Художественные изделия с лаковой живописью



Из истории промыслов

Лаковые художественные изделия — это предметы декора­тивного и утилитарно-бытового назначения, изготовленные из папье-маше, иногда из дерева и металла, покрытые пленкой лака и украшенные живописью или росписью.

Лаки при нанесении тонким слоем и после высыхания обра­зуют твердые, прозрачные, глянцевые или матовые, бесцветные или окрашенные пленки. Нанесенная на поверхность лаковая планка придает изделию красивый блеск.

Лаки применяют при изготовлении изделий с лаковой жи­вописью на папье-маше или металле и для покрытия большин­ства изделий из древесины и металла.

Краски используют масляные и темперные, а также золотой порошок, разведенный в прозрачном лаке или скипидаре, — так называемое твореное золото.

Кисти, которыми расписывают изделия, применяют главным образом беличьи.

Производство изделий. Технология изготовления лаковых из­делий длительна и трудоемка. Вначале из древесного картона дела­ют заготовки, проклеивая каждый слой (а их может быть до десяти) мучным клейстером. Затем заготовки проходят естественную суш­ку в течение суток. После этого их купают около 30 минут в ванне с маслом при температуре 70°С и сушат в течение восьми—десяти дней в камерах-печах при температуре сначала от 40 до 90 °С, затем от 90 до 40 °С. Просушенные заготовки распиливают на куски, приклеивают казеиновым клеем к заготовке донце, прессуют для соединения деталей, готовят крышки, приклеивают шарниры. Что­бы придать будущему изделию определенную форму и гладкую по­верхность, полученный полуфабрикат обрабатывают на шкуровальных станках. В цехе грунтовки его еще раз промасливают олифой и просушивают, шпаклюют, чтобы сровнять неровности, шлифуют водостойкой шкуркой и в таком виде направляют для лакировки. В цехе черной и светлой полировки изделия два-три раза покрывают черной эмалью, затем черным лаком, а внутри—киноварью и свет­лым лаком. После каждого покрытия изделие просушивают в су­шильных шкафах с программным управлением и температурой 70— 80 °С. Каждая просушка продолжается не менее 7 часов, а изделия сушатся обычно 5—7 раз.

Только после такой кропотливой подготовки изделия попа­дают в живописный цех, где мастера-живописцы тонкими бели­чьими кисточками с концами тоньше игольного острия наносят на их поверхность мельчайшие мазки.

Федоскинские мастера пишут миниатюры только тонкотер­тыми масляными красками, а мастера-живописцы палехского, холуйского и мстерского промыслов при росписи своих изделий пользуются яичной темперой (краской, растворенной в яичном желтке с уксусом или хлебным квасом).

По назначению изделия с лаковой живописью можно под­разделить на предметы утилитарного назначения, декоратив­ного характера и сувениры. Группа утилитарных вещей вклю­чает предметы туалета — пудреницы, шкатулки и коробочки различных размеров и форм; письменные принадлежности — стаканы для карандашей и ручек, чернильные приборы, ножи для бумаги; принадлежности для курения — портсигары, си­гаретницы; предметы домашнего обихода — чайницы, иголь­ницы, салфеточные кольца, подносы. К изделиям декоратив­ного характера относят предметы украшения интерьера — шкатулки и ларцы, настенные панно и декоративные тарелки; украшения для женщин — серьги, броши, браслеты, ме­дальоны. В группу сувениров входят записные книжки, баре­льефы и другие предметы.

По тематике художественные изделия с лаковой живописью делятся на изделия с сюжетом, отображающим современную дей­ствительность; изделия с исторической, героической и космичес­кой тематикой; изделия на тему произведений великих писателей и поэтов; изделия, воспроизводящие картины великих художни­ков, отображающие крестьянский быт, посвященные песням и танцам; изделия с растительным орнаментом, с героями сказоч­но-былинного эпоса, историческими памятниками.

По художественному своеобразию росписи и орнаментации изделия с лаковой живописью делят на федоскинские, палехские, мстерские, холуйские, жостовские, свердловские (нижнетагиль­ские) и др.

