У моей дочери нервное заболевание?



«Ирена доводит меня до отчаяния. Она очень невнимательна на уроках и в последнее время несколько раз приходила домой с плохими отметками. Даже меня она иногда плохо слушает. Ко­гда я ей говорю, что она должна убрать в своей комнате, то это у нее в одно ухо входит, из другого выходит. Когда у нас гости, она часто просто сидит в углу, смотрит в пустоту и ведет себя так, как будто у нас никого нет. Ночью она иногда кричит, а потом вся покрывается потому. За этим описанием последовал заданный с робким ожиданием вопрос матери 9-летней Ирены:

«Может быть, у моей дочери нервное заболевание? Вы не могли бы ее обследовать?»

Подобные случаи встречаются очень часто. Родители спраши­вают: «Наш ребенок душевнобольной? У него раздвоенное созна­ние, потому что иногда он все раздает и рассказывает смешную чепуху, бывает непослушным и неаккуратным? Это у него врож­денное?» За такими вопросами в большинстве случаев скрываются проблемы во взаимоотношениях, искаженное самопознание и по­знание других. Во время консультации, когда рассматривается проблема тяжелых, иногда врожденных дефектов, разговор не­вольно переходит на одну частную проблему, которая касается каждого человека, но особенно воспитателя и ребенка: «Я пони­маю это так, что должен был поплатиться за грехи моих роди­телей и проступки моих предков». Примеры такого рода делают


219


Глава III. Неправильные установки


 


очевидным важность установки «врожденные качества — воспита­ние», тесно связанной с двумя вопросами, которые порождают надежду или отчаяние воспитателей: «Что невозможно изменить, что нужно научиться терпеть?», «Что поддается влиянию, исправ­ляется, лечится?»

Эти вопросы связаны с предопределенной и возможной судь­бой. Предопределенной мы называем такую судьбу, которой нель­зя избежать: каждый человек рождается и умирает, никого из нас не минует чаша сия. Перед вопросом сути рождения и смерти останавливаются точно так же, как перед вопросами, есть ли жизнь после смерти, что является причиной и целью всего бытия, в чем сущность Творца и какой смысл имеет горе. С этими вопро­сами сталкивается каждый человек.

Возможная судьба — это судьба, которая имеет свою собст­венную историю, которой можно было бы избежать и в которой либо можно было, либо все еще можно кое-что изменить. Соотно­шение предопределенной и возможной судьбы можно проиллюст­рировать на следующем примере: какой-либо свече судьбой предо­пределено, чтобы она горела и меняла свою форму; тот факт, что свеча в конце концов погаснет, является предопределением, кото­рое невозможно изменить. Возможную судьбу можно определить так: когда свеча только начала гореть, налетел порыв ветра, кото­рый погасил ее. Здесь речь идет о судьбе, свершившейся при опре­деленных условиях, потому что возможностей предотвратить уга­сание свечи было вполне достаточно.

Все события в жизни человека находятся под знаком возмож­ной судьбы. Это означает, что путем соответствующего воспита­ния ребенка можно подготовить к счастливой жизни. Если это по каким-то причинам не удалюсь и появились нарушения или неже­лательные формы развития, то если вовремя их заметить, вполне возможно повлиять на них и достичь улучшения или выздоровле­ния. Некоторые нарушения, которые тоже обусловлены опреде­ленными факторами, не могут быть устранены с помощью совре­менной науки. Тогда задача воспитателей заключается в том, что­бы принять эти нарушения и выработать к ним положительное отношение, которое даст возможность раскрыть другие способно­сти воспитанника.

Ребенок из-за автомобильной аварии ослеп на левый глаз. С помощью современной медицины зрение этого глаза восстано­вить невозможно. Таким образом, был установлен факт, с кото­рым ребенок так или иначе должен был смириться. (Интересным в этом случае является то, что ребенок, несмотря на тяжелую трав-


220                                       Психотерапия повседневной жизни

му, развивался без конфликтов, в то время как его мать, которая сама вела тогда машину, так и не смогла справиться с бедой.)

