Рассказ об истории гжельского промысла



Воспитатель: Сегодня я приглашаю вас в сине-голубую сказ­ку. Почему она так называется? Сейчас вы поймете это сами.

Посмотрите, сколько здесь разной посуды. Какую посуду вы видите? Да, здесь есть и чашки с блюдцами, и вазы для фруктов и цветов, и большие блюда, и чайники. А вот красивый молочник.

Вся посуда разная, но есть в ней и что-то общее. Что? Пра­вильно, эта посуда украшена сине-голубым узором, расположен­ном на белом фоне. Называется эта посуда гжельской, потому что сделана она на фарфоровом заводе, который находится в селе Гжель Московской области.

Именно в Гжели и зародился этот промысел более 400 лет назад. Он объединил мастерские, расположенные в 30 селах в районе Гжели, в 60 км от Москвы. В этом районе умельцы нашли белую глину и стали лепить из нее самую разную посуду. Посуда украшалась лепными деталями. Посмотрите, на крышке этой масленки вместо ручки причудливые завитки. Иногда встреча­ются и фигурки людей и животных, украшающих какое-то изде­лие. А вот эта ваза похожа на лебедя, плывущего по реке.

Узор на всех изделиях выполнен синей или голубой краской. Откуда взялся этот цвет? Мастера Гжели рассказывают, что этот цвет им подарила река Гжелка, синие полевые цветы, синие тени на белом-белом снегу. А еще есть такая сказка-легенда.

«Пошли как-то девушки, жившие в селе Гжелъ, полоскать белье на речку. А в речке небо отражается. Река синяя и небо в ней синее. Показали девушки мастерам красоту такую. И решили, что такого синего неба нигде в мире не найти. Вот тогда-то и стали расписывать мастера свои изделия всеми оттенка­ми синего цвета, словно старались оставить частичку синего неба на посуде. А узоры для росписи брали у природы травин­ки и былинки в поле, цветы на лугу и в саду».

Посмотрите, какие узоры встречаются на этих изделиях осо­бенно часто? Вот на этом кувшине и этой вазе гирлянда из не­больших листьев с тонкими, закрученными, вьющимися усика ми. А на этом молочнике, на чайнике и еще на вазе — гирлянда с крупным цветком, с гжельском розой. Встречаются еще геомет­рические орнаменты в виде сетки.

Гжельские квасницы, кружки, тарелки, кувшины, цветочные горшки пользовались спросом во многих российских городах. Постепенно гжельская керамика заняла ведущее место в русском керамическом производстве и в XVIII веке достигла наибольше­го расцвета. Позднее ее сильно потеснила мода на фарфоровые изделия (Дулевский, Кузнецовский фарфоровые заводы), одна­ко гжельский промысел все же не погиб и сохранился до настоя­щего времени.

Гжельские изделия всегда легко отличить: они сделаны из белой глины и расписаны голубовато-синими широкими мазка­ми, воспроизводящими цветочные композиции или сценки из на­родной жизни. В гжельском промысле всегда отводилось боль­шое место настольной скульптуре. Это небольшие фигурки или группа фигурок высотой от 5 до 20 см, изображающие персона­жей народных сказок, сюжетных или бытовых сценок, а также детские игрушки.

Часть 2

Описание гжельской керамики

Воспитатель предлагает каждому ребенку выбрать для себя любое изделие гжельского промысла и составить о нем короткий рассказ по плану: как называется изделие, для чего оно предназначено, какой оно формы, какой узор его украшает.

Можно использовать еще и такой прием: воспитатель просит детей вспомнить, есть ли у них дома изделия гжельского промыс­ла, и рассказать о них.

Часть 3

Рассказ воспитателя о скопинской керамике

Воспитатель объясняет детям, что глина — один из самых древних и распространенных природных материалов, использу­емых людьми для изготовления различных предметов обихода. Глиняные промыслы существовали во многих селах России. Например, всем хорошо известна дымковская игрушка, которую делали в селе Дымково под Вяткой.

Красивы и затейливы были скопинские изделия (город Скопин в Рязанской области). Скопинские мастера лепили из глины изделия сложной фантастической формы: сказочных птиц, дра­конов, львов. Причудливость формы и разнообразных лепных украшений при этом прекрасно уживалась с практическим на­значением изделий. Отличительной особенностью скопинской по­суды была блестящая стекловидная глазурь, покрывавшая изделия. Она получалась при обжиге в горячей печи свинцового по­рошка, которым покрывали вылепленное, но не обожженное из­делие.