Изделия с федоскинской лаковой росписью. Село Федоски­но Московской области — родина русских лаков. Лаковая жи­вопись возникла здесь в конце XVIII в., когда купец П. И. Ко­робов основал в сельце Данилово (часть с. Федоскино) произ­водство расписных шкатулок из папье-маше, наподобие широко известных в то время в Европе брауншвейгских табакерок. По­зднее преемник Коробова В. П. Лукутин перенес мастерскую лаковой живописи в село Федоскино и расширил производство лаковых декоративных изделий из папье-маше. Одновременно возросла и их художественная ценность: лукутинские табакерки украшались очень тонкой, сложной по рисунку и колориту деко­ративной росписью. Лукутинские лаковые миниатюры успешно конкурировали с прославленными брауншвейгскими, персидс­кими, японскими изделиями. Отличалась федоскинская лаковая живопись оригинальной тематикой, своеобразной техникой исполнения и более высоким художественным мастерством. Безымянные художники-живописцы создали свой стиль, свои оригинальные темы и декоративные приемы. В тематике мини­атюр преобладали жанровые сценки из крестьянского быта — тройки, чаепития, хороводы. Нередко народные мастера воспро­изводили картины известных русских и зарубежных живописцев.

Народные мастера Федоскино сохранили лучшие традиции лукутинской миниатюры. До сих пор для федоскинцев типичны старинные сюжеты (шкатулки «Тройка», «Чаепитие» и др.). Од­нако художники промысла значительно расширили тематику, обогатив ее отражением исторических событий, фольклорно-литературными темами, изображением памятных мест Москвы, Петербурга и других городов нашей родины. Часто изображают федоскинские миниатюристы и пейзаж, искусно копируют карти­ны Репина, Сурикова, Васнецова, Саврасова.

Изделия из папье-маше федоскинских мастеров характери­зуются художественной выразительностью и мягкостью светотеней. Лучшие миниатюры написаны в серовато-зеленых ишкоричневых тонах (при этом иногда вводится золотой растительный орнамент).

Федоскинским мастерам свойственны своеобразные, ха­рактерные только для миниатюры Федоскино приемы декора­тивного оформления изделий: «шотландка», «под черепаху», «скань», «цировка», имитация дерева, малахита. «Шотланд­ка» — геометрический рисунок, состоящий из перекрещиваю­щихся линий. Рисунок «под черепаху» напоминает панцирь чере­пахи. «Скань» — наборный рисунок по сырому лаку из отдель­ных металлических (серебряных или мельхиоровых) элементов, отбитых на свинцовой матрице специальными пуансонами. «Ци­ровка» — лучеобразный и волнообразный узоры, создаваемые с помощью лекала методом глубокой гравировки по лаковой плен­ке до нижележащего металлического листа (олова или серебра).

Часто федоскинские миниатюристы врезают в лаковую поверхность изделия тонкие пластинки перламутра, накладыва­ют на лак сусальное золото, припорашивают поверхность под роспись алюминиевым порошком.

Ассортимент изделий народных умельцев Федоскино ши­рок и разнообразен. Кроме небольших предметов туалета (ко­робочек, пудрениц), украшений (браслетов, брошей, кулонов и др.) и бытовых предметов (игольниц, чайниц, салфеточных колец и пр.) в ассортимент входят декоративные изделия и су­вениры. Это различные по размерам, цвету и форме (прямоу­гольные, круглые, овальные, квадратные, многогранные) ко­робки и шкатулки с тематическим рисунком, настенные деко­ративные тарелки и панно, обложки для альбомов, записные книжки и другие изделия.

Изделия с палехской лаковой живописью. Основателями палехского искусства лаковой живописи были художники-ико­нописцы. Поэтому искусство палехских художников-миниатю­ристов тесно связано с искусством древнерусской живописи. Палех был одним из главных центров иконописания в XVI— XVII вв. Палехские мастера создавали в основном дорогие высокохудожественные иконы. В начале XIX в. появляются иконописные мастерские, а к концу столетия — фабрики. С развитием капитализма в России древнее искусство иконопи­си вырождается в ремесло.

В начале XX века на основе мастерства палехских народных художников-иконописцев в Палехе (Ивановская обл.) родилось искусство темперной лаковой миниатюры. Пытаясь перенести вы­сокое искусство древней живописи на современные изделия, быв­шие иконописцы расписывали матрешки, посуду, ларцы и другие деревянные изделия. В 20-х годах в Палехе предпринимаются опы­ты по росписи в иконописной технике изделий из папье-маше. В 1924 г. была создана Палехская артель древней живописи.

В настоящее время производством миниатюрной лаковой живописи на папье-маше в Палехе занимаются художественно-производственные мастерские Палехского отделения Художе­ственного фонда РФ.

Отличительные черты палехских миниатюр — живопись по черному фону, обработанному прозрачным лаком до зеркально­го блеска, сложность многофигурных композиций, подробное раскрытие сюжета (часто сюжет центральной миниатюры продолжается на боковых стенках шкатулок и бортах декора­тивных тарелок).

