Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим
Миром и рисованию Экскурсия в музей детского сада
Цели Образовательные:
• Обобщить знания детей о глиняных игрушках — дымковских и филимоновских
• Рассказать об истории богородского промысла, о сергиево-посадских деревянных игрушках
• Рассказать о самой популярной народной деревянной игрушке — матрешке
• Учить детей различать разные техники росписи матрешек
• Развивать творческую фантазию детей, их самостоятельность в придумывании рисунка сарафана для матрешки. Упражнять в рисовании различных цветочных орнаментов
Воспитательные:
• Продолжать воспитывать детей на русских народных традициях, углублять их знания о народном творчестве
• Формировать представления о добре и зле
• Формировать эстетическое отношение к окружающему миру
• Показать связь между всеми видами народного творчества: народными промыслами, русским фольклором (песнями, потешками, прибаутками), русскими легендами и сказками
Коррекционные:
• Развивать навыки творческого рассказывания, составления рассказа об игрушке; закреплять навыки связной речи
Материалы для занятия
• Выставка игрушек — дымковских, филимоновских, богородских; матрешек — сергиево-посадских, полхов-майданских, семеновских
• Силуэты матрешек, вырезанные из белого листа бумаги
• Краски (гуашь или акварель)
• Карандаши
Ход занятия
На этом занятии целесообразно использовать в качестве экскурсовода по выставке игрушек Сказительницу русских сказок. Именно она приглашает детей полюбоваться народными игрушками, порадоваться встрече с уже знакомыми дымковскими и филимоновскими игрушками, узнать много нового о богородских игрушках и о всеми любимых матрешках.
|
|
Сказительница:Здравствуйте, мои дорогие! Как я рада, что вы ко мне в гости зашли. А знаете, кто я? Я хранительница русских сказок. Знаю я их великое множество и могу вам рассказать.
Только сегодня я хочу вам сказки не рассказать, а показать. Вот здесь они у меня все и стоят, на столах и подставочках. Удивлены? Да посмотрите сами.
Вот здесь живут сказки из Дымкова. Вы с ними уже знакомы. Кого вы узнали? Здесь и барышняводоноска, и храбрый солдат, олень-золотые рога, и петушок-золотой гребешок. Вот их сколько, и про каждого своя сказочка есть.
А рядышком поселились филимоновские игрушки — тоже яркие, веселые, добрые и шумные. Уж как они свистеть-свиристеть умеют!
А вы спросите, зачем эти игрушки? Да видно, такая уж душа у нашего народа, что не только работать он горазд, а и веселиться умеет. А что за веселье без игрушек, без забав?
А еще русский народ богат любовью своей—к родной земле, к детям своим. Вот для них, для детишек, и придумывали народные мастера всякие игрушки да забавы. И делали их из разных материалов: и из глины, и из дерева, и из ткани женщины куколок мастерили для своих доченек, и из соломы игрушки делали. Больше всего любили делать забавные фигурки животных и птиц.
|
|
Фигурки коней и птиц имеют в русской культуре особое значение: им отводилась роль оберегов-покровителей. Конь в славянском фольклоре — символ труда, моральной чистоты, доблести в ратном деле. Белый конь повсюду побеждает зло и оберегает человека от темных сил.
Не менее популярен образ чудо-птицы — от древнеславянской Сирин до сказочной Жар-птицы.
А вот на этом столе собрались игрушки из села Богородское Московской области. Эти игрушки сделаны из липы. Берет мастер липовую чурку, приглядывается к ней внимательно, словно прикидывает что-то. А потом вырезает острым ножом круглые ушки и короткий нос, в середине — мохнатый живот, внизу — толстые медвежьи лапы. И вот уже готов Михаил Потапович — людям на забаву. Медведей особенно любят делать богородские мастера. И каких только медведей у них нет — вот мишка медом лакомится, вот дрова рубит. А здесь, посмотрите-ка, мужик и медведь делят вершки и корешки. Помните эту сказку? А вот тут мишка с мужиком вместе дрова пилят.
|
|
Такую хитрость придумали богородские мастера, что игрушки их двигаться умеют: потянешь за две планочки—и вот уже медведь дрова рубит. А на этой дощечке куры быстро-быстро зерно клюют. А здесь медведь с мужиком в кузнице работают, молотами стучат. Чудные игрушки, правда? Много радости они людям приносят, и те большое спасибо мастерам богородским говорят.
А вот и еще один стол. Он платком цветастым накрыт. Что на нем? А вот угадайте, только уж загадку до конца дослушайте, она вам о многом расскажет:
Словно репка, она крутобока,
А под алым платочком на нас
Смотрит весело, бойко, широко
Парой черных смородинок-глаз.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может, три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская... {матрешка).
Правильно, самыми любимыми игрушками в народе, у детей были матрешки. Вот еще какая загадка про матрешек есть, послушайте:
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они живут друг в дружке,
А всего одна игрушка.
Фигурка матрешки вырезана из деревянного бруска. Она разнимается на две части, а в ней оказывается еще одна фигурка, и так до 10—12 куколок. Вначале делается самая маленькая, неразъемная фигурка. Затем фигурки обрабатывают шкуркой и расписывают, иногда покрывают лаком.
|
|
Наиболее известны семеновские и загорские матрешки, а также полхов-майданские. Все они отличались элементами росписи, но каждая была «одета» в крестьянский костюм: расписной сарафан, платок, полушалок, передник.
Восемь кукол деревянных, круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах на столе у нас живут,
Всех матрешками зовут!
Кукла первая толста, а внутри она пуста.
Разнимается она на две половинки,
В ней живет еще одна кукла в серединке.
Эту куколку открой — будет третья во второй!
Половинку отвинти плотную, притертую —
И сумеешь ты найти куколку четвертую.
Вынь ее да посмотри, кто в ней прячется внутри.
Прячется в ней пятая куколка пузатая.
А внутри пустая, в ней куколка шестая.
А в шестой — седьмая, а в седьмой — восьмая.
Эта кукла меньше всех, чуть побольше, чем орех.
Вот поставленные в ряд сестры-куколки стоят.
— Сколько вас? — у них мы спросим.
И ответят куклы — восемь!
Кажется, что матрешка пришла к нам из мира легенд и сказок, из седой древности. На самом деле ей всего немногим больше ста лет. Много есть версий, как и когда она родилась. Но доподлинно известно, что ее прообразом послужили ярко раскрашенные пасхальные яйца, которые издавна вытачивали из дерева и расписывали русские мастера. Эти яйца были полыми внутри, в большое вкладывалось малое. Отсюда и пошла матрешка — присмотритесь, даже ее форма в чем-то напоминает яйцо.
Дата добавления: 2019-02-13; просмотров: 250; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!