.

Терпение и защита

Один тибетский монах, чтец мантр и молитв из личного монастыря Далай-Ламы, освободившись из китайской коммунистической тюрьмы, сказал Его Святейшеству: "Там было опасно". Монах подразумевал отнюдь не опасность для жизни. Он говорил об опасности поддаться гневу и ненависти. По-моему, это необычайно важное откровение.

Если кто-то пытается попросту "достать" нас, что нам делать? Несомненно, мы должны защищаться. Но при этом мы не должны злиться и ненавидеть. Интересный пример привел мне однажды Рам Дасс. В начале шестидесятых он преподавал психологию в Гарвардском университете, и тогда же пробовал ЛСД. Однажды, приняв "кислоту", он запутался в днях и едва опомнился к празднику Рош ха-Шана - еврейскому Новому году. Рам Дасс, которого звали тогда Ричард Альперт, принадлежал к видной еврейской семье из Бостона. И он был обязан встретить Рош ха-Шана в семейном кругу. Он побрился, оделся, сел в машину и помчался к родителям. Руль его автомобиля чудился ему свернувшейся змеей, и все-таки он успел к обеду.

За столом напротив сидел консервативный бизнесмен, который не одобрял образа жизни Рам Дасса. Бизнесмен стал выражать свое неодобрение вслух, и вдруг Рам Дасс увидел маленькие стрелы, одна за другой вылетающие из его рта. После этого на протяжении всего обеда Рам Дасс был занят. Он ловил и откладывал на край своей тарелки каждую выпущенную в него стрелу. Если бы он позволил стрелам вонзаться в себя, то, скорее всего, ответил бы на оскорбления. Но он поймал их все, поэтому никакого вреда причинено не было.

Если вы позволяете кому-то вредить вам, это не истинное терпение. Когда другие люди делают с вами все что угодно и вы терпите их выходки, вы выбиваете почву у себя из-под ног. Если кто-то причиняет вам вред и его не переубедить, приходится защищаться. Но даже и в этом случае не надо испытывать гнев. Следует защитить себя и никого не задеть. Иногда возникает необходимость останавливать людей. Но это не значит, что вы должны потерять терпение.

Спасибо моим учителям. Они помогли мне справиться с гневом. Когда под артиллерийским огнем китайских коммунистов я покинул Тибет, я потерял родителей, семью, имущество и жизнь в монастыре. И все же гнев не переполнил меня.

Позже я отметил нечто близкое к гневу. У меня не было плохого отношения к китайцам, но в 1998 году, во время моей первой поездки в Китай, я обнаружил в себе конфликт с председателем Мао. Когда я менял свои деньги на юани, с каждой купюры на меня смотрело его лицо. При мысли о том, что Мао окажется у меня в кармане, я вздрогнул. Это было странное чувство. И что же? Я положил деньги в карман и забыл о Мао. Я нашел прибежище в терпении, и мысль о том, что он у меня в кармане, больше не беспокоила меня. В данном случае истинное терпение означает не поддаваться ненависти.

От гнева к терпению

Хорошо, если вам легко быть терпеливым. Если нет, как этому научиться?

Когда плохие эмоции сильны, они берут верх, и вы не можете воспользоваться противоядием. Необходимо время. Сначала выясните, есть ли у вас желание понять свой гнев. Или сделайте перерыв. Прогуляйтесь по улице. Идите туда, где замечательный вид. Ищите прекрасные места. Отвлекитесь. Когда гнев и даже мысли о насилии овладевают вами, подумайте о чем-нибудь другом. Вы успокоитесь, и сила, толкающая вас к неправедным поступкам, ослабнет. Когда она ослабнет, у вас появится возможность окончательно справиться с собой. Мои учителя в Тибете уходили в горы и наслаждались созерцанием рек, долин и вершин. Они позволяли своим назойливым мыслям, если такие вообще были у них, уноситься в воздух. Некоторые учения в подобных случаях советуют смотреть на закат солнца с возвышенности, так, чтобы был хороший обзор. Следует встать в расслабленную позу и, пружиня, подниматься и опускаться на цыпочках в такт дыханию. Спокойно вдохните и выдохните три, девять или двадцать один раз. Пусть выдох уносит прочь ваши плохие эмоции. Попрощайтесь с тягостными раздумьями, отпустите их вместе с заходом солнца и помашите им вслед.