Излюбленные мотивы росписи — былины, «Слово о полку Игореве», сказки («Сказка о рыбаке и рыбке», «Иван-царевич и Жар-птица»), а также сюжеты из деревенской жизни (мотивы тру­да, хороводы, посиделки, сцены охоты). Часто мастера народ­ного промысла используют литературные произведения великих русских и советских писателей — Пушкина, Гоголя, Крылова, Горького и др. («У лукоморья...», «Бахчисарайский фонтан», «Песня о Соколе», «Буревестник» и др.). Появились новые ком­позиции на темы гомеровского эпоса, произведений Рабле, Сервантеса, Шекспира, Мольера, Бомарше.

Изделия с мстерской лаковой живописью. Народный промы­сел лаковой живописи в селе Мстера Владимирской области так же, как и палехский, возник на основе иконописного промысла и стал широко развиваться в XVII и XVIII вв. Во второй половине XIX в. иконопись стала основным занятием жителей Мстеры. К концу XIX в. иконы стали изготовляться с применением фоль­ги; расписывались лишь руки и лики святых. Позднее искусство иконописи стало вытесняться литографией и механическим печа­танием икон.

В 20-е годы XX в. в Мстере была создана артель живописно­го и столярно-строительного производства, где были проведены первые опыты миниатюрной живописи на лаковых изделиях из папье-маше. Так возникло производство шкатулок, коробочек, ларчиков, игольниц и других изделий из папье-маше с миниатюр­ной лаковой живописью.

Характерная особенность миниатюрной живописи Мстеры — это ковровая декоративность, разнообразие и утонченность колористических оттенков с единством общего тона композиции (тогда как палехские мастера используют цветные контрасты). Цветовая гамма мстерских художественных изделий — голубо­вато-серебристая или охристо-желтая и красная. В мстерских изделиях из папье-маше сочетаются растительные и геометри­ческие узоры. Композиция часто оформляется тонким золотым орнаментом. Иногда мстерские мастера расписывают свои изде­лия только одним орнаментом (узор из трав, листьев или фрук­тов). Так же, как и палешане, они иногда расписывают сюжетно связанные миниатюры на крышке и боковых стенках изделий.

В тематике лаковых изделий из папье-маше преобладают сказ­ки — ларец «Руслан и Людмила», шкатулки «Сказка о попе и работнике его Балде», «Гуси-лебеди», «Садко», бисерница «Ка­менный цветок», пудреница «Сказка о рыбаке и рыбке»; былины и сказания — шкатулки «Песня про купца Калашникова...», «Песнь о вещем Олеге»; песни — шкатулки «Еду к любушке своей»; «Помню, я еще молодушкой была», «Тачанка», «Вьет­ся в тесной печурке огонь», игольница «Дайте в руки мне гар­монь»; композиции на темы произведений Пушкина, Лермон­това, Есенина, Горького; исторические и архитектурные па­мятники — бисерницы «Золотые ворота», «Успенский собор», шкатулка «Дмитровский собор». Действие в мстерских мини­атюрах обычно происходит на фоне сказочного гористого или среднерусского ландшафта, местного пейзажа, а иногда на фоне условного архитектурного ансамбля — палат.

Изделия с холуйской лаковой живописью. Аналогично Па­леху и Мстере художники Холуйской фабрики художественной лаковой миниатюры (Ивановская обл.) расписывают свои изде­лия яичной темперой.

Холуйский промысел зародился в XVIII в. и так же, как и мстерский, на основе иконописного промысла. Богатые тради­ции и художественные приемы местной иконописи в настоящее время лежат в основе миниатюрной живописи Холуя.

Для изделий с холуйской лаковой живописью характерны усиленная цветовая гамма, усложненный обрамляющий орна­мент, укрупненность деталей композиции. В отличие от палехс­ких мастеров холуйские художники отводят в композиции более значительную роль тонально решенному пейзажу. В колористи­ческом отношении здесь преобладают теплые (желтые, оранже­вые, красные, коричневые) тона или насыщенные сине-зеленые. Живописи Холуя присуще контрастное сочетание теплых и хо­лодных тонов.

Основные темы изделий холуйского промысла — сказки, былины, исторические сюжеты, современность. Но даже совре­менная тематика изображается в сказочной форме. Народные художники и мастера Холуя первыми создали миниатюры о заво­евании космоса: ларец «Мы рождены, чтоб сказку сделать бы­лью», шкатулки «Небесные братья», «Земной поклон Венере», «Космические богатыри».