События прошлого относятся к предопределенной судьбе, ко­торую нельзя изменить. Что произошло, того уже не вернешь. Но вполне можно оказать влияние на отношение человека к проис­шедшему. Иначе говоря, на предопределенную судьбу нельзя по­влиять, но можно изменить свое отношение к ней. От такой уста­новки будет зависеть, дифференцировано ли наше поле зрения для задач сегодняшнего дня или ограничено. Какие установки выбира­ются и каким человек все время отдает предпочтение — это уже истинная судьба, которая отчасти зависит от воспитания.

Неправильная установка по отношению к предопределенной и возможной судьбе приобретает большое значение не только для родителей или воспитателей. Ее можно обнаружить и в отношении человека к самому себе: «Я неудачник, такова моя судьба. Это всегда было так, так и останется». Это высказывание сфокуси­ровано на субъекте, хотя высказывание «Я неудачник» в принципе отличается от высказывания «Я потерпел неудачу». Во втором высказывании утверждение касается отдельного события, которое не смешивают с личностью.

«Я попал в аварию, а потом сам несколько раз стал виновни­ком дорожного происшествия. Я неудачник».

«Мне долгое время давали большие дозы болеутоляющих ле­карств. Я думал, что я неспособен к учению».

«Перед тестированием и экзаменами у меня на работе я все­гда говорил себе: „С этим тебе не справиться!" И у меня потом действительно ничего не получалось».

«Другим всегда было легче, чем мне, например с женщинами. Мне очень трудно вступать в контакт, никто со мной не разго­варивает».

«Моя мать была очень флегматичной, и я это перенял. Этого нельзя изменить, тут уж ничего не поделаешь».

«Чего я 6 своей жизни достиг? Посмотрите на мое окруже­ние: один построил себе дом, у другого симпатичная жена, а у меня вообще ничего нет».

Расстройства и конфликты

Преувеличенный оптимизм; упорная пассивность; смирение;

боязнь поражения; боязнь разочарования; недовольство; страх перед жизнью; упреки самому себе; недостаточная уверенность в себе; межличностные конфликты.


221


Глава III. Неправильные установки


 


Памятка

Возможная судьба указывает пути, которые человек может выбрать себе сам, однако нужно постоянно помнить, что события прошлого уже произошли и их нельзя изменить. А вот на сего­дняшние последствия прошлых событий можно оказывать влия­ние: нужно смотреть на прошлое как на зеркало для будущего. Если мать постоянно упрекает себя, что она недостаточно време­ни уделяла своему ребенку, то этим она ему мало помогает. Ее чувство вины дает скорее отрицательные результаты. Более важ­ным был бы другой вопрос: «Чему я могу научиться у прошлого?» Есть альтернативные пути, которые мы всегда можем выбрать. Возможная судьба каждого человека в большинстве случаев на­ходится в его руках, а в детстве — в руках его родителей и воспитателей.

Совет психолога

Учись видеть разницу между «Быть неудачником» и «Потерпеть неудачу".

СМЕРТЬ

Трус умирает несколько раз, храбрый — только один. Шекспир

Неправильная установка

После смерти — лишь мрак и молчание.

В жизни мы встречаемся со смертью много раз. Каждую мину­ту умирает несколько человек, однако нас это особенно не касает­ся и не требует нашего участия.

«Все, чему меня учит наука — и не перестает учить,— укрепля­ет меня в моей вере в продолжение нашего духовного существова­ния в жизни после смерти. Потому что ничто не исчезает, не оставив какого-либо следа, и исчезновение — это только превра­щение» (из речи Вернера фон Брауна на заседании лауреатов Нобелевской премии в Аиндау, 1971).


222                                       Психотерапия повседневной жизни

Отношение к смерти других людей

Значение смерти мы обычно осознаем только тогда, когда умирает человек, которого мы знали и к которому мы в той или иной форме имели отношение; в таком случае смерть другого человека становится для нас источником переживаний.

