Занятие по ознакомлению с окружающим миром



Экскурсия в музей детского сада

Цели

Образовательные:

• Познакомить детей с произведениями деревянных дел мастеров

• Объяснить, что существовало много разных техник росписи дерева: хохломская, федоскинская, палехская, мстерская, холуйская

• Учить детей различать характерные признаки разнообразных техник работы с деревом.

Воспитательные:

• Продолжать воспитывать у детей интерес к русским народным промыслам и желание их изучать

• Воспитывать в детях любовь к русскому народному творчеству и понимание связи между различными видами творчества (деревянное зодчество, керамические промыслы, русская народная музыка и фольклор)

• Развивать в детях патриотические чувства

Коррекционные:

• Развивать у детей навыки творческого рассказывания, со­ставления рассказа по картине или рассказа о предмете

• Закреплять в памяти детей назначение старинной русской посуды: ендовы, братины, ставца

Материалы для занятия

Предметы декоративно-прикладного искусства фабричного изготовления и предметы народного искусства: жостовские под­носы, хохломская посуда и мебель, деревянные изделия с резь­бой, вологодские кружева и их изображения.

Ход занятия

Часть 1

Введение

Воспитатель: Посмотрите вокруг, сколько разных предме­тов, украшенных яркими, нарядными узорами. Эти вещи радуют нас своей красотой. Представьте себе, что художников нет. Ка­кими бы стали все вещи, предметы, которыми мы с вами пользу­емся? Вот нарядные ткани. Кто придумал для них рисунок? Ху­дожник по тканям. А вот красивая одежда. Фасоны придумал художник-модельер. На заводе, где делают посуду, тоже не обой­тись без художника. Кто нарисует красивые узоры для кастрюль, тарелок, чайников и чашек? Всюду нужны художники. Потому что все, чем пользуются люди, все, что нас окружает, обязатель­но должно быть не только полезным и удобным, но и красивым.

Большинство предметов с красивыми узорами, которые вы видите в детском саду, дома, в магазинах, сделаны на заводах и фабриках. Там художник создает образец, и по этому образцу на машинах и станках изготовляют много одинаковых предметов.

Вы можете увидеть, придя в гости к другу, точно такие же чашки с таким же узором, как и у вас дома. На полках разных магази­нов стоят и лежат одинаково украшенные коробки с шоколад­ными конфетами, громадные рулоны тканей с одинаковым рисунком. Но есть другие красивые предметы, которые расписа­ны каждый отдельно, вручную народными художниками. Вы знаете народных мастеров, изготовляющих дымковские игруш­ки, гжельскую и скопинскую посуду. Все эти вещи сделаны из... глины.

А сегодня мы начнем знакомство с работой мастеров, изго­товляющих свои изделия из дерева, мастеров деревянных про­мыслов России.

Дерево всегда было одним из самых доступных и любимых материалов русских умельцев. Художественная резьба и роспись по дереву являются едва ли не самыми древними видами русско­го народного творчества. Русская резьба по дереву украшала двери и стены изб, мебель, а также предметы быта (дуги, коромысла, чашки, ложки). Широко использовалась на Руси и рос­пись по дереву. Особенно красивой росписью украшали предме­ты, предназначенные для торжественных событий: братины, ков­ши и ендовы.

Давайте вспомним, для чего предназначена эта посуда:

Братина — русский шаровидный сосуд ХУ1-ХУП веков из дерева, меди, серебра, золота. Из нее на братчинных пирах («на всю братию») разливали напитки по чашам для питья вкруго­вую. Также она использовалась как большая общая чаша для питья и еды.

Ендова—деревянный или металлический древнерусский со­суд ладьевидной формы с широким горлом, с носком или рыль­цем, употреблявшийся для разлива напитков на пирах.

Ковш — широкий открытый сосуд с ручкой для зачерпыва­ния жидкости.

Часть 2

Хохломской промысел

Один из деревянных промыслов зародился в Нижегородской области, в окрестностях города Нижний Новгород. Здесь нахо­дится село с веселым названием Хохлома. В Хохломе посуду делали из мягких пород деревьев (липы, березы, ольхи). Но посуда изготавливалась также и во многих окрестных селах, затем сво­зилась в Хохлому и уже оттуда отправлялась на ярмарки для продажи. Потому и называется посуда хохломской.

Вырезанную вещь вначале покрывали слоем глины, затем пропитывали льняным маслом и несколько раз олифой. Очень важным изобретением хохломских мастеров было использова­ние металлического порошка (оловянного, а позже — алюмини­евого), которым изделие как бы припудривалось. После этого мастер кистью наносил рисунок, затем изделие вновь пропиты­валось олифой и закаливалось в печи. Под воздействием жара олифа желтела и приобретала золотистый цвет.

Роспись хохломских изделий полна неповторимого своеоб­разия и уходит корнями в прошлое. Вначале основной узор на­поминал детское изображение солнца. Он назывался «рыжик», «ярило», «красное» и сохранился еще с языческих времен. Ос­новной рисунок — колосья, ягоды, листья, цветы и, главное, тра­ва. «Травка» — черно-красная трава по золотистому фону — считается классической для хохломского художника. Другой традиционный узор получил название «Кудрины» (от слова «куд­ри» — вьющиеся волосы). Нетрудно заметить его сходство с ри­сунками из старинных русских летописей.

Искусство росписи передавалось из поколения в поколе­ние — от отца к сыну, от деда к внуку. Дети приобщались к рос­писи по дереву с ранних лет и к \4—15 годам становились насто­ящими мастерами. У каждого был свой «почерк», свои любимые узоры. Давайте-ка и мы с вами рассмотрим, какие узоры рисова­ли на своей посуде хохломские мастера.

Часть 3


Дата добавления: 2019-02-13; просмотров: 187; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!