Ассортимент изделий холуйских мастеров включает не толь­ко коробочки-сувениры с изображением памятных мест Влади мира, Суздаля, Ростова, живописной панорамы поселка Холуй, но и красивые лаковые панно, шкатулки и туалетные коробоч­ки, пудреницы, сигаретницы, броши и кулоны с различной тема­тикой. Из новых изделий холуйские мастера выпускают шкатул­ки «Валенки», «Борис Годунов», «В лугах», «За землю русскую»; ларцы «Предки наши...», «Слово о полку Игореве», «Произве­дения М. Ю. Лермонтова».

Жостовская лаковая живопись. Среди народных промыс­лов, выпускающих художественные изделия с лаковой живопи­сью, особое место занимает своеобразный промысел художе­ственной росписи металлических подносов.

Расписные металлические подносы с присущим им благород­ным блеском лакированной поверхности, живой выразительнос­тью свободной кистевой росписи по праву относятся к числу ин­тереснейших произведений русского декоративно-прикладного искусства. Производство металлических лакированных подно­сов явилось как бы продолжением старинных видов народной росписи. Возникло оно в середине XVIII в. на Урале, в местах расположения демидовских железоделательных заводов (Ниж­ний Тагил, Невьянск). Позднее, в первой половине XIX в., под­носы стали изготовлять в селах и деревнях Московской губер­нии — Жостово, Троицком, Новосильцево и др. Вскоре москов­ский промысел занял ведущее место.

В настоящее время выпуском лакированных подносов зани­маются мастера и художники Жостовской фабрики декоратив­ной росписи в Московской области.

Для производства жостовских подносов применяют тонкую кровельную сталь, листовое железо. В процессе изготовления ли­сты штампуют в нужные формы, затем подносы проходят валь­цовку (для придания жесткости бортам). После штамповки под­носы грунтуют, шпаклюют тонкотертой глиной или глифталевой шпаклевкой, зачищают, шлифуют и трижды покрывают ла­ком, просушивая после каждого покрытия в печах при 80—90 °С. По окончании этих операций мастера расписывают подносы беличьими кисточками свободными мазками, используя масля­ные краски (в этом сказалась территориальная близость деревни Жостово к селу Федоскино). Роспись производят обычно по чер­ному фону, иногда по красному, синему, зеленому, серебряному.

Орнаментальный узор наносят «твореным» золотом. После рос­писи жостовские изделия вновь трижды покрывают бесцветным лаком и полируют тонкими порошками до зеркального блеска.

Распространенный мотив росписи жостовских художествен­ных изделий с лаковой живописью — букеты и натюрморты, цве­ты, вазоны, гирлянды. Борта подносов украшают золотым орна­ментом. Элементы жостовского орнамента на бортах подносов имеют свои названия: «елочка», «елочка с метелочкой», «бубновки», «рожочки», «травки», «ленты», «дождичек» и др. Жос­товские мастера владеют и техникой так называемого письма по поталям, т. е. по фольге или алюминиевому грунту, достигая при этом особого декоративного эффекта.

Жостовские подносы можно подразделить на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и для украше­ния. По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комби­нированные (например, поднос под самовар имеет комбини­рованную форму круга с прямоугольником), прямоугольные и др.

Стихи о Хохломе

Как волшебница Жар-птица,

Не выходит из ума

Чародейка-мастерица,

Золотая Хохлома.

И богата, и красива,

Рада гостю от души.

Кубки, чаши и ковши.

И чего здесь только нету:

Гроздья огненных рябин,

Маки солнечного лета

И ромашки луговин.

Все вобрала, словно память:

Зорь червонные лучи

И узорчатый орнамент

Древне-суздальской парчи.

Листья рдеют, не редея,

От дыхания зимы.

Входим в царство Берендея,

В мир волшебной Хохломы.

Хохломская роспись —

Алых ягод россыпь.

Отголоски лета в золоте травы.

Рощи-перелески, шелковые всплески

Солнечно-медовой золотой листвы.

Роспись хохломская словно колдовская,

В сказочную песню просится сама.

И нигде на свете нет таких соцветий.

Все чудесней наша Хохлома.

Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка, не спеши.

Там травка вьется и цветы

Небывалой красоты.

Блестят они, как золотые,

Как будто солнцем залитые.

Все листочки как листочки,

Здесь же каждый золотой.

Красоту такую люди

Называют Хохломой.

