Храмовый иудаизм:формирование монотоистического культа Яхве в Палестине. Иудаизм после Вавилонского плена, сектантский период в истории иудаизма.



Иудаизм — это религия, которая оказала большое влияние на формирование христианства. Поэтому при изложении иудаизма сложилось две тенденции. Первая, христианская богословско-теологическая тенденция рассматривает иудаизм под углом зрения тех моментов, которые утверждают истину христианского вероуче­ния.

Другая традиция рассматривает иудаизм как самоценное религиозное образование, национальную религию евреев. Иудаизм называют национальной религией евреев. Истори­ки отмечают, что формирование иудаизма как национальной религии евреев началось задолго до XIII века, когда их кочевые племена вторглись на территорию Палестины. У еврейского народа был бог Яхве (Иегова). И вся религиозно-культовая деятель­ность, система социальных норм и социальных взаимодействий ев­рейского народа строилась вокруг этого Бога. Вместе с тем признава­лось, что у каждого народа имеется свой бог. Правоверный иудей был обязан поклоняться только своему богу и не вступать в отношения с другими богами. Для поклонения богу Яхве в столице государства Израиль сыном Давида царем Соломоном в 945 году до н. э. был построен храм Яхве, который стал центром культовой деятельности иудаизма. Культ сосредоточен исключительно в Храме, привязан к новой столице царства, построенному на месте древнего Иевуса; храм был государственным святилищем, содержащимся на средства царской казны, а члены жреческой коллегии Храма были государственными чиновниками, назначавшимися царем.

 Как известно, в 586 году до н. э. Иудея была захвачена вави­лонским царем Навуходоносором. Храм Яхве был разрушен, а евреи уведены в плен. Во время вавилонского пленения иудаизм становится идейной основой борьбы евреев за освобождение и восстановление собственной государственности, принявшей форму движения к возврату на землю предков. С этого времени в иудаизме окончательно утверждается монотеизм. Синагога заменила Храм. Для евреев, живших в диаспоре, она служила молитвенным домом, религиозной школой и местом собраний. Во времена арабского владычества (638 – 1099 гг.) в иудаизме выделяется сектантское движение, получившее название секты караимов. Караимы отвергают, в отличие от сторонников традиционной религии — раббанитов, чей-либо авторитет в вопросах толкования Священных книг. Они считают, что задачей каждого иудея является постижение Торы только собственным разумением и велением совести. Основоположник этого религиозного учения Анан бен Давид говорил: "Старайтесь сами постигнуть учение и не полагайтесь на мое мнение".

Раввинистический иудаизм в средние века и новое время. Священные тексты иудаизма: Танах, Мишна, Талмуд.

Раввинистический иудаизм – направление иудаизма, которое начало развиваться после разрушения Второго xрама, и впоследствии стало нормативным. Начиная с периода поздней античности и до наших дней практически идентичен "иудаизму".

иудаизм, базирующийся на раввинистической традиции толкования Торы через Талмуд, на всей совокупности еврейского талмудического закона — Ѓалахи. Термин "Р. И." часто употребляется как синоним ортодоксального иудаизма. Носители Р. И. — раббаниты — являются преемниками фарисейской традиции (см. Перушим) библейского иудаизма. раввинистический иудаизм, запрещающий жертвы вне Храма.

Основу еврейского Священного Писания (Сфарим) составляет Тора (Закон), Небиим (Пророки) и Кетубим (Писания). Все эти три части называются Танах, по первым буквам каждого из составляющих его элементов. Составление Танаха было закончено примерно к III – II вв. до н. э. В конце II – начале III вв. н. э. на основе комментариев к Торе иудейских законоучителей (таннаев) был составлен сборник правовых норм – Мишна ("Повторение"). В Мишну входит свод нормативных актов – Галаха ("Закон") и собрание рассказов и притч, поясняющих фрагменты Танаха и Галахи, – Агада ("Предание"). В IV – V вв. толкователи (аммораи) добавили к Мишне новые законодательные положения, которые получили название Гемара ("Завершение"). Мишна и Гемара вместе составляют Талмуд ("Учение"). Существует Иерусалимский Талмуд, составленный в Палестине и Вавилонский Талмуд, составленный иудеями диаспоры. Талмуд стал основой законодательства и этики иудаизма.ТаНаХ описывает сотворение мира и человека, Божественный завет и заповеди, а также историю еврейского народа от его возникновения до начала периода Второго Храма.Талмуд - Кроме законодательных текстов, называемых Галаха, включает большое количество сказочных и мифологических сюжетов, народных поверий, исторических, медицинских, магических, кулинарных текстов. Все это называется Агада.В основе талмудического творчества лежит комментарий Танаха, в особенности его первой части — Пятикнижия, или Торы.

 


Дата добавления: 2019-02-13; просмотров: 280; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!