Я испытываю сильный страх перед смертью
«Как перед тяжелыми болезнями, операциями и т. д., так и перед смертью я испытываю сильный страх и часто задумываюсь о том, как я буду вести себя, когда же придет наконец мой последний час. Хотя я часто, когда мне было совсем мерзко, говорил: „Ах, когда наконец все кончится!", я все-таки еще не хочу умирать, потому что, как уже сказано, у меня большой страх перед смертью. Это, в частности, причина того, что я очень труслив в отношении болезней, может быть, даже слишком часто хожу к врачу, чтобы решить некоторые проблемы, и слишком, много наблюдаю за собой сам. Кроме того, машины скорой помощи, сирены, больницы — все это постоянно напоминает мне о смерти. Мне просто очень трудно смириться с тем, что в нашей жизни мы с самого начала идем к смерти» (26-летний руководитель торгового предприятия).
Из-за постоянного наблюдения за функциями тела такие люди в своих переживаниях постоянно думают о смерти. Они умирают в течение всей своей жизни. Страдания, предчувствие близкой, но в то же время далекой смерти имеет для них большое значение. И хотя они часто и с удовольствием посещают врачей, но, несмотря на это, почти не следуют их советам. Знать о том, что они страдают и что никто не может им помочь,— вот содержание их жизни.
Болезни и горе относятся к реалиям нашей жизни. Вопреки всей осторожности, которую приходится соблюдать, чтобы уберечься от болезней, преувеличенная осторожность и поиски у себя болезней являются источником вышеописанной установки.
|
|
Для некоторых людей представление о конце жизни не так ужасно, как представление о том, что их любимое, принадлежащее только им плотское тело перейдет в гнилостное, вызывающее отвращение состояние. В этом случае человек сам себя идентифицирует со своим телом и к мертвому телу подходит с критерием чистоты.
Такая мысль не дает мне покоя
«Одно лишь представление о том, что мое тело, мои руки, моя грудь, мой живот будут разлагаться с мерзким запахом, вызывает во мне отвращение. Хотя я знаю, что не буду всего этого видеть, такая мысль не дает мне покоя, я ужасно этого боюсь» (24-летняя привлекательная манекенщица).
Страх перед смертью и окружающий мир. В обычном представлении смерть связана с телом. Органы прекращают функционировать, тело переходит в другое состояние. Какое отношение к
231 |
Глава III . Неправильные установки
смерти и страху перед смертью имеет наше окружение? Часто мы встречаемся с такими высказываниями:
Своим поведением ты меня скоро сведешь в могилу. Мне и на том свете не будет покоя, как только я вспомню о том, какая ты несамостоятельная и неряшливая.
Если бы я знал, что ты сможешь себя содержать и вести достойную жизнь, я мог бы спокойно умереть.
|
|
Лучше бы мне умереть, чем переживать твою измену. Здесь установки, связанные с отдельными актуальными способностями, становятся причиной того, чтобы бояться смерти или призывать ее.
Лучше было бы, если бы я налетел на мостовую опору
^Восемнадцать лет я проработал на заводе в одной большой фирме. Когда проходила реструктуризация фирмы, меня вдруг перевели в лабораторию. Как мне справиться с этими новыми обязанностями? В свою прежнюю работу я ведь втянулся. А тут я уже сейчас чувствую, что не справлюсь. Эта новая работа доконает меня. Недавно я мчался на машине по автостраде. Любым способом я хотел вырваться из создавшегося поля напряжения. Я безотрывно думал о том, что самое лучшее было бы, если бы я со скоростью 160 км налетел на мостовую опору. Тогда бы мне не пришлось переживать этого гнетущего состояния» (38-летний инженер),
В подобных случаях человек смотрит на смерть как на выход из конфликтной ситуации, которая сложилась на базе привычных норм поведения. Актуальные способности также могут стать причиной страха перед смертью.
Если я не выполню главную задачу моей жизни, значит, вся моя жизнь не имела смысла,
|
|
Я спокойно смогу умереть, если закончу свою работу.
Я в своей жизни достаточно поработал, смерть мне больше не страшна.