Различие между отношением к смерти человека, которого мы знали, и человека, к которому мы равнодушны, пожалуй, отчетли­вее всего проявляется, когда узнают о несчастном случае. Не­вольно человек думает: «Надеюсь, это был кто-то другой, не мой родственник и не мои друзья». Степень эмоционального участия зависит от того, как хорошо мы знали пострадавшего, какой опыт общения с ним мы имели, какое значение он имел для нас и какие последствия нам принесет его смерть. Какой-либо человек может быть нам дорог, когда мы его теряем, в то время как при его жизни мы совсем не замечали его. Даже несмотря на то, что существует негласный уговор не говорить о мертвых ничего, кро­ме хорошего, другого человека мы оцениваем после его смерти по его делам. Одна 55-летняя мать так описывает свою покой­ную дочь:

«У Хильды мне не нужно было проверять школьные уроки, 6 отличие от старшей, которая занималась только тогда, когда у нее было желание и настроение. Хильда во всем мне помогала, мне не нужно было ее особенно просить. Например, до того как она по вечерам уходила со своим другом, она успевала вымыть и выте­реть посуду. Сейчас мне даже трудно понять, как он мог сразу после ее гибели познакомиться с другой девушкой. Я ведь месяца­ми готовила для них и заботилась о них. Для меня порядок — это половина жизни. Мой отец всегда говорил мне: „Учись порядку, привыкай к нему, порядок сберегает время и силы!" И Хильда действительно была образцом для других. Она всегда была милой и приветливой, никогда не говорила зло. Я терпеть не могу, когда мой муж иногда говорит все напрямик. Нужно ведь понимать, как обходиться с людьми, и иногда с чем-то мириться. Наша семья — это для меня все. Хильда очень хорошо чувствовала себя дома, и ее друг тоже любил у нас бывать. Элен в свое время была совсем другой: она все стремилась удрать из дома; в 18 и 19 лет ее по вечерам и вылодным дома обычно не было ».

Непроизвольно мы кладем на весы знакомые нам качества другого человека. Мы как бы измеряем, справедливой была его смерть или нет, заслужил он ее или же был достоин жить дольше. Критерием для этого служат актуальные способности.


223


Глава III. Неправильные установки


 


«Ему ведь нельзя было доверять. Каждое его второе слово было ложью. Он был лицемером. Мы можем радоваться, что он больше не причинит нам горя».

«Он был великолепным человеком. К нему всегда можно было обратиться. Он всегда находил время для людей и пытался каж­дому помочь. С его уходом мы. много потеряли. Для него бы я пожелала, чтобы на том свете был рай».

«Этот старый негодяй всегда хотел втереться в доверие к другим людям, а сам ведь был очень пристрастным и заботился в конечном счете лишь о собственной выгоде. Он думал только о своем успехе и теперь наконец-то жарится в аду. О его патологи­ческой скупости я уж и не говорю. Но я не буду скрягой и из простого сочувствия дам денег на венок».

Приведенные выше примеры являются спонтанными высказы­ваниями в связи со смертью разных людей. Из них видно, насколь­ко сильно отношение к человеку, связанное с его актуальными способностями, влияет на отношение к его смерти.

Часто речь заходит о том, что смерть была для того или иного человека избавлением. Это высказывание обычно имеет место в ситуации, когда человек страдал от тяжелой болезни или если его внутренние и внешние конфликты причиняли окружающим его людям вполне понятные тяжелые страдания.

Возраст человека также заставляет воспринимать его смерть менее трагично: «После того как я видела его в последний раз, я знала, что смерть для него будет избавлением». Смерть здесь выступает как естественный и желательный результат последствия событий, который для покойного и для его близких является лучшей альтернативой. В таких случаях перспектива будущего для больных и очень старых людей была бы весьма ограниченной. Все равно это скоро должно было случиться.