Крестьянский промысел глиняной посуды и расписных иг­рушек в деревне Гринево близ города Каргополя существовал уже в XIX веке. Он получил название каргополъского . Как и все крестьяне, каргопольские гончары садились за гончарный круг в свободное от сельскохозяйственных работ время — с сентября-октября до весны. Работали и мужчины, и женщины. Им помогали дети с 8—9 лет, которые добывали и готовили гли­ну. Работали гончары в избах — там же, где и жили. Сначала глину просушивали в печи, затем ее толкли, заливали кипят­ком и выдерживали около двух дней, мешая лопаткой. После этого ее мяли на полу голыми ногами, выбирая попавшиеся камешки до тех пор, пока глина не становилась тягучей. Тог­да глину резали на полосы и с помощью ручного гончарного круга лепили горшки и другую посуду.

Из остатков лепили фигурки баб, домашних и лесных жи­вотных, петушков, уточек, свистульки. Готовая посуда и иг­рушки сохли дня два в избе, затем их обжигали в русских пе­чах или специально устроенных в поле за деревней обжигаль­ных печах. Некоторые посудные изделия (в основном горшки) и игрушки, раскаленные докрасна, обмакивали в корыте в ра­створе овсяной или гороховой муки (так называемой болтушке). Изделия покрывали черным, напоминающим кружево, узо­ром. Более дорогую посуду и игрушки в обожженном состоя­нии обмазывали дегтем, посыпали мучкой из свинца и вновь обжигали. Изделия после второго обжига приобретали красивую муравленную поливу и высокую прочность.

Часть 4

Заключительная

Воспитатель: Как видите, в России очень много самых раз­ных глиняных промыслов, у каждого из них свои особенности. Русский народ богат своей фантазией, умением работать и свои­ми мастерами, которые делают такие прекрасные изделия. Но даже самый умелый и талантливый мастер, ребята, говорит о том, что и он когда-то ничего не умел, но смог научиться своему мастерству. Есть даже такая русская пословица: «Всему можно научиться — важно не лениться».

Мы с вами тоже попробуем научиться рисовать узоры гжель­ской росписи. Хотите попробовать? Тогда за дело!

Можно использовать при проведении беседы, а также осталь­ных занятий цикла стихи о Гжели.

Синие птицы по белому небу,

Море цветов голубых,

Кувшины и кружки — быль или небыль?

Изделия рук золотых.

Синяя сказка — глазам загляденье,

Словно весною капель,

Ласка, забота, тепло и терпенье,

Русская звонкая Гжель!

Есть в России такое местечко,

Где белая рощица, синяя речка.

В этой негромкой российской природе

 Слышится эхо волшебных мелодий.

И светлеет вода родниковая,

И дыхание ветра слышней:

Расцветает Гжель васильковая,

Незабудковая Гжель.

      ( П. Синявский)

Сочинение сказки о гжельской розе

Занятие по развитию речи

Цели

• Развивать связную речь детей, обучая их придумывать сказки

• Учить детей придумывать действующих лиц, сюжет сказки:  начало, развитие действия, кульминацию и конец

• Учить придерживаться избранной сюжетной линии в твор­ческом рассказывании, использовать средства связи

Ход занятия

Часть 1

Введение

Для активизации внимания детей я использовала посылку, ко­торую внесли в группу в начале занятия. В ней оказался красивый гжельский чайник, которого дети раньше не видели. Одним из эле­ментов узора, украшающего чайник, была гжельская роза. Мы внимательно рассмотрели эту розу, обсудили все детали рисунка.

Затем я задала детям вопрос:

Вот интересно, ребята, как появилась эта роза на гжельском чайнике? Мы с вами уже выяснили, что мастера Гжели расписы­вают свои изделия только синей краской, вернее, всеми оттенка­ми синего цвета. Но разве бывают синие розы? Мне, например, такие ни разу не встречались. Я много раз видела розы красные, белые, розовые, желтые, темно-бордовые, а вот синих или голубых не видела никогда. А вы видели? Тогда почему именно розу рисуют гжельские мастера? Ну, рисовали бы колокольчики или незабудки. Как же роза попала на гжельские изделия? А давайте придумаем про это сказку. Ведь синяя роза —сказочная. И попала она в Гжель сказочным путем. Но вот как?

Часть 2


Дата добавления: 2019-02-13; просмотров: 377; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!