Типология и классификация религий.представление о функциях религии.



Принципы научного религиоведения:структура, методы, история развития.

Религиоведение как комплексная самостоятельная отрасль знания складывалась, начиная с XIX века, хотя знания о религии накапливались в течение веков.Религиоведение изучает закономерности возникновения развития и функционирование религии, ее строение и различниые компоненты, ее многообразные феномены, как они представлены в истории общества и взаимодействии религии и других областей культуры.Религиовежение включает ряд разделов. Философия религии – совокупность филосовских понятий,принципов концепций, дающих фил. Объяснение и понимание объекта.Социология религии- изучает общественные основы религии,ее элементы и структуру, функции и роль в объщественной системе.Психология религии – исследует психологические закономерности возникновения , развития и функционирования религиозных явлений общественной, групповой и индивидуальной психолог.Феноменология религиисоотносит представление, идеи, цели,находящихся коммуникации индивидовс точки зрения реализующихся значений,классифицирует их на основе сопоставления и сравнения.История религии обрисовывает движущийся во времени мир религии во всем его многообразии, воспроизводит прошлое различных религий в конкретности их форм, накапливает и сохраняет информацию и многочисленных религиях. Методы. Каузальный анализ – изучение причинно следственных отношении. выявление причин возникновения и эволюции различных явлений религии. Историзм – использует логику истории, делиться на генетический подход –выведение последующих этапов развития из начальной фазы. Актуализм-создание теоретической модели помогающей характеризовать явления в его предшествующих фазах. Сравнительно – исторический –сопоставляет разные этапов развития одной и той же религии в различные моменты времени. Типологический метод – совокупность процедур расчленения и группировки по каким либо признакам. Феномелогический метод – совокупность приемов выяснения значений и смыслов в духовном взаимодействии людей. Герменевтический метод – применяется в целях достижения понимания религиозных явлений. Структурно – функциональный анализ – объекты, представляющие собой системы. Принципы изложения: исходный – строгая объективность, конкретно историческое рассмотрение предмета. 2 –рассмотрение религии, религиозной философии, свободомыслия в контексте развития духовной культуры.3 – анализ мировоззренческих вопросов под углом зрения проблем бытия человека.4 –изложение вопросов на языке толерантности, терпимости, обществе и мире.Задачи:1-вноситься вклад в восстановление и развитие истороческой памяти.2-обращается к рассмотрению мировозренцеских вопросов спецефическом аспекте.3-способствует реализации свободы совести.

Религия как предмет изучения религиоведения: этимология термина…

Термин «религия» происходит от латинского religio — связь. Впервые слово религия было употреблено в христианстве. Церковь толковала его как связь человека с Богом.наиболее признаваемыми вариантами этимологии этого термина являются Цицерон и Лактанция.Цицерон –идти назад,бояться. «религия есть старх перед множеством богов» Лактаций –взять, связать,обозначает узы, связь, служение. «соединение человека с богом в служении ему и повиновении через благочастие» Бенвенист –сомнение, препятствие. «вновь начинать прежде сделанный выбор» в других культурах значение термина иные. В других языках существуют свои обозначения религии. Так, на языке Древней Индии – санскрите религию именуют dharma, от арийского dhar – утверждать, поддерживать, защищать. Для индийцев религия – это учение, добродетель, моральное качество, долг, справедливость, закон, образец, идеал, норма, форма, истина, условия, причина, порядок мироздания и др. Чаще всего это слово употребляется применительно к народному образу жизни и имеет в виду сумму правил, определяющих его. По отношению к явлениям, распространённым в элитных кругах, используется санскритское мoksa – реализующееся в определённой практике стремление оставить повседневную жизнь, подняться над круговоротом жизни, освободиться от цепи рождений и смертей.В арабском языке «религия» –din, первоначальное значение которого – власть, обычаи. Впоследствии din стали употреблять в смысле безусловного подчинения Аллаху и его безграничной власти, придания себя Богу, исполнения религиозных предписаний, совершенствования в искренности веры. В старославянском языке слова «религия» не было. Но это не значит, что не было религиозных верований. Просто для их обозначения употребляли понятия «вера», «верованье». В русский язык слово «религия» вошло в начале XVIII в. Августин объяснял смысл этого слова из глагола religo — связываю развязанное, воссоединяю. В языке Авесты — священной книги древних иранцев, созданной за много столетий до рождества Христова, используется глагол var — верить, и существительное vareiia — вера. У индоариев в III тысячелетии до Р.Х., тех самых индоариев, отдаленными потомками которых являются все почти народы современной Европы, один из самых чтимых богов носил имя Варуна. У очень многих народов, относящихся к индоевропейской языковой семье, слова с корнем var, ver обозначают понятия веры, честности, доблести, правдивости. Но корень этот тождествен двум другим древнейшим индоевропейским корням — вар — жар (отсюда наше — варить) и вервь — веревка, восходящему к древнеиндийскому varatra — слову с тем же самым значением. Религия — это и есть способ или совокупность способов достижения человеком Бога, смертным — бессмертного, временным — вечного. Потому-то слово религия и восходит к слову связь. Религия это связь или воссоединение человека с Богом.Но если более точно определять понятие религии, зная о том, что есть магизм и что есть теизм, определение будет звучать так:Религия это есть совокупность способов достижения человеком Бога, смертным бессмертного, временным — вечного (Теистические религии); или методы соединения человека с духами, овладения ими, защиты от них, при более или менее полном игнорировании вечного, бессмертного Бога-Творца (Демонистические религии).

