Социология и психология религии, подходы.



Дюркгейм разрабатывал свою теорию религии на основе изучения верований австралийских аборигенов. В его концепции религия есть ответ на определенные условия существования, она отвечает важным социальным потребностям. Источник религии – само общество, и она существует поэтому вне зависимости от существования или не существования Бога и потустороннего мира. Таким образом, в теории Дюркгейма происходит десакрализация религии, ее сведение к социальной реальности. Определение религии, которое дал Дюркгейм, оказалось слишком широким.по существу, религия здесь отождествлена с идеологией, специфика религии этим определением не улавливается.Наряду с Дюркгеймом основоположником социологии религии считается немецкий ученый Макс Вебер. Он исследовал место и значение религии в изменяющемся обществе, влияние религии на развитие экономики, политических систем, семьи. Вебер исследовал мировые религии и их влияние на ход истории. Вебер также первым разработал типологию религиозных организаций. Представление о религии будет неполным, если ограничиться лишь выяснением ее места в обществе. Психологический анализ религиозных представлений и верований имеет самостоятельное значение наряду с социальным. Эти два подхода дополняют друг другаПсихологический подход к изучению религии оформляется в самостоятельную дисциплину к концу XIX в., в первую очередь, благодаря работам американца У. Джеймса и немца В. Вундта, а затем и З. Фрейда. Ее предмет составляли индивидуальные чувства, связанные с религией, и «религиозное общение», обретение веры или переход из одной веры в другую. Религия рассматривается как стержень, основа внутренней духовной жизни личности, а затем и как средство групповой и социальной интеграции.В первой половине XX в. сложились три подхода к объяснению человеческого поведения.один из них сводил все к врожденным инстинктам; другой – утверждал, что врожденных стимулов не существует и человеческое поведение является результатом социальных условий; наконец, третий подход был представлен психоанализом, идущим от работ З. Фрейда.Сторонником первого подхода был У. Джеймс, он утверждал, что религия имеет эмоциональную, а не интеллектуальную природу. Религиозность является результатом особенностей психики того или иного человека, корни религии лежат в области индивидуальных чувств и настроений.

Исторический подход к изучению религии

История религии как раздел религиоведения начала формироваться уже в древности. В XVIII веке ряд проблем истории религии освещался в сочинениях французского ученого, историка Ш.де Бросса (1709-1777), французского ученого и философа Е.Ф.Дюпюи (1742- 1809). Огромный вклад в развитие этого раздела религиоведения внесли французский философ Ж.Э.Ренан (1823-1892), английский востоковед У.Робертсон Смит (1846-1894), Дж. Фрэзер (1854- 1941), российские историки Ф.И. Шербатской (1866-1942), В.В. Бартольд (1869-1930) и т.д. История религии рассматривает каждую религию в отдельности, воспроизводит прошлое, настоящее и будущее, накапливает и сохраняет информацию о многочисленных существовавших и существующих религиях.

Методы исследования в религиоведении.

Являясь комплексной дисциплиной, религиоведение использует большое число разнообразных методов познания. Как и в любой науке, в ней применяются общефилософский, социальный, специальные теоретические и эмпирические методы: диалектика, системный метод, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, моделирование, гипотеза, наблюдение и т.д.

В соответствующих разделах, кроме названных, используются свои методы исследования религии. Так, в психологии религии используют анализ биографий, проективные тесты, личностные опросники, методы исследования установок, социометрию и т.д.

В религиоведении применяются также такие подходы, которые интегрируют многие частные приемы.

Генетический подход - выводит последующие этапы развития религии из ее начальной формы. В ходе этого подхода важно отыскать промежуточные звенья в цепи эволюции религии.

Сравнительно-исторический подход - исходит из сопоставления этапов развития одной и той же религии в различные моменты времени, разные религии, существовавшие одновременно, но находящиеся на разных этапах развития. Большое значение имеет сравнение биографий основателей религий (например, Будды и Христа).

Сравнительно-функциональный подход - направлен на раскрытие и функционирование той или иной религиозной системы. Данный подход дает возможность показать соотношение элементов религии с другими социальными системами.


Дата добавления: 2019-02-13; просмотров: 149; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!