Но если с человеком, принимая во внимание его молодой воз­раст, или его положение в обществе, или его личность, связывают долгосрочные ожидания, то его смерть^ вызывает тяжелое разоча­рование. Потому что он, хотя и не по своей вине, но все-таки не оправдал возлагаемых на него надежд.

Мы собирались еще так много сделать, а теперь он мертв.

Она умерла слишком молодой.

Я бы очень хотела видеть, на ком он женится и какие у него будут дети; теперь слишком поздно.

Он был как раз на вершине своего успеха и вдруг заболел и умер.

Как мы уже говорили, готовность к смерти другого человека имеет большое значение для переработки этого переживания.


224                                       Психотерапия повседневной жизни

Если умирает человек, смерти которого ждали, то это событие производит не столь ошеломляющий эффект, как неожиданный уход кого-то из жизни. В мыслях люди уже переживали это собы­тие во всех деталях, и в результате такого обдумывания они при­выкли к возможности потери и не станут жертвой неожиданности. Здесь ситуация похожа на ту, какая бывает, когда ребенка готовят к отсутствию матери: разыгрывают игру «Мама в больнице» и таким образом делают травмирующее событие более понятным или, по крайней мере, не так тяжело воспринимаемым.

Потеря человека, к которому мы испытывали эмоциональную привязанность, непроизвольно вызывает чувство скорби. Разлука должна каким-либо образом перерабатываться. Психоаналитики метко говорят о скорбной работе, которую человек должен вы­полнить.

Если предположить, что смерть другого человека актуализи­рует связанные с расставанием и покинутостью чувства, пережи­тые в раннем детстве, то становится понятной эмоциональная, чувственная причина скорби. Этот вид реакции скорби (траурная реакция) касается в определенной ситуации почти всех людей. Если бы понятие «нормальный» не было подозрительным, то здесь можно было бы говорить о нормальной реакции скорби. Если она продолжается дольше определенного периода, который у предста­вителей нашего культурного круга идентичен с годом траура, или если она приобретает такие масштабы, что сама личность или здоровье находящегося в трауре оказываются под угрозой, то тогда мы уже говорим об аномальной реакции скорби.

«Я все больше страдаю от депрессии. Я стала бояться людей, испытывать трудности в общении и по ночам вообще не сплю. По сравнению с другими людьми я стала чувствовать себя неполноценной, мне представляется, что я вообще не отно­шусь к их числу. Такие жалобы у меня появились после смерти моей матери два года тому назад. Все мои чувства — это пе­чаль и внутренняя пустота. Все мне кажется совершенно бес­смысленным» (34-летняя мать двоих детей, аномальная реакция скорби).

Аномальная реакция скорби может начаться довольно скоро после смерти близкого человека; однако она может возникнуть и через довольно длительное время, по истечении которого для дру­гих людей смерть этого человека уже не имеет значения. Слишком сильная реакция на смерть близкого человека в большинстве слу­чаев — больше, чем требуемая обществом демонстрация своего горя. Это обстоятельство может иметь различные причины.


Глава III. Неправильные установки                                225

Часто покойный имел для оставшихся особое значение. Он был не просто человеком, как любой другой, а тем, к кому испыты­вали доверительное отношение, кто защищал, брал на себя ответ­ственность или же которому покровительствовали и помогали. Его значение измеряется по его актуальным способностям. Осо­бенно тяжелым ударом для нас оказывается потеря человека, если мы во многих сферах идентифицировали себя с ним или проециро­вали на него свои ожидания. Образно говоря, мы сами умираем вместе с близким человеком.

Потеря человека, с которым мы были связаны, часто несет с собой необходимость серьезной перестройки. Если, например, раньше можно было поделиться своими заботами с супругом и снять с себя груз тяжелой ответственности, то после его смерти мы одни вынуждены нести на себе все трудности и всю ответствен­ность.

Как я одна могу нести ответственность за двоих детей?

