Генезис религиозных представлений.Ранние формы верований и культа:анимизм, фетишизм, тотемиз, магия.



Рассмотрим наиболее примитивные и архаичные формы религии. Материалы для этого религиоведение черпает на основе сравни­тельного изучения религий. Тотемизм - первобытное верование, связанное с представлением о сверхъестественном родстве между определённой общностью людей (обычно родом) и тотемом - мифическим предком. Чаще всего тотемами служили различные животные и растения, даже явления природы и неодушевлённые предметы. От тотема магическим образом зависели жизнь и благосостояние рода и каждого его члена. Тотем запрещалось убивать и употреблять в пищу (кроме случаев ритуального употребления мяса тотема в пищу). У аборигенов Австралии и индейцев Северной Америки тотемизм является основой традиционного мировоззрения.Термин тотемизм заимствован у североамериканского племени ожибвы и означает «род его». Основной признак тотемизма заключается в том, что тотем считается родоначальником данной социальной группы, и каждый индивид тотемного класса кровным род­ственником. Тотемические представления обусловливают определенные отношения между людьми. Они делят всех людей на «своих» и «чу­жих». С тотемизмом связаны определенные ограничения в деятель­ности и общении. . Важнейшим составным элементом является тотемическая обрядность. фетишизмпочитание неодушевленных материальных предметов, якобы обладающих сверхъестественными свойствами. Предметы могли мыслиться как самостоятельное сверхъестественное существо, как постоянная или временная обитель божества. Наиболее древними фетишами являются природные объекты — необычной формы скалы, камни, деревья. Более высокая форма первобытных верований — анимизм, то есть вера в духов и душу или всеобщую одухотворенность природы, неразрывно связана со всеми вышеупомянутыми элементарными формами религиозной жизни. По большому счету, тотемизм и фетишизм, культ предков и культ природы возможны лишь при одушевлении всего окружающего, наделении всего сущего разумом и чувствами. Анимизм в более раннем варианте населяет духами весь окружающий мир, все предметы и явления природы имеют свою душу. Анимизм в более позднем варианте предполагает существование не только отдельных душ предметов, но и наличие единой души. Таким образом, оказывается, что анимизм — это фундамент любой религии, ее цементирующий элемент, который до сих пор существует в развитых религиях.Магия — мнимое, воображаемое искусство или умение влиять на окружающий мир с помощью неких "непостижимых" манипуляций. Круг магических манипуляций очень широк: это могут быть слова (заклинания, заговоры, молитвы), предметы (амулеты, обереги), письмена и различные действия. К настоящему времени описаны и систематизированы многие тысячи колдовских обрядов и церемоний, известные в разные времена у разных народов.Магические приемы различаются по следующим признакам: а) по степени сложности; б) по общей направленности; в) по психологическому механизму воздействия; г) по целевому назначению.

Религиозные представления в эпоху первобытности: от палеолита к неолиту

Погребения верхнего палеолита свидетельствуют о проявлении заботы об умершем сородиче и об усложнении мировоззрения, возникновении религиозных представлений ... Можно утверждать, что первоначальные религиозные представления - весьма смутные и неопределенные - стали появляться в период среднего палеолита, ... Искусство верхнего палеолита, взятое в лучших его образцах, ... Несмотря на всю свою правдивость и жизненность, искусство палеолита остаётся в полной мере ... Они указывают на постоянное присутствие Первозданной Матери в религиозной жизни, начиная от эпохи Богини Матери палеолита 30000 лет тому назад до Девы Марии ... Завеpшив изyчение двyх сотен живописных композиций в палеолитических пещеpах, ... вывод: "Религия палеолита дошла до нас в своей изобpазительной веpшине. .. В верхнем палеолите возникают развитые ритуалы и культы: тотемизм, фетишизм, анимизм, шаманизм. Изображения и захоронения медведей вместе с его глиняными статуэтками, покрытыми медвежьей шкурой, свидетельствуют о древнем тотемном культе этого животного[53]. Не исключено также, что культ хищных зверей обозначает начало или магическое обоснование охоты на людей и ведения войн[66] или прямую зависимость племени от популяции хищника. Антропоморфные изображения и представления о существовании полулюдей-полузверей могут свидетельствовать и о появлении у людей верхнего палеолита пантеона богов или сверхъестественных существ[97][98], как о практике шаманского типа, с нагвализмом, отождествлением человека и соседствующего вида, характерным равенством природы существ. Выражаемое посредством одевания масок животных, шкур или черепов, как это наблюдается в современных племенных сообществах[91], отождествление шамана с духом зверя связывается с общностью природы стаи, племени, стада видов. Считают, что поклонение предкам также возникло в верхнем палеолите[78] и совпадает с феноменом существования вожака и уникальных особей или феномена упорядоченности в каждой стае. Идентификатор вожака, признак особи - мог существовать дольше чем организм особи, оказываясь наследуемым и наблюдаемым в соотношении с иными признаками. Большинство историков прослеживают становление сложных религиозных культов с эпохи неолита. Религиозные убеждения в этот период обычно состояли в поклонении Небесной матери, Небесному отцу, Солнцу и Луне как божествам (см. также Культ солнца). Святилища совершенствовались и со временем превратились в церковные учреждения со сложной иерархией жрецов и жриц, других чиновников. Характерной для Неолита была тенденция поклонения антропоморфным божествам.Часть историков считает, что самыми ранними сохранившимися религиозными священными текстами являются Тексты Пирамид, созданные Египтянами около 3100 года до н. э.


Дата добавления: 2019-02-13; просмотров: 334; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!