Посмотрите на озеро или реку. Погрузитесь на время в ощущение приятного прохладного ветерка. Не торопитесь, остыньте. Я имею в виду не тело, а то, что бурлит у вас в уме, иначе вы схватите простуду.

Кто враг?

Если нам причиняют вред, в ответ мы начинаем ненавидеть. Если нас оскорбляют, мы отвечаем еще большим оскорблением. Враг увеличивается в нашем уме до гигантских размеров. Он не дает нам ни есть, ни спать, он лишает нас всякого покоя.

На кого я сержусь? Кто он и почему так поступает со мной? Куда направлен мой гнев? Причина моего гнева - человек, который меня оскорбил. Но так ли это?

Следует понять, действительно ли этот человек обижает меня для того, чтобы увидеть мои страдания. И даже если это так, наносит ли он мне обиду намеренно или делает это из страха за себя?

Возможно, он защищается. Может быть, у него нет выбора. Ладно, предположим, он думает, что хочет меня обидеть. Это значит, что его плохие эмоции сильны и он не может справиться с ними. Как часто мы взрывались, кричали на людей, и потом обнаруживали, что неправильно поняли их. Мы их просто не слышали. Гнев делал нас глухими.

Нельзя точно знать, что в такой момент движет человеком. Вы были ребенком, и ваш отец гневался на вас. Сначала надо выяснить, что толкало его на это. Скорее всего, он не хотел вас обижать. Вероятно, он хотел, чтобы вы лучше учились, или старался вас уберечь. Или, возможно, ваша мать вынудила его разгневаться. Или его рассердили ваша сестра или брат. Родители вашего отца могли плохо относиться к нему, и поэтому он сам не умел хорошо относиться к вам. Хотя, конечно, это не значит, что вы заслуживали плохого отношения. Если бы не те или иные условия, он бы не гневался на вас, в его сознании не было бы предпосылок так себя вести. Это непреложная истина. Ваш отец был пленником условий, он был вынужден действовать именно так. У него не было свободы выбора, потому что обстоятельства принуждали его. Хорошо подумав, вы поймете: гневаясь, ваш отец был рабом своих заблуждений. Но если его поведение было предопределено заблуждением, стоит ли вам его осуждать?

Откуда приходят страдания?

Если человек ведет себя безумно, дерется и кричит, у вас нет серьезных оснований, чтобы сердиться на него. Он сумасшедший. Тот, кто ввязывается в ссору с сумасшедшим, несомненно, тоже сумасшедший. Нельзя сердиться на сумасшедшего, потому что он находится в глубоком заблуждении и действует несамостоятельно.

Если я сую руку в огонь, а потом злюсь на него, это глупо. Огонь - это огонь, он горячий и обжигает. Следовательно, вместо того чтобы злиться на огонь, я просто не должен совать в него руку.

Если я сталкиваюсь с вынужденным поведением, мне не следует сердиться. Такое поведение есть следствие, а не причина. Не стоит расстраиваться из-за следствий. Если кто-то разжег неподалеку костер, от которого туча дыма, вы не можете разозлиться на дым за то, что он проник к вам в комнату. Проще открыть окна и двери и проветрить квартиру, а не сердиться на дым.

Теперь вы можете определить того, кто вынуждает вас страдать и лишает вас радости. Вы можете обнаружить подлинного врага, который крадет вашу свободу. Этот враг - вы сами! Что вам теперь с этим делать? Жить, разрушая самого себя злостью? Почему бы вместо этого не попытаться избавиться от своих разрушительных заблуждений?


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 140; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!