Как мне одной (одному) справляться с жизнью?

Ставшие для нас любимыми привычки с потерей партнера вдруг становятся беспредметными. Именно это заставляет человека ощу­щать пустоту новой ситуации. Там, где раньше можно было ожидать определенной реакции партнера, теперь ничего не происходит.

Аюдям, находящимся в трауре, общество предписывает опре­деленную роль. Одетые в черное, они принимают соболезнования от других людей и обязаны следовать строгим ограничениям. Они должны воздерживаться от развлечений и показывать себя дос­тойными покойного. С этим же связана негласная заповедь для вдов и вдовцов на время траура отказываться от сексуальной жизни. В той мере, в какой это ограничение в начале траура отвечает внутренней потребности человека, в такой же степени именно у него могут возникать чувства вины, агрессии, страхи, внутренние и внешние конфликты.

Общественные и религиозные нормы поведения во время трау­ра, в свою очередь, поддерживают или тормозят возможную пере­работку печали. В определенных религиях или обществах жела­тельно или обязательно, чтобы находящийся в трауре нес свой траур как можно более сдержанно. Но поскольку в связи с этим формы внешнего проявления отсутствуют, внутренняя переработ­ка усиливается. Такая позиция благоприятствует развитию ано­мальных траурных реакций. С другой стороны, существуют такие траурные ритуалы, которые приводят к эксцессивным выраже­ниям своего горя: человек бьет себя кулаками, вырывает себе волосы, обвиняет Бога и людей или причитает у гроба умершего


226                                       Психотерапия повседневной жизни

при поддержке плакальщиц. Подобную функцию разрядки берут на себя возложения цветов, которые служат пожертвованиями мертвым, выражением благодарности или вины.

В возникновении аномальных траурных реакций у человека может участвовать и чувство вины: как мысли о том, что он вино­ват в смерти другого и не оказал ему достаточную помощь, так и воспоминания о том, что он был недостаточно добр с умершим, в некоторых ситуациях отравлял ему жизнь и посылал его к черту. Здесь отражаются конфликты, которые имели место между по­койным и находящимся в трауре. Чувство вины, которое действует как состояние напряженности, постепенно перерабатывается или вытесняется. К такому вытеснению относится то, что в психоана­лизе называется идеализацией. Покойный, с которым были кон­фликты, поднимается над этими конфликтами. Он, у которого были ошибки, становится лучшим, самым чистым и самым пра­вильным человеком. С идеализацией связано дистанцирование от лиц, с которыми проводится сравнение. Брат и сестра умершей Хильды в глазах их матери никогда не смогут сравниться с ней по добродетелям. Более того, явное сравнение с умершим и попытка превзойти его расцениваются как оскорбление его, как умаление достоинств покойного. Таким образом, идеализация одного парт­нера связывается с принижением других.

В аномальной траурной реакции оставшийся в живых пытается не признавать факт смерти близкого человека или отменить его, повернув время вспять. В то время как нормальная работа по переработке скорби через некоторое время заканчивается, ано­мальная траурная реакция продолжается за счет собственных сил вплоть до их исчерпания.

Лечение сильно зависит от каждого конкретного случая. Ме­дикаментозная поддержка, а также такие процедуры, как лечение сном и ванны, оказываются особенно успешными в тех случаях, когда работа по переработке скорби первично была заторможена физическим и психическим истощением. В других случаях пользы от подобной физической поддержки очень мало. Пребывание в санаториях и медикаментозное лечение оказывают при этом лишь кратковременное действие; пациент вновь возвращается в свои страхи и депрессии. Это является поводом для психотерапевтиче­ского лечения, имеющего своей целью расширить возможности дифференциации. Таким путем мы даем пациенту возможность переработать конфликтную ситуацию. Шанс, который в скрытой форме присутствует в смерти другого человека, лучше всего мож­но показать на следующем примере.


Глава III . Неправильные установки                                227


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 212; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!