Структура развитых религий: религиозное сознание и феномен религиозной веры…

Элементы и структура религии складываются и изменяются в ходе истории. К ним относятся религиозное сознание, религиозная деятельность, религиозные отношения, религиозные организации.

Религиозное сознание – это сознание верующего человека. Не всякая вера есть вера религиозная. Последняя «живет» благодаря наличию особого феномена в психологии человека. Вера – это особое психологическое состояние уверенности в достижении цели, наступлении события, в истинности какой-либо идеи. В ней содержится ожидание осуществления желания. Данное психологическое состояние возникает в вероятностной ситуации, когда существует возможность для успешного действия и его благоприятного исхода. Когда событие осуществляется, вера угасает. Вера возникает по поводу тех событий, процессов, идей, которые имеют для людей существенно значимый смысл, и представляет собой сплав интеллектуального, эмоционального и волевого моментов.

Религиозная вера – это вера: а) в существование элементов, сил, свойств, связей, выходящих за пределы действительности; б) в возможность общения с ними, воздействия на них. Религиозное сознание четко различает обыденное, действительное и священное. Область священного – это «высшая» реальность. Последние же черпают свою действительность и свое бытие именно в этой высшей, невидимой физическим зрением, реальности. Другим компонентом религиозного сознания является наглядная образность и эмоциональность. Наглядный образ непосредственно связан с переживаниями, поэтому религиозное сознание очень эмоционально. Религиозные чувства – это эмоциональное отношение верующих к признаваемым ими объективными существам, к священным вещам, персонам, действиям, друг к другу. С религиозными представлениями могут сливаться и получать соответствующую направленность самые разные эмоции человека – страх, любовь, восхищение, благоговение, радость, надежда и т.п. Религиозное сознание имеет два уровня – обыденный и концептуальный. Обыденное религиозное сознание предстает в виде образов, представлений, стереотипов, установок, настроений, привычек и традиций. на концептуальном уровне – это специально разрабатываемая, систематизируемая совокупность понятий, идей, принципов, рассуждений, аргументации, концепции; догматы веры ,как правило оформленные в канон, В состав канона входит: а) более или менее упорядоченное учение о Боге ,мире, природе, обществе, человеке; б) ритуальные предписания. Религиозная деятельность занимает своеобразное место в системе общественной деятельности. Существуют два основных вида религиозной деятельности – внекультовая и культовая. Внекультовая осуществляется в духовной и практической сферах. Духовная сфера – это разработка религиозных концепций, систематизация и интерпретация догматов теологии, сочинение богословских произведений и т.д. Религиозный культ – это совокупность религиозных действий, определяемых каноном и направленных на служение Богу (богам). Он является важнейшим видом религиозной деятельности. Предметом культа становятся различные объекты и силы, осознаваемые в форме религиозных образов. Субъектом культа может быть религиозная группа или отдельный человек. К средствам культа причисляют молитвенный дом, религиозное искусство, различные культовые предметы . Способы культовой деятельности определяются содержанием религиозных верований. Результатом культа является прежде всего удовлетворение религиозных потребностей, оживление религиозного чувства, сознание выполненного долга. В религиозной сфере так же, как и во всех прочих, складываются учреждения. На основе изучения христианства учеными разработана типология религиозных организаций, конфессий: церковь, секта, деноминация. Церковь – сравнительно широкое объединение, принадлежность к которому определяется, как правило, традицией. Фактически отсутствует постоянно и строго контролируемое членство, последователи анонимны.Секта возникает как оппозиционное течение по отношению к тем или иным религиозным направлениям. Для нее характерна претензия на исключительность своей роли, доктрины, ценностей. Резко выражено стремление к духовному возрождению. Лидер харизматический (т.е. священная фигура).Промежуточное положение между церковью и сектой занимают так называемые деноминации.

Типология и классификация религий.представление о функциях религии.

Политеистические религии1. Индуизм2. Джайнизм3. Даосизм4. Конфуцианство5. СинтоизмМировые религии1. Буддизм2. Христианство3. Ислам.родо-племенные распространены у народов, у которых сохранились архаические общественные структуры, например, у аборигенов Австралии и Океании; народностно-национальными 1индуизм,2 конфуцианство,3 сикхизм Функции.Мировоззренческая — религия, по утверждениям верующих, наполняет их жизни неким особым значением и смыслом.Компенсаторская, или утешительная связана мировоззренческой функцией .суть её состоит в возможности религии возмещать, компенсировать человеку его зависимость от природных и социальных катаклизмов.Коммуникативная — общение верующих между собой, «общение» с богами, ангелами (духами), душами умерших, святыми, которые выступают как идеальные посредники в обыденной бытовой жизни и в общении между людьми.Регулятивная — осознание индивидом содержания определённых ценностных установок и нравственных норм.Интегративная — позволяет людям осознавать себя как единую религиозную общность, скреплённую общими ценностями и целями.Политическая — лидеры различных общностей и государств используют религию для оправдания своих действий, сплочения либо разделения людей по религиозной принадлежности в политических целях.

Культурная — религия содействует распространению культуры группы-носителя.Дезинтегрирующая — религия может быть использована для разъединения людей, для разжигания вражды и даже войн между разными религиями и вероисповеданиями.Психотерапевтическая — религия может быть использована как средство психотерапии.


Дата добавления: 2019-02-13; просмотров: 254; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!