                                       (П. Синявский)

Примерное планирование занятий по теме

«Веселый Городец»

 

Беседа Утренние беседы с детьми Тема: «Что ты знаешь об искусстве городецких мастеров» Вопросы к беседе • Где находится город Городец? • Что ты знаешь о его исто­рии? • Чем знаменит Городец? • Какой резьбой и росписью украшали городецкие масте­ра свои дома? • Как ты думаешь, что означает утверждение «Городецкая резьба тесно связана с живописью»? • Расскажи, что украшали городецкие мастера своей резьбой и росписью. • Какие темы и мотивы использовали в росписи мастера из Городца? • Что сегодня делают в Городце? • Какое настроение возникает у тебя, когда ты смотришь на городецкие изделия? • Как ты думаешь, почему и в наши дни русский народ продолжает с глубокой симпатией относиться к изделиям городецкого промысла? ________________________________________________________________________ Занятия 1. Ознакомление с окружающим миром. Тема: «Веселый Городец». Экскурсия в музей детского сада, рассказ об истории промысла. 2. Развитие речи и ознакомление с художественной литера­турой. Чтение глав из сказки П. Ершова «Конек-Горбунок». За­учивание стихов о Городце. 3. Рисование. Занятие 1. «В гостях у мастеров Городца». Обучение рисо­ванию элементов Городецкого узора. Занятие 2. «Роспись доски городецким узором». Занятие 3. «Городецкий петушок» (рисунок на круге). ___________________________________________________________________________ Игра   Игра из цикла «Семья» Продолжать объяснять детям, что в большинстве своем народные промыслы были ремеслом семейным, когда секреты мастерства передавались из поколения в поколение, от отцов к детям. Выстроить вместе с ними сюжет игры «Семья ремес­ ленников из Городца ». Помочь детям распределить роли и ус­пешно их разыграть, распределить действия, присущие каж­дой роли: глава семейства изготовляет формы из дерева (до­щечки, декоративные блюда, мебель) — мальчики вырезают или складывают из бумаги похожие формы. Женщины и дети в семье занимались росписью изделий — девочки на готовых формах отрабатывают элементы городецкой росписи. При этом также существует «разделение труда»: одни тонируют бумажные формы, другие рисуют цветы, третьи — сказочных птиц.   Сюжетно-ролевая игра           «Экскурсия по городецкому музею»   Цель. Развивать навыки связной речи. Отрабатывать у детей ролевое поведение экскурсовода и экскурсантов. Учить грамотно задавать вопросы и делиться мнениями об увиденном.  

 

 

Занятия

Веселый Городец

Экскурсия в музей детского сада

Цели Образовательные:

• Продолжать знакомство детей с русскими народными про­мыслами, рассказать им о городецком промысле

• Учить детей узнавать городецкую технику росписи дерева, ее характерные признаки

Воспитательные:

• Воспитывать уважение к труду народных мастеров, инте­рес к изучению русской истории, в том числе истории народных промыслов

• Воспитывать патриотизм, гордость за свою Родину

Развивающие:

• Учить составлять рассказ по сюжетной картине из городецких мотивов, учить придерживаться избранной сюжетной линии в творческом рассказывании по сюжетам городецкой росписи

• Обогатить словарь детей словами по теме занятия: донце, прялка, кудель

Материалы для занятия

• Выставка изделий городецких мастеров, на которой про­мысел должен быть представлен как можно шире: разделочные доски, блюда, солонки и сахарницы, настенные декоративные панно и т.д. На выставку можно поместить и несколько изделий
хохломского промысла — для сравнения

• Если занятие проходит в изостудии, можно приготовить все для рисования городецких узоров: тонированную бумагу, гуашь, палитры для смешивания красок, кисти. Тогда по завершении экскурсии можно будет сразу же приступить к рисованию.

Ход Занятия

Часть 1

Введение в занятие

Воспитатель: Ребята, сегодня утром, придя в группу, я уви­дела на своем столе большой конверт. На нем написан адрес нашего детского сада и указано: «Детям группы № 5». Так как письмо адресовано всем вам, то вскрывать его я не стала, подож­дала, пока мы все соберемся в группе, позавтракаем.

Хотите посмотреть, что в этом письме?

Здесь какой-то рекламный проспект и приглашение.

Посмотрите, что здесь изображено. Какие-то красивые изде­лия, со сказочной росписью. А в приглашении написано: «Пригла­шаем всех на выставку изделий из Городца. Выставка проходит в музыкальном зале (в изостудии) ». Как вы думаете, стоит нам отве­тить на приглашение? Ну что ж, тогда собирайтесь на экскурсию.

Часть 2


Дата добавления: 2019-02-13; просмотров: 1157; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!