Когда я представляю себе Бога, я всегда вижу своего отца
«Если бы я позволила себе сделать сравнение церковь — родительский дом, то я могла бы сказать: то, что в общих чертах воплощает в себе Бог, воплощал в семье мой отец. Это вера, которая приказывает, но строится на любви, указывает своим детям правильный путь, давая им время от времени маленькие радости или вольности в соответствующих рамках и сопровождая их словами: „Какие же вы счастливые дети!" » (32-летняя незамужняя учительница, сексуальные расстройства и депрессия).
Глава III. Неправильные установки 215
В возникновении этих форм поведения решающую роль играет пример родителей. Они формируют у детей то, что позднее как основной конфликт сделает человека подверженным расстройствам определенного вида. Смешение понятий «вера», «религия» и «церковь» происходило исторически и через стиль воспитания проникло в переживания людей.
Религия подобна лекарству, которое действует на человека в соответствии с его сущностью. Но она только тогда может иметь смысл, когда она отвечает требованиям, потребностям и нуждам человека и учитывает фактор времени, относительность и единство. Если неправильно понятая религия приводит к расстройствам, фиксациям, торможению в развитии, к косности или интеллектуальному сопротивлению, значит, она бессмысленна; так, Фейербах называл теологию патологией, Маркс и Энгельс говорили об опиуме для народа, а Фрейд иронично сравнивал религию со страховым обществом.
|
|
Если раньше наука была ярым противником религии, то сегодня картина в значительной степени изменилась. Потому что точно так же, как фотография освободила живопись, так и научно-технический прогресс — по крайней мере по своим возможностям — освободил дух. Религия и наука уже не олицетворяют собой непреодолимые противоречия. Сегодняшняя ситуация — перед лицом опасности бесчеловечных технологий — делает необходимым их взаимодействие.
Психотерапевт не должен пытаться — на основе имеющегося у него психологического Материала — примирить пациента с его религией или отвратить его от веры, его задача состоит в том, чтобы помочь человеку найти свой собственный путь.
Расстройства и конфликты
Религиозный фанатизм; суеверия; защитные маневры; иллюзии; фиксации; ханжество; страх; агрессии; смирение; бегство во внешние проявления; бегство в псевдорелигии; завышенная самооценка; бегство в работу; необоснованная несокрушимая убежденность; скорбность; чувство покинутости; чувство уничтожен-ности; недоверие; чувство неприкаянности; отрыв от реальности;
разрыв социальных связей; погружение в собственную внутреннюю жизнь; большой интерес к оторванным от действительности метафизическим вопросам; снижение трудоспособности; чувство внутренней пустоты; чувство страха; опасение стать душевнобольным; депрессия; раздражительность.
|
|
216 Психотерапия повседневной жизни
Памятка
Каждый человек обладает способностью к вере. Вера — это, в общих чертах, отношение к неизвестному и непознаваемому. Таким образом, вера охватывает не только религиозные вопросы и вопросы жизни после смерти, но и вопросы частной жизни и науки.
Способность человека к вере проявляется через религию. То, какую религию примет человек, в большинстве случаев зависит от воспитателей и от традиций воспитания. Отношение человека к религии зависит в основном от опыта, который он приобрел со своими родителями и своим социальным окружением. Религия — это культурный феномен, тесно связанный с развитием истории.
Церковь — это учреждение религии, инструмент, который достаточно часто становился самостоятельным. Таким образом, нужно различать веру, религию и церковь, а также религии первого и второго плана. Задача религии состоит в том, чтобы давать человеку критерии ценностей, цель и смысл жизни, в то время как наука формулирует все новые и новые логические закономерности. Религия и наука, если они хотят быть полезными человеку, должны дополнять друг друга. Религия не заменяет психотерапию, а психотерапия не заменяет религию.
|
|
Совет психолога
Учись различать веру, религию и церковь.
ПРЕДОПРЕДЕЛЕННАЯ И ВОЗМОЖНАЯ СУДЬБА
Хотя каждый из нас должен когда-либо умереть,
не клади свою голову в пасть льва.
Сзади
Неправильная установка
Что ни делай, все равно умрешь.
Воспитание нельзя рассматривать только на фоне нормального психологического развития и корректировки приобретенных поведенческих форм. Аюди охотно оставляют без внимания сам
Глава III. Неправильные установки 217
по себе вполне естественный факт того, что воспитание дает возможность оказывать положительное или отрицательное влияние на так называемые врожденные дефекты, вернее, на их проявления в жизни человека.
Он ведь не может иначе
17-летний молодой человек, сын почтового служащего, при рождении получил органическое повреждение головного мозга. Он позднее, чем другие дети, стал ходить и говорить. Родителям это отставание в развитии особенно бросалось в глаза по той причине, что у них была обладающая живым характером и нормально развивающаяся дочь, с которой они могли сравнивать сына. У сына были заметны несколько спастический характер ходьбы и задержка физического и психического развития. Родители были особенно внимательны к сыну. Его мыли, одевали, водили за руку. Все трудности с его пути убирали, как это делается при наивно-первичном воспитании. Такое отношение продолжалось до начала лечения у психотерапевта (то есть со своим 17-летним сыном родители обращались так же, как с 3-летним). Оправдывая такую позицию, родители говорили с обреченным видом: «Он ведь не может иначе».
|
|
На приеме у психотерапевта сложившаяся ситуация была шаг за шагом проанализирована вместе с родителями и юношей. Прежде всего необходимо было установить: что он действительно может делать, а что нет. Таким образом, речь шла о том, чтобы не предъявлять юноше ни завышенных, ни заниженных требований, а с помощью соответствующих заданий развить его возможности. С этой целью возможности нужно было сначала выявить. И вот уже через десять недель он смог надевать несложные предметы одежды, зашнуровывать ботинки и самостоятельно есть, пользуясь ложкой и вилкой. Такое развитие возможностей удалось продолжить так, что он начал работать в мастерской для инвалидов. Родителям был дан такой совет: «Не помогайте вашему сыну выполнять такие дела, с которыми, по вашему мнению, он может справиться сам. Подождите, пока он сам не сделает что-либо, даже если он сделает это неправильно. Только так, шаг за шагом, он сможет научиться быть самостоятельным».
Знаменитым историческим примером возможностей, которые существуют несмотря на врожденные дефекты, является слепо-глухонемая Елена Келлер, которая благодаря терпению воспитательницы из беспомощного, похожего на животное существа пре-
218 |
Психотерапия повседневной жизни
вратилась в достойную восхищения личность. У нее воспитательница сумела увидеть не только тяжелые повреждения, но и способности, существовавшие в скрытом виде независимо от физических нарушений. Отсутствовавшие зрение, слух и речь были заменены развитым осязанием и выразительными движениями рук и лица.
Что касается так называемых врожденных дефектов, то здесь мы имеем две возможности помогающего вмешательства: во-первых, можно попытаться повлиять на сами повреждения, например, с помощью операции, медикаментов, гимнастики, и, во-вторых, можно выявить другие способности вместо отсутствующих. Благодаря внимательному и терпеливому отношению у больного ребенка и при серьезных дефектах можно развить многие требуемые социальные способности: стремление к порядку, чистоплотность, вежливость, трудоспособность, а также творческие способности.
Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 183; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!