В зависимости от значения, которое придавалось актуальным способностям в воспитании, формируется и отношение к собственной смерти: желание смерти, страх перед смертью или безразличие,
Страх перед смертью и время. Отношение к смерти, связанное с факторами тела и окружающего мира, развивается в течение всей жизни человека. Здесь образуются конфликты и готовность к страху, причем какому-либо фактору придается особое значение. Однако отношение к смерти зависит не только от основополагаю-
232 |
Психотерапия повседневной жизни
щего опыта индивидуального и коллективного прошлого, но и oi переживаний настоящего; оно в большей степени формируется установками и ожиданиями, связанными с будущим. Бильц (1967] сообщает об опыте, который провел один американский физиолог. Он бросил диких крыс в наполненный водой стеклянный цилиндр, из которого они не могли выбраться. Животные в большом волнении проплавали несколько минут, а затем стали тонуть, Никто не мог предположить, что они так быстро перестанут бороться за жизнь. Проводя эксперимент с другой группой диких крыс, ученый положил в цилиндр палку, пробежав по которой животные могли спастись. Когда одну крысу, которая уже приобрела опыт со спасением, снова поместили в ситуацию безвыходности, она проплавало почти 80 часов, до того как потеряла все силы. Крысы второй группы приобрели опыт того, что может существовать выход. Эта «надежда» дала им возможность плавать до полного изнеможения, в то время как <<не имевшие надежды» крысы после сильного внутреннего волнения и страха вскоре погибали.
|
|
Хотя этот эксперимент нельзя безоговорочно переносить на людей, он все-таки показывает значение перспективы будущего. Из опыта хирургии нам известно, сколь большое значение для успеха операции имеет психическое состояние пациента и его отношение к жизни. Способ переработки болезни точно так же определяется и отношением к собственному будущему. Если жизнь для человека больше не имеет смысла, если в переживание больного не подается «палка из стеклянного цилиндра», с помощью которой он может уйти от болезни, то даже самые безобидные заболевания превратятся в тяжелейшие страдания. Из-за гнета этих страданий, внутреннего волнения или апатии могут возникнуть новые кризисы в течении заболевания.
Тем, чем для крыс был стеклянный цилиндр, для некоторых пациентов является диагноз врача. Он или дает им уверенность, или лишает их всякой надежды и повергает в отчаяние. Само собой разумеется, что врач должен быть очень осторожен с подобными диагнозами.
Некоторые из таких диагнозов ставятся потому, что пока еще не существует никаких других отправных точек и практических возможностей; можно назвать, к примеру, психиатрический диагноз «шизофрения». Хотя причины возникновения этого психического расстройства еще не выяснены и оно лишь в немногочисленных случаях сопровождается распадом личности, шизофрения стоит в конце списка излечимых болезней и иногда лишает больного какой-либо надежды.
233 |
Глава III. Неправильные установки
Если на вопрос о смысле смерти или страдания в какой-то определенный момент невозможно дать ответ, если ситуация кажется безвыходной, то это вовсе не означает, что так должно быть всегда. Женщина, которую спасли врачи после попытки самоубийства, через некоторое время не могла понять, почему она вообще прибегла к таблеткам. Таким образом, при каждой безвыходности данной ситуации надо спросить себя, не может ли эта ситуация, если посмотреть на нее с иной точки зрения или в иное время, приобрести абсолютно другое значение. Потеря надежды означает в этом смысле, что измерение времени сжалось до одной-единствен-ной точки, на которой зафиксировалось переживание человека.
Смерть и воспитание
Отношение к смерти зависит, как мы могли видеть, от воспитания, традиций, религии, общества и собственного жизненного опыта. Даже когда о смерти взрослые не говорят в открытую, через поведенческие проявления окружающих людей у ребенка формируются определенные установки. Если, например, мать ребенка после смерти своей матери впадает в аномальную траурную реакцию, на протяжении длительного времени безудержно плачет и постоянно демонстрирует, как она страдает, то она станет образцом для ребенка в выработке у него соответствующего отношения к смерти. Потерю близкого человека он будет переживать не только как непостижимое событие, но и как угрозу для личности — он наблюдал это на примере своей матери. По всей видимости, передаются не только траурные ритуалы — возникает семейная традиция для реакций скорби.
Не только сформировавшаяся таким образом установка является решающим фактором для отношения к смерти. Отдельные переживания, которые были связаны со смертью, могут в своем влиянии распространиться на весь опыт относительно смерти: уделяют ей внимание или нет, связывают ли представление о собственной смерти с чувством освобождения или нет. Здесь имеет большое значение установка родителей, через которую дети формируют свою собственную установку.
